Условия работы школы в период войны были очень тяжелыми. Миллионы советских детей на временно оккупированных территориях вообще не учились. В тылу число учащихся увеличилось за счет эвакуированных детей. Большинство школ работало в две-три смены, не хватало учебников, тетрадей, учебных пособий. В стране численность учащихся 5-10-х классов сократилась в 2-2,5 раза. Было закрыто свыше 6 тысяч средних школ. Центральной задачей было обеспечение всеобуча. Несмотря на громадные расходы на нужды фронта, за 1941-1945 годы в стране было построено и введено в действие больше 8 тысяч школ и восстановлено, отремонтировано и приспособлено для занятий свыше 9 тысяч школ. Во время войны более 1 млн. детей или потеряли или временно лишились своих родителей. Широко развернулось движение за усыновление осиротевших детей. К 1945 году в стране работало 6 тысяч детских домов. В 1943 году были учреждены Суворовские военные училища, Нахимовские военно-морские училища.
Основной контингент учащихся составляли ученики младших классов. Большинство детей старшего школьного возраста вместе с взрослыми трудились на фабриках и заводах или учились в ремесленных училищах и школах ФЗО, которые готовили кадры для народного хозяйства.
Забота государства об охвате обучением всех детей и подростков, которые по разным причинам прекратили посещение школы, выразилась в организации новых видов учебно-воспитательных заведений. С 1 сентября 1943 года стали функционировать школы рабочей молодежи (ШРМ). Осенью следующего года были образованы подобные школы для сельской молодежи (ШСМ).
Впервые такие школы были созданы в Ленинграде зимой 1941-1942 годов. В годы блокады у ленинградских учащихся не было чернил, не хватало бумаги, помещение не отапливалось, а полуголодные подростки продолжали заниматься после работы.
По решению Ленгорсовета в декабре 1942 года в городе открылись 52 школы рабочей молодежи. Некоторые школы находились у самой линии фронта. Решением Ленгорисполкома с 1 сентября 11943 года учащиеся вечерних школ в дни занятий стали получать дополнительно 50, а потом 100 г хлеба, 7 г. жира и 300 г. овощей.
Школы рабочей молодежи, возникнув по всей стране в годы войны, сыграли важную роль в повышении образовательного уровня и подготовке кадров квалифицированных рабочих.
В условиях войны были пересмотрены учебные программы, скорректированы учебные планы. Некоторые предметы (рисование, пение) могли временно исключаться из учебных планов, в которых увеличивалось число часов на русский язык литературу и математику. По постановлению ГКО о Всеобщем обучении с сентября 1941 года в школах была начата военно-допрызывная подготовка учащихся старших, а в 1942-43 учебном году введен новый предмет - военное дело.
С 1943-1944 учебного года в городских школах было введено раздельное обучение, охватившее около 20 % школ страны. Особое внимание уделялось укреплению дисциплины организованности школьников. Этому способствовало введение в 1944 году "Правил для учащихся". В 1944-45 учебном году был осуществлен переход к обучению детей в общеобразовательных школах с 7-летнего возраста, а также были введены экзамены на аттестат зрелости, выпускные экзамены за курс 7-летней школы и переводные экзамены в 4-6-х и 8-9-х классах. Стала применяться цифровая пяти-бальная система оценки знаний. Были учреждены золотые и серебряные медали для выпускников средней школы.
В условиях войны произошли изменения в составе педагогических кадров, среди которых составляли более 70%. Свыше 180 тысяч учителей ушли на фронт, часть осталась на захваченной территории.
В 1942 году число вузов, готовивших педагогические кадры, сократилось вдвое по сравнению с довоенным периодом. Нехватка учителей приводила к тому, что отдельные предметы в ряде школ не преподавались. По решению правительства учителя, работавшие не по специальности или мобилизованные на производство, стали возвращаться в школы. При всех педагогических учебных заведениях и средних школах стали действовать ускоренные курсы (3-8 месяцев), готовившие преподавателей 1-7 классов. В 1943 году была повышена заработная плата учителям и другим работникам начальной и средней школы и был учрежден почетный знак "Отличник народного образования". Стали восстанавливаться педагогические вузы и училища, возросла численность студентов заочных отделений педагогических вузов.
Признанием значения народного образования и педагогической науки было решение о создании Академии педагогических наук РСФСР, принятое правительством осенью 1934 года.
Большую роль в улучшении совершенствовании учебного процесса сыграли меры по увеличению выпуска и улучшению качества учебников и детской литературы. В тяжелейшие для нее времена страна издавала для детей произведения Пушкина, Лермонтова, Горького, Шекспира, Гете, книги, без которых невозможно приобщение к основам мировой культуры. Вместе с тем страна вынуждена была издавать книги, которые учили детей делать убежища и распознавать самолеты врага, бороться с зажигательными бомбами и оказывать первую помощь при ранениях и ожогах. В октябре 1944 года состоялся первый праздник, положивший начало традиционной неделе детской книги.
Учебный процесс был тесно связан с трудовым. Школьники принимали активное участие в сельскохозяйственных работах. В 1942 году 77 тысяч учащихся старших классов заменили ушедших на фронт механизаторов. За 4 года войны в сельскохозяйственных работах приняло участие более 14,5 млн. учащихся.
Учащиеся всех возрастов участвовали в сборе металлолома, вещевых и продуктовых посылок воинам, помогали ухаживать за ранеными в госпиталях, собирали средства в Фонд обороны страны. В прифронтовой полосе школьники трудились на строительстве оборонительных сооружений, создавали санитарные дружины и отряды связи. 36 тысяч школьников в годы войны были награждены орденами и медалями.
В чрезвычайно сложных условиях работали коллективы ленинградских школ. При каждой школе было от 1 до 6 групп учеников младших классов, которые занимались в бомбоубежищах. В декабре 1941 года положение в школах крайне осложнилось. Не было электричества, дров, керосина. От голода умирали учителя и ученики. К январю 1942 года в младших классах осталось 36 тысяч учеников, а в последующие два месяца их число резко сократилось.
В конце 1941- начале 1942 годов большинство школ вынуждены были прекратить занятия. В зимние месяцы 1941/42 учебного года они продолжались в 39 школах. Чтобы не срывать уроки из-за артиллерийских обстрелов, занятия проводились в бомбоубежищах. Учителя и ученики, не прекращавшие занятий, получали в школе тарелку супа без вырезки талонов из продовольственных карточек.
С 1 по 10 января 1942 года для ленинградских школьников были устроены новогодние елки. На них побывало около 50 тысяч детей.
С мая 1942 года возобновились занятия в 148 школах, в которых насчитывалось более 65 тысяч учеников - практически все школьники, находившиеся в Ленинграде. Многие дети сначала не имели сил, чтобы учиться, и, благодаря регулярному 3-кратному питанию, организованному в школах, они постепенно втягивались в учебу. В 1942 году 10 класс в осажденном городе окончили 542 ученика. Для них 30 июня был устроен общегородской праздник во Дворце пионеров.
Во время 1942/43 учебного года в Ленинграде работали 84 школы, в 863 классах которых учились 26584 ученика. В 1943/44 учебном году число школ достигло 124, и в них занимались 36 тысяч учеников. В 1944/45 учебном году работало уже 200 школ, а число учащихся превысило 100 тысяч.
Свыше 5 тысяч школьников города за активное участие в его обороне было награждено медалью "За оборону Ленинграда".
В самые трудные для страны моменты школа стремилась не только уберечь от опасности, обогреть их, накормить, но и не переставала думать о человеке, который будет жить после войны.
Другие работы по теме:
Сущность неоклассической экономической теории
Неоклассическая экономическая теория возникла в 1870-е годы. Представители: Карл Менгер, Фридрих фон Визер, Эйген фон Бём-Баверк (австрийская школа), У. С. Джевонс и Л. Вальрас (математическая школа), Дж. Б. Кларк (американская школа), А. Маршалл и А. Пигу (кембриджская школа).
Приставкин АИ
Приставкин Анатолий Игнатьевич (р. 1931), прозаик. . Родился 17 октября в Люберцах Московской области. Во время войны остался сиротой (мать умерла от туберкулеза, отец был на фронте), воспитывался в детском доме, учился в ремесленном училище, работал с 12 лет. В 14 лет сбежал из детдома (в те годы под Москвой было более 200 детских домов, "сражавшихся" между собой), работал в Серноводске на консервном заводе.
Основные научные школы менеджмента
Основные научные школы менеджмента Школы управления Классическая школа Школа «человеческих отношений» «Эмпирическая школа» «Школа социальных систем»
Изображение человека в Великую Отечественную войну В. Быков, М. Шолохов
Автор: Разное Уже в годы Великой Отечественной войны и вскоре после ее окончания появились произведения, посвященные этой народной трагедии. Писатели свято сохраняют верность фронтовому братству воинов Великой Отечественной войны, скрепленному общими страданиями, пролитой кровью и добытой победой.
Священные войны в Древней Греции
Священные войны — в древней Греции были связаны с существованием союза амфиктионов, имевшего религиозный характер и заключавшего некоторые элементы международного греческого права: все члены его давали клятву охранять неприкосновенность Дельфийского храма, соблюдать во время войны некоторые правила пощады, не нападать на соплеменников во время празднеств и т. д.
Школа Анналов
Введение 1 Журнал «Анналы» 2 Первое поколение Список литературы Введение Школа «Анна́лов» (фр. Йcole des Annales) также «Новая историческая наука» (фр. La Nouvelle Histoire) — историческое направление, основанное Люсьеном Февром и Марком Блоком. Эта историческая школа, формировавшееся вокруг журнала «Анналы», оказала значительное влияние на формирование всей мировой историографии XX века.
Гаагская школа живописи
— наиболее значительное художественное объединение второй половины XIX века в Нидерландах. Обозначает группу художников, живших и работавших в Гааге между 1860 и 1890 годами в стиле реализма. На гаагскую школу наиболее сильное влияние оказала барбизонская школа во Франции.
Вторая Македонская война
Введение 1 Предпосылки к войне 2 Ход войны 3 Итоги войны Вторая Македонская война Введение Вторая Македонская война (200 до н. э. - 197 до н. э.) - война между Римом и Македонией.
Всколыхнулся, взволновался православный Тихий Дон
Введение 3 Источники Введение «Всколыхнулся, взволновался православный Тихий Дон» — песня Фёдора Анисимова, написанная в 1853 году в связи с началом Крымской войны. В ходе Гражданской войны в России Всевеликое Войско Донское приняло её своим гимном. 20 сентября 1918 года в текст были внесены изменения, из песни исчезли упоминания о царе.
План Анаконда
— долговременная стратегия борьбы с Конфедерацией, разработанная в начале Гражданской войны в США и предполагавшая блокаду южных портов и установление контроля над рекой Миссисипи. План был предложен генералом Уинфилдом Скоттом, который, в отличие от многих современников, не верил в быстрое завершение войны.
Ирано-византийские войны
Введение 1 Ирано-византийская война 420—422 годов 2 Ирано-византийская война 502—506 годов 3 Ирано-византийская война 526—532 годов 4 Ирано-византийская война 542—562 годов
Реконструкция Юга
— период в истории США после окончания Гражданской войны, с 1863 по 1877 годы, связанный с присоединением к США южных штатов, образовывавших проигравшую в войне Конфедерацию, и отменой рабовладельческой системы на их территории. В истории США реконструкция прошла в два этапа: первый этап в период после Гражданской войны между Севером и Югом в 1865—1877 годах; и второй этап подразумевает преобразование Юга в период с 1863 по 1877 годы с последующей реконструкцией государства и общества в бывшей Конфедерации.
XVI век
Иван Грозный Шестнадцатый (XVI) век длился с 1501 по 1600 годы по григорианскому календарю. Основные события Итальянские войны (1494—1559). Русско-литовские войны: 1500—1503, 1507—1508, 1512—1522, 1534—1537, 1558—1583 (Ливонская война).
Военная история Греции
Древняя Греция Около 1200 до н. э. — Троянская война 800 до н. э. — Мессенские войны 500—449 до н. э. — Греко-персидские войны 460—445 до н. э. — Первая Пелопоннесская война
Ташкентская школа прапорщиков
— Ташкентская школа для подготовки прапорщиков пехоты — военно-учебное заведение императорской России, располагавшееся в Ташкенте. Ташкентская школа прапорщиков была образована 2 ноября 1915 «ввиду некомплекта офицеров частей войск округа, а также для посылки пополнений офицерского состава в части войск, находящихся на театре военных действий»[1].
Итоги Великой Отечественной Войны
СССР спас человечество от фашизма СССР отстоял свою независимость, идеологию СССР продемонстрировал некоторые преимущества социалистической системы
Школа права Новой Англии
Школа права Новой Англии (англ. New England School of Law) — американское высшее юридическое учебное заведение, расположенное в Бостоне. Основано в 1908 г. как единственное в США специализированное учебное заведение для юридического образования женщин, под первоначальным названием Школа права Порции (англ.
Адлерфельд, Густав
Густав Адлерфельд (швед. Gustaf Adlerfelt; 1671(1671), Стокгольм, Швеция — 8 июля 1709, Полтава) — камергер Карла XII, автор дневника. Занимая должность камергера Карла XII, он сопровождал его во время Северной войны и оставил после себя дневник с описанием военных действий от начала войны до сражения под Полтавой.
Трансильванская школа
Трансильванская школа (также Ардялская школа; Семиградская школа, рум. Şcoala Ardeleană, Шкоала Арделянэ) - политическое и культурно-языковое движение греко-католической румынской интеллигенции на территории австро-венгерской Трансильвании. Движение зародилось во второй половине XVIII - начале XIX веках как литературно-лингвистическое, но в XIX-XX веках его ответвления постепенно распространились на территории других восточно-романских земель, в том числе в Румынском королевстве и независимой Румынии.
Берберийские войны
Берберийские войны (англ. Barbary Wars) — две войны начала XIX века между Соединёнными Штатами Америки и североафриканскими государствами так называемого Варварского берега. Поводом для войн служили многочисленные нападения берберийских пиратов на торговые корабли Соединённых Штатов с целью получения выкупа.
Билеты по истории 11 класс
БИЛЕТЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ИСТОРИИ В 11 К АССЕ Билет № 1 1. Социально-экономическое развитие России в начале XX века. 2. Начало второй Мировой войны. Военные действия в 1939-1942 г.г. на фронтах второй мировой войны.
Финские братские войны
Финские «братские войны» (фин. heimosodat, также известны как «Войны братских стран», «Войны братских народов») — финское название использующееся для собирательного описания различных вооружённых конфликтов на территориях заселенных родственными финнам финно-угорскими народами (эстонцами и карелами) во время Гражданской войны в России (1918-1921).
Вторая Священная война
План Введение 1 Причины войны 2 Ход боевых действий 3 Итоги войны Вторая Священная война Введение Вторая Священная война (448 до н. э.) — вооружённый конфликт в Древней Греции V в. до н. э., являвшийся одним из проявлений конфронтации между Афинами и Спартой во время Малой Пелопоннесской войны.
Чеснеки де Милвань, Дьюла
Граф Дью́ла Че́снеки де Ми́лвань (28 июня 1914, Чорваш, Королевство Венгрия, Австро-Венгрия — после 1970, Бразилия) — венгерский поэт, переводчик, политик, в годы 2-й мировой войны — формальный правитель марионеточного Пиндско-Мегленского княжества.
Персоны российской истории 20 века
Руководители Красной Армии в годы гражданской войны - Вацетис, Каменев / Тухачевский, Фрунзе, Блюхер, Егоров, Буденный. Руководитель РВС в годы гражданской войны - Троцкий.
Фогараши, Бела
Бела Фогараши (венг. Fogarasi Bйla, 25 июля 1891 — 28 апреля 1959) — венгерский философ-марксист. Биография Участник радикального политического движения в Венгрии до Первой мировой войны, видный работник культурного фронта в Венгерской советской республике, соратник Дьёрдя Лукача, участник его «Воскресного кружка», в котором состояли такие деятели венгерской культуры, как Бела Балаш, Фредерик Антал, Арнольд Хаузер и другие.
Чемоданов, Иван Иванович
Иван Иванович Чемоданов — русский дипломат, стольник и переславский наместник, русский посол в Венеции. Биография Был сыном Ивана Чемоданова, постельничего при царе Михаиле Фёдоровиче. За участие в обороне Москвы в ходе Русско-польской войны в 1618 году пожалован вотчиной. В 1625—1644 годы неоднократно был рындой на приёмах иностранных послов.
Школа в моей жизни
Залог получения хороших знаний - внимание, старание и любовь к учебе. Обучение культуре, поведению в общественных местах, общению со сверстниками, старшим поколением, терпению трудностей. Влияние личности учителя на отношение учеников к предмету.
Буш Ванневар (Bush Vannevar)
Буш Ванневар (Bush Vannevar) (11 марта 1890, Эверетт, шт. Массачусетс - 28 июня 1974, Белмонт, шт. Массачусетс), американский ученый, создатель дифференциального анализатора, первого дифференциального аналогового компьютера.
Крон А.А.
Крон (псевдоним; настоящая фамилия - Крейн) Александр Александрович (1909 - 1983). Русский советский писатель, драматург.
Приставкин А.И.
Приставкин Анатолий Игнатьевич (р. 1931), прозаик. . Родился 17 октября в Люберцах Московской области. Во время войны остался сиротой (мать умерла от туберкулеза, отец был на фронте), воспитывался в детском доме, учился в ремесленном училище.