План
Введение
1 Описание
1.1 Босфор
1.2 Дарданеллы
2 Вопрос о Проливах
Список литературы
Введение
Черномо́рские (или туре́цкие) проли́вы (тур. Tьrk Boğazları, греч. τα Στενά του Βοσπόρου или το Στενό[1]), зо́на Проливов или просто Проливы (часто с заглавной буквы) — совокупность двух морских проливов, Босфора и Дарданелл, расположенных в Мраморноморском регионе северо-западной Турции. К зоне Проливов зачастую относят и находящееся между ними Мраморное море с окрестностями.
[править] Описание
Черноморские проливы последовательно соединяют Чёрное море с Мраморным, а Мраморное — с Эгейским, которое является частью Средиземного. Они же отделяют Европу (Фракию) от Малой Азии (Анатолии). Проливы обеспечивают доступ к Средиземному морю и мировым океанам большой части России, Украины, Закавказья и стран юго-восточной Европы. Помимо сельскохозяйственных и промышленных товаров, значимую долю экспорта через Проливы составляет нефть из России и остальных стран Прикаспия.
1.1. Босфор
Босфо́р (тур. İstanbul Boğazı, греч. Βόσπορος) — пролив, соединяющий Чёрное море с Мраморным. Длина около 30 км, максимальная ширина 3 700 м на севере, минимальная ширина пролива 700 метров. Глубина фарватера от 36 до 124 м. На обеих сторонах Босфора расположен исторический город Константинополь, ныне Стамбул.
Берега пролива соединяют два моста: Босфорский мост длиной 1074 метров (завершён в 1973 году) и Мост Султана Мехмеда Фатиха длиной 1090 метров (построен в 1988 году) в 5 км к северу от первого моста. Планируется третий автодорожный мост, но место строительства правительство Турции пока держит в секрете, чтобы избежать роста цен на землю. В настоящее время сооружается железнодорожный тоннель «Marmaray» (срок окончания — 2012 год), который объединит транспортные системы Стамбула, находящиеся в европейской и азиатской частях города.
1.2. Дарданеллы
Дардане́ллы (тур. Зanakkale Boğazı, греч. Δαρδανέλλια), древнегреческое название — Геллеспо́нт. Пролив между европейским полуостровом Галлиполи и северо-западом Малой Азии. Он соединяет Мраморное море с Эгейским. Координаты Дарданелл — 40°15' северной широты и 26°31' восточной долготы. Длина пролива составляет 61 километр, ширина — от 1,2 до 6 километров. Средняя глубина фарватера — 55 метров.
2. Вопрос о Проливах
Из-за стратегически важного геополитического положения черноморских проливов их статус со времён античной Троянской войны неоднократно вызывал международную напряжённость и служил предметом озабоченности стран-соперниц, особенно в периоды ослабления и смены той или иной из основных великих держав.
Пока Византийская империя, а после её падения Османская империя господствовали на Чёрном море, вопрос о Проливах фактически был внутренним делом этих государств, а потому более десяти веков не стоял в международной повестке дня. Однако к концу XVII века обстановка существенно изменилась: на побережье Азовского и Чёрного морей вышла Россия — и актуальность контроля над зоной Проливов повысилась, составив впоследствии важную часть «восточного вопроса».
Во времена заката Османской империи на Лондонской конференции в 1841 году было принято решение о закрытии Проливов для прохода чьих бы то ни было военных судов в мирное время. С точки зрения современного международного права зона Проливов является «открытым морем» и с 1936 года управляется согласно положениям Конвенции Монтрё о статусе проливов при сохранении над последними суверенитета Турецкой республики.
Согласно Конвенции, торговые суда всех стран обладают свободой прохода через проливы как в мирное, так и в военное время. Однако режим прохода военных кораблей различен в отношении черноморских и нечерноморских государств. При условии предварительного уведомления властей Турции черноморские державы могут проводить через проливы в мирное время свои военные корабли любого класса. Для военных кораблей нечерноморских держав введены существенные ограничения по классу (допускаются лишь мелкие надводные корабли), по тоннажу и сроку пребывания.
В случае участия Турции в войне, а также если Турция посчитает, что ей непосредственно угрожает война, ей предоставлено право разрешать или запрещать проход через проливы любых военных судов. Во время войны, в которой Турция не участвует, проливы должны быть закрыты для прохода военных судов любой воюющей державы.
Последним военным случаем (не считая учений), когда предусмотренные Конвенцией механизмы были задействованы, явился Югоосетинский конфликт августа 2008 года: через Проливы в сторону грузинских портов Батуми и Поти тогда проследовал ряд военных кораблей Шестого флота ВМС США.[2]
Список литературы:
Τουρκική Πολιτική για τα Στενά на сайте министерства иностранных дел Греции. (греч.) + [1] (греч.)
НАТО в Чёрном море. — Коммерсантъ, № 153 (3970), 28 августа 2008 года.
Источник: ru./wiki/Черноморские_проливы
Другие работы по теме:
Международное морское право
Понятие международного морского права. Территориальное море и прилежащая зона. Проливы. Исключительная экономическая зона.
Международное морское право
Исключительная экономическая зона. Кодификация международного морского права. Правовой режим внутренних и морских вод. Континентальный шельф. Открытое море.
Русско-турецкие войны
Две русско-турецкие войны. Дипломаты Османской и Российской империй за столом переговоров в 1772 году. Включение Крыма в состав России. Заключение Георгиевского трактата о российском протекторате над Восточной Грузией, его признание турецкой стороной.
Операция Пекин
— эвакуация части польского военно-морского флота — эсминцев Burza, Błyskawica и Grom — с Балтийского моря в воды Великобритании, союзной Польше, осуществлённая за несколько дней до начала Второй мировой войны. Кораблям было приказано следовать в британские порты и в случае начала войны Польши с Германией действовать совместно с Королевским флотом.
Тиран пролив
Вид на пролив Тиран и остров Тиран из Шарм-эль-Шейха Тиран (араб. تيران, ивр. מצרי טיראן) — пролив, соединяющий залив Акаба с Красным морем.
Англо-турецкая война 1807-1809
Противники Британская империя Османская империя при поддержке: Французская империяКомандующиеДжон ДаквортСелим III Мухаммед Али Англо-турецкая война 1807—1809
Внешняя политика России в 1815-1825 гг.
Введение 1 Европейское направление 2 Россия в революции в Европе 3 Восточный вопрос 4 Взаимоотношения России с США Введение С 1815 г. открылся новый этап в истории международных отношений и внешней политики России. Он был обусловлен окончательным разгромом Наполеона, подписанием Венского договора и заключением ряда соглашений между великими державами.
Лондонский протокол
— протокол, который подписали 3 февраля 1830 года три «великие державы» Европы — Российская империя, Великобритания и Франция, признав таким образом независимость Греции от Османской империи после заключения Адрианопольского мирного договора между российской и турецкой сторонами в 1829 году.
Зона проливов
Введение 1 История 2 Формирование 3 Развитие ситуации 4 Ликвидация Введение Зона проливов (10 ноября 1918 года — 23 сентября 1923 года [1]) — международная «нейтральная» зона, включавшая ряд стратегически важных сухопутных и морских пространств в зоне черноморских проливов: проливы Босфор, Дарданеллы, города Константинополь (Стамбул), Чанаккале и др., Мраморное море и всё его побережье, Принцевы острова, а также острова Имброс и Тенедос в северной части Эгейского моря[2].
Кючук-Кайнарджийский мирный договор
Кючу́к-Кайнарджи́йский мирный договор (тур. Kьзьk Kaynarca Antlaşması) — мирный договор между Россией и Османской империей, заключённый 10 (21) июля 1774 «в лагере при деревне Кючук-Кайнарджи»[1] (ныне Болгария); завершил первую турецкую войну императрицы Екатерины II.
Внешняя политика Николая I 2
Внешняя политика Николая I В 1826-1828 гг. началась русско-иранская война, в результате которой Россия присоединила Армению. В 1827г. Россия вмешалась в борьбу Греции против турок за независимость, что привело к русско-турецкой войне (1828-1829). По ее итогам к России отошли устье Дуная и часть Грузии.
Медики и самодержцы: загадка смерти Николая I
Выдвижение версий о смерти Николая І от "паралича легких", в результате соматических причин и от отравления при помощи лейб-медика Мандта в исследовательской работе Зимина. Проведение анализа внешней политики императора как главной причины его кончины.
Лондонская конвенция о проливах 1841
года — конвенция, заключенная в Лондоне 13 июля 1841 года между Россией, Великобританией, Францией, Австрией и Пруссией. Восстановила «древнее правило» Османской империи, согласно которому Босфор и Дарданеллы объявлялись в мирное время закрытыми для военных судов всех стран. За султаном сохранялось право выдавать разрешения на проход лёгких военных судов, состоящих в распоряжении посольств дружественных стран.
Русско-турецкая война 1787–1791 гг.
В 1783 г. крымский хан Шагин-Гирей отказался от престола и передал Крым под руку российской императрицы. Это известие было с негодованием встречено в Турции, которая начала готовиться к новой войне.
Они сражались за Родину
Много людей сражалось за нашу Советскую страну. Более двадцати миллионов жизней унесла война. Жил на земле человек, звонкоголосый, веселый, внешне неприметный. Умел работать, любить, мечтать. Сумел он, когда потребовалось, драться за все, что любил. По-матросски. Годы прошли, но люди помнят и долго еще будут помнить черноморского матроса.
Одесса в годы Первой Мировой Войны
На начало XX века одним из мощных социально-экономических и культурных центров была Одесса, которая по численности населения занимала третье место в Российской империи- после Москвы и Петербурга. Город превратился в крупный порт, через который шла торговля с другими странами, прежде всего сельскохозяйственной продукцией.
Правовой режим портов и их акваторий
1. Правовой режим портов и их акваторий Обычно прибрежное государство объявляет перечень морских портов, в которые разрешается заходить судам других государств. В Российской Федерации перечень таких портов объявляется в «Извещениях мореплавателям». Согласно общепризнанным нормам международного права прибрежное государство может закрывать любые порты для захода иностранных судов.
Источники права Европейского Союза
Решения Суда Европейского Сообщества - источник европейского права. Правовой статус, политическая роль НАТО в современных условиях. Анализ Конвенции по международным воздушным перевозкам. Определение режимного статуса морских проливов; термины и понятия.
Международное экономическое право
Правовое регулирование международных морских, речных перевозок и режим международных проливов. Межстрановое морское право. Его источники. Определение режима торговых суден в открытом море и в территориальных водах, в международных проливах и каналах.
Ладожское озеро
Ладожское озеро Ладожское озеро - самое большое из пресноводных озер Европы; его площадь 17,7 тыс. кв. км. Средняя глубина озера - 50 м. а наибольшая - 225 м. (севернее острова Валаам). Северные берега озера изрезанные, высокие и скалистые, сложены кристаллическими породами. Они образуют многочисленные полуострова и узкие проливы, мелкие острова, разделенные проливами.
Проливы Атлантики
Основные географические характеристики Атлантического океана, его место в современных мировых морских перевозках. Главный пункт выхода в Атлантический океан – Пентленд-Ферт, его значение в торговле Англии. Средиземное море и его роль как транзитного пути.
Характеристика Баренцева моря
Первые визиты европейцев начались, с конца 11 века. Баренцево море было названо в 1853 г. в честь голландского мореплавателя Виллема Баренца.
Валаам
Название "Валаам" переводят с финского как "высокая земля", менее вероятный перевод - "земля клятвы" или "земля света". Некоторые полагают, что название происходит от имени языческого бога Ваала (иногда идентифицируемого со славянским Велесом).
Международные морские проливы и каналы
Черноморские проливы. Исторический путь черноморских проливов. Красота и недостатки Босфора. Суэцкий канал. История появления Суэцкого канала. Выгодное географическое положение.
Баффин Уильям
Английский мореплаватель, родился в 1584 году. Самое раннее упоминание о Уильяме Баффине мы встречаем в 1612 году, когда он в качестве штурмана принимал участие в экспедиции капитана Джеймса Халла в поисках Северо-западного прохода.