Идея воссоединения католической и православной церквей в принципе не отвергалась ни той, ни другой с самого момента их раскола в 1054г. В Украине первые попытки объединения церквей имели место еще в XIII в., а после Флорентийского собора 1439 г, идея эта едва не осуществилась. Однако на пути воплощения этой в сущности весьма привлекательной идеи стояли века недоразумений и взаимных подозрений.
Поскольку католическая церковь на протяжение многих столетий придавала решающее значение укреплению своих рядов и организационной мощи, то православные особенно опасались разговоров о воссоединении, усматривая за ними попытку подчинить Восточную церковь Западной. И, надо сказать, опасалась не без оснований. На протяжении всего XVI века убежденные в своем превосходстве польские католики, собственно, и не скрывали, с какой целью они склоняли (а порой и открыто принуждали) к так называемой унии православных украинцев. Поляки надеялись, что с введением унии произойдет немедленное и полное растворение православных украинцев среди прочего населения Речи Посполитой , а католицизм существенно расширит пределы своего влияния на востоке.
В 1577г, широкий резонанс получает знаменитое рассуждение Петра Скарги “О единстве Церкви божьей”. В то же время иезуиты систематически вели и, так сказать, индивидуальную работу среди ведущих украинских магнатов, дабы склонить их к поддержке идеи унии хотя бы в принципе- чего им и удалось добиться от многих, и даже от самого князя Острожского. А уж король Сигизмунда III, ревностный католик, использовал все свое влияние для того, чтобы от принципиального согласия перейти к непосредственному исполнению иезуитской затеи. У могли быть и более веские причины для ее поддержки, чем религиозное рвение,- причины политические: уния еще теснее привязала бы Украину и Белоруссию к Речи Посполитой и отдалила от влияния соседней православной Московии.
Как ни странно, но непосредственный импульс к заключению унии был дан православной стороной. В 1590 г. православный епископ Львова Гедеон Балабан, доведенный до бешенства непрекращающимися стычками с братством, а более всего- бестактным, по его мнению, вмешательством в эти “домашние дрязги” константинопольского патриарха, поставил вопрос об унии с Римом на тайном съезде православных епископов в Белзе. Нашлись еще три епископа, которые согласились с Балабаном. Этими тремя епископами были Кирило Терлецкий из Луцка, Дионисий Збируйский из Холма и Леонтий Пелчицкий из Турова. Позднее к заговорщикам примкнул Ипатий Потий из Володимира- авантюрист знатного рода, лишь недавно рукоположенный в православные священники, а до этого успевший побывать в кальвинистах. Именно он с Терлецким возглавил заговор епископов.
Конечно, не так-то легко разобраться в мотивах заговорщиков, в этой причудливой смеси своекорыстия и “идейных” соображений о выгодах или не выгодах самой церкви. Им хотелось порядка и дисциплины среди православных- такого, как у католиков. Хотелось, чтобы авторитет епископа несмотря ни на что был непререкаем в глазах всего духовенства и мирян. Они заявляли своей пастве, что, став частью католической церкви, она получит наконец равные со всеми права в Речи Посполитой: и мещан больше никто не обидит в их городах, и дворян не обойдут выгодными местами по службе. Да и карьера самих епископов не замедлила бы резко взлететь: в случае уравнения их в правах с католическими иерархами они получали места в Сенате и могли реально влиять не только на церковные, но и на государственные дела. Вдохновленные столь радужной перспективой, заговорщики в условиях строгой конспирации провели серию переговоров с королевскими чиновниками, католическими епископами и папским нунцием. Наконец в июне 1595г. четыре православных епископа официально объявили о своем согласии привести свою церковь к унии с Римом. Они обязались безоговорочно признать авторитет папы во всех вопросах веры и догмата- взамен на гарантии сохранения традиционной православной литургии и церковных обрядов, а также традиционных прав священников вроде права обзаводиться семьей. И уже в конце 1595г. Терлецкий и Потий отправились в Рим, где папа Клемент VIII провозгласил официальное признание унии.
Только после этого весть об унии стала достоянием православной общины. Разумеется, негодованию украинцев не было предела. И даже такие их лидеры, как князь Острожский, внутренне уже склонявшиеся к идее унии, были взбешены тем, как коварно, нагло и бездарно эта идея была проведена в жизнь. В открытом письме к четырем епископам, получившем широкий резонанс, князь называл заговорщиков “волками в овечьей шкуре”, предавшими свою паству. И призывал верующих к неподчинению самозванным вершителям их судеб. Направив официальный протест королю, князь Острожский в то же самое время вступает в антикатолический сговор с протестантами, угрожая поднять вооруженное восстание. По всей Украине и Белоруссии православное дворянство срочно съезжалось на местные собрания, чтобы гневно осудить унию. И даже епископы Балабан и Копыстенский, напуганные размахом протеста, отреклись от собратьев- заговорщиков и сделали формальные заявления о том, что они вместе со всеми православными выступают против унии. Для разрешения конфликта в 1596г. в Бресте созывается церковный собор. Никогда прежде не знали Украина и Белоруссия столь многолюдных церковных собраний. Противников унии представляли два выше упомянутых епископа, православные иерархи из-за границы, десятки выборных представителей дворянства, более 200 священников и множество мирян. Чтобы обеспечить их безопасность, князь Острожский явился на собор во главе собственных вооруженных отрядов. Напротив. Ряды сторонников унии были весьма и весьма малочисленны и состояли всего лишь из четырех православных епископов, а также горстки католических иерархов и королевских чиновников.
Едва начавшись, переговоры зашли в тупик: стало очевидно, что стороны общего языка не найдут. Понимая бессмысленность дальнейших препирательств, униаты прямо заявили, что никакие доводы разума не заставят их отречься от унии. И как ни протестовали православные, к каким угрозам ни прибегали- все было бесполезно, потому что выходов из такой ситуации оставалось только два: заставить униатов отступиться- или заставить короля лишить их епископского сана. То и другое оказалось совершенно невозможно.
Так украинское общество раскололось на две неравные половины: с одной стороны православные магнаты, большинство духовенства, народ; с другой- бывшие иерархи православной церкви с кучкой своих приверженцев. Однако на эту вторую чашу весов был брошен столь весомый аргумент, как королевская поддержка,- и так какое-то время обе чаши пребывали в равновесии, т.е. в той парадоксальной ситуации, когда иерархи обходились без церкви, а церковь- без иерархов... Начавшись попыткой объединения христианских церквей и всех верующих христиан, Брестская уния привела к их дальнейшему разъединению, потому что теперь на месте двух церквей существовали уже три- католическая, православная и униатская, или греко-католическая, как ее впоследствии стали называть.
Другие работы по теме:
Анализ функционирования малых предприятий в РБ
Удельный вес субъектов малого предпринимательства в основных экономических показателях. Распределение их числа по отраслям экономики и численность работников. Анализ основных показателей работы малых предприятий по областям РБ за период 2006-2007 гг.
Проблемы радиационной обстановки
Проблема радиационной обстановки очень актуальна на сегодняшний день : Много АЭС : Белоярская, Ленинградская, Балаковская, Минская, Брестская, Обнинская и т.д.
Рейтан, Тадеуш
Ян Матейко «Рейтан — упадок Польши» (1866) Таде́уш Рейтан (белор. Тадэвуш Рэйтан, польск. Tadeusz Rejtan, Tadeusz Reytan; 20 августа 1742 — 8 августа 1780) — участник Барской конфедерации, депутат Сейма Речи Посполитой от Новогрудского воеводства ВКЛ. Происходил из дворянского рода немецкого происхождения, осевшего в ВКЛ в XVII веке.
Польско-русская уния
Введение 1 История Список литературы Введение Польско-русская уния, в польской историографии называемая также Польско-московитским союзом или Тройственной унией (польск. Unia polsko-moskiewska, unia polsko-rosyjska, unia troista) — политический проект превращения конфедерации Короны Польского Королевства и Великого Княжества Литовского в унию между Речи Посполитой и Русским Государством.
Матейко, Ян
Ян Алои́зий Мате́йко (польск. Jan Alojzy Matejko; 24 июня 1838, Краков — 1 ноября 1893, Краков) — польский живописец, автор батальных и исторических полотен.
Кальмарская уния
Введение 1 Истоки союза 2 Создание союза 3 Конфликт 4 Окончательный распад Введение Ка́льмарская уния (дат., норв., швед. Kalmarunionen); — серия объединений в личную унию королевств Дании, Норвегии и Швеции под верховной властью датских королей (1397—1523). Страны жертвовали своим суверенитетом, но сохраняли широкую автономию.
Ужгородская уния
У́жгородская у́ния — церковная уния, акт о присоединении 63 русинских православных священников Мукачевской епархии к Римско-католической церкви на условиях Брестской унии 1596 года, составленный 24 апреля 1646 года в Ужгороде. Первая попытка заключить унию в Венгерском королевстве состоялась в 1614 году в монастыре Красный Брод неподалёку Медзилаборец в Словакии[1].
Речь Посполитая
Введение 1 Название 2 История 2.1 Создание 2.2 История 2.3 Разделы Речи Посполитой 2.4 Попытки возрождения союза и их поражение 3 Площадь территории и население
Иберийская уния
Карта Испанской и Португальской империй в период Иберийской унии Иберийская пиренейская уния — современное обозначение династической унии корон Испании и Португалии в 1580—1640 годах. В эти годы власть испанских Габсбургов — Филиппа II, Филиппа III и Филиппа IV («династии Филиппов», как называют их португальцы) — распространялась на весь Пиренейский полуостров.
Брестская уния 1596
Введение 1 История заключения Брестской унии 2 Реакция и последствия Список литературы Введение Бре́стская у́ния 1596 года — присоединение к Римско-католической церкви ряда епископов и епархий православной Киевской митрополии (в составе Константинопольского патриархата) во главе с митрополитом Киевским Михаилом Рагозой на территории Речи Посполитой в соответствии с решениями Собора в Бресте в октябре 1596 года.
Датско-норвежская уния
, также Датско-норвежское государство, Датско-норвежское королевство Дания-Норвегия (Danmark-Norge) — личная уния Дании и Норвегии, существовавшая с 1536 по 1814 годы; государство включало также Фарерские острова, Исландию и Гренландию. Датско-норвежская уния пришла на смену Кальмарской унии, объединявшей все три скандинавских королевства, после того, как королём Швеции стал Густав I Ваза.
Шведско-норвежская уния
Введение 1 Предыстория и заключение унии 2 Уния 2.1 1815-1860 2.2 1860-1905 3 Разрыв унии 4 Причины распада унии 5 В искусстве Список литературы Введение
Список королей Дании
Введение 1 Династия Горма Старого (Кнютлинги) 2 Персональная уния с Норвегией (Инглинги) 3 Династия Эстридсена 4 Кальмарская уния 5 Династия Ольденбургов
Арагонская уния
(исп. Uniуn de Aragуn) — антимонархическое движение знати и горожан на землях Арагонской короны в последней четверти тринадцатого столетия. Его усилия привели к ряду статей, подтверждающих привилегии аристократии и городов, и ограничивающих влияние Арагонского монарха в целом.
Португальская война за независимость
Введение 1 Предыстория 2 Народные восстания 3 Дворцовый переворот 4 Последствия Введение Португальская война за независимость (1637—1668) — серия народных волнений, конфликтов и военных действий, направленных на достижение Португалией независимости от испанской короны. 1 декабря 1640 года 60-летняя Иберийская уния (1580—1640) двух государств под начальством Испании была расторгнута португальской стороной. 1 декабря — День независимости Португалии.
Сапега, Лев Иванович
Введение 1 Ранние годы 2 Государственные посты 3 Уния 4 Трибунал и Статут 5 Поздние годы 6 Память 9 Сноски Сапега, Лев Иванович Введение Лев Ива́нович Сапе́га (белор. Леў Сапега, лит. Leonas Sapiega; 4 апреля 1557(15570404), Островно, ныне Бешенковичский район Витебской области Республики Беларусь — 7 июля 1633, Вильна) — государственный и военный деятель Великого княжества Литовского, дипломат и политический мыслитель.
Виленский гаон
План Введение 1 Биография 2 Философская концепция 3 Общественное влияние 4 Ученики 5 Книги 6 Память Список литературы Введение Элияху бен Шломо Залман (1720, Селец, Брестское воеводство, Польша, ныне Брестская область, Белоруссия — 1797, Вильно, ныне Вильнюс, Литва; известен как Дер вилнер гоэн — Виленский Гаон, Ха-гаон хе-хасид — Благочестивый гаон, Элияху Гаон, Ха-Гра — акроним ха-Гаон рабби Элияху) — раввин, каббалист и общественный деятель, один из выдающихся духовных авторитетов ортодоксального еврейства.
Королевство Польское 1025 1385
Королевство Польское (польск. Krуlestwo Polskie) — польское государство с 1025 по 1795 год. После Люблинской унии 1569 года стало частью Речи Посполитой. Началом Королевства Польского принято считать принятие королевского титула Болеславом I Храбрым, а концом — отречение от престола короля Станислава Августа Понятовского в результате третьего раздела Речи Посполитой.
Перепись населения Белоруссии 2009 года
План Введение 1 Программа переписи 1.1 В отношении лиц, временно проживающих в Белоруссии 2 Проведение переписи 3 Публикация результатов переписи 3.1 Статистические сборники
Берёза-Картузская концлагерь
План Введение 1 История лагеря 2 Известные узники Введение Берёза-Картузская — концентрационный лагерь, созданный польскими властями в 1934 году в городе Берёза-Картузская (сейчас г. Берёза, Брестская область) на территории Западной Белоруссии в качестве места внесудебного интернирования противников правящего режима.
Западная Белоруссия
Западная Украина и Западная Белоруссия на политико-административной карте СССР на 3 марта 1940 года За́падная Белоруссия — часть Белоруссии, находившаяся после Советско-польской войны, согласно Рижскому договору (1921), в составе Польши до польского похода РККА в сентябре 1939 года.
Флорентийская уния
Доклад по истории Ученика 11 “ ” класса Деменкова Ильи. Тема : " Флорентийская уния " Флорентийской унией называется договор, заключённый в 1439 году между православной и римско-католической церквями и формально объединивший их (подчинивший греко-православную церковь римско-католической).
Конспект по истории Беларуси
VI БЕЛАРУСЬ У СКЛАДЗЕ РЭЧЫ ПАСПАЛИТАЙ (II палова XVI ст.) 1. Люблинская уния 1569. Вытоки и змест. 3. Рэлигийна-царкоуная Берастейская уния 1596 г. Сутнасць унияцтва.
Усиление Московского княжества
В начале XIV в. Московское княжество было одним из самых незначительных на Руси. В него входили только земли, непосредственно примыкавшие к Москве, с двумя городами: самой Москвой и Звенигородом.
Речь Посполитая Трёх Народов
Введение 1 Гадячская уния Список литературы Введение Речь Посполитая Трёх Народов (польск. Rzeczpospolita Trojga Narodуw) — политический проект превращения конфедерации Польского Королевства и Великого княжества Литовского (т. е. Речи Посполитой Двух Народов) в триединое государство (Речь Посполитую Трёх Народов), в результате создания на украинских землях Великого княжества Русского из земель Королевства Польского.
Гранвела, Антуан Перрено де
Антуан Перрено де Гранвель Гранвела (фр. Antoine Perrenot de Granvelle, исп. Antonio de Granvela; 20 августа 1517(15170820) — 21 сентября 1586) — первый министр и ближайший советник испанского короля Филиппа II.
ничего нового
Nihil novi (лат. ничего нового) — общеупотребительное название закона, принятого польским Сеймом и одобренного королём Александром Ягеллоном в 1505 году. В польской историографии называется конституцией, при этом следует иметь в виду, что Польше все постановления польского Сейма назывались конституциями.
Государства - основные субъекты международного права
Государства - основные субъекты международного права. Субъект международного права - это носитель международных прав и обязанностей, возникающих в соответствии с общими нормами международного права либо предписаниями международно-правовых актов; или лицо (в собирательном смысле), поведение которого прямо регулируется международным правом и которое вступает (может вступать) в международные публичные (междувластные) отношения.
Категории и виды земель
Лабораторная работа № 4 Категории и виды земель. Цель: 1) Охарактеризовать пахотные земли по благоприятности для земледелия по Республики Беларусь по Витебской области.