В древней Руси до конца XVII в. новый год начинался не с января, как в настоящее время, а с марта (как в древнем Риме) или с сентября (как в Византии). Только при Петре I, с 1700 г., одновременно с переходом на эру от "рождества христова" было решено началом года считать 1 января. До Петровской же реформы существовало два основных календарных стиля, отличных от современного: мартовский, согласно которому новогодие (подобно римскому обычаю) приходилось на 1 марта, и сентябрьский (заимствованный из Византии) с новогодием, падающим на 1 сентября. Самые термины "мартовский, сентябрьский год", "мартовский, сентябрьский стиль" не встречаются в источниках, а принадлежат позднейшим исследователям. До 1492 (7000) года, как полагают исследователи, оба стиля существовали параллельно. С 1492 г. завоёвывает преобладание сентябрьский стиль, вытесняющий мартовский.
Надо иметь также в виду, что мартовский календарный стиль представлял в свою очередь несколько вариантов (ультра-мартовский, цирка-мартовский), о которых скажем ниже.
Всё это нужно учитывать при переводе дат с византийской эры на современную.
Предположим, нам дана дата какого-то исторического события - 6758 г. При этом нам известно, что это цифровое обозначение года приведено по календарному стилю, согласно которому год начинался с 1 марта и заканчивался 28 февраля. А соответствующий 6758 году, 1250 год нашей эры (6758 - 5508 = 1250) начинается, как мы знаем, с 1 января, т. е. на два месяца раньше и кончается 31 декабря. Отсюда совершенно очевидно, что первые два месяца (январь и февраль) 1250-го года приходятся не на 6758-й, а на более ранний, 6757 год от "сотворения мира". Январь же и февраль 6758 года, заканчивающие по старинному календарю этот год, придутся уже на 1251 год эры от "рождества христова".
Таким образом, вытекает следующее правило перевода дат с византийской эры и мартовского календарного стиля на современное летосчисление и январский календарный стиль. Цифра 5508 вычитается только для тех исторических событий, которые произошли в один из месяцев с марта по декабрь включительно. Если же, событие случилось в январе или феврале, то вычитаемым при переводе служит число 5507.
Возвратимся к нашему примеру с 6758 годом. Если эта дата сопровождается в источнике указанием, скажем, на 15 февраля, то руководствуясь только что сформулированным правилом, мы получим при переводе 15 февраля 1251 года (6758 - 5507). Если же в источнике будет иная ссылка, например, на 7 сентября, то применение указанного правила даст 7 сентября 1250 г. (6758-5508).
Очень часто в источниках отсутствуют точные указания на месяц и число, и дело ограничивается глухой ссылкой на год. В таком случае мы лишены возможности дать точный перевод даты на наше летосчисление и вынуждены ограничиться датировкой в пределах двух возможных годов по эре от "рождества христова". А для этого следует прибегнуть в качестве вычитаемого к обоим цифрам: и к 5507, и к 5508.
Теперь остановимся на тех датах, которые приводятся в источниках по сентябрьскому календарному стилю. Выше, в качестве примера, мы брали 7148 год от "сотворения мира". Он начинается с 1 сентября и заканчивается 31 августа. А соответствующий ему 1640 (7148-5508) январский год нашей эры наступит только 1 января, следовательно, на четыре месяца позднее. Поэтому первые четыре месяца 7148 года (сентябрь-декабрь) придутся не на 1640 год от "рождества христова", а на 1639-й. С другой стороны, сентябрь-декабрь месяцы 1640 года январского календарного стиля нашей эры падают на 7149 год сентябрьского календарного стиля византийского летосчисления.
Выводим следующее правило: если событие, датированное по византийской эре и по сентябрьскому календарному стилю, произошло в период с января по август включительно, то для перевода даты этого события на нашу эру следует из цифрового обозначения года вычесть 5508. Для событий, падающих на период с сентября по декабрь включительно, вычитаемым является цифра 5509.
Поэтому при сентябрьском календарном стиле: 18 июля 7148 г. = 18 июля 1640 г. (7148 - 5508); 5 ноября 7148 г. = 5 ноября 1639 г. (7148 - 5509).
Если месяц сентябрьского стиля, на который падает событие не указан, вычитаем из даты, подлежащей переводу, оба числа - 5508 и 5509 и производим датировку по нашей эре в пределах двух ближайших лет (в данном случае 1639 и 1640 гг.).
Другие работы по теме:
Тексты для перевода и их классификация
Из предложенной ранее дефиниции перевода следует, что в переводоведении существует два взаимосвязанных уровня исследований: процессуальный и текстовый.
Ушу - воинское искусство или философия?
Ушу (от япон. "воинское искусство") — это боевое искусство с гимнастическим уклоном. Термин "ушу" настолько широко сегодня используется, что тяжело выделить какие-то общие критерии для определения видимых границ этого термина.
Архитектурные стили и их особенности
Понятие, сущность, история возникновения и развития архитектуры. Характерные особенности архитектурных стилей Древней Греции, Мессопотамии и Египта. Анализ взаимосвязи Классицизма и античного искусства. Описание основных черт стилей барокко и хай-тек.
Стили поведения в конфликте
Стили поведения в конфликте Исследователи выделяют следующие стили поведения в межличностном конфликте: противоборство, уклонение, приспособление, компромисс, сотрудничество, ассертивность.
Манипуляция в общении технология или стиль поведения
Малая контрольная работа №2 Миронов Александр 7343 Манипуляция в общении: технология или стиль поведения. Манипуляция – это скрытое психологическое воздействие на партнера по общению с целью добиться от него выгодного поведения. Ключевое слово здесь — “скрытое”. При манипуляциях внешний смысл слов, обращения или действия по отношению к другому человеку не совпадает со смыслом внутренним.
Современная эстетика
В настоящее время эстетика стала многоотраслевой наукой. Наряду с анализом основных эстетических категорий и форм эстетического, деятельности и сознания она изучает искусство, его виды и жанры, его связь с философией, наукой, моралью, религией, художественные методы и стили на протяжении их исторического развития.
Техника игры медиатором
Многие современные гитаристы, особенно это касается рокеров, намеренно ограничивают свои возможности. Не уделяя внимания скоростной игре, аккуратности и работе с гаммами, они лишаются возможности использовать различные стили, темпы.
Бутми, Жоссе
Жоссе Бутми (фр. Josse Boutmy, полное имя Шарль Жозеф Бутми; 1697—1779) — бельгийский композитор, органист и клавесинист эпохи барокко. Бутми заявил о себе как о выдающемся музыканте, работая в Брюсселе. Он служил при дворе у принца Турн-и-Таксис (1736) и в Королевской Капелле Брюсселя (1744—1777)[1].
Цепные дроби вокруг нас
Обрывая цепную дробь, можно получать очень хорошие рациональные приближения к данному числу, которые называются подходящими дробями (нумерация подходящих дробей, как и неполных частных, начинается с нуля).
Управление складским хозяйством предприятия туризма
Управление складским хозяйством предприятия Складское хозяйство предприятия выполняет функции относительно хранения, отчета и контроля движения материально-технических ресурсов, поступающих на предприятие, и готовой продукции.
Поэтическое новаторство символистов
Литература конца ХІХ — начала ХХ века — один из наиболее интересных этапов развития мировой литературы. В сознании человечества еще живут прекрасные образы классической литературы ХІХ века, а уже новый век диктует свои критерии ценностей. Поэтому появляются литературные и художественные направления, течения, стили, среди которых новое литературное направление, которое получило название символизм.
В чём красота и мудрость русских обрядов
Автор: Сочинения на свободную тему У всех народов есть свои традиции и обычаи. Например, у всех есть обычай отмечать дни рождения, а вот как их отмечают в разных странах - это уже обряд. Есть обряды семейные и календарные. К первым относятся обряды сватовства, свадеб, рождения. Календарные обряды связаны со сменой времён года.
Современные направления и стилевые особенности в художественной культуре.
оглавление 5.5 Современные направления и стилевые особенности в художественной культуре Модернизм. Направление, на долгое время определившее основной характер художественной культуры Запада первой половины XX в. в целом, принято называть модернизмом (франц. modernisme -новейший, современный).
Миф как форма культуры
Сейчас уже практически никем не оспаривается тот факт, что миф лежит у самых истоков человеческой культуры в целом и религии как доминантной культурной формы. Наиболее распространёнными среди бытовых определений являются трактовки мифа как сказки, вымысла, искажённого видения действительности.
Китайский календарь
Традиционный китайский календарь - это универсальная карта, соединяющая время, пространство и человека; целостное описание, где все предметы и явления окружающего мира увязаны в непротиворечивую систему.
Древнеперсидский календарь
Древнеперсидский календарь — лунно-солнечный календарь древней Персии, зафиксированный в древнеперсидских наскальных надписях Ахеменидских царей (IV-V вв. до н.э.)[1] Календарь был синхронизирован с вавилонским. Год начинался в районе весеннего равноденствия в праздник, послуживший прообразом персидского Новруза[2], и состоял из 12 лунных синодических месяцев (по 29 или 30 дней), насчитывая таким образом около 354 дней.
Кельтский календарь
Введение 1 Континентальный кельтский календарь 2 Средневековый ирландский и валлийский календарь 3 Календарные термины на кельтских языках 5 Дальнейшее чтение
Восковая табличка
Введение 1 Применение 2 Сохранившиеся образцы 3 Время существования Список литературы Введение Воскова́я табли́чка (воскова́я доще́чка, воще́чка, це́ра) — дощечка из твёрдого материала (самшит, бук, кость) с выдолбленным углублением, куда заливался тёмный воск.
Календарные беспорядки
(1583—1589 годы) — протестное движение средневековых рижан против аннексировавшего город Польско-литовского союза. Стали результатом острых политических, социально-экономических, а также этно-религиозных противоречий, возникших после включения Риги в состав Речи Посполитой в 1581 году. Несмотря на то, что календарные беспорядки были подавлены, недовольство немецкой буржуазии сохранялось и привело в конечном счёте к свержению польской власти в 1621 году.
Ретроспективизм
— традиционалистское направление в архитектуре первой половины XX века, основанное на освоении архитектурного наследия прошлых эпох, от ренессанса и древнерусского зодчества до классицизма первой трети XIX века (ампира). Ретроспективизм — всемирное, но при этом глубоко национальное явление. В каждой стране складывались свои школы, свои стили, поэтому не существует однозначного перевода терминов и понятий, связанных с этим направлением.
Тысячелетие
Введение 1 Летосчисление 1.1 Порядковый 1.2 Количественное 1.3 Диапазоны 2 Полемика по вопросу празднования тысячелетия 2.1 Споры 2.2 Мнение № 1: x001-y000
Тюрко-монгольское летосчисление
Тюрко-монгольский календарь представляет собой попытку установить определенную связь между лунным месяцем и солнечным годом. В основу этого соотношения было положено то наблюдение, которое в свое время было сделано в древней Греции.
Стили. Оглавления. Перекрестные ссылки
Ознакомление и изучение средств автоматизации форматирования и оформления структурированных документов. Последовательность действий, необходимых изменений существующего стиля документа. Параметры форматирования оглавления. Понятие перекрестной ссылки.
по Информатике 8
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КОРОЛЁВСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ, ЭКОНОМИКИ И СОЦИОЛОГИИ Кафедра информатики Контрольная работа
Стили языка 2
Особенностью литературного языка считается наличие функциональных стилей. В зависимости от целей и задач, которые ставятся и решаются во время общения, происходит отбор различных языковых средств и образуются своеобразные разновидности единого литературного языка – функциональные стили. Термин функциональный стиль подчеркивает, что разновидности литературного языка выделяются на основе той функции (роли), которую выполняет язык в каждом конкретном случае.
Функциональные стили
Функциональные стили – система выразительных средств, характерных для особой сферы коммуникации. Функциональный стиль не тождественен понятию сферы коммуникации, т.к. один и тот же функциональный стиль может использоваться как в устной, так и в письменной форме коммуникации.
Андийские народы
Андийские народы, группа народов в составе андо-цезских (андо-дидойских) народов Дагестана: андийцы, ах-вахцы, багулалы, ботлихцы, годоберинцы, каратинцы, тиндалы, чамалалы.
Бежтинцы
Бежтинцы, бежтины (самоназв.), хьванал (аварск., "лошадники"), капуча (груз.), народ в России (8 тыс. чел.). Относятся к цезским народам, коренное население Западного Дагестана.