Федеральное агентство по образованию
“Московский государственный университет приборостроения и информатики”
Кафедра ИС-4 «Информационное обеспечение робототехнических и мехатронных систем»
Курсовая работа
На тему: РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ НА Турбо Паскале
Специальность: «Автоматизация технологических процессов и производств»
Дисциплина: Информатика
Студент: Аношина Юлия Сергеевна
Подпись:
Группа: 220301, I курс
Руководитель работы:
Жильцов Алексей Анатольевич
Подпись:
Работа защищена на оценку
______________________
2008 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение
2.Цели и задачи курсового проектирования
3.Основные сведения о языке программирования Pascal
4.Базовые понятия
5. Реализация программы на Турбо Паскале
5.1 Постановка Задания №1
5.2 Листинг Программы с комментариями
5.3 Контрольный пример
5.4 Постановка Задания №2
5.5 Листинг Программы с комментариями
5.6 Контрольный пример
5.7 Постановка Задания №3
5.8 Листинг Программы с комментариями
5.9 Контрольный пример
6. Заключение
Список используемой литературы
1. ВВЕДЕНИЕ
Целью работы является разработка программ на языке программирования Паскаль, а так же закрепление теоретических знаний по дисциплине, отработка навыков алгоритмизации и отладка задач на ЭВМ.
Основная цель любой программы – обработка данных, чтобы произвести действие над данными и отображение реальных объектов данных.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСОВОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Курсовое проектирование является одной из важнейших форм индивидуальной работы студентов.
Основными целями курсового проектирования являются:
систематизация, закрепление и углубление теоретических знаний, полученных в процессе изучения дисциплины «Информатика»;
приобретение практических навыков самостоятельной разработки общетеоретических и методических вопросов программирования;
развитие навыков самостоятельной работы с научно-технической литературой, выполнения библиографического поиска и его использования при анализе возможных вариантов проектных решений;
развитие навыков математической формулировки поставленной задачи и самостоятельного выбора методов ее решения;
приобретение навыков проведения экспериментов, сбора данных и программирования на ПЭВМ основных алгоритмов обработки данных;
Курсовая работа призван выявить знания студентов по дисциплине «Информатика» и умение применять эти знания в работе. В процессе проектирования студент должен показать умение пользоваться научно-технической литературой, обобщать накопленный опыт и делать обоснованные выводы и рекомендации.
3. ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ
Система программирования Турбо Паскаль, разработанная американской корпорацией Borland, остается одной из самых популярных систем программирования в мире. Этому способствуют, с одной стороны, простота лежащего в ее основе языка программирования Паскаль, а с другой- труд и талант сотрудников Borland во главе с идеологом и создателем Турбо Паскаля Андерсом Хейлсбергом, приложивших немало усилий к ее совершенствованию. Придуманный швейцарским ученым Никласом Виртом как средство для обучения студентов программированию, язык Паскаль стараниями А.Хейлсберга превратился в мощную современную профессиональную систему программирования, которой по плечу любые задачи – от создания простых программ, предназначенных для решения несложных вычислительных задач, до разработки сложнейших реляциооных систем управления базами данных. Появление Windows и инструментальных средств Borland Pascal with Objects и Delphi для разработки программ в среде Windows лишний раз показало, какие поистине неисчерпаемые возможности таит он в себе: и Borland Pascal, и используемый в Delphi язык Objects Pascal основываются на Турбо Паскале и развивают его идеи.
4. БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ
Структуры рассмотренных нами программ имеют вид:
Program name;
{Раздел описаний}
begin
{Раздел операторов}
end.
Слова Program, begin, end выделяют две части программы – раздел описаний и раздел операторов. Такая структура обязательна для любой программы, что является следствием жесткого требования языка: любой нестандартный идентификатор, используемый в исполняемых операторах, должен быть предварительной описан в разделе описаний.
В рассматриваемых в этой курсовой работе задачах понадобились следующие типы данных:
INTEGER – целочисленные данные, во внутреннем представлении занимают 2 байта; диапазон значений – от -32768 до +32767; данные представляются точно;
REAL – вещественные данные, занимают 6 байт; диапазон возможных значений модуля – от 2.9Е-39 до 1.7Е+38; точность представления данных – 11…12 значащих цифр;
CHAR – символ, занимает 1 байт;
STRING – строка символов, занимает МАХ+1 байт, где МАХ – максимальное число символов в строке;
BOOLEAN – логический тип, занимает 1 байт и имеет два значения: FALSE (ложь) и TRUE (истина).
5. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММ НА ТУРБО ПАСКАЛЕ
5.1. Постановка Задания №1
Составить программу вычисления значений функции F(X) на отрезке (A,B] в точках X1=А+Н, где Н=(В-А)/М, М – заданное число
Номер варианта | Функция | Параметры |
А | В | М |
| x-sin(x) | 0 | /2 | 10 |
5.2 Листинг Программы с комментариями
Program 1; {раздел описаний}
const
pi=3.14;
A=0;
B=pi/2;
M=10;
var {переменные}
h,x,f:real; {вещественные данные}
i:integer; {целочисленные данные}
begin {раздел операторов}
x:=0;
i:=1;
h:=(B-A)/M;
while (x<=B) do {оператор цикла с предпроверкой условия}
begin
x:=x+h;
f:=x-sin(x);
writeln('Nomer shaga :',i:3,' x=' ,x:4:4,' | ',' F(x)= ',f:6:6);
inc(i); {выводит сообщение на экран компьютера}
end;
readln;
end.
5.3 Контрольный пример
При запуске, программа выводит на экран значений функции F(X).
5.4 Постановка Задания №2
Даны матрица A pазмеpом m*n и вектор В pазмеpом m. Записать главную диагональ элементы вектора, а в вектор элементы главной диагонали.
5.5 Листинг Программы с комментариями
Program 2; {раздел описаний}
const
m=5;
n=5;
var {переменные}
a:array[1..m,1..n] of integer;
b:array[1..m] of integer; {массив чисел}
i,j,t:integer; {индексы массивов}
begin
randomize;
for i:=1 to m do {счетный оператор цикла}
begin
for j:=1 to n do
begin
a[i,j]:=random(99);{задаем массив}
write(a[i,j]:3); {сообщаем о вводе (a[i,j]:3)}
end;
writeln;
end;
writeln;
for i:=1 to m do
begin
b[i]:=random(9);{задаем вектор}
write(b[i]:3); {сообщаем о вводе (b[i]:3)}
end;
writeln;
writeln;
writeln('Perestanovka');
writeln;
for i:=1 to m do
for j:=1 to n do
begin
if i=j then {условный оператор}
begin
t:=a[i,j];
a[i,j]:=b[i];
b[i]:=t;
end;
end;
for i:=1 to m do
begin
for j:=1 to n do
begin
write(a[i,j]:3);
end;
writeln;
end;
writeln;
for i:=1 to m do
write(b[i]:3);
readln;
end;
END.
5.6 Контрольный пример
При запуске, программа меняет местами главную диагональ элементов матрицы и элементы вектора.
5.7 Постановка Задания №3
Подсчитать, сколько раз входит символ 'a' в текст из пяти строк, сколько раз символ 'b' и сколько раз символ ‘c’. Выдать информацию, какой символ из этих трех встречается наиболее часто.
5.8 Листинг Программы с комментариями
Program 2;
var
s1,s2,s3,s4,s5:string;
i,j,ch_a,ch_b,ch_c:integer;
s:array[1..5] of string;
begin
Writeln('Vvedite 5 strok texta');
Readln(s[1]);
Readln(s[2]);
Readln(s[3]);
Readln(s[4]);
Readln(s[5]);
for i:=1 to 5 do
for j:=1 to Length(s[i]) do {цикл посимвольного анализа}
begin
if s[i][j]='a' then inc(ch_a);
if s[i][j]='b' then inc(ch_b);
if s[i][j]='c' then inc(ch_c);
end;
writeln;
writeln('a=',ch_a,' b=',ch_b,' c=',ch_c);
if (ch_a>ch_b) and (ch_a>ch_c) then write('Bolyshe bukv A , = ',ch_a);
if (ch_b>ch_a) and (ch_b>ch_c) then write('Bolyshe bukv B , = ',ch_b);
if (ch_c>ch_a) and (ch_c>ch_b) then write('Bolyshe bukv C , = ',ch_c);
readln;
end.
5.9 Контрольный пример
Вводим текст с клавиатуры. Нажимаем клавишу Enter. Видим окно, представленное на рисунке.
Программа подсчитывает число символов 'a', 'b', ‘c’ и выдает информацию, какой символ из этих трех встречается наиболее часто.
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основываясь на условиях технического задания:
Работа выполнена полностью.
Результаты обработки данных правильные.
Исходя из особенностей программы:
Вывод информации на экран при работе программы отражает текущие процессы вычислений полностью.
Достаточно продумано отображение данных для удобства пользователя.
Использование команд ввода-вывода информации минимально, что положительно влияет на быстродействие выполнения программы и при компиляции занимает минимум оперативной памяти компьютера.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Васильев П.П. Турбо Паскаль - мой друг. М.: Компьютер, ЮНИТИ, 1995.
2.Белецкий Я. Турбо Паскаль с графикой для персональных компьютеров/Пер. с польск. Д.И.Юренкова. М.: Машиностроение, 1991.
3.Фаронов В.В. Турбо Паскаль 7.0. Начальный курс : учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2007.
Другие работы по теме:
Автоматизированния система обучения программированию
Актуальной проблемой совершенствования учебного процесса является разработка программного обеспечения для его проведения. Очевидным пробелом является почти полное отсутствие средств обучения основам программирования.
Динамические объекты
Объектные переменные вo многом подобны обычным переменным турбо паскаля, в частности, их можно размещать в динамической памяти. Турбо паскаль содержит средства, облегчающие размещение объектных переменных в куче и их удаление из нее.
Georgia Sustainment and Stability Operations Program
Georgia Sustainment and Stability Operations Program — программа вооружённых сил США по обучению грузинских вооружённых сил. Программа, реализация которой была начата в 2005 году является продолжением программы Georgia Train and Equip Program 2002—2004 годов. Первый этап программы (SSOP I) продолжался приблизительно 18 месяцев и стоил около 60 млн долларов США.
Множества
Понятие множества в Паскале очень близко к математическому определению: множество - это совокупность однотипных неиндексированных объектов.
Основные понятия языка программирования Турбо Паскаль
Основные сведения о системе программирования Турбо Паскаль. Структура программы на Паскале и ее компоненты. Особенности и элементы языка Турбо Паскаль. Порядок выполнения операций в арифметическом выражении, стандартные функции и оператор присваивания.
Логический тип данных. Операции сравнения
Логические, или булевские, данные предназначены для хранения логических значений "истина" или "ложь". Логические переменные и константы имеют тип Boolean и занимают в памяти 1 байт. Существует всего две логические константы - TRUE и FALSE.
Операторы ввода-вывода
Простейший оператор ввода в Паскале - оператор READ, он записывается в виде: READ(имя,имя,...); где имя - имена переменных или типизированных констант. Вводимые значения задаются в виде допустимых в Паскале констант.
Типы и виды данных на языке Pascal 7.0
Ученика 11-А класса ТИПЫ ДАННЫХ Любые данные, т.е. константы, переменные, значения функций или выражения, в Турбо Паскале характеризуются своими типами.
Графика в Турбо Паскале
МИНЕСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОРЛОВСКИИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЛИАЛ В г. БРАТСКЕ Компьютерная графика ГРАФИКА В TURBO PASCAL
Описание указателей
Указатель — переменная, диапазон значений которой состоит из адресов ячеек памяти специального значения - нулевого адреса; применение указателя для доступа к области с динамическим размещением памяти (кучи); выгоды косвенной инициализации и адресации.
Программа для проверки работы операторов
Система программирования Турбо Паскаль. Главные особенности языка С++. Составной и условный оператор в Паскале, алгоритм работы. Метка в Турбо Паскале. Счетный оператор цикла FOR. Описание логической структуры. Свойства функции PieSlice и initgraph.
Программирование на Турбо Паскале
Правила описания множественных типов данных, приемов использования множеств и операций над множествами в Паскаль-программах. Разработка в Турбо Паскале программы вывода всех согласных букв, которые входят хотя бы в одно слово заданного предложения.
Графика Турбо Паскаля
Использование графических возможностей Турбо Паскаля, подключение графического модуля Graph. Графические функции и процедуры. Общая структура графической программы. Построение фигур, определение цветов и стилей, работа с текстом, сообщения об ошибках.
Разработка программы решения системы линейных уравнений
Описание математических методов решения систем линейных уравнений. Метод Гаусса, матричный метод. Вычисление определителей второго и третьего порядка. Язык программирования Паскаль. Структура программы, описание переменных, основные конструкции языка.
Знакомство со средой Турбо Паскаль
Развертывание системы на жестком диске, диалоговая система программирования Турбо Паскаль, запуск программы и выполнение задания. Функциональные клавиши и их назначение. Текстовый редактор, средства создания и редактирования текстов программ, курсор.
База данных учащихся
Программа "База данных учащихся" для ведения базы данных школ, учителей, учеников и их аттестацию за весть учебный год в учебных заведениях. Четыре базы данных: база школ, учителей, учеников, успеваемости, и их структура. Входные и выходные данные.
Алгоритмический язык Pascal. Программа "Телефонный справочник"
Использование электронно-вычислительной техники для сбора, накопления, обработки и передачи информации. Разработка программы "Телефонный справочник" на Паскале: ввод и редактирование теста программы, трансляция и отладка. Блок-схема, листинг программы.
Алгоритмические языки: обработка массивов
Символьные типы данных, работа со строками, составление блок-схемы алгоритма и программы для работы с массивами. Организация программы с использованием процедур и функций. Процедуры и функции, использующиеся при обработке файлов; компонентные файлы.
Записи в языке Turbo Pascal
Запись в языке программирования – это структура данных, состоящая из фиксированного числа компонентов, называемых полями записи. Поле записи как обычная переменная. Операторы сравнения, присоединения. Программа с использованием массива структур.
Среда разработки Турбо Паскаль 7.0. Базы данных
Разработка программы, создающей и управляющей базой данных, ее реализация на языке Turbo Pascal. Организация алгоритма программы. Вывод информации и возможность добавления информации в базу данных. Поиск информации в базе данных по заданному значению.
Программирование на Паскале
Международный стандарт на язык программирования Паскаль. Приемы объектно-ориентированного программирования в Турбо Паскале. Символы языка, его алфавит. Этапы разработки программы. Понятие алгоритмов и алгоритмизации. Структура программ на Паскале.
Особливості використання САПР технолога–програміста
Характеристика "Турбо САП" - універсальної системи автоматизованого проектування керуючих програм для верстатів з ЧПК. Загальне призначення, програмне забезпечення, експлуатаційні можливості. Специфіка роботи з інтерактивною графічною оболонкою системи.
Языки программирования
Структурное программирование. Структурная программа. Оконная система диалога. Новые объектные концепции.
Метки. Оператор GOTO. Процедура Halt
С.А. Григорьев Операторы в Паскале могут быть помечены. Метки - это идентификаторы, или целые числа от 0 до 9999, они могут записываться перед любым выполняемым оператором и отделяются от него двоеточием. Оператор может иметь любое количество меток. Все метки, использованные в программе, должны быть описаны в разделе описаний с ключевым словом LABEL.
Решение практической задачи на паскале
ГОУ ВПО «Московский государственный открытый университет» Чебоксарский политехнический институт (филиал) Кафедра информационных технологий и программирования
Условный оператор. Блок. Оператор выбора
С.А. Григорьев Условный оператор в Паскале записывается в виде: IF логическое выражение THEN оператор/блок [ELSE оператор/блок] логическое выражение - это любое выражение, значение которого имеет тип Boolean, блок - это последовательность операторов, заключенная в логические скобки : BEGIN операторы END; .
Описание языка Turbo Pascal
Язык Паскаль, названный в честь французского математика и философа Блеза Паскаля (1623-1662), был создан как учебный язык программирования в 1968-1971 годах швейцарским ученым Никлаусом Виртом на кафедре информатики Стэндфордского университета (Цюрих). Стандарт этого языка был утверждён позже, он считался более совершенным и удобным для работы, чем широко распространённые в то время языки программирования Алгол, Фортран, Бейсик.
Обработка последовательных файлов в программе
Кузнецова В. С., преподаватель информатики, МОУ межшкольный учебный комбинат №2, г. Хабаровск Одним из трудных для учащихся и преподавателей разделов программирования является программирование обработки файлов. В Хабаровском межшкольном учебном комбинате №2 накоплен определенный опыт по обучению школьников приемам программирования, в том числе, при работе с файлами.
Решение прикладной задачи
ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра ИнОУП Курсовая работа Решение прикладной задачи Выполнила: ст-ка группы 06 ВД-1 Е.А. Одинокова Принял: доцент
Программирование Паскаль
Программирование на языке Паскаль Структура программы на Турбо Паскаль Программа на языке Паскаль состоит из заголовка, разделов описаний и раздела операторов. Заголовок программы содержит имя программы, например:
Язык программирования Turbo Pascal
Содержание 1.1 Описание предметной области решаемой задачи 3 1.2 Функции, реализуемые задачей 3 1.3 Входные документы, необходимые для решения задачи 3
Цілі та дійсні типи мови Турбо Паскаль
Реферат на тему: Цілі та дійсні типи мови Турбо Паскаль Базовий тип цілих integer утворено цілими, які займають 2 байти в знаковому поданні. Тепер уже зрозуміло, чому їх діапазон від -32768 до 32767. Крім цього типу, в мові Турбо Паскаль є ще кілька типів для подання цілих. Укажемо їх імена, спосіб (знаковий/беззнаковий) та розміри подання в байтах, а також їх діапазони.