План
Введение
1 Биография
2 Мировоззрение
3 Философские трактаты и диалоги
4 Басни
Список литературы
Введение
Григо́рий Са́ввич Сковорода́ (22 ноября (3 декабря) 1722, село Чернухи Киевской губернии (ныне Чернухинский район Полтавской области) — 29 октября (9 ноября) 1794, село Ивановка, Золочевский уезд, Харьковской губернии) — украинский[2] и русский[3][4][5] философ, поэт, педагог. Сковороду называют «первым философом Российской империи».[6]
1. Биография
Григорий Сковорода родился 22 ноября (3 декабря) 1722 года в селе Чернухи (ныне Чернухинского района Полтавской области Украины) в семье казака. Сначала учился в Киевской духовной академии, а затем был отправлен в придворную певческую капеллу (в Санкт-Петербург). В 1744 году получил увольнение с должности певчего, в звании придворного уставщика, и перебрался в Киев продолжать обучение в академии. Желая постранствовать по миру, притворился сумасшедшим, вследствие чего был исключён из бурсы. Вскоре в качестве церковника при генерале Вишневском отправился за границу. За три года побывал в Польше, Венгрии (был в Токае), Австрии (по некоторым данным, также в Италии и Германии), овладел несколькими языками, в том числе латынью, древнегреческим, древнееврейским и немецким. Знал как древнюю, так и новоевропейскую философию. В начале 1750-х преподавал поэтику в Переяславской семинарии, был также домашним учителем. Написал для семинарии «Руководство о поэзии»; когда же переяславский епископ потребовал, чтобы Сковорода преподавал предмет по старине, Сковорода не согласился, вследствие чего был уволен. В 1759—1769 преподавал в Харьковском Коллегиуме. За неортодоксальные мысли, к тому же истолкованные в превратном смысле, дважды был отстранён от работы, но возвращался. Будучи отстранён в третий раз, уже к преподавательской деятельности не вернулся. В последующие годы Сковорода по большей части вёл жизнь странствующего философа-богослова, скитаясь по Слободской Украине, останавливаясь в крестьянских избах. Он отказывался от предлагаемых ему должностей и занятий, посвящая своё время поучению людей нравственности — как словом, так и своим образом жизни. Труды философа при жизни не печатались. Умер 29 октября (9 ноября) 1794 года в селе Пан-Ивановка Харьковской губернии (ныне село Сковородиновка Золочевского района Харьковской области).
2. Мировоззрение
Образцом для своего богословия Сковорода считал александрийскую школу, а также особо почитал Сенеку и Марка Аврелия. В своей философии Сковорода был близок к пантеизму. Мироздание он видел состоящим из трех миров — макрокосма (вселенная), микрокосма (человек) и некоей «символической» реальности, связующей большой и малый миры, идеально их в себе отражающей (например, с помощью священных текстов вроде Библии). Каждый из этих миров состоит из «двух натур» — видимой (тварной) и невидимой (божественной). Сковорода уделял значительное внимание не только христианской традиции в философии, но и античному наследию, в частности идеям платонизма и стоицизма. Исследователи находят в его философии черты как мистицизма, так и рационализма. Г. С. Сковороду нередко называют первым философом Российской империи. За свой необычный образ жизни, а также из-за того, что большинство своих философских сочинений Сковорода написал в диалогической форме, он получил также прозвание «русского Сократа»[7][8]. В исследовании наследия Сковороды есть несколько тенденций. В частности, советскими учёными он интерпретировался обычно как просветитель, антиклерикал и демократ. Русская религиозная философия начала XX века рассматривала его как своего начинателя. Между тем, современный исследователь А. В. Малинов приходит к выводу, что у Сковороды вообще не было философской системы или философского учения в строгом смысле слова: «Он мудрец и учитель жизни, в творчестве которого обнаруживается школьный синкретизм философских, богословских, филологических проблем и языков».[9]
3. Философские трактаты и диалоги
Почтовая марка СССР, посвящённая Г. С. Сковороде, 1972 (ЦФА (ИТЦ) #4186; Скотт #4034)
Сковорода на купюре в пятьсот гривен 2006
В своих работах Сковорода почти никогда никого не цитирует и ни на кого не ссылается.
Исключение составляет огромный пласт цитат из Священного Писания.
Асхань («Симфоніа, нареченная Книга Асхань о познаніи самого себе») [1]
Наркисс («Наркісс. Разглагол о том: узнай себе») [2]
Беседа, нареченная двое, о том, что блаженным быть легко [3]
Диалог, или разглагол о древнем мире [4]
Разговор пяти путников о истинном счастии в жизни (Разговор дружеский о душевном мире) [5]
Кольцо. Дружеский разговор о душевном мире [6]
Книжечка, называемая Silenus Alcibiadis, сиречь Икона Алкивиадская (Израилский змий) (1776) [7]
Книжечка о чтении священн. писания, нареченна Жена Лотова (1780) [8]
Потоп змиин (конец 1780-х) [9]
Алфавит мира (Разговор, называемый алфавит, или букварь мира; 1775) [10]
Брань архистратига Михаила со Сатаною о сем: легко быть благим (1783) [11]
Пря бесу со Варсавою [12]
Начальная дверь к христианскому добронравию (1769—1780)
Икона Алкивиадская
Сад божественных песен
4. Басни
«Басни харьковские» (1774) [13]
«Благодарный Еродий» [14]
«Убогий жаворонок» [15]
«Басня Эзопова»
Список литературы:
Некоторые источники указывают в качестве места рождения Сковороды Полтавскую губернию, однако это не соответствует действительности. Полтавская губерния была образована в 1802 году. Киевская губерния, образованная в 1708 году включала на тот момент в себя Киевская Малороссию, Севский и Белгородский разряды, части нынешних Брянской, Белгородской, Орловской, Курской, Калужской и Тульской областей Изменение административно-территориального деления России за последние 300 лет
Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Лосев А. Г. С. Сковорода в истории русской культуры
Онлайн Энциклопедия «Кругосвет»
СКОВОРОДА ГРИГОРИЙ САВВИЧ / 1722—1794 русский и украинский философ поэт педагог Родился в сЧе
СКОВОРОДА Г. Сад божественных песней
И. И. Кальной, Ю. А. Сандулов. Философия для аспирантов. От философии сродности до философии общего дела, от монолога к диалогу
Лосев А. Г. С. Сковорода в истории русской культуры
Малинов А. В. Философские взгляды Григория Сковороды. СПб., 1998. С. 122.
Источник: ru./wiki/Сковорода,_Григорий_Саввич
Другие работы по теме:
Философия идеи Г. Сковороды
Мистическая метафизика Сковороды. Философия Сковороды бесспорно-продукт его личного творчества. Г. Сковорода-первый представитель религиозной философии. Внутренняя цельность и бесспорная самостоятельность философии Сковороды-философия мистицизма.
Философия XVIII века
Введение 1 Предыстория 2 Список философов XVIII века Введение Философия XVIII века — это философия ума, разума, научной мысли. Человеческий разум пытается понять окружающий мир с помощью научных знаний, соображений, наблюдений и логических выводов в противовес средневековой схоластики и слепому следованию церковным догмам.
Філософські погляди Григорія Сковороди
Ознайомлення із філософськими ідеями Григорія Сковороди про щастя та любов, антиетичність буття та трьохвимірність будови світу, вираженими у світоглядних трактатах християнського богослова "Вступні двері до християнської добронравності" та "Кільце".
Шолохов м. а. - В чем трагедия героя романа м. шолохова
В произведении М. Шолохова "Тикий Дон" нравственным стержнем является Григорий Мелехов. Он занимает центральное место в эпопее . Понять трагичность жизненного пути героя можно, проследив всю его историю, начиная с истории рода Мелеховых.
Шолохов м. а. - смутные годы григория мелехова
Григорий Мелехов - главный герой романа М. Шолохова «Тихий Дон». Судьба его складывается трагически, потому что в сложной исторической ситуации он пытается найти свой собственный путь, потому что живет с чистым сердцем и чуткой совестью. Именно эти качества героя подвергаются тяжелому испытанию в огне революций, в кровопролитии войн.
Характеристика образа Григория Печорина по роману Герой нашего времени М.Ю. Лермонтова
Григорий Александрович Печорин - это сложный собирательный образ общества своего времени - тридцатых годов девятнадцатого века. Печорин одинок и не находит себе дела, занятия. Ему скучно, потому что никакие светские развлечения не занимают его. Он не поддаётся губительному влиянию света, но в тоже время мнит себя избранным для какого-то великого дела, не размениваясь на нормальную жизнь, любовь, дружбу.
Что такое настоящая дружба
«В доме человеческого счастья дружба сводит стены, а любовь образовывает купол». В этих словах К. Прутковая образно определенная роль дружбы в человеческих отношениях. Ныне, когда время бежит чрезвычайно быстро, когда ритм жизни приобретает неистовый темп, когда не хватает времени для общения, а телевидение часто заменяет его, как понять что есть Настоящая дружба? Не смешиваются ли эти отношения с поверхностными приятельскими, которые основываются на общности дел и отдыха?
Типичное и особенное в образе Григория Мелехова
Автор: Шолохов М.А. Роман-эпопея М.Шолохова «Тихий Дон» – это поистине грандиозное произведение, в котором автор ярко и достоверно показал жизнь русского народа в тяжёлые годы революции. Главный герой – Григорий Мелехов, являющий представителем народа.
Разговор Григория Мелехова со Степаном Астаховым. По роману Шолохова Тихий Дон
Роман М. А. Шолохова «Тихий Дон» - произведение эпическое, поставившее огромное количество вопросов, не устаревшее и по сей день, так как главная проблема романа - это поиск личностью своего места в меняющемся, зачастую враждебном мире. Личность - имеет ли она свободу выбора или кто-то ведет ее по жизни, как складываются отношения с другими людьми, с окружающей средой? Размышляет автор об этом на фоне страшных событий 20 века: войны, революции резко перевернули жизнь каждого человека в России.
Чужой всем образ Григория Мелехова по роману Тихий Дон
Автор: Шолохов М.А. Ничего я не понимаю. Мне трудно в этом разобраться.” Блукаю я, как метель в степи. М. Шолохов Михаил Александрович Шолохов отразил судьбу народа, поиски истины в переломные годы революции и гражданской войны в романе-эпопее “Тихий Дон”. Одним из центральных героев романа является Григорий Мелехов.
Григорий Мелехов - целостный человек в трагически разорванном времени
Тема: «» Михаил Александрович Шолохов в своем романе «Тихий Дон» изображал судьбы людей в то не простое для страны время на примере казаков, земледельцев, тружеников и воинов, обитающих на хуторе Татарском, на высоком берегу Дона. В судьбах этих людей отразились социальные перемены, перемены в сознании, быту, психологии.
Бджола та Шершень
Автор: Сковорода Григорій. Шершень спитав у Бджоли, чому вона така дурна. Адже, добре знаючи, що плоди її праці корисніші для людей, ніж для неї самої, та до того ж часто їй шкодять, приносячи замість нагороди смерть, Бджола не перестає робити дурниці — збирає мед.
Образ Григория Мелехова
Автор: Шолохов М.А. Григорий Мелехов – главный герой романа-эпопеи М.Шолохова «Тихий Дон». Его образ нельзя назвать типическим, потому что в нём также присутствуют особые индивидуальные черты.
Пути исканий Григория Мелехова
Героями романа Шолохова «Тихий Дон» стали простые крестьяне — труженики, а не какие-то выдающиеся личности, правда, представляют они казачество. Одним из них является Григорий Мелехов. В его роду переплелась и турецкая, и казацкая кровь. С незапамятных времен предки Мелеховых поселились здесь и трудились на этой благодатной земле.
Роль внутренних монологов Григория Мелехова в третьем томе романа Тихий Дон
Автор: Шолохов М.А. Внутренний монолог – это диалог с самим собой. В романе «Тихий Дон» внутренние монологи мы можем встретить в основном только у главного героя – Григория Мелехова, в которых он выражает свои чувства, мысли. В третьем томе романа «Тихий Дон» можно выделить следующие его внутренние монологи:
Зозуля та Косик
Автор: Сковорода Григорій. Зозул спитала чорного Дроздика, чому він не нудьгує співаючи. Сама вона співає навіть частіше за нього, але це не позбавляє її від нудьги.
Мое мнение о Печорине
Григорий Александрович Печорин – яркий образ, созданный М.Ю. Лермонтовым. Неравнодушный человек, любознательный, желающий взять от жизни как можно больше. Печорин – человек противоречивый, неоднозначный.
Лубенский полк
Введение 1 География 2 История 3 Полковники Введение Лубенский полк — административно-территориальная и военная единица Левобережной Украины в XVII—XVIII веках, одна из 10 административно-территориальных казачьих полков Гетманщины. Полковой центр — город Лубны.
Заболоцкие
Заболо́цкие — русские дворянские роды, происходят от князей Всеволожских, отрасли князей Смоленских. Предок Заболоцких, князь Александр-Всеволод Глебович Смоленский (18 колено Рюриковичей), в первой половине XIV века выехал в Москву. Он имел трех сыновей, от младший сын Иван Всеволож был предком Всеволожских и Заболоцких.
Горголи, Иван Саввич
Введение 1 Биография 1.1 Политическая и общественная деятельность 1.2 Личная жизнь 2 Мнения 3 В литературе Список литературы Горголи, Иван Саввич Введение
Островский, Григорий Силович
Григорий Силович Островский (1756—1814) — русский художник-портретист XVIII века. Работал в усадьбе Нероново, принадлежавшей семье Черевиных, примерно в 25 км к юго-востоку от Солигалича.
Войтинский, Григорий Наумович
Григорий Наумович Войтинский (псевдоним, настоящая фамилия — Зархин) (5(17) апреля 1893, Невель — 11 июня 1953, Москва) — советский политический деятель, учёный-китаевед.
VI век
Шестой (VI) век длился с 501 по 600 годы по григорианскому календарю. События 525 — Дионисий Малый ввёл летоисчисление от рождества Христова. 532 — восстание Ника, крупнейший бунт в истории Константинополя и Византии.
Земский приказ
План Введение 1 История 2 Компетенция приказа 3 Руководители ведомства в XVI-XVII веках 3.1 Земский двор 3.2 Старый земский двор/ Новый земский двор 3.3 Земский приказ
Антоненко, Григорий Николаевич
Введение 1 Биография 2 Почетные звания и награды 3 Творчество 4 Роли в театре 4.1 Роли в кино Список литературы Введение Григорий Николаевич Антоненко — актёр театра и кино театра, народный артист Украины (1996)[1].
Аронсон, Григорий Яковлевич
Григорий Яковлевич Аронсон (1887, Санкт-Петербург — 1968, Нью-Йорк) — меньшевик, публицист и общественный деятель. Биография Получив традиционное еврейское образование, в юношеском возрасте вступил в партию социал-демократов (большевиков), а в 1908 г. — в Бунд. С 1909 г. активный сотрудник ОРТа и Общества для распространения просвещения между евреями в России.
Корганов, Григорий Николаевич
Григорий Николаевич Корганов (Корганишвили/Корганян) (30 июля 1886, Тифлис — 20 сентября 1918) — грузинский революционер, большевик, деятель Бакинской коммуны, один из 26 бакинских комиссаров.
Огинский, Григорий Антоний
Григорий Антоний Огинский (польск. Grzegorz Antoni Ogiński; 23 июня 1654 — 17 октября 1709, Люблин) — политический и военный деятель Великого княжества Литовского и Речи Посполитой, великий гетман литовский, князь из рода Огинских.
Барш, Яков Саввич
Яков Саввич Барш (Барштет) (1692(1692) — 1755) — вице-адмирал, современник Петра Великого, в 1751—1754 годах командующий Балтийским флотом. Биография
Папа Григорий Великий
Св.Григорий ревностно собирал напевы разных христианских церквей. Сборник этих напевов, получивший название антифонария, как неизменное хранилище христианского пения был прикреплен цепью к алтарю церкви св.Петра в Риме.
Святитель Григорий Богослов
Установление официальной догматики христианской Церкви поставило перед христианскими философами и теологами новые задачи. Теперь необходимо было доказать верность принятых Соборами догматов и разъяснить их простым верующим.
Пикуль В.С.
Пикуль Валентин Саввич (1928 - 1990), прозаик. Родился 13 июня в селе Кагарлык в семье матроса. Семья переезжает в Ленинград, где их застает война. Отец служит на Севере. Зиму тринадцатилетний мальчик прожил в блокадном Ленинграде.