Сабирджан Бадретдин
Цивилизующая (просветительская) роль татарской диаспоры в регионе, ранее известном как Туркестан, широко известна. Татарские муллы, учителя и торговцы сделали большой вклад в образование и просвещение своих этнических братьев в Средней Азии. К сожалению, эта тема изучена недостаточно. Все, что мы знаем о влиянии татар в Средней Азии, происходит в большинстве своем из источников, которые фокусируются только на одном из аспектов этого явления или только на одном регионе Средней Азии. Одним из таких типичных источников является книга "Татары и башкиры в Киргизстане", опубликованная в Бишкеке, Киргизстан, в 19146 году. Автор, А.П. Ярков (этнический русский), несмотря на изобилие фактического материала в своем распоряжении, не представляет связного анализа татарской культуры, социального и религиозного влияния в Киргизстане. Тем не менее, книга содержит много интересных фактов, которые заслуживают нашего внимания. Вот некоторые из них.
В последней четверти XIX века татары в Киргизстане были в основном торговцами, ремесленниками, рабочими, религиозными просветителями и учителями, так же, как и их семьи.
Религиозные просветители сыграли сыграли важную роль в просвещении киргизов, особенно путем укрепления ислама среди них. Согласно очевидцам, религиозные убеждения киргизов на рубеже веков были не очень сильны. Очень часто они проводили похороны, свадьбы и другие религиозные церемонии согласно своим старым шаманским традициям. Но часто они приглашали татарского муллу или просто грамотного человека (который чаще всего был татарином) читать молитвы.
Многие татарские муллы в Киргизстане были дервишами (путешествующие, или бродячие муллы), чью роль в распространении ислама трудно переоценить. Часто, эти люди становились муллами из-за неблагоприятных обстоятельств: татары, которые бежали от армии или судебного преследования в России, часто оседали в Киргизстане. По причине их грамотности и знакомства с арабским алфавитом, их часто просили проводить ритуалы и церемонии. Постепенно они становились широко известными и становились настоящими муллами.
Религиозная литература, издаваемая татарами, нашла свой путь в Среднюю Азию, даже до того, как татарские муллы обрели устойчивое положение в Киргизстане. В начале 20-го века в Туркестане не было ни одной типографии. "Мусульманские" книги печатались только в 13 типографиях царской империи, восемь из которых были расположены на Средней Волге, а остальные в других местах. Книги, написанные на татарском языке арабским алфавитом, могли читать и понимать другие тюркские народы. Первые книги на местных языках (диалектах) также печатались в Казани и других центрах татарского издательства, таких, как Оренбург. Например, первая книга на киргизском языке была опубликована в 1913 году в татарском издательстве "Каримов, Хусаинов и Ко".
Кроме печатных книг, было много рукописных книг, большинство из которых приходили тоже из Среднего Поволжья. В отличие от местных учеников немусульманских школ, татарских учеников в медресе учили каллиграфии и черчению - навыкам, которые необходимы для производства рукописей.
Татарские учителя также сыграли большую роль в распространении знаний среди киргизов. Татары непропорционально много были представлены среди учителей в Киргизстане. Эта ситуация долго продолжалась даже после того, как Средняя Азия была присоединена к Советскому Союзу. Например, в первые годы Советской власти, почти все учителя в школах для девочек были татарами.
Это происходило из-за более высокого уровня грамотности среди местных татар. В 18146 году грамотность среди татар Пржевальского уезда Киргизстана была 35,6 процента среди мужчин и 24,2 процента среди женщин. Для сравнения, среди местных русских грамотность была 29,9 процента среди мужчин и соответственно 9,2 процента среди женщин. (На самом деле дореволюционная статистика отражала только успехи татар в чтении и письме на русском языке. Если учитывать знание арабской грамотности, то оно было практически всеобщим среди татар. Профессор Абрар Каримуллин написал в своем монументальном труде "Татарские книги в начале двадцатого века", что тиражи опубликованных книг и количество их наименований являются наиболее точным показателем грамотности, ведь никто не купит книгу, если не сможет прочесть ее. Согласно Каримуллину, татары в 1905-1913 годах опубликовали больше наименований книг, чем любая другая этническая группа в Российской империи, кроме латышей. Доступность татарских книг, которые были очень дешевы, часто достигалась путем использования низкокачественной бумаги, путем экономии места уменьшением полей, малого количество иллюстраций и т.д. - С.Б.)
Второй важной группой татар в Киргизстане были торговцы. Их роль, как посредников в торговле между Россией и Азией (включая Среднюю Азию) хорошо задокументирована. Например, в городе Пржевальске из 102 торговцев 78 были татарами. Часто они выступали как меценаты искусств и литературы. Первые театральные труппы в Киргизстане были основаны и финансированы татарами. Мать знаменитого советского киргизского писателя Чингиза Айтматова, Нагима Хазиевна (татарка) прославилась в местной общине как актриса. Для местных мусульман было неслыханно, чтобы женщина играла на сцене. Вот почему актрис можно было увидеть только во время выступлений татарских бродячих театров, таких, как "Сайар" с их знаменитыми женщинами-звездами, известными под их по-русски звучащими театральными псевдонимами: Болгарская, Ильская, Таждарова, Арапова, Камалова. (Кстати, фамилия известного татарского шахматиста Гаты Камского происходит от театрального псевдонима его бабушки, которая была актрисой в татарской театральной группе. - С.Б.)
Третья важная группа татар в Киргизстане состояла из ремесленников и рабочих. Первая забастовка в истории Киргизстана была организована татарами, которые работали в Сулюктинских шахтах. Вместе с экономическими требованиями (8-часовой рабочий день, повышение зарплаты и т.д.) они выставили также и некоторые политические требования (свободу речи, собраний и демонстраций). Такая борьба могла внести большой вклад в более высокий уровень материальной культуры среди местных татар.
В.И. Вышпольский, русский доктор, который работал в госпитале в Караколе, писал: "По сравнению с русскими и людьми других национальностей, татары менее подвержены инфекционным заболеваниям благодаря более высокому уровню личной гигиены в их домах..."
Список литературы
"Татары и башкиры в Киргизстане", А.П. Ярков, Бишкек, Киргизстан, 1946 г.
Другие работы по теме:
Легенда о Китеж-граде
В самом центре России, Нижегородском крае, есть озеро Светлояр - жемчужина русской природы. Это озеро называют иногда маленькой русской Атлантидой: его история овеяна легендами.
Музыкальная культура Татарстана
ТЕМА 21. Исторические сведения о древней татарской музыке. Особенности татарских мелодий. Многовековая история татар. Центр татарской культуры – город Казань. Представление о древней музыке из рукописей путешественников. Давнее развитие татарской профессиональной музыки. Многожанровость древней музыки.
Москва в XIII веке
Монголо-татарское нашествие на Москву. Даниил Александрович - основатель московского княжества.
Та, ой, як крикнув же та козак Сірко
Автор: Народна творчість. Та, ой, як крикнув же та козак Сірко. Та, ой, на своїх же, гей, козаченьків: «Та сідлайте ж ви коней, хлопці-молодці, Та збирайтеся до хана у гості!»
Багговут, Карл Фёдорович
Карл Фёдорович Баггову́т (1761—1812), российский генерал-лейтенант. В 17 лет поступил на службу к маркграфу Аншпахскому, но уже в следующем (1779 г.) году определился в русские войска и принят подпоручиком в тобольский пехотный полк. В начале 1781 г. переведен в днепровский полк и участвовал с ним в усмирении крымских татар.
Нагайбаки
Введение 1 Происхождение названия Список литературы Нагайбаки имеет самоназвание нагайбәкләр (nağaybдklдr) Введение Нагайба́ки (ногайбаки, тат. нагайбәкләр) — тюркский народ, считавшийся до Всероссийской переписи 2002 года этнографической группой татар, проживающий по большей части в Нагайбакском и Чебаркульском районах Челябинской области.
Белгородская черта
Введение 1 История строительства 2 Города черты, утратившие этот статус Список литературы Введение Белгоро́дская засе́чная (защи́тная) черта́ — оборонительная линия на южных рубежах России с XVII века.
Мукденский конгресс
(I Дальневосточный съезд тюрко-татар) — собрание представителей татарской эмиграции Дальнего Востока (Китая, Кореи, Японии, Маньчжоу-Го) проходившее с 4 февраля 1935 по 14 февраля 1935 в г. Мукден (Китай), созванный по инициативе известного татарского общественного деятеля Г.Исхаки[1]. На конгрессе присутствовал 41 депутат, представляющий татарские землячества региона (представители местных комитетов «Идель-Урала»), более ста активистов «Идель-Урала», официальные представители Маньчжурии и Японии.
Одоевский, Роман Иванович
Роман Иванович Одоевский - князь, воевода, сын Ивана Семёновича. Один из рода удельных князей Одоевских, происходящих от князей Новосильских, отдаленных потомков Рюрика.
Одоевский, Василий Семёнович
Васи́лий Семёнович Одо́евский (? — 1534) — князь, воевода, сын Семёна Юрьевича, брат Ивана и Петра. Один из рода удельных князей Одоевских, происходящих от князей Новосильских, отдалённых потомков Рюрика.
Одоевский, Фёдор Иванович Меньшой
Фёдор Иванович Одоевский (?-1547) - князь, воевода, боярин, третий из четырех сыновей Ивана Семёновича Одоевского Сухорука. Один из рода удельных князей Одоевских, происходящих от князей Новосильских, отдаленных потомков Рюрика.
Польско-шведская война 1617 1618
годов была продолжением польско-шведской войны 1600—1611 годов и являла собой попытку Швеции использовать положение Польши, которая была втянута в войну с Россией, а также необходимость польской короны сдерживать крымских татар и турок на юго-востоке.
Осада Збаража
Введение 1 Предыстория 2 Ход осады 3 Последствия 4 В культуре Осада Збаража Введение Битва под Збражем или Осада Збаража — сражение запорожского войска под начальством гетмана Богдана Хмельницкого и его союзников крымских татар во главе с ханом Ислам-Гиреем III с окружённым под Збаражем польским войском в период с 30 июня по 12 августа 1649 года.
Армянская область
(арм. Հայկական մարզ) — административная единица Российской империи. Центр — Эривань. Образована Высочайшим указом от 21 марта 1828 года[1] на территории бывших Эриванского и Нахичеванского ханств, вошедших в состав Российской империи по Туркманчайскому мирному договору.
Тезисы Русь под властью монголо-татар
Оглавление Оглавление………………………………………………………………………………………………………………… 1 Цель……………………………………………………………………………………………………………………………. 2 Причины поражения…………………………………………………………………………………………………………………. 2
Западная Русь
Под термином Западная Русь — обычно имеется в виду Юго-западные русские земли и Белоруссия. В XIV веке юго-западная часть Руси была освобождена из-под ордынского ига и объединена в составе Великого княжества Литовского (ВКЛ) (см. карту 1). Позже большая часть этих земель, до разделов польско-литовской «Республики Двух Народов» (1772, 1793, 1795), более 400 лет являлась третьим безмолвным и всё более бесправным участником уний: Кревской (1386) и Люблинской (1569), хоть и находились под их (не всегда надёжной) эгидой против посягательств и набегов тевтонов, татар, турок и пр.
Татары история этнонима
План Введение 1 Употребление этнонима в Китае 2 Употребление этнонима в Российской империи 3 Употребление этнонима в Западной Европе Список литературы
Межэтнические отношения в Киргизии
Межэтнические отношения в Киргизии характеризуются неустойчивостью и носят значительный конфликтный потенциал, который переходил в открытые погромы в 1990 и 2010 годах. Усиление роли титульной национальности (киргизы) во всех сферах жизни республики во второй половине ХХ века происходило форсированными темпами.
Иностранное влияние в Российской истории
Изменение культуры и жизни России под внешним воздействием. Варяги в Российской государственности. Влияние Византийской империи. Итоги монголо-татарского нашествия. Петровские преобразования и европейские традиции. Развитие технологий и глобализация.
Жанна Д'Арк из Белой Руси
Существует много версий воинских деяний прославленной княгини. Оставляя в тени ее выдающиеся успехи в управлении города и всего княжества, в великолепном воспитании двоих детей, делается упор на ратные дела.
Татаро-монголы
Русское государство, образованное на границе Европы с Азией, достигшее своего расцвета в 10 - начале 11 века, в начале 12 века распалось на множество княжеств.
Монголо-татары
Окончательное возмездие за распри и авантюры, как всегда, пришло из Степи. На сей раз это были не половцы.
Замоскворечье
Замоскворечье (в 14-16 вв. – Заречье), исторический район на правом низком берегу р. Москвы, в её излучине, против древнейшего центра города. До 18 века – называлась территория в пределах современного Садового кольца. Затем название распространилось на территорию до Камер-Коллежского вала. Заселению Замоскворечья в 14-16 веках мешали набеги монголо-татар.
Билеты по Истории 1 курс МТЭТ РГТЭУ
Правление Павла 1. Внутренняя политика Правление Павла 1. Внешняя политика. Первые преобразования Александра 1. (1801-1803) Преобразовательная деятельность Сперанского.
Историко-этнографическая справка Крыма
Впервые человек появился на территории Крымского полуострова около 250 тыс. лет тому назад. В разные исторические эпохи на полуострове проживали различные народы, племена, существовали государства.
Чуйская область
Чуйская область одно из динамически развивающихся регионов в стране. Только в данном регионе находятся множество предприятий и множество которых в теории работоспособны но на практике они не показывают своей давней былой мощи которым Кыргызстан обладал во временна Советского Союза. Именно они являлись тем важным инструментом который делал нашу Родину особенным среди других стран бывшего союза.
Татары
Татары являются одним из крупных тюркоязычных этносов. Общая численность 6.648,7 тыс. чел. (1989). Татары - основное население Республики Татарстан (1.765,4 тыс.чел.).
Дмитрий Донской
Дмитрий Иванович Донской (1350-1389) - великий князь владимирский и московский. сын вел. князя Ивана II Ивановича Красного.
Андрей Ярославич
Третий сын великого князя Ярослава Всеволодовича. Летописи впервые упоминают его имя под 1238 г., как одного из числа князей, спасшихся от татарского меча.
Багговуты
Генерал-лейтенант. Служа в Днепровском полку,участвовал в усмирении крымских татар. Во время кампании 1789 г. принимал участие в деле на реке Сальча и в покорении крепости Бендеры.
Метаморфози посткомуністичної влади
НА ТЕМУ: Дмитро Вишневецький Писав: Пологейко Олег Ігорович ЗОШ №1 1-111ст. ім.В.Стифаника м.Коломиї учень 8Є класу Перевірив: Яремчук А.В. Дмитро Вишневецький