Финансовая система во время НЭПа имела много специфических особенностей, но тем не менее она отталкивалась от налоговой системы дореволюционной России как от исходного пункта и воспроизводила ряд ее черт. Однако складывающаяся система налогообложения имела слабо налаженный податной аппарат и характеризовалась почти полным отсутствием данных для определения финансового положения различных категорий налогоплательщиков, что предопределяло весьма примитивные способы обложения.
Существовали следующие виды налогов.
Прямые налоги:
*сельскохозяйственный,
Сельскохозяйственный налог рассчитывался в зависимости от количества земли и количества голов скота на одного едока. Скот приравнивался к пашне по соотношению: одна голова рабочего скота равнялась 0,8 десятины пашни. Налог соответствовал классовой политике, проводимой в деревне, приводил к сокращению зажиточных хозяйств, не стимулировал повышение эффективности труда.
*промысловый,
Промысловым налогом облагались торговые и промышленные предприятия, а также единоличные ремесла и промысловые занятия. Он состоял из двух частей:
*патентный сбор Плата за патент зависела от разряда предприятия и его местонахождения.
Уравнительный сбор устанавливался с суммы торгового (или вообще хозяйственного) оборота. Первоначально он был определен в 7%, из которых 3% шли в государственный бюджет, 3% - в местный бюджет и 1% - в пользу голодающих. Однако очень скоро это налогообложение было признано чрезмерным. Налог снизился в среднем в два раза с дифференциацией его по отраслям. Так, в пищевой промышленности он составлял 1,5 - 2%, а на предметы роскоши доходил до 6%. Государственные предприятия платили уравнительный сбор в 2 - раза ниже, чем частные.
*уравнительный сбор.
Уравнительный сбор представлял собой по сути дела налог с оборота, позволяющий относительно равномерно облагать все товары, улавливать и аккумулировать в бюджете излишки доходов. В общемировой практике налог с оборота в конечном счете эволюционировал в налог на добавленную стоимость. В экономике России эволюция была обратной - в сторону сближения налога с оборота с акцизами - определенной фиксированной надбавкой к цене товара в пользу государственной казны. На протяжении многих лет налог с оборота вызывал отклонение цен на товары от их стоимости, препятствовал установлению рыночных цен и развитию хозрасчетных отношений.
*подоходно-имущественный,
Им облагались как физические, так и юридические лица: акционерные общества и т.п. Поимущественное обложение представляло собой прежде всего налог на капитал. Государственные предприятия были освобождены от поимущественного обложения, но платили подоходный налог в размере 8%. Физические лица привлекались к уплате налога, если имели годовой доход от 300 рублей и выше или имущество стоимостью более 300 рублей. Поимущественное обложение прогрессивно возрастало по мере увеличения размера имущества. В результате всякое слияние капиталов - создание товариществ, акционерных обществ - вело к удвоению и утроению обложения. Дважды по сути дела облагались и доходы участников акционерных обществ: сначала как совокупный доход акционерного общества, затем как выплаченные дивиденды. Подобный налоговый гнет толкал частных предпринимателей на путь быстрой наживы, спекуляции, препятствовал рациональной концентрации и накоплению капитала даже на самом примитивном уровне.
*рентные налоги с земель, изъятых из сельскохозяйственного оборота,
*гербовый сбор,
*наследственные пошлины.
Прямые налоги являлись орудием финансовой политики - рычагом перераспределения накапливаемых в процессе хозяйствования капиталов и то же время они становились существенным фактором роста доходов бюджета. В 1922 - 1923 гг. прямые налоги составляли около 43% от всех налоговых поступлений в бюджет, в 1923 - 1924 гг. - 45%, в 1925 - 1926 гг. - 82%.
Косвенные налоги: акцизы и таможенное обложение. Акцизы были установлены на продажу чая, кофе, сахара, соли, алкогольных напитков, табачных изделий и некоторых других потребительских товаров.
В дальнейшем финансовая система нашей страны эволюционировала в направлении, противоположном процессу общемирового развития. От налогов она перешла к административным методам изъятия прибыли предприятий и перераспределения финансовых ресурсов через бюджет страны. Полная централизация денежных средств и отсутствие какой - либо самостоятельности предприятий в решении финансовых вопросов лишали хозяйственных руководителей всякой инициативы и постепенно подводили страну к финансовому кризису.
Другие работы по теме:
О камеральной налоговой проверке
Прекращается ли камеральная налоговая проверка первичной декларации по НДС после подачи уточненной декларации за тот же период до окончания срока проверки первичной декларации?
Налоговая система Республики Беларусь 2
НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ РЕФЕРАТ Темой моей курсовой работы является налоговая система Республики Беларусь. Целью данной работы является выявление сущности налогов, характеристика их основных видов, а также рассмотрение главных элементов налоговой системы и её функционирования.
Основные направления налоговой политики Российской Федерации
на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов (далее – Основные направления налоговой политики) подготовлены в рамках составления проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и двухлетний плановый период. Помимо решения задач в области бюджетного планирования Основные направления налоговой политики позволяют экономическим агентам определить ориентиры в налоговой сфере на трехлетний период, что должно способствовать стабилизации и повышению определенности условий ведения экономической деятельности на территории Российской Федерации.
Кроссворд Финансовая система
КРОССВОРД по теме «Финансовая система» Работу выполнил ученик 11 «Б» класса средней школы №2 Терентьев Д.В. Учитель: Нагорнова Г.В. Вятские Поляны. 2002 год.
Кроссворд Финансовая система
КРОССВОРД по теме «Финансовая система» Работу выполнил ученик 11 «Б» класса средней школы №2 Терентьев Д.В. Учитель: Нагорнова Г.В. Вятские Поляны. 2002 год.
Налоговая система Республики Казахстан 4
Современная налоговая система была введена в Казахстане в начале 90-х годов. Необходимость быстрого и коренного изменения действовавшей системы была обусловлена изменением экономической политики, формированием рыночных отношений в казахстанской экономике.
Налоговая система Росии
Налоговая система в России. Каждое государство для реализации своих функций формирует налоговую систему. Понятие “ налоговая система” в узком смысле слова - это совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном государством порядке.
Налоговая система РФ и принципы её построения
Налоговая система РФ и принципы построения Налоговая система это совокупность существующих в данный момент налогов, пошлин и сборов, взимаемых государством в соответствии с Налоговым кодексом, а также совокупность норм и правил, определяющих правомочия (изменения, отмена и т.п.) и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях.
Налоговая система Германии 4
Налоговая система Германии В США, ряде европейских стран федеральные налоги поступают в федеральный бюджет, местные налоги - в местный бюджет и т.д. Перераспределение финансовых ресурсов осуществляется сверху вниз путем субсидий вышестоящих бюджетов в виде дотаций.
Налоги, налоговая система и налоговая политика
Оренбургский колледж статистики, экономики и информатики. Тесты по налогам и налогообложению. Выполнила Горбунова М Студентка гр3БУ1. 2006 г. Сколько существует способов уплаты налога?
Камеральная налоговая проверка 2
Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчётов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Налоговая система функции и принципы построения
НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА - совокупность налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей в бюджет, взимаемых на условиях, определяемых законодательными актами. Существенными характеристиками налоговой системы той или иной страны являются: совокупность налогов, установленных законодательством; принципов, форм и методов их установления и ввода в действие; система налоговых органов, форм и методов налогового контроля; права и ответственность участников налоговых отношений, порядок и условия налогового производства.
Доходы федерального бюджета РФ
Состав и структура доходов федерального бюджета. Основной источник доходов - это налоги. Налоги - это обязательные платежи юридических и физических лиц, поступающие государству в установленных законом размерах и в установленные сроки.
Особенности налогообложения в РФ
Исчисление размера подлежащего уплате налога на прибыль. Вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей. Исчисление декларантом таможенных пошлин и налогов. Определение налоговых агентов. Размер налоговой ставки и порядок уплаты НДФЛ.
Методы определения налогового бремени экономического субъекта
Оценка тяжести налогового бремени отношением всех уплачиваемых налогов к выручке от реализации. Основные показатели налоговой нагрузки. Особенность методики, предложенной Е.А. Кировой. Расчет отношения налоговой нагрузки и вновь созданной стоимости.
История налогообложения в России
Финансовая система Древней Руси. Основная форма поборов в княжескую казну - дань. Прямые (подушный налог) и косвенные налоги (акцизы и пошлины). Первая налоговая декларация - сошное письмо. Фундамент налоговой системы России.
Земельный налог
Кто является налогоплательщиком? Налоговая ставка. Коэффициенты. Порядок уплаты налога.
Пути оптимизации налоговой системы России
Налоги и налогообложение Пути оптимизации налоговой системы РФ Реферат 2007 Координаты: электронная почта acher@wiseowl Icq 170552870, телефон 89168119086. www.wiseowl
работа по учебной дисциплине «Налоговое право»
Варианты курсовых работ ориентированы на знание и понимание теоретического материала; умение юридически верно квалифицировать факты и обстоятельства на основе научного подхода; а также на умение толковать и применять законы и иные нормативно – правовые акты
Канцлер казначейства
Введение 1 Роль и ответственность 1.1 Налоговая политика 1.2 Денежная политика 1.3 Официальная резиденция 1.4 Бюджетный портфель 2 Список Канцлеров казначейства с 1559
Налоговая система Сербии
Налоговая система Сербии Налоговая система Сербии регулируется на республиканском уровне. В компетенции республиканских органов управления находятся непосредственное фискальное регулирование, сбор и контроль за сбором налогов.
Налоговая статистика за 2010 год
Налоговая статистика за 2010 г. Налоговая статистика По оперативным данным Федеральной налоговой службы, в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2010г. поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России, на сумму 7662,9 млрд.рублей, что на 21,9% больше, чем за 2009 год.