Реферат: Фразеологические единицы русского языка. Источники фразеологизмов. Крылатые выражения - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Фразеологические единицы русского языка. Источники фразеологизмов. Крылатые выражения

Темы по английскому языку » Фразеологические единицы русского языка. Источники фразеологизмов. Крылатые выражения


Фразеологические единицы русского языка. Источники фразеологизмов. Крылатые выражения.
    В языке каждого народа есть устойчивые образные обороты, которые воспроизводятся в речи подобно слову, а не строятся, подобно словосочетаниям и предложениям. Такие обороты называются фразеологизмами. Другое важное свойство фразеологизмов: смысл целого фразеологизма не складывается из смыслов входящих в него слов, например выражение собаку съел, обозначающее быть мастером в каком-нибудь деле», совершенно не связано со значением входящих в него слов.
    
     Фразеологизмы различаются по степени спаянности компонентов. Если она максимальна, то это фразеологические сращения, например попасть впросак, бить баклуши, ничтоже сумняшеся. Если связь между компонентами меньшая, — это фразеологические единства (тянуть лямку, намылить шею). Во фразеологических сочетаниях один член фразеологизма имеет так называемое ограниченное, связанное употребление, а второй — свободное: щекотливый вопрос, чревато последствиями, кромешная тьма.
    
     Источники фразеологизмов русского языка разнообразны.
    
     Основная часть фразеологизмов русского языка исконно русского происхождения, источником их является, например, профессиональная речь (точитъ лясы, бить баклуши, без сучка и задоринки, снять стружку, сесть на мель, играть первую скрипку). Некоторые попали в литературный язык из жаргона (втирать очки, карта бита, идти ва-банк — у картежников) и разговорной речи. Некоторые фразеологизмы пришли из диалектов и связаны с трудом крестьянства (поворачивать оглобли, из кулька в рогожку, на воде вилами написано). Многие фразеологизмы имеют своим источником богослужебные книги (святая святых, исчадие ада, по образу и подобию, глас вопиющего в пустыне, земля обетованная).
    
     Немало фразеологизмов пришло из античной мифологической литературы (авгиевы конюшни, ахиллесова пята, дамоклов меч, прометеев огонь, танталовы муки).
    
     Иногда заимствованные фразеологизмы употребляются без перевода: alma mater (лат. мать-кормилица); tabula rasa (лат. чистая доска; нечто нетронутое, абсолютно чистое).
    
     Источником исконной фразеологии становятся обороты из произведений писателей: счастливые часов не наблюдают (А. Грибоедов); дела давно минувших дней (А. Пушкин); а ларчик просто открывался (И. Крылов); рыцарь на час (Н. Некрасов); живой труп (Л. Толстой); человек в футляре (А. Чехов); Человек — это звучит гордо! (М. Горький)
    
     Такие устойчивые выражения из художественной литературы и публицистики обычно называют крылатыми выражениями.
    
     Фразеологизмы — это почти всегда яркие, образные выражения. Поэтому они — важное экспрессивное средство языка, используемое писателями как готовые образные определения, сравнения, как эмоционально-изобразительные характеристики героев, окружающей действительности и т. п.
    
     Например, К. Паустовский в романе «Дым отечества», характеризуя действие одного из героев, вместо слов не задумываясь, бездумно употребляет фразеологизм очертя голову: Ее привлекала в нем ребячливость, склонность увлекаться очертя голову, рыцарство, ироническое отношение к самому себе.
    
     На использовании фразеологических оборотов построено стихотворение А. Ситковского «Все лучшее, что есть на свете»:
    
     Все лучшее, что есть в природе, И всюду, где мы ни найдем, Как в русском повелось народе, Мы красным искони зовем
    
     Есть в каждом доме красный угол,
    
     Почетный, праздничный, для тех, Кто честь имеет быть нам другом, С кем делим горе и успех!
    
     И девушку, какой не встретишь, Хоть обойди весь мир кругом, Из тех, что лучше есть на свете, Мы красной девицей зовем
    
     И площадь Красная издревле Прославлена, вознесена!.. Есть даже красные деревья, А на миру и смерть красна.
    
     Или у Н. Гоголя в «Мертвых душах»: Я полагаю со своей стороны, положа руку на сердце: по восъ ми гривен на душу, это самая красная цена И. Ильф и Е. Петров в романе «Двенадцать стульев» дают целый синонимический ряд фразеологизмов со значениями «умереть»:
    
     — Умерла Клавдия Ивановна, — сообщил заказчик.
    
     — Ну, царствие небесное, — согласился Безенчук. — Преставилась, значит, старушка... Старушки, они всегда преставляются.. Или богу душу отдают, — это смотря какая старушка. Ваша, например, маленькая и в теле, — значит, преставилась. А например, которая покрупнее да похудев — та, считается, богу душу отдает...
    
     — То есть как это считается? У кого это считается?
    
     — У нас и считается. У мастеров. Вот вы, например, мужчина видный, возвышенного роста, хотя и худой. Вы, считается, ежели, не дай бог, помрете, что в ящик сыграли. А который человек торговый, бывшей купеческой гильдии, тот, значит, приказал долго жить. А если кто чином поменьше, дворник, например, или кто из крестьян, про того говорят: перекинулся или ноги протянул Но самые могучие когда помирают, железнодорожные кондукторы или из начальства кто, то считается, что дуба дают. Так про них и говорят: «А наш-то, слышали, дуба дал».
    
     Потрясенный этой странной классификацией человеческих смертей, Ипполит Матвеевич спросил:
    
     — Ну, а когда ты помрешь, как про тебя мастера скажут?
    
     — Я — человек маленький. Скажут: «Гигнулся Безен-чук». А больше ничего не скажут.
    
     Иногда писатели используют фразеологизмы в измененном, переоформленном виде. В этих случаях фразеологизм получает новые эстетические качества. Например, М. Салтыков-Щедрин употребляет фразеологизм совать свой нос куда-либо, расширяя его: Цензура привыкла совать свой смрадный нос в самое святилище мысли писателя.
    


     Пример обыгрывания прямого значения слов и фразеологической единицы, состоящей из этих слов, находим в стихотворении В. Орлова:
    
     НИ ПУХА НИ ПЕРА
    
     Рано утром
    
     Мама-квочка
    
     В класс отправила
    
     Сыночка.
    
     Говорила:
    
     Не дерись,
    
     Не дразнись,
    
     Не петушись.
    
     Поспеши —
    
     Уже пора!
    
     Ну, ни пуха ни пера! (фр ед )
    
     Через час
    
     Еле живой
    
     Петушок
    
     Идет домой.
    
     Ковыляет еле-еле
    
     Он со школьного двора,
    
     А на нем и в самом деле
    
     Нет
    
     Ни пуха, ни пера.