Романизм (от Roma — Рим) — эклектическое течение в нидерландской живописи XVI в., появившееся благодаря расширению культурных связей с Италией[1]. Романизм стремился соединить нидерландские традиции с опытом итальянского (особенно римского) Ренессанса, а затем и маньеризма.[2]
Обращение нидерландских живописцев к изучению художественных решений итальянцев было явлением закономерным ввиду известного кризиса, переживаемого нидерландской художественной культурой на рубеже XV—XVI вв., и в то же время естественным обменом художественного опыта, столь обычного у художников. Эти попытки сближения художественных культур Нидерландов и Италии носили самый разнообразный характер, от прямого подражания до коренной творческой переработки, и зависели от степени талантливости и оригинальности дарования того или иного мастера. Во всяком случае художники-романисты из числа наиболее одарённых оставили множество прекрасных живописных произведений, обладающих самостоятельной и высокой художественой ценностью.
Романизм оказал воздействие на творчество антверпенского мастера алтарей и портретов Квентина Массейса (1465—1530), на крупнейшего северо-нидерландского художника XVI в. Луку Лейденского (1494—1533), одного из создателей бытового жанра в живописи и гравюре, а также на Йоса ван Клеве, но характернейшим выразителем особенностей этого течения впервые стал Ян Госсарт (ок. 1480 — ок.1536).
Романизм, прошедший через весь XVI в., содействовал существенному усилению светских тенденций в искусстве. Он обогатил нидерландскую живопись образами античной мифологии, аллегориями, интересом к обнажённой натуре, новыми решениями композиций, знаниями перспективы и анатомии. Родился новый тип художника — гуманистически образованного, увлечённого различными отраслями знания.
Вместе с тем романизм привёл к такой степени интернационализации искусства и равнения на образцы, когда утрачивалась национальная самобытность живописи, а высокая виртуозность оттесняла собственно творческое начало и делала искусство холодным. Развитие романизма, поддержанного придворно-аристократическими вкусами, оказало значительное влияние на декоративное искусство, особенно на создание шпалер, которыми славились Нидерланды. В шпалерах появились мифологические, батальные, охотничьи сюжеты, которые изображались с правильным построением перспективы, использованием объёмных фигур.
Список литературы:
«Romanisten». Grote Winkler Prins (9). (1991).
Janson H.W. History of Art. — 5th, rev.. — New York: Harry N. Abrams, Inc., 1997. — ISBN 0-8109-3442-6
Источник: ru./wiki/Романизм
Другие работы по теме:
Шеллинг
омантизм новое в философии, романтизм. од влиянием романтизма. авоевание высот, двойственность Шеллинга. Искусство и мифология. Идеальный и реальный ряды в искусстве.
А.С. Хомяков
Философия славянофилов. А. С. Хомяков как один из основателей движения. Критика римско-католической церкви и протестантизма. Идея сочетания любви и свободы.
I: Пий IX и предыстория собора
Сохранится ли все это в новых условиях и что будет с Церковью в будущем? – вот перед какой проблемой встали лидеры католицизма в середине XIX в. Как должна действовать Церковь и чем она должна стать для нового общества?
6-34 Обзорные темы как одна из форм изучения литературы в старших кла ссах
Особое значение приобретает идея фундаментальных знаний, преодоления разрыва между традиционными и современными методологиями, усвоения знаний в обобщенном виде и поиск системообразующих принципов для программ и учебно-методических комплексов, воспитание системы нравственных координат личности
Методические рекомендации для студентов факультета искусств II
Греческой классики, Древнего Рима, европейского Средневековья, Ближнего и Среднего Востока, а также Индии, т. е разделов, изучаемых на факультете искусств в течение второго семестра. Также содержатся планы семинаров, вопросы для повторения к зачету и словарь новых терминов
Идиот 2
Идиот Автор: Достоевский Ф.М. * ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. * В конце ноября, в оттепель, часов в девять утра, поезд Петербургско-Варшавской железной дороги на всех парах подходил к Петербургу. Было так сыро и туманно, что насилу рассвело; в десяти шагах, вправо и влево от дороги, трудно было разглядеть хоть что-нибудь из окон вагона.
Концепция мира и человека в творчестве Генриха фон Клейста
Новеллы и драмы в творчестве Клейста. Правда и мистификация в комедии "Разбитый кувшин". Сотрясённый мир в новеллистике Г. Клейста "Маркиза д’О", "Землетрясение в Чили", "Обручение на Сан-Доминго". Специфические особенности жанров в творчестве Клейста.
Культура европейского Средневековья 3
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский Государственный Экономический Университет»
Основные идеи Ренессанса
Содержание Основные идеи Ренессанса 1.Введение…………………………………………………………………………………………..3 2. Раннее Возрождение……………………………………………………………………………..4
Общая характеристика искусства Северного Возрождения
Ренессанс - эпоха в истории европейской культуры 13-16 веков, ознаменовавшая собой наступление Нового времени. Начало эпохи Возрождения во Франции и Германии. Живопись Нидерландов эпохи Ренессанса. Творчество И. Босха, П. Брейгеля, Яна ванн Эйка.
Художественные стилевые направления в искусстве
АНТИЧНОЕ ИСКУССТВО (от лат. antiquus — древний) — исторический тип искусства. Античностью называют эпоху Древней Греции и Рима. Этот термин впервые получил распространение среди писателей-гуманистов Итальянского Возрождения. Он был применен ими для обозначения самой древней из известных в то время культур.
Церковь, Русь, и Рим
Иезуиты и русско-польские дела. Первые попытки Рима уничтожить православное государство. Оторванность от Русской Церкви и русского государства крупных православных центров. Истоки, последствия Смутного времени. Филарет, его забота о всеобщем образовании.
Концепция генезиса феодализма в трудах Н.-Д. Фюстеля де Куланжа
Общие тенденции развития буржуазной медиевистики во второй половине 19 века. Характерные сдвиги буржуазной методологии истории этого периода. Основные моменты жизни Ф. де Куланжа, его взгляды и концепция истории раннего средневековья в Западной Европе.