В первые
десятилетия существования Петербурга Летний сад занимал значительно более
обширную территорию, нежели в наши дни. В его дворцово-парковый комплекс
включались прежде всего Первый и Второй Летние сады, занимавшие территорию
современного Летнего сада и ансамбля Инженерного замка. Сады эти разделялись
каналом. Сейчас на месте канала – широкая аллея, пересекающая Летний сад от
Фонтанки к Лебяжьему каналу.
Смыкавшийся со Вторым Летним садом Третий Летний сад занимал территорию,
ныне ограниченную рекой Мойкой, каналом Грибоедова, улицами Итальянской и
Садовой. Таким образом, комплекс Летних садов, начинаясь от берега Невы,
простирался почти до нынешнего Невского проспекта. Несколько поодаль, у
Фонтанки, размещался Четвертый Летний сад. Он часто именовался Итальянским (и
отходившая от него улица Жуковского в свое время, до 1902 года, называлась
Малой Итальянской). Остатки этого сада сохранились на участке между зданием
филиала Публичной библиотеки (Фонтанка, дом 36).
Современный нам Летний сад раскинулся на территории в 11,7 гектара, его
отделяет от набережной Невы прекрасная ограда, сооруженная по проекту
архитектора Ю.М.Фельтена (как уже сказано, сына повара Петра 1) при участии
П.Е.Егорова в 1770-1784 годах. Монументальные колонны-монолиты из гранита, увенчанные
вазами и урнами, соединяют звенья ажурно-легкой, словно парящей в воздухе
решетки. Это один из лучших в мире образцов декоративных оград.
Летний сад привлекает не только тишиной тенистых аллей (в нем 2387
деревьев), но и богатым скульптурным убранством. Работы по сооружению сада
начались в 1704 году. Он создавался в регулярном стиле, в его планировке
господствовала геометрическая четкость линий, вдоль аллей стояли подстриженные
деревья. В саду били десятки фонтанов (оформленные на сюжеты басен Эзопа), и
питавшая их река получила в 1719 году название Фонтанки. Наводнение 1777 года
уничтожило эти водометы.
Для убранства сада со всех концов России и из западно-европейских стран
доставляли редкие деревья, кустарники и цветы, мраморные изваяния. Петр 1 не жалел
средств для Летнего сада – центра общественно-культурной жизни Петербурга того
времени.
Привлекает выполненная скульптором П.Бараттой в 1722 году по специальному
заказу Петра 1 стоящая перед северным фасадом Летнего дворца группа "Мир и
изобилие" – аллегорическое изображение победы России в Северной войне.
Центральная фигура изображает Россию в виде молодой женщины с рогом изобилия и
опрокинутым факелом, символизирующим окончание Северной войны со Швецией. Рядом
– крылатая богиня Победа, венчающая Россию лавровым венком. В другой руке
Победа держит пальмовую ветвь – символ мира, ногой она попирает поверженного
льва.
Одно из старейших изваяний Летнего сада – бюст Яна Собесского, польского
короля, который прославился своими победами над турками. Разгром войском Яна
Собесского в сентябре 1683 года турецких полчищ под Веной вернул польскому
народу веру в свои силы и помог отстоять Польшу.
Примечателен бюст Агриппины. Эта римская
императрица оставила о себе недобрую славу. Распущенную и властолюбивая, она убрала
со своего пути мужа – императора Клавдия и возвела на престол сына – Нерона,
рассчитывая при нем править империей. Однако Агриппина была убита по приказу
Нерона. Изваяние императрицы помогает представить себе ее психологических
образ. Ощутима эмоциональная напряженность скульптуры.
Привлекательна установленная вблизи террасы у Лебяжьего канал
скульптурная группа "Амур и Психея". Один из мифов Древнего Рима
(пересказанный Апулеем) повествует, что Психея стала супругой бога любви Амура.
Но она лишь в темноте встречалась со своим избранником и никогда не видела его
лица. Злые сестры внушили Психее, что муж ее – отвратительное чудовище. Ночью
Психея зажигает светильник, чтобы взглянуть на мужа и убить его ударом кинжала.
Но на брачном ложе она видит прекрасного Амура, и ненависть уступает место
любви… Это изваяние создано в конце XVII века, автор
его неизвестен. Скульптурная группа симметрична: откинувшийся влево спящий Амур
и Психея, склонившаяся к нему, так порывиста, что кажется, трепещет в воздухе
край ее плаща. Вся эта композиция – характерный образец стиля барокко.
А "в углу между Фонтанкой и Невою" (говоря словами С.Я.Маршака)
стоит двухэтажное здание Летнего дворца, построенное по проекту архитектора
Доменико Трезини в 1710-1714 годах. Внутренняя планировка каждого из этажей
одинакова – и в первом, и на втором этаже по шести залов, кухне, коридору и
комнате для дежурных денщиков или фрейлин. В первом этаже были комнаты Петра,
на втором – его жены Екатерины. Хорошо сохранились отделанная изразцами кухня,
вестибюль, украшенный художественной резьбой, архитектурное убранство Зеленого
кабинета на втором этаже, изразцовые печи и живопись на потолках.
В экспозиции дворца-музея представлены подлинная одежда Петра 1, токарные
станки, сконструированные А.К.Нартовым – выдающимся механиком петровского
времени.
Нередко организуются выставки в изящном "Кофейном домике",
построенном в 1826 году.
На площадке вблизи южных ворот Летнего сада на высоком пьедестале из
темно-красного порфира в 1839 году была установлена декоративная ваза – подарок
шведского короля Николаю 1. Это украшение было выполнено в шведском городе
Эльфдалене из местного порфира. Общая высота вазы (с пьедесталом) – 4 метра 85
сантиметров. Ваза не монолитна – она собрана из пяти отдельно выполненных частей.
В 1855 году в Летнем саду открыли памятник великому баснописцу
И.А.Крылову (скульптор П.К.Клодт). Это первый в России памятник литератору.
Пьедестал украшен горельефами на сюжеты крыловских басен "Лисица и
виноград", "Демьянова уха", "Фортуна и нищий",
"Квартет", "Ворона и лисица", "Мартышка и очки".
Мемориальная доска на ограде Летнего сада у Невы отмечает место, где в
апреле 1866 года террорист Д.В.Каракозов стрелял в Александра II.
Другие работы по теме:
отчет 26 с., 7 ч
Ключевые слова: биоразнообразие, коллекции, экспозиции, искусственные биоценозы фитоценозы, интродукция, сообщества, экология, учебный процесс
Ключевые слова: биоразнообразие, коллекции, экспозиции, искусственные биоценозы, фитоценозы, интродукция, сообщества, экология, консортивные взаимоотношения, уч
Настоящий проект направлен на решение ряда фундаментальных и практических задач в области сохранения биоразнообразия, экологии растений и профессиональной подготовки специалистов
отчет 44 с., 6 ч
Ключевые слова: биоразнообразие, коллекции, экспозиции, искусственные биоценозы фитоценозы, интродукция, сообщества, экология, альгофлора,, микобиота учебный процесс
Сказка о жабе и розе
Автор: Гаршин Всеволод. В заброшенном уголке сада распускается прекрасная роза. Сюда заходит только маленький мальчик, который наблюдает за насекомыми, зверями и читает; за ним присматривает сестра. Но мальчик заболевает, и некому насладиться красотой розы. Ее видит противная жаба, которая вознамерилась съесть цветок, но лишь ранилась о шипы и падала со стебля.
Символическая связь образов пьесы Антона Чехова Вишневый сад с разными временными слоями
«Вишневый сад» была последней и, можно сказать, итоговой пьесой Антона Чехова. Он написал ее незадолго до смерти, в 1904 году, на стыке эпох, когда предчувствие изменений в обществе было особенно заметным. Накануне социального взрыва он как творческий человек, не мог не ощущать общего расположения духа, неуверенность момента почти невольно вызвала потребность осмыслить современную ему действительность из позиций прошлого и будущего.
Лопахин нежная душа , спаситель или хищный зверь
«Вишневый сад» А. П. Чехова — пьеса о разорившемся дворянском гнезде. Хозяева вишневого сада, Любовь Андреевна Раневская и Леонид Андреевич Гаев, обанкротившиеся помещики, они вынуждены продать имение, чтобы рассчитаться с долгами. Воспоминания о прошлом, сегодняшняя жизнь и беспокойство о будущем неизбежно связываются героями с судьбой вишневого сада.
Мильон терзаний хозяев вишневого сада по пьесе Антона Чехова
Почему до сих пор эта пьеса идет во многих театрах России и за рубежом? В комедии Чехова "Вишневый сад" мы видим сочетание драматического и комического, что связано с проблематикой произведения. В пьесе показан бег времени: прошлое, настоящее и будущее. Центральные герои — Раневская и Гаев.
Стихотворение Бунина Летняя ночь
Бунин – непревзойденный мастер лирического пейзажа, которым он не просто любуется, а восторгается, преклоняясь перед красотой родной земли. Поэт счастлив тем, что может наслаждаться русской природой, ее скромными речками, лугами, травами, колосьями и шмелями. Особое место в его поэтическом творчестве отведено звездам.
Анализ пьесы А.П. Чехова Вишневый сад
Автор: Чехов А.П. Пьеса «Вишневый сад» - последнее драматическое произведение Чехова, печальная элегия об уходящем времени «дворянских гнезд». В письме к Н.А. Лейкину Чехов признавался: «Ужасно я люблю все то, что в России называется имением. Это слово еще не потеряло своего поэтического оттенка».
Новый хозяин вишневого сада
Автор: Чехов А.П. Одной из последних пьес, которые написал А.П.Чехов, является “Вишневый сад”. Хоть это произведение по всем признакам и подходит под драму, но все же автор назвал его комедией. Все события в пьесе связаны с продажей имения Л.А.Раневской за долги. Ситуация постепенно накаляется, а в конце произведения новым хозяином вишневого сада становится предприимчивый купец Лопахин.
Лопахин и Варя в пьесе Чехова Вишневый сад
Чтобы лучше понять непростые взаимоотношения Вари и Лопахина, необходимо хорошо понять, что представляет собой каждый из этих персонажей. Лопахин — один из центральных образов пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад».
Соловьиный сад
Автор: Блок Александр. Герой поэмы — она написана от первого лица — рабочий; он приходит в часы отлива к морю, чтобы тяжелым трудом зарабатывать себе на жизнь — киркой и ломом колоть слоистые скалы. Добытый камень на осле свозится к железной дороге. И животному, и человеку тяжело. Дорога проходит мимо тенистого, прохладного сада, скрытого за высокой решеткой.
Анализ поэмы А.Блока Соловьиный сад
Автор: Блок А.А. Перед героем поэмы две дороги. Одна – труд, тяжёлый и однообразный. Другая – любовь прекрасной женщины, покой и очарование соловьиного сада. Герой оставляет свою жалкую хижину, верного помощника осла и идёт туда, в манящий соловьиный сад. Но очень скоро он понимает, что счастье было там, на каменистых тропинках, по которым он шёл со своим ослом.
Описание внешности человека 3
Описание внешности человека Автор: Сочинения на свободную тему Я хочу написать о моем товарище Борисе, которого знаю более десяти лет. Мы с ним ходили в одну группу детского сада, а теперь учимся в одном классе.
Тема русского дворянства в драматургии А. П. Чехова
Автор: Чехов А.П. А. П. Чехов принадлежит к числу тех русских писателей, которых всегда интересовали проблемы исторического развития общества, проблема героя времени. А потому в своих произведениях он исследует проблему дворянства, причем писателя интересует не только общественная роль дворян в новых исторических условиях, но и состояние их внутреннего мира.
Великан-эгоист
Автор: Уайльд Оскар. Каждый день после школы дети играли в чудесно-красивом саду. Но однажды вернулся великан — хозяин этого сада. Он выгнал всех детей и запретил им возвращаться. Он был большим эгоистом. Когда настало время весны, она не пришла в сад великана. Там по-прежнему царили Зима, Снег, Мороз и Северный Ветер и Град.
Мои школьные товарищи сочинение-рассуждение
Автор: Сочинения на свободную тему Кого-то из них я знаю с детского сада, с кем-то познакомилась уже в школе. Все мы очень разные, а объединяет нас школа, иногда — общие интересы. Я знаю, что когда мы закончим школу, то все разбежимся в разные стороны, будем редко встречаться, наши взгляды на жизнь поменяются, будут новые проблемы, новые друзья и недруги, но школьные товарищи останутся в памяти навсегда.
Анализ стихотворения И.А. БУнина Забытый фонтан
Анализ стихотворения И.А. БУнина " Забытый фонтан" Автор: Бунин И.А. Стихотворение И.Бунина "Забытый фонтан", написанное в 1902 году подтверждает кредо поэта, выраженное им в словах:"Ищу я в этом мире сочетание прекрасного и вечного".
Настоящее, прошлое, будущее в пьесе Вишневый сад
Автор: Чехов А.П. Конец девятнадцатого — начало двадцатого — время изменений. На рубеже веков люди живут накануне. Накануне же чего, мало кто понимает. Уже появляются люди нового поколения, тогда как продолжают существовать люди прошлого. Возникает конфликт поколений. Подобное уже изобразил Тургенев в романе “Отцы и дети”.
Необыкновенная история, случившаяся с патроном для феерверка
Автор: Уайльд Оскар. Все готовились к свадьбе принца и принцессы-красавицы, которую привезли из далекой России. Придворный Инженер в дальнем конце сада готовил все к феерверку (русская красавица никогда не видела феерверков). Петарда, Римская Свеча и Огненная Карусель обсуждали мир. Карусель, в молодости влюбленная в елочную шкатулку, считала, что любовь умерла, Петарда видела мир прекрасным, а Римская Свеча считала его слишком большим.
Китайские сады – культурное наследие Китая
Искусство создания и выращивания садов в Китае насчитывает столетия. Садоводам Китая, в отличие от европейских садоводов, чуждо присутствие четких геометрических форм в устройстве сада.
Типы японских садов
Все сады в Японии призваны вызывать у человека иллюзию пространства и погружать его в идеальный мир, далёкий от нашего бренного и несовершенного мира.
Мифы в скульптурах Летнего сада
Приобщение России к западной цивилизации во времена Петра I. Отсутствие круглой скульптуры, запрещенной церковью. Вхождение одновременно античности и скульптуры в повседневную жизнь России. Скульптурные композиции и сюжетные группы Летнего сада.
Реформа П. А. Столыпина
Краткая биография П. А. Столыпина. Столыпин и Государственная дума. Аграрная реформа П. А. Столыпина. Кончина Столыпина и высказывания о нем многими великими личностями.
Чоенг Эк
— (ជើងឯក; c əəŋ aek), участок бывшего сада по выращиванию орхидей и китайского кладбища приблизительно в 17 км к югу от Пномпеня, Камбоджа, является самым известным из участков, известных как Поля смерти, где режим Красных Кхмеров казнил приблизительно 17 000 человек между 1975 и 1979.
Кристофер, Джозеф
Введение 1 Первые убийства 2 Инцидент в больнице 3 Кровавая охота продолжается 4 Приговор Введение Джозеф Кристофер (англ. Joseph Christopher) — американский серийный убийца, расист. Известен также как «Убийца с 22-м калибром», «Потрошитель из центра города». Он убил 12 человек и ранил множество других людей.
Святой Николай ботик
Введение 1 История до Революции 2 История после Революции Введение «Святой Николай» — деревянный ботик Петра I, сохранившийся до наших дней в Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге. Известен как «дедушка русского флота».
Зазулин, Иван Петрович
Иван Петрович Зазулин (настоящая фамилия Зозуля; 24 июня (6 июля) 1857, Черниговская губерния — 4 июля 1893, Монтрё, Швейцария) — русский актёр, режиссёр, театральный деятель, антрепренёр, драматург, прозаик.
Ботанический сад США
План Введение 1 История Список литературы Введение Ботанический сад США (англ. United States Botanic Garden, USBG) — ботанический сад в окрестностях Капитолия в Вашингтоне. Относится к федеральным Вспомогательным агентствам при Конгрессе США. Открыт в 1820 году (формально основан в 1850 году). Посещаемость составляет 750,000 человек в год.[2]
Бруклинский ботанический сад
План Введение 1 История 2 В социальных сетях 3 Адрес 4 Галерея Список литературы Введение Бруклинский ботанический сад (англ. Brooklyn Botanic Garden, BBG) — ботанический сад в Нью-Йорке (США). Открыт в 1910 году.
Угрюмов, Иван Матвеевич
Введение 1 Биография 1.1 Летний сад 1.2 Первый Зимний дворец Список литературы Введение Иван Матвеевич Угрюмов (Иван Матвеев) (16??—1707[1]) — бомбардир, мастер-строитель, первый архитектор Летнего сада. Фонтанный мастер Петра I.
Отчет по биологии по теме Человек и природа
Ботанический сад был организован в 1957 г. профессором И.С. Косенко. А в 1959 г. сделаны первые посадки растений. В настоящее время на территории ботанического сада 1200 – 1500 видов, разновидностей, форм, сортов. Научные сотрудники ботанического сада и преподаватели кафедры ведут научную работу по размножению растений.