(размышления о настоящем, прошлом и будущем нашей страны на основе произведений современной литературы и публицистики)
Так, думаю я, для каждой страны исторический миг.
Ф.Искандер.
Многим, наверное, запомнился эпизод из фильма "Покаяние", который шел на экранах города года четыре назад. Я хотя и не все понял в нем до конца, но один момент забыть не могу. "Эта улица ведет к Храму?"- спрашивает древняя странница у молодой женщины. "Нет, не эта улица ведет к Храму",- отвечает та. Она знает, что говорит. С улицей, на которой она живет, у нее связаны тяжелые воспоминания. "Зачем же улица, если она ведет не к Храму?" - недоуменно спрашивает старушка. Она твердо поняла за долгую жизнь, что людям нужны только те дороги, которые ведут к Храму добра, правды, красоты и истины. И зритель невольно спрашивает себя: "Зачем нужна была дорога, стоившая столько сил и жертв, если она привела не туда?"
У замечательного писателя Андрея Платонова есть роман "Котлован". Этот образ- символ нашей жизни- оказался настолько точным, что его используют даже министры. Да и разве не закопаны миллиарды денег в землю? Достаточно прочитать в газетах споры о различных каналах. Волга-Чограй в Калмыкии, например, или наш Волго-Дон-2, который областной Совет решил законсервировать, выделив на это еще миллионы рублей.
Но этот образ подходит и ко всей нашей истории. Семьдесят лет назад революционный народ клялся построить "новый мир", но к сегодняшнему дню, похоже, сумели вместо обещанного Храма всеобщего счастья вырыть только Котлован. Впрочем, реальные храмы сознательно разрушались. Сколько тысяч их уничтожено! А ведь как говорит известный журналист Олег Морозов в "Литературной газете" (25.7.90) в статье-интервью, "очевидна прямая связь между всеобщим падением нравственности, всеобщим цинизмом, половодьем аморализма, преступности, с одной стороны, и утратой религиозной веры - с другой".
Итак, страна остановилась и задумалась. Что с нами случилось? Почему так плохо мы живем? Почему, казалось бы, крепкая держава стала распадаться? И бесконечные почему?... Вот уже почти шесть лет политики и экономисты, писатели и публицисты все от стариков до детей- думают об этом и о том, что делать.
Наши журналы и газеты захлестнула волна яркой и острой публицистики. "Некогда писать роман, когда вокруг пожар!" - так определяют свою задачу многие писатели. И вот мы уже читаем не только романы и повести, но и статьи В.Распутина, С.Залыгина и многих других. Литература и публицистика переплетаются, взаимно дополняя друг друга.
Октябрь... Залп Авроры... Штурм Зимнего... Эти символы, казалось бы, неразрывны со всем лучшим, что у нас есть. И вот все чаще, все настойчивее начинает звучать мысль, что Октябрьская революция- роковая ошибка, черный день в истории нашей страны, а люди, которых весь народ привык считать вождями, борцами за народное счастье,- преступники и варвары.
Многотомное произведение Александра Солженицына "Красное колесо" посвящено истокам и вызреванию революции. Я читал только "Октябрь шестнадцатого", и то не до конца. Но и этого достаточно. Основная мысль писателя предельно ясна. Россия выходила на дорогу цивилизации, у нее были высокая культура, прочная мораль, крепкие традиции. Революционеры (не только большевики, но и другие партии) не любили страну, не знали народ, были узколобыми сектантами и догматиками. Они часть по невежеству и злобе, частью по склонности к разбою разрушили все, созданное веками. Ничего, кроме страданий и великих жертв, революция не принесла нашему народу.
Что ж, время, когда могла существовать только одна точка зрения, ушло. Это раньше было просто: "Богатые и бедные- поделить поровну!", "Оппозиция - уничтожить!", "Низкая производительность труда- работать сверхурочно!", "Инакомыслие- запретить!". Сегодня нужно спорить, уважая своих противников. Сегодня нельзя запретить Солженицына, напротив, его приглашают к нам. Миллионы людей по-прежнему думают над его статьей "Как нам обустроить Россию".
И все же я не могу согласиться с таким взглядом на революцию. Да, конечно, в наши дни и школьники, пожалуй смогут указать на ошибки и чрезмерную жестокость большевиков. Но пока я не могу и не вижу необходимости отказаться от убеждения, что Октябрь и гражданская война (хотя она могла быть гораздо менее тяжелой) - суровый, кровавый, но все же неизбежный период нашей истории. Здесь много ошибок и преступлений, но сама революция, зовущая к новой, справедливой жизни, не было ошибкой или преступлением! Однако теперь каждый сам волен сделать об Октябре свой вывод согласно своим знаниям и убеждениям.
Ошибки первого периода Советской власти превратились в сталинский террор. О безоговорочном осуждении государством и обществом всех беззаконий, насилий и издевательств над народом уже говорит тот факт, что Указом Президента СССР признаны невиновными все репрессированные и раскулаченные в 20-50 -е годы. Не перечислить всего, что написано об этой поре. Достаточно прочитать только "Архипелаг ГУЛАГ", "В круге первом" Солженицына, "Колымские рассказы" В.Шаламова, чтобы сказать: "Нет, этого нигде и никогда не должно повториться!"
Годы застоя... Сколько же упущено лет и возможностей, сколько жизней растрачено зря. Не в эти ли десятилетия наша страна отстала в экономике даже от бывших колоний? Об этом написано много. Очень лаконично и точно о том времени сказал Искандер в своей поэме "Баллада о свободе":
Мы прозевали время свое, прошляпили, протрепав.
В этой стране все зыбко плывет, даже тюремный устав.
Мы припозднились, гоняя дымы, шары, чаи,
Глянул в окно, а там давно гниют, фашизея, свои.
Разобраться в истоках нашей бездуховности мне очень помогла его же статья в "Огоньке" (N 11, 1990г.) "Человек идеологизированный". Автор задает вопрос: " Почему всякое идеологизированное общество столь невероятно жестоко?" Ответ прям и бескомпромиссен: "Потому что идеологизированный человек отдает идеологии тайну своей жизни, свою личность. За это в будущем ему обещан вход в земной рай, а в настоящем - пустотелая легкость безответственности". Значит, отсюда мы можем сделать вывод: каждый должен думать и решать сам, каждый должен выбирать себе цель и отвечать за свою жизнь!
Писатель считает, что перестройка реально принесла нам неслыханную по своей широте свободу печати и слова в истории нашей страны. И с ним нельзя не согласиться, что "только гласность, доведенная до абсолютной демократической полноты и законности- гарантия всех остальных изменений, которые позволят нам взамен идеологической химеры создать правовое государство".
Но хочется добавить, что кроме свободы политической нужна и экономическая свобода, чтобы трудолюбивые люди в нашей стране стали независимыми и зажиточными. После роспуска КПСС, победы демократов самым главным становится право людей иметь в собственности землю, предприятия, распоряжаться своими деньгами.
Я верю, что наша держава на верном пути. Хотелось бы, чтобы она прошла его с меньшими потерями. Сколько дорог ведет к Храму - одна или несколько - неважно. Главное, чтобы правильно: именно к Храму, а не к Котловану. И еще об одном хочется сказать. Государство будет крепким только тогда, когда люди станут его уважать.
Вселенский опыт говорит, что погибают царства не оттого, что тяжек быт или страшны мытарства.
А погибают оттого (и тем больней, чем дольше), что люди царства своего не уважают больше.
Булат Окуджава ("Юность",N4,1990г.).
Другие работы по теме:
История железных дорог russes
Первый узкий колеи была построена более ста лет между Москвой и Вологодской. Тридцать лет спустя он был продлен до Архангельска и начал играть в промышленных роль. Накануне Первой мировой войны были заменены узкой колеи и широкой колеи получила свое официальное название: Северная железная дорога. В это время линия была за технической точки зрения: маломощных локомотивов, вагонов двухосные, малой мощности.
Блок а. а. - Анализ трёх стихотворений а. блока.
Тема Родины, России имела первостепенное значение в творчестве Александра Блока. Стихотворение "Россия" начинается и заканчивается темой дороги. Путь, дорога символизируют ряд постоянно происходящих изменений. В стихотворении охватывается время, начиная от времён золотых и кончая далёким будущим, скрывающимся за горизонтом.
Усадьба Суханово
Дорога в Суханово проходит мимо малоизвестного архитектурного ансамбля XVII - XIX веков - бывшей Екатеринской пустыни. Начало этой обители было положено в 1658 г. царем Алексеем Михайловичем, который, охотясь в здешних лесах, узнал о рождении дочери, которую нарек Екатериной. Никольскую церковь, палаты, ограду кельи и «всякое каменное дело» строил видный московский зодчий Иван Кузнечик - автор таких известных сооружений, как церковь Григория Неокесарийского, и Покровский собор в Измайлово.
Моя встреча с храмом
Сочинение Миняевой Марии Васильевны Моя встреча с храмом ерная дорога, белые полосы. За окном мелькают огни домов, машины, фонари. В машине жарко и душно, прокуренный воздух щиплет глаза. Пьяный голос «муми троля» что-то орет в наушниках. Мимо пронесся «новый русский» в черном шестисотом мерседесе с затемненными окнами.
Усадьба Троицкое
В Троицком сохранился ансамбль из двух церквей: деревянной Троицкой церкви, переосвящённой в 1999 г. во имя прп. Сергия Радонежского и Троицкой каменной.
Александр Сергеевич Пушкин, Федор Иванович Тютчев
Волшебные и сказочные русские зимы любят все. Прозрачный морозный воздух, хлопья пушистого снега, хрустальные узоры на окнах, скрип саней. Чародейка-зима околдовывала и вдохновляла многих поэтов и писателей. Сколько чудесных поэтических строк посвящено этому времени года!
Чародейка зима
(по стихотворениям А. С. Пушкина «Зимняя дорога» и Ф. И. Тютчева «Чародейкою зимою») Зима — необыкновенное время года. Белый пушистый снег, заснеженные деревья, морозный воздух. Не зря в народе называют зиму красавицей, волшебницей. Это удивительное время года вдохновило многих поэтов к созданию прекрасных поэтических строк.
Дорога и путь - это одна из главных тем Мертвых душ
Автор: Гоголь Н.В. Гоголь давно мечтал написать произведение, в "котором бы явилась вся Русь". Это должно было быть грандиозное описание быта и нравов России первой трети XIX века. Таким произведением стала поэма "Мертвые души", написанная в 1842 .
Українське альфреско
Автор: Костенко Ліна. Над шляхом, при долині, біля старого граба, де біла-біла хатка стоїть на самоті, живе там дід та баба, і курочка в них ряба, вона, мабуть, несе їм яєчка золоті.
Быть на земле Человеком по мотивам современной поэзии
Автор: Разное Ты — Человек! И, идя по жизни, ты должен всегда оставаться им. И в какие бы обстоятельства ни ставила тебя жизнь, всегда помни об этом. Иногда эти жизненные обстоятельства становятся стеной на твоем пути, иногда ранят, как острое
Какая дорога ведет к Храму
Размышления о настоящем, прошлом и будущем нашей страны на основе произведений современной литературы и публицистики.
Толстой Архангел Гавриил
Лев Николаевич Толстой Архангел Гавриил Толстой Лев Николаевич Архангел Гавриил Лев Николаевич Толстой Архангел Гавриил Персидское (Аттар) Однажды архангел Гавриил услыхал из рая голос Бога ‑ Бог благословил какого‑то человека. Ангел сказал: "Верно, это важный слуга Всевышнего, верно, какой‑нибудь святой пустынник, мудрец".
Образ птицы-тройки в поэме Мертвые души
Автор: Гоголь Н.В. «Мертвые души» не случайно названы автором поэмой. Несмотря на то что это произведение написано в прозе, в нем нередко встречаются разнообразные поэтические приемы, в том числе и многочисленные лирические отступления.
Суккот или праздник «кущей»
В последнее время Израиль вызывает большой интерес у туристов. Это государство сравнительно молодое, хотя на его территории есть города, которые могут претендовать на звание ровесников времен Клеопатры, а то и Ноева Ковчега.
Подпольная железная дорога
(англ. The Underground Railroad) — обозначение тайной системы, применявшейся в США для организации побегов и переброски негров-рабов из рабовладельческих штатов Юга на Север. Действовала вплоть до начала Гражданской войны в США в 1861 году.
Панамская железная дорога
(исп. Ferrocarril de Panamб) — железнодорожная линия, соединяющая тихоокеанское побережье республики Панама с атлантическим. Построена в 1850—1855 гг вдоль Панамского перешейка. Протяжённость дороги 76 км[1]. Маршрут пролегает через столицу страны — город Панама и город Колон. Параллельно ей проходит введённый в экспулатацию в 1920 г.
Орегонский путь
(также иногда Орегонская тропа , англ. Oregon Trail) — историческая дорога, проложенная в 1830-е годы, длиной около 3200 км. Дорога связывала долину реки Миссури с долинами в современном штате Орегон, и была пригодна для передвижения повозок. Эта старейшая из дорог, связывавших Великие Равнины с западом США.
Deutsche Reichsbahn
Введение 1 История 2 Тяговый подвижной состав Введение Deutsche Reichsbahn (Германская имперская железная дорога) — название государственной железной дороги Веймарской республики и Третьего рейха, которая существовала до 1949 года. В ФРГ была создана Deutsche Bundesbahn, в ГДР заменяющая её компания сохранила название Deutsche Reichsbahn (ГДР).
Дороги инков
(кечуа Qhapaq Сan — Кхапак-Ньан — Великая Дорога) — сеть многочисленных мощёных дорог, проложенных на протяжении нескольких тысячелетий индейскими цивилизациями в Южной Америке в Андском регионе: Колумбия, Эквадор, Перу, Боливия, Чили, как на прибрежных равнинах в пустынях, так и в горах, через скалы и ущелья, с помощью навесных мостов и ступеней.
Осударева дорога
Введение 1 Строительство 2 Эксплуатация 3 Современное состояние Список литературы Осударева дорога Введение Осуда́рева доро́га — путь, проложенный от пристани Нюхча на Белом море к Повенцу на Онежском озере по приказу Петра I. Общий путь — 174 версты (260 км)[1].
Достояние Уппсалы
(др.-исл. Uppsala auрr или Uppsala шрr) — собирательное название имений шведской короны в период средневековья[1], в чью задачу входило содержать конунга и его свиту и обеспечивать всем необходимым во время его путешествия по стране[2].
Дорога слёз
Введение 1 Предыстория 2 Переселение афроамериканцев Список литературы Введение Дорога слёз (англ. Trail of Tears) — насильственное переселение американских индейцев, основную массу которых составили Пять цивилизованных племён, из их родных земель на юго-востоке США на Индейскую территорию (ныне Оклахома) на западе США.
Третья Священная война
Третья Священная война (355—346 до н. э.) — война против фокейцев. Фокидяне, храбрый горный народ, образовавший федерацию, занимался земледелием и охотой, не принимал никакого участия в делах Греции и не имел влияния на ее умственную жизнь. Благодаря своей храбрости и покровительству Спарты фокейцы сохранили свою независимость, хотя и возбудили против себя ненависть дельфийцев и беотийцев.
Царская дорога
План Введение 1 Описание 2 Протяжённость 3 Царская дорога как метафора Введение Ца́рская доро́га — известная из сочинений Геродота мощёная дорога, сооружённая персидским царём Дарием I в V веке до н.э..
Каменев, Лев Львович
Лев Льво́вич Ка́менев (1834, по другим сведениям 1833, г. Рыльск Курской губернии — 14 (26) января 1886, Саввинская слобода Московской губернии) — русский живописец-пейзажист.
Дорога на Санта-Фе фильм
«Дорога на Санта-Фе» — исторический вестерн 1940 года. Фильм находится в общественном достоянии в США. Сюжет 1854 год. Вест-Пойнт, первый Федеральный кавалерийский кадетский корпус. Джеймс (Джеб) Стюарт — новый кадет, который с успехом начинает проходить обучение. Молодой человек находится на хорошем счету у командиров, но, тем не менее, наживает себе врага в лице кадета Карла Райдера радикального аболициониста, настроенного изменить политическую систему Америки.
С. Ю. Витте 2
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ЛИПЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА ИСТОРИИ, ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА И КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
Багдадская железная дорога
План Введение 1 История 2 Международные осложнения 3 Постройка 4 Современное состояние дороги Список литературы Введение Багдадская железная дорога — планировавшаяся и частично построенная железная дорога Берлин — Вена — Стамбул — Багдад — Басра — Кувейт, ставшая важным фактором международной политики начала XX века.
Московско-Виндаво-Рыбинская железная дорога
Московско-Виндаво-Рыбинская железная дорога Моско́вско-Винда́во-Ры́бинская желе́зная доро́га — частная железная дорога на северо-западе России, построенная в 1870—1904 годы.
Грин А.С.
Русский советский писатель. В романтико-фантастических повестях "Алые паруса" (1923), "Бегущая по волнам" (1928), романах "Блистающий мир" (1924), "Дорога никуда" (1930) и рассказах выразил гуманистическую веру в высокие нравственные качества.