Как журналисту выбрать личный имидж, из чего исходить и от чего отталкиваться.
«Для того, чтобы нам было легче всего казаться такими, каковы мы в действительности, – хотя важнее всего, чтобы мы были такими, какими хотим считаться, – все-таки надо преподать кое-какие наставления».
Марк Туллий Цицерон
Для человека естественна потребность в обновлении информационных связей с обществом, что открывает весьма эффективный путь влияния журналистики на субъективность представителей аудитории СМИ: создание у них истинных или ложных картин и образов, а в конечном счете влияющих на поведение, стиль жизни людей. Отсюда появляется возможность скрытого манипулирования чувствами, ценностными ориентациями, мышлением человека, которая связана, в первую очередь, с прагматическим аспектом функционирования журналистики в качестве общественного института.
Акцентируем внимание лишь на самой актуальной сегодня для практической деятельности средств массовой информации проблеме – формировании имиджа журналиста. Ведь мы отмечали, что аудитория СМИ в современных условиях все чаще склонна персонифицировать коммуникаторов всех типов: публичных политиков, журналистов, известных всем людей («поп-звезда», «спортсмен», «герой») и т.д. и т.п. Точно так же можно вести речь о своеобразной «персонификации» (но по другим основаниям) безличных коммуникаторов – в целом периодических изданий, телепрограмм или телевизионных каналов. Вспомните, как обычный человек зачастую даже название, любимой газеты к примеру, произносит в уменьшительно-ласкательной форме – моя «Комсомолка».
Главные характеристики имиджа в сфере деятельности СМИ можно описать, учитывая три обстоятельства:
во-первых, имидж коммуникатора всегда упрощен по сравнению с объектом;
во-вторых, этот имидж как бы живет самостоятельной жизнью в сознании аудитории, значит, динамичен и может изменяться;
в-третьих, он находится между реальным и желаемым, восприятием и воображением.
Сам же процесс формирования имиджа можно разбить на несколько этапов:
Выявление целевых групп, с которыми журналист, в первую очередь, собирается взаимодействовать.
Изучение (хотя бы эмпирическое) пристрастий читателей, радиослушателей, телезрителей, с которыми индивидуальный коммуникатор предполагает взаимодействовать: образ, который он собирается создавать, должен отражать ожидания реальной и потенциальной аудитории.
В качестве доминирующих, как показывает практика СМИ и наши опросы журналистов, можно назвать три составляющих «работающего» имиджа:
Ø умение говорить «на языке» своей аудитории;
Ø знание того, что именно сегодня ее волнует;
Ø острота ума и чувство юмора.
Подбор журналистом и «примеривание» адекватного типажа, называемого еще «социальной ролью» коммуникатора.
Привлечение внимания к персоне журналиста. Психологи по этому поводу замечают: говорить мы начинаем прежде, чем произносим первые слова. Следовательно, внешность, одежда, манера держаться и еще многое другое определяют едва ли не с первых мгновений коммуникативного контакта перспективность взаимоотношений коммуникатора и коммуниканта.
Вербальный (текстовой) ряд – что и как излагает журналист, насколько аргументированно, убедительно.
Способность вызывать доверие у своей аудитории, а также у потенциальных реципиентов (тех, кто мог бы быть вашим читателем, телезрителем, радиослушателем, но по каким-то субъективным причинам не стал им). Здесь можно говорить о незаурядности личных качеств журналиста, профессионализме, компетентности, может быть, даже определенном «стандарте на героя» у той или иной группы аудитории СМИ.
Самый главный этап. Журналист (коммуникатор) должен для себя сам или с помощью профессиональных имиджмейкеров дать ответы на четыре простых вопроса:
Ø Чего я хочу добиться как профессионал?
Ø Что я могу (природой мне даровано лишь это)?
Ø Кто я сегодня как личность (воспитание, образование)?
Ø Что я должен сделать для того, чтобы добиться результата?
Сделаем вывод: формирование имиджа журналиста возможно лишь в действии. При этом акцентируется внимание на его выигрышных и вуалируется или как-то по-иному интерпретируется нежелательное.
Список литературы
В. Олешко "Журналистика как творчество".
Другие работы по теме:
Эффективность СМИ и аудитория
Российская Федерация Министерство общего и среднего образования Уральский государственный университет Имени А. М. Горького Эффективность средств массовой информации
Рецензия на программу Тема - журналистская этика
Рецензия на программу “Тема” - “журналистская этика” Эта передача, на мой взгляд, получилась абсолютно провальной. И заслуга в этом ее ведущего г-на Гусмана. Он фактически не контролировал ситуацию, аудитория ему не подчинялась(судя по всему, на основании того, что большинство выступавших являлись профессиональными журналистами, в отличие от самого Гусмана).
Как давать интервью: несколько практических советов
Зачем давать интервью? Интервью — это возможность убедить журналиста своими аргументами, произвести на него впечатление своими знаниями и остроумием. Обычно журналисту нужны информация, комментарии, мнения и взгляды.
Американская модель делового поведения
Культура предпринимательства – вопрос важный для любой страны. От того, как и что делают предприниматели, зависит не только настоящее, но и будущее, не только экономика, но и политика, культура, наука, образование.
Психология формирования имиджа персонала телекомпании
Особенности управления имиджем людей публичных профессий. Общая программа курса формирования имиджа, характеристика разделов, количество часов изучения. Сочетание теоретического и практического материала по ряду освещаемых тем. Цель и задачи курса.
Тема Кол-во страниц
«Московский журнал» Н. М. Карамзина как образец европейского литературно-критического журнала
Владимир Николаевич Войнович
(род. 1932) ВОЙНОВИЧ, ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ (р. 1932), русский писатель. Родился 26 сентября 1932 в Сталинабаде (ныне Душанбе, Таджикистан) в семье учительницы и журналиста, после ареста которого в 1937 семья переехала в Запорожье. Мальчиком был колхозным пастухом; окончив ремесленное училище, работал на стройке, служил в армии.
Имидж организации 4
СОДЕРЖАНИЕ Стр. ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНИЗАЦИИ …………………………………………………
Роль фирменной одежды в процессе формирования корпоративного имиджа
Роль фирменной одежды в процессе формирования корпоративного имиджа В современном мире конкурируют не товары и цены, а отношения, качество обслуживания и репутация. Одним из таких атрибутов является фирменная одежда персонала компании, которая подчеркивает ее индивидуальность. Как говорит пословица, встречают по одежке?
Имидж организации 6
Имидж организации, предприятия Автор: Дмитриева Ирина. 01 Ноя 2008 в 21:51 Имидж организации - это образ организации, существующий в сознании людей. Можно сказать, что у любой организации существует имидж вне зависимости от того, кто над ним работает и работают ли над ним вообще. В случае отпускания вопроса имиджа на самотек он сложится у потребителей стихийно, и нет никакой гарантии, что он будет адекватным и благоприятным для фирмы.Поэтому реально можно между управляемым и неуправляемым имиджем.
Журналист моя будущая профессия
Автор: Сочинения на свободную тему С самого раннего детства мы мечтаем стать взрослыми, завести семью, каждый день ходить на работу, как наши родители. Но детство проходит, и наступает время всерьёз задуматься: « Кем я хочу стать?»
Моя будущая профессия - журналист и тренер
Автор: Сочинения на свободную тему В 5-6 лет почти каждый ребёнок хочет стать космонавтом или учителем, но в 15-16 он начинает серьёзно задумываться о своей будущей, взрослой жизни. Первое, что приходит на ум-это получение высшего образования. В этот интересный период жизни надо узнать как можно больше.
Александр Сергеевич Пушкин - журналист
Вторую петербургскую школу журналистики тех лет представлял Александр Сергеевич Пушкин. Гениальным журналистом назвать его нельзя. Он был ярким и заметным журналистом.
Десять дней, которые потрясли мир
Введение 1 Концепция и история создания книги 2 Критика 3 Публикация Список литературы Введение «Десять дней, которые потрясли мир» — книга американского журналиста и социалиста Джона Рида об Октябрьской революции 1917 года в России, свидетелем которой он был сам.
Великая армейская площадь
План Введение 1 Южная часть 2 Северная часть Список литературы Введение Вели́кая арме́йская пло́щадь (англ. Grand Army Plaza) — площадь в Нью-Йорке, США. Расположена на пересечении Пятой авеню и 59-ой улицы в части Мидтаун района Манхэттен. Причём 59-я разделяет площадь на две части: северную и южную.
Горячая линия Вашингтон Москва
Горячая линия Вашингтон — Москва — линия прямой связи между президентами России и США. Была создана в 1963 году после Карибского кризиса для экстренной связи между президентом США и руководством СССР. Во время Карибского кризиса американцам понадобилось целых 12 часов на дешифровку послания Никиты Хрущева Джону Кеннеди из 3000 слов.
Комитет государственной безопасности Болгария
План Введение 1 Структура 2 Сотрудники 3 Деятельность 4 Председатели 5 Источники Введение Комитет государственной безопасности (болг. Комитет за държавна сигурност) или ДС — орган исполнительной власти в Народной Республике Болгарии, сочетавший функции спецслужбы и политической полиции.
Журналистика для начинающих: в поисках темы и информации
На этапе подготовки журналист пытается решить зачастую еще нечетко очерченную в сознании творческую проблему: на уровне логики, накопления или сбора данных, фактического материала и т.д. Здесь главную роль играют эрудиция, знание предмета.
Как воздействует журналистский текст на аудиторию 2
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАЗАНСКОГО ГОСУДАРСВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. В.И.УЛЬЯНОВА-ЛЕНИНА В Г.НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ
Рецензия на программу "Тема" - "журналистская этика"
Рецензия на программу “Тема” - “журналистская этика” Эта передача, на мой взгляд, получилась абсолютно провальной. И заслуга в этом ее ведущего г-на Гусмана. Он фактически неконтролировал ситуацию, аудитория ему не подчинялась(судя по всему, на основании того, что большинство выступавших являлись профессиональнымижурналистами, в отличие от самого Гусмана).
Современный журналист: какой он?
Социальный статус, идейно-нравственные, деловые, психологические и физические качества журналиста. Специфические черты профессии и отношения с обществом. Правовые и этические нормы журналиста, особенности его публицистической и общественной деятельности.
Профессиональные качества журналиста
Требования к репортеру, аналитику, публицисту, телеведущему, интервьюеру: социально-гражданские, морально-этические, и психологические. Интеллект, осведомлённость, любопытство и компетентность Профессиональные качества в зависимости от специализации.
Как воздействует журналистский текст на аудиторию
Продукт журналистского творчества - текст, который носит характер системного образования. Документальная природа журналистских сообщений позволяет сделать вывод об объективности как главной характеристике журналистского текста. Ценность информации.
Эммануил Генрихович Казакевич
Русский писатель. Родился 11 (24) февраля 1913 в Кременчуге Полтавской губ. в семье учителя, впоследствии журналиста. В 1930 окончил Харьковский машиностроительный техникум.
Юрий Владимирович Давыдов
Русский писатель. Родился 20 ноября 1924 в Москве в семье журналиста и учительницы. В 1942–1949 служил на флоте, окончил Выборгское военно-морское училище, работал в газете «Красный балтиец».
Азикиве, Ннамди
Азикиве, Ннамди (Azikiwe, Nnamdi) (1904–1996), первый президент Нигерии.
Войнович В.Н.
Родился 26 сентября в Душанбе в семье журналиста. В детстве приходилось часто менять место жительства - семья переехала из Таджикистана сначала на Украину, затем в Россию.
Казакевич Э.Г.
Писатель, дважды лауреат Сталинской премии (1948, 1950). Родился в семье учителя и журналиста. Окончив машиностроительный техникум, уехал в 1931 для участия в хозяйственном строительстве в еврейской автономной области. Начал писать на идиш.
Надар
Надар (Nadar) (1820–1910) – псевдоним Гаспара Феликса Турнашона (Gaspard Felix Tournachon), французского фотографа, карикатуриста, воздухоплавателя и журналиста.