Косова Ю.С.
В работах польско-австрийского социолога Людвига Гумпловича (1838-1909) "Общее учение о государстве", "Социология и политика", "Основания социологии" и других отражаются социально-политические события, происходящие в европейских странах во второй половине XIX века, в форме решения проблем политической социологии.
Л. Гумплович определяет государство как "организацию господства меньшинства над большинством", организацию властвования в интересах правящей группы. Определению государства, данному социологом, нельзя отказать в реалистичности. Однако, вызывает некоторые сомнения его утверждения, что всегда побеждает меньшинство, восполняющее свою недостаточную численность перевесом военной дисциплины и умственным превосходством, ибо оно не подтверждено историческими фактами.
Согласно Л. Гумпловичу, государство возникает в ходе исторического развития, в результате борьбы рас (иногда он говорит о борьбе племен или орд). Оно возникает насильственным путем завоевания и порабощения одной расы другой. В отличие от представителей расово-антропологической школы в социологии, Л. Гумплович не определяет расу биологически. По его мнению, она представляет из себя исторически сложившуюся этническую общность, объединенную социокультурными моментами.
С образованием государства, по мысли Л. Гумпловича, из победителей формируется правящий класс, а из побежденных - подчиненный класс. На базе этих классов происходит социальная дифференциация общества. Она представлена Л. Гумпловичем множеством гетерогенных социальных групп, образующихся на основе экономических, материальных и нравственных "обобществляющих моментов" множеством сословий, разделяющих элементы общества по потребностям, которые они удовлетворяют. Используя понятие "класс", Л. Гумплович делит все социальные группы и все сословия по политическому принципу "господства" на подчиненные и господствующие социальные элементы.
Государство или, собственно, как говорит Л. Гумплович, правящий класс, для самосохранения, развития своего могущества и благосостояния, осуществляет господство, принуждая подвластных к работе на себя. Первоначально, господствующий класс осуществляет властвование путем грубой силы. Впоследствии, через поддержание определенного правопорядка в государстве, определенного правового баланса мужду сферами властвования неравных социальных элементов в государстве.
Согласно Л. Гумпловичу, социальное развитие государства - это изменение формы конфликтных отношений между его социальными элементами. Жизнь государства идет наподобие круговорота: оно рождается, переживает период расцвета и гибнет. Затем вновь проходит этот же цикл. Гибель государства Л. Гумплович связывает со сменой господствующего класса в нем.
Польско-австрийский социолог исследовал общую демократическую тенденцию в смене форм правления государств, отражающую изменения отношений властвования его господствующих и подвластных элементов. Согласно Л. Гумпловичу, форма правления во всяком государстве переходит от "неограниченного" единовластия к "ограниченному", и завершается "представительным народовластием".
Социальное развитие государства, как считает Л. Гумплович, наряду с изменением формы государственного правления, характеризуется возрастанием юридического равноправия низших слоев с высшими, подвластных с властвующими. В течение этого развития "высшие классы столько теряют в своих преимуществах, сколько низшие приобретают в правах". Однако, эти изменения никогда не приводят к установлению социального равенства.
Л. Гумплович отвергает социалистическую перспективу для развития государства. Он полагает, что у человека есть единственный выбор - между необходимым подчинением и неравенством в государстве и анархией.
Эту необходимость позволяет понять социологическое знание. Согласно Л. Гумпловичу, социология - "учение о закономерных стремлениях и движениях социальных групп и сообществ". Она устанавливает неизбежное направление социального развития.
Исходя из этих представлений о сущности социологии, Л. Гумплович решает проблему соотношения политики и социологии. Он называет "практическую политику" нераздельной частью социологии, прикладной социологией.
По мнению Л. Гумпловича, социологическое знание дает возможность политическому деятелю следовать по пути, вытекающему из природы исторических отношений, принимать решения, которые не ведут к столкновению с закономерными стремлениями социальных групп.
Политический деятель должен знать, что национальность и государство не идентичные явления. Государство, как полагает Л. Гумплович, "чисто социальное явление", тогда как национальность - "социально-психическое". Это духовное "общение", подобное религии. Отсюда, национальность, в отличие от государства, не имеет четко очерченных территориальных границ. Границы государства, по мысли Л. Гумпловича, должны быть установлены согласно торговым требованиям и стратегическим планам, а не в соответствии "с неуловимыми, незаметно меняющимися и никакой устойчивости не представляющими пределами национальных языков". Государственный деятель, опираясь на это социологическое знание, должен способствовать свободному развитию национальностей, формированию полинационального культурного государства, как считает Л. Гумплович, высшего типа государственного устройства.
Понимание самоуправления как дополнения к необходимой деятельности государства, по мнению Л. Гумпловича, позволяет политическому деятелю определить его пределы управлением такими делами, в которых государство непосредственно не заинтересовано. Формирование органов самоуправления, согласно Л. Гумпловичу, препятствует бюрократизации и централизации государства, способствует развитию его благосостояния.
В этой связи, интересна точка зрения Л. Гумпловича на проблему всеобщего избирательного права демократического государственного устройства. Социолог усматривает его "дефект" в том, что оно является "привилегированным в пользу большинства" и полностью устраняет меньшинство. По мнению Л. Гумпловича, от имеющегося "дефекта" можно избавиться, дав представительство во власти меньшинству через механизм самоуправления.
Называя практическую политику прикладной социологией, Людвиг Гумплович обращает наше внимание на значительную роль социологического знания в обществе. В политической социологии остаются современными его воззрения относительно проблем природы и генезиса государства, его развития; политической и социальной стратификаций; проблемы права и правопорядка в государстве, самоуправления, всеобщего избирательного права; относительно проблемы государства и национальности и других.
Другие работы по теме:
Михайловский Николай Константинович
По мнению Михайловского, объективный метод исследования в социологии себя не оправдывает. Человек как разумное существо несет с собой новую силу. Человек пытается изменить действительность в соответствии со своими целями и идеалами.
Нормативный и описательный подходы cоциологии
Существует два основных подхода к определению политической социологии: описательный и нормативный. Эти подходы сложились в социальной философ ни на рубеже XIX-XX вв. и значительно влияют на понимание и структурирование всех сфер социального и гуманитарного знания.
по Основам социологии и политологии 2
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИИ и ПОЛИТОЛОГИИ» 3 курс 1 семестр МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К НАПИСАНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО КУРСУ «ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИ И ПОЛИТОЛОГИИ»
Объект и предмет социологии. Структура и функции социологии
!1 Объект и предмет социологии. Структура и функции социологии Объектом социологической познания является общество. Термин «социология» происходит от латинского «societas» - общество и греческого «logos» - учение, означая в буквальном переводе «учение об обществе».
Музыка периода романтизма
Музыка периода романтизма — это профессиональный термин в музыковедении, описывающий период в истории Европейской музыки, который охватывает условно 1800 - 1910 годы.
Министр иностранных дел Австрийской империи и Австро-Венгрии
Министр иностранных дел дел Габсбургской монархии, Австрийской империи и Австро-Венгерской империи — пост отвечающий за внешнюю политику династии Габсбургов с 1727 по 1918. В XVIII и начале XIX веках должность министра назвалась государственный канцлер, позднее она совмещалась с должность главного министра или министра-президента.
Мария Луиза Испанская
Введение 1 Имя 2 Биография 3 Герцогиня 4 Императрица 5 Дети Введение Мария Луиза Испанская (исп. Marнa Luisa, нем. Maria Ludovika) была императрицей Священной Римской Империи, королевой Германии, королевой Богемии и Венгрии как супруга Леопольда II, императора Священной Римской империи.
Грейфсвальдский союзный договор
— договор, между Россией и Ганновером, подписанный в Грейфсвальде 28 октября 1715 года русским представителем Борисом Ивановичем Куракиным и ганноверским резидентом в Пруссии Гейшеном. Договор являлся попыткой Петра I втянуть на своей стороне в Северную войну Великобританию, поскольку Ганноверский курфюрст Георг Людвиг с 1714 года, в силу личной унии, одновременно являлся английским королём Георгом I.
Гёшен, Иоганн Фридрих Людвиг
Введение 1 Биография 2 Публикации Введение Иоганн Фридрих Людвиг Гёшен (нем. Johann Friedrich Ludwig Gцschen 16 февраля 1778, Кёнигсберг — 24 сентября 1837, Гёттинген) — немецкий романист и цивилист, издатель источников римского права.
Карл Фридрих Баденский
Карл Фридрих (нем. Karl Friedrich von Baden; 22 ноября 1728, Карлсруэ — 10 июня 1811, там же) — маркграф Баден-Дурлаха (1746—1771), маркграф объединённого Бадена (1771—1803), курфюрст Бадена (1803—1806), великий герцог Бадена (1806—1811). Сын Фридриха Баден-Дурлахского и Анны Шарлотты Амалии Нассау-Диц.
Расово-антропологическая школа
Введение 1 Идеи расово-антропологической школы 2 Представители расово-антропологической школы 3 Критика расово-антропологической школы Список литературы
Арним, Ахим фон
Введение 1 Биография 2 Творчество Список литературы Введение Карл Йоахим Фридрих Людвиг фон А́рним (нем. Carl Joachim Friedrich Ludwig von Arnim; 26 января 1781, Берлин — 21 января 1831, замок Виперсдорф, район Йютербог) — немецкий писатель, основной представитель (вместе со своим другом Клеменсом Брентано) гейдельбергского романтизма.
Немецкий романтизм
Введение 1 История 2 Основные фигуры Введение Немецкий романтизм (нем. Deutsch romantik, англ. German romanticism) — термин использовавшийся странах Европы Нового времени, говорящих на немецком языке.
Историческая психология и социология истории
Историческая психология и социология истории В научном журнале Историческая психология и социология истории освещаются проблемы междисциплинарных исследований на стыке истории, культурной антропологии, психологии, социологии, семиотики, экономики, экологии и политологии.
Занд, Карл Людвиг
Карл Людвиг Занд (нем. Karl Ludwig Sand; 5 октября 1795 — 20 мая 1820) — убийца Коцебу. Изучал богословие в Тюбингене; в 1815 вступил волонтёром в число баварских вольных стрелков. После заключения мира продолжал научные занятия в Эрлангене и Йене, увлекаясь господствовавшими тогда в среде молодёжи политическими идеями; принадлежал к числу устроителей Вартбургского празднества.
Битва при Заальфельде
План Введение 1 Ход битвы 2 Последствия Битва при Заальфельде Введение Битва при Заальфельде произошла 10 октября 1806 между французской армией численностью 12 800 чел. и прусской армией численностью 8300 чел. Сражение закончилось победой Франции.
Мадьяр, Людвиг Игнатьевич
План Введение 1 Биография 2 Научная деятельность 3 Книги Введение Лайош Мадьяр Людвиг Игнатьевич Мадьяр или Лайош Мадьяр (венг. Ludwig (Lajos) Magyar, настоящее имя — Мильхофер или Мильгорф Лайош, 25 ноября 1891, Иштванди, комитат Шомодь — 2 ноября 1937, СССР) — венгерский историк-китаевед, политолог и экономист.
Николаи, Андрей Львович фон
План Введение 1 Биография 2 Сочинения Список литературы Введение Андрей Львович (Людвиг Генрих) фон Николаи Барон Андрей Львович (Людвиг Генрих) фон Николаи (27 декабря 1737 год — 1820) (нем. Ludwig Heinrich von Nicolay после перехода в православие — Андрей Львович[1]) — поэт, библиотекарь и педагог, учитель логики великого князя Павла Петровича (с 1796 г.император Павел I.
Карл великий герцог Баденский
Карл Людвиг Фридрих (нем. Karl Ludwig Friedrich von Baden; 8 июня 1786, Карлсруэ — 8 декабря 1818, Раштатт) — великий герцог Бадена с 1811 года. Последний представитель старшей ветви рода Церингенов.
Левенгаупт, Адам Людвиг
Адам Людвиг Левенгаупт Адам Людвиг Левенгаупт (швед. Adam Ludwig Lewenhaupt; 15 апреля 1659(16590415), вблизи Копенгагена — 12 февраля 1719, Москва) — шведский генерал.
Елизавета Стюарт
О поэтессе см. Стюарт, Елизавета Короли Англии Династия Стюартов Яков I Дети Генрих, принц Уэльский Карл I Елизавета
Паткуль, Рейнгольд Людвиг
Рейнгольд Людвиг (Григорий Карлович) фон Паткуль (нем. von-Patkull; 3 мая 1730(17300503) — 15 сентября 1801) — русский генерал, первый кавалер ордена св. Георгия 4-й степени.
Бетховен
Детство а было короче, чем у его сверстников. Не потому только, что житейские заботы рано обременили его. В самом его характере не по годам рано проявилась удивительная задумчивость. Людвиг любил подолгу созерцать природу.
Гогенлоэ-Ингельфинген, Фридрих Людвиг
Фридрих Людвиг князь цу Гогенлоэ-Ингельфинген, князь цу Гогенлоэ-Ёринген (31 января 1746(17460131), Ингельфинген — 15 февраля 1818, Славенциц) — представитель немецкого княжеского рода Гогенлоэ, прусский генерал.
Людвиг VI курфюрст Пфальца
Людвиг VI (нем. Ludwig VI. von der Pfalz; 4 июля 1539(15390704), Зиммерн — 22 октября 1583, Гейдельберг) — курфюрст Пфальца из династии Виттельсбахов c 1576 до 1583 год.
Фридрих V курфюрст Пфальца
Фридрих V (нем. Friedrich V, 26 августа 1596(15960826) — 29 ноября 1632) — курфюрст Пфальцский 1610—1623, король Чехии ( Фридрих I ) 1619—1620, сын и наследник Фридриха IV, курфюрста Пфальцского, и Луизы Юлианы Оранской, дочери Вильгельма Оранского и Шарлотты Монпансье де Бурбон.
Людвиг IV великий герцог Гессенский
Людвиг IV Гессенский (полное имя Фридрих Вильгельм Людвиг Карл, нем. Friedrich Wilhelm Ludwig Karl von Hessen und bei Rhein; 12 сентября 1837 — 13 марта 1892) — великий герцог Гессенский и Прирейнский (1877—1892).
Людвиг I Гессенский
Людвиг I, великий герцог Гессен (нем. Ludwig I. von Hessen-Darmstadt; 14 июня 1753(17530614) — 6 апреля 1830, Дармштадт) — ландграф Гессен-Дармштадтский (как
Питер Людвиг Бергер
Бергер (Berger) Питер Людвиг (р. 1929) — амер. социолог, ведущий представитель феноменологической социологии знания, видный идеолог неоконсерватизма, директор Ин-та экономической культуры Бостонского ун-та.