Карпов А. Ю.
Варлаам (ум. ок. 1067?), первый игумен киевского Печерского монастыря (ранее 1062), а затем киевского Дмитриевского монастырей.
Биографические сведения о Варлааме содержатся, главным образом, в летописном Сказании "что ради прозвася Печерский монастырь" и Житии преп. Феодосия Печерского, написанном диаконом Нестором. Согласно последнему источнику, Варлаам (его мирское имя неизвестно) был сыном боярина Иоанна, приближенного к киевскому князю Изяславу Ярославичу (1054—1078, с перерывами в 1068—1069 и 1073—1077). (Позднейшие печерские источники, а вслед за ними и некоторые исследователи, отождествляют этого Иоанна с известным киевским боярином и тысяцким "старцем добрым" Янем Вышатичем († 24 июня 1106 г. в возрасте 90 лет) и называют имя матери Варлаама — Мария "Яневая", бывшая духовной дочерью преп. Феодосия († 16 августа 1091). Однако это отождествление кажется сомнительным.) В княжение Изяслава Ярославича, т. е. после 1054 г., Варлаам пришел в пещеру преп. Антония и упросил старца постричь его в монахи. К тому времени Варлаам был уже женат и, по-видимому, занимал высокое общественное положение. "Одевъся въ одежю светьлу и славьну, — рассказывает Нестор, — и тако въседъ на конь поеха къ старцю, и отроци беша окрестъ его едуще и другыя коня въ утвари ведуще пред ним, и тако въ славе велице приеха къ печере отець тех". По повелению Антония обряд пострижения совершил иеромонах Никон (будущий печерский игумен), который и нарек боярского сына именем Варлаам.
Пострижение Варлаама, а также княжеского "каженика" скопца Ефрема вызвало гнев князя Изяслава Ярославича, угрожавшего "раскопать" пещеру и заточить Никона как главного виновника произошедшего. Дело дошло до того, что "Антоний… и иже с ним, въземше одежда своа, отъидоша от места своего, хотяще отъити въ ину область", и лишь вмешательство супруги Изяслава, польки Гертруды, сумевшей уговорить князя, привело к примирению и возвращению иноков. Тем не менее боярин Иоанн, собрав своих слуг, ворвался в пещеры, силой захватил сына и увел его в свой дом. Однако ни гнев отца, ни уговоры и ласки супруги не смогли изменить волю новопостриженного монаха, и на четвертый день отец вынужден был согласиться с его решением и отпустить сына в монастырь.
Вскоре после этого Антоний, отказавшийся стать игуменом основанной им обители, "затворися въ единой келии пещеры", а затем ископал себе новую, отдаленную пещеру. Игуменом же Антоний поставил Варлаама. Ни летопись, ни Житие Феодосия не называют точной даты поставления Варлаама на игуменство; во всяком случае это произошло ранее 1062 г. (Иногда, принимая во внимание гипотетический восьмилетний срок затворничества Антония — как известно, покинувшего пещеры в 1069 г. — говорят о 1060 или 1061 гг., но эти расчеты едва ли основательны. Другие встречающиеся в литературе даты — 1055, 1057 или 1058 гг. — также не могут быть признаны обоснованными. Позднейшие списки печерских игуменов датируют начало игуменства Варлаама 1032 г.; но эта дата, ориентированная на "раннюю" версию основания Киево-Печерского монастыря, вопиющим образом противоречит известным нам фактам биографии Варлаама и потому должна быть признана недостоверной.)
С именем Варлаама связано начало фактической истории Киево-Печерского монастыря и, в частности, "выход" монастыря из пещер "на поверхность". Из-за увеличения числа черноризцев Варлаам с братией решили поставить церковь вне пещеры; по их просьбе Антоний послал к князю Изяславу Ярославичу и упросил того дать им "гору ту, яже есть надъ печерою". Братия поставили небольшую деревянную церковь во имя Пресв. Богородицы, келии и ограду, "и оттоле, — по словам летописца, — почаша Печерскыи манастырь". Чуть ниже летописец, автор Сказания "что ради прозвася Печерский монастырь", еще раз отмечает: "Манастыреви же свершену игуменьство держащю Варламови".
По прошествии некоторого времени князь Изяслав Ярославич (в крещении Дмитрий) основал в Киеве новый — Дмитриевский — монастырь и поставил в игумены Варлаама, выведя его из Печерского монастыря (ок. 1062). Однако и будучи игуменом Дмитриевского монастыря, Варлаам сохранял привязанность к Печерской обители, о чем свидетельствуют обстоятельства его последних дней.
Незадолго до кончины игумен Варлаам отправился в паломничество по Святым местам (поздние редакции Патерика сообщают о двух его путешествиях в Святую землю). Побывав в Иерусалиме, он на обратном пути посетил Константинополь, где закупил "еже на пользу манастырю своему, и тако поиде на конихъ въ страну свою". Уже в русских пределах, на Волыни, Варлаам впал в недуг и преставился близ города Владимира-Волынского, в Святогорском монастыре. Перед смертью Варлаам завещал своим спутникам похоронить его тело в "Феодосиевском" (т. е. Киево-Печерском) монастыре, "и вся сущая, яже бе искупилъ въ Костянтини граде — иконы и ино, еже на потребу", также передать в Печерский монастырь. По крайней мере, так излагает предсмертную волю Варлаама диакон Нестор. Судя по относительной хронологии Жития преп. Феодосия, кончина Варлаама случилась ок. 1067 г. — незадолго до того, как в Киеве стало известно о гибели в Тьмуторокани князя Ростислава Владимировича († 3 февраля 1067).
Варлаам был погребен в подземной печерской церкви, "на деснеи стране" (в т. н. Ближней, или Антониевой пещере). Его церковная память празднуется 19 ноября, а также 28 сентября — в Соборе преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, и во 2-ю неделю Великого поста — в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских.
В 1987—1988 гг. останки игумена Варлаама были подвергнуты морфологическому, антропологическому и рентгенологическому исследованию. Одним из результатов этого исследования стала пластическая реконструкция внешнего облика первого печерского игумена, выполненная московским антропологом С. А. Никитиным. Судя по реконструкции, Варлаам умер в возрасте 60—70 лет (т. е. родился в конце X — начале XI в.); его рост определяется примерно в 162—164 см. Обращает на себя внимание смоделированный при реконструкции шрам на лбу — след от удара рубящим предметом, который, вероятно, свидетельствует о военном опыте, приобретенном Варлаамом до его пострижения в иночество.
Список литературы
Полное собрание русских летописей. Т. 1. Стб. 157—159; Библиотека литературы Древней Руси. Т. 1. С. 368—379, 386—389 (Житие преп. Феодосия; подг. текста и перев. О. В. Творогова); Абрамович Д. И. Киево-Печерський патерик. Киев, 1930. С. 148—149, 210.
Православная энциклопедия. Т. 6. С. 576—578.
Другие работы по теме:
Сказание
Сказание (греч. historia, diegemata) — в настоящее время термин, не прикрепленный к определенному литературному жанру. Даже специалисты употребляют часто безразлично слова — сказание, легенда, предание, сага.
Сказ
Сказ — специфическая по своей интонации и стилю форма изложения фольклорных произведений; отсюда под С. разумеют такой характер изложения в литературных произведениях, который воспроизводит речь произведений устной словесности.
Незаметный герой: священник в армии
Вряд ли у вас возникнет вопрос: нужен ли священник в школе? Нам с вам повезло, потому что мы живем в городе, где расположен один из духовных оплотов России – Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь.
Послание князю Изяславу о неделе преподобного Феодосия Печерского
"Послание князю Изяславу о неделе" преподобного Феодосия Печерского Преподобный Феодосий Печерский (ум. 1074) – один из первых игуменов Киево-Печерского монастыря, один из крупнейших православных подвижников и церковных идеологов Киевской Руси второй половины ХI века, "отец русского монашества", православный святой.
Сергиева Приморская пустынь
План Введение 1 Храмы монастыря 2 История 3 Церковь во имя преподобного Сергия 4 Как добраться 5 Фотографии Введение Свя́то-Тро́ицкая Се́ргиева Примо́рская пу́стынь; Троице-Сергиева пустынь; Сергиева пустынь — православный мужской монастырь (пустынь), сейчас формально находится на территории посёлка Стрельна, исторически — посёлок Володарский, ныне в черте города Санкт-Петербурга.
Собирание русской святости
В XV столетии Москва, ставшая столицей единого Русского государства, все более активно стремится занять и первенствующее место в духовном бытие Руси. Москва собирала вокруг себя не только русские земли, но и русскую святость.
Рождение русской святости
Уже в XI в. древнерусские князья и книжники стремятся к тому, чтобы ореола святости были удостоены и русские люди, просвещенные Святым Крещением и являющиеся олицетворением нового избранного пути Руси на земле.
Русские юродивые
На Русь юродство пришло из Византии. Первым известным русским юродивым был Исаакий Печерский (ум. 1090 г.), но затем вплоть до XIV века источники молчат о юродстве. Церковь всегда с некоторым сомнением относилась к юродивым.
Павел Иванович Мельников
Выдающийся беллетрист-этнограф, известный под псевдонимом Андрей Печерский; родился в 1819 году в Нижнем Новгороде, где его отец был начальником жандармской команды.
София Киевская
Памятник прошлого в древнем Киеве - знаменитый архитектурный комплекс ХI-ХVIII веков София Киевская и его центральное здание - Софиевский собор.
Киево-Печерская Лавра
Киево-Печерская Лавра - православный монастырь, основанный в 1051 году преподобными Антонием и Феодосием. Поддержка обители киевскими князьями. Центр древнерусского образования и распространения славянской письменности. Памятник древнего зодчества.
Антоний Печерский
Преп. Антоний по праву считается основоположником русского монашества ("началником рускым мнихом", по выражению Симона и Поликарпа, авторов Киево-Печерского патерика).
Зинон Постник
Зинон Постник (Зинон Трудолюбивый; XIV век) — инок Киево-Печерского монастыря, схимник. Святой Русской церкви, почитается в лике преподобных, память совершается (по юлианскому календарю): 30 января и 28 августа (Собор преподобных отцов Киево-Печерских Дальних пещер).
1774 год
Введение 1 События 1.1 Западная и Центральная Европа 1.2 Восточная Европа 1.3 Азия 1.4 Америка и Океания 2 Родились 3 Скончались Введение 1774 год — невисокосный год, начинающийся в субботу по григорианскому календарю.
Алипий Печерский
Али́пий (Али́мпий) Пече́рский (? — 1114 г.) — преподобный святой, киевский мозаичист, иконописец и ювелир конца XI века, ученик греческих мастеров. Первый из названных по имени древнерусский живописец. Память совершается (по юлианскому календарю) 17 августа и 28 сентября (Собор преподобных отцов Киево-Печерских Ближних пещер).
Глебов, Степан Богданович
Введение 1 Связь с царицей 2 Библиография 3 В литературе Список литературы Введение Глебов Степан Богданович (ок. 1672—1718) — любовник первой жены Петрa I Евдокии Лопухиной. В 1718 г. по обвинению в заговоре против Петра после жестоких пыток был приговорён к смертной казни. 16 марта 1718 г. на Красной площади был посажен на кол и умер спустя четырнадцать часов.
Преподобный Антоний Печерский
Биографические сведения о преподобном Антонии — основателе Киевского Печерского монастыря и фактическом родоначальнике русского монашества — очень скудны. Его мирское имя — Антипа — называет лишь один, и при том поздний источник.
Аванесов, Варлаам Александрович
Варлаа́м Алекса́ндрович Аване́сов (Сурен Карпович Мартиросов/Мартиросян, 24 марта (5 апреля) 1884 — 16 марта 1930) — советский государственный деятель.
Антоний и Феодосий Печерские
(983-1073 гг.; около 1036-1074 гг.) Основатели Киево-Печерской лавры, которой суждено было стать ведущим монастырем всех восточных славян, виднейшие церковные деятели Киевской Руси, святые Антоний и Феодосии, оставили неизгладимый след в духовном развитии нашего народа.
Павел Иванович Мельников
Выдающийся беллетрист-этнограф, известный под псевдонимом Андрей Печерский; родился в 1819 году в Нижнем Новгороде, где его отец был начальником жандармской команды.
Варлаам Хутынский
Варлаам (в миру Алекса Михайлович), основатель и первый игумен новгородского Спасо-Преображенского Хутынского монастыря.
Мельников-Печерский Павел Иванович
Мельников Павел Иванович (25.10(6.11).1818 года, Нижний Новгород, ныне г. Горький, - 1(13).2.1883 года, там же) - выдающийся беллетрист-этнограф, известный под псевдонимом Андрей Печерский.
Преподобный Феодосий Печерский
Преподобный Феодосий Печерский (ум. 1074) – один из первых игуменов Киево-Печерского монастыря, один из крупнейших православных подвижников и церковных идеологов Киевской Руси второй половины ХI века.
Алимпий иконник
Алимпий (в церковном написании — Алипий), иеромонах киевского Печерского монастыря, иконописец (ум. после 1113).
Павел Иванович Мельников-Печерский
Павел Иванович Мельников родился 25 октября 1818 года в Нижнем Новгороде в небогатой дворянской семье. Окончив нижегородскую гимназию, он в 1834 году поступил на словесный факультет Казанского университета.
Василий Кокорев
Одним из удивительнейших людей, заботящихся о славе России, был Василий Александрович Кокорев (1817-1889). Сын купца средней руки, торговавшего солью, он за короткий срок составил себе огромное состояние. Имел капитал в семь миллионов рублей.
Агапит Печерский
Преподобный Агапит Печерский, известный своим целительством, оказывал помощь многим больным, которые обращались в Киево-Печерскую лавру. Он не требовал с них никакой платы, отчего и прозван Безвозмездным.