Реферат: Дальский, Мамонт Викторович - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Дальский, Мамонт Викторович

Рефераты по истории » Дальский, Мамонт Викторович


План
Введение
1 Биография
1.1 Семья

2 Творчество
2.1 Роли в театре

3 Интересные факты
Список литературы

Введение

Мамонт Викторович Да́льский (настоящая фамилия Неёлов) (1865, Кантемировка, Харьковская губерния — 21.6.1918, Москва) — русский актёр.

1. Биография

Мамонт Дальский родился в 1865 году в Кантемировке Харьковской губернии в семье дворянина, судьи и предводитель дворянства Виктора Владимировича Неелова.

Младшая сестра Магдалина взяла себе псевдоним Дальская (в детстве её называли Даля), эту же фамилию сделал своим сценическим именем и Мамонт.

Мамонт Дальский окончил киевскую гимназию. Увлекался литературой, хорошо знал иностранные языки, латынь. Уже гимназистом выступал в концертах, исполняя произведения А. С. Пушкина, У. Шекспира, Ф. Шиллера. Затем поступил на юридический факультет Харьковского университета, но в 1885 году оставил учёбу ради сцены.

В 1886 году Дальский получил ангажемент в труппе Воронцова в Вильно и быстро занял место ведущего актёра. В течение нескольких лет Дальский играл в провинции. Актриса Мария Велизарий вспоминала:

«Даже Шклов, Умань, Винница… были для него крупными городами. Он играл в Голте, а мечтал о гастролях в Париже… Ему было совершенно безразлично, каков ансамбль, есть ли на сцене декорации, а на актёрах — должные костюмы. Раз он, Мамонт Дальский, играет, значит, здесь — настоящий театр, если даже над головой нет крыши…[1]»

В 1889 году по предложению П. Д. Боборыкина Дальский поступил в труппу московского Нового театра Е. Н. Горевой. Именно в театре Горевой к Дальскому пришла слава: публика оценила его игру в пьесе «Дон Карлос» Ф. Шиллера (заглавную роль пьесы Дальский сохранял в своём репертуаре в течение нескольких лет). Другой замечательной ролью Дальского стал Барон в пьесе А. С. Пушкина «Скупой рыцарь».

В 1890 году Мамонт Дальский получает приглашения из ведущих театров Москвы и Петербурга: Малого и Александринского. Главный режиссёр Александринки П. М. Медведев приглашает его в труппу «без дебюта». Первое появление Дальского на сцене состоялось 8 сентября 1890 года — в роли Жадова в пьесе А. Н. Островского «Доходное место». В театре он выступает в амплуа драматических любовников, особенно ему удавались герои с сильными, необузданными страстями, выступающие против общества: Чацкий («Горе от ума» А. С. Грибоедова), Незнамов («Без вины виноватые» А. Н. Островского), Рогожин («Идиот» Ф. М. Достоевского), Гамлет и Отелло («Гамлет», «Отелло» Шекспира), Карл Моор («Разбойники» Ф. Шиллера) и др.

Дальский проработал в Александринском театре 10 лет, однако в последние годы ему практически не давали новых ролей: он играл, например, Квартального в «Ревизоре» Н. В. Гоголя и Надзирателя в «Свадьбе Кречинского» А. В. Сухово-Кобылина. Последняя крупная роль Дальского в театре — Отелло в одноимённой трагедии Шекспира, — была сыграна им 4 февраля 1900 года, в юбилей пребывания на александринской сцене. Сразу после этого Дальского увольняют из театра.

Дальский пытался создать собственный театр (свой проект театра он показывал М. Горькому и Ф. Шаляпину в 1915 году), но ему это не удалось. С 1900 года он гастролирует в провинции, выступает на столичных сценах и в частных театрах, организует публичные вечера трагедий, исполняя отрывки из своих лучших ролей. В последний раз Дальский появляется на сцене в 1916 году.

В 1917 году Мамонт Дальский объявляет себя анархистом, 14 января 1918 года он был арестован по указанию управляющего делами Совета народных комиссаров В. Д. Бонч-Бруевича, однако вскоре отпущен.

Дальский погиб в Москве 8 июня 1918 года: сорвался с подножки трамвая, отправляясь в гости к Шаляпину.

1.1. Семья

Отец — Виктор Владимирович Неёлов. Родился в деревне Царедаровке Изюмского уезда Харьковской губернии 8.11.1837 г. Был крещен в церкви слободы Великая Камышеваха. Определением Харьковского Дворянского Депутатского Собрания от 18.5.1881 г. к роду Нееловых были сопричислены его дети.

Мать — Екатерина Андреевна Крыштофович (около 1844 — не ранее 10.9.1902) — дочь гвардии поручика Андрея Ивановича Крыштофовича (Криштофовича). Кроме Мамонта, у неё было ещё шестеро детей, четверо из них впоследствии стали знаменитыми артистами и работали под псевдонимами.

Братья:

Ипполит Викторович Неёлов. Определением Харьковского Дворянского Депутатского Собрания от 4.4.1903 г. к роду Нееловых были сопричислены его сыновья.

Сергей Викторович Неёлов. Драматический актёр (сценический псевдоним Ланской). Амплуа: герой-любовник, играл весь классический и современный репертуар. В 1902 г. выступал во Владикавказе, в 1904—1905 гг. — в Москве, Екатеринбурге, Житомире и Николаеве. В это время запрашивал гонорар: за летний сезон — 300 руб. с двумя полубенефисами, за зимний — 600 руб. с двумя полубенефисами. 16.10.1911 г. заключил договор с Евпаторийской городской управой на аренду театра в г. Евпатория Таврической губернии. Умер не ранее 1927 г.

Виктор Викторович Неёлов. Драматический актёр (сценический псевдоним Ромазанов). Автор пьес, режиссер-постановщик. Работал в Петербурге и на переферии. Его пьесы хранятся в Публичной библиотеке в Санкт-Петербурге. Жены: Ольга Ключанская и Галина Ниловна Архангельская

Владимир Викторович Неёлов. Драматический актёр (сценический псевдоним Мерцалов). Амплуа: любовник-герой, резонер и кавалер. До военной службы играл со старшим братом Мамонтом Дальским. Сезоны 1902/1903 и 1903/1904 гг. находился на военной службе. В 1905—1906 гг. получал музыкальное образование в Новочеркасске. Выступал в Майкопе и Новочеркасске, в 1906—1907 гг. в Луцке и Виннице. Автор драматических произведений. Умер не ранее 1939 г.* Сестры:

София Викторовна Неёлова (по мужу — Ган).

Екатерина Викторовна Неёлова. Родилась в 1870 г. Актриса (сценический псевдоним Дальская). Перед революцией 1917 г. гастролировала в Прибалтике, от куда и не вернулась в Советскую Россию. Муж: (в разводе) Михаил Юльевич Левенштейн (родился 31.10. 18 …). Сын врача-психиатра Юлия Александровича Левенштейна (умер 18.10.1892 г.) и Евдокии Аполлоновны (родилась 1.10.1848 г.) или Петровны, приемной дочери Анны Александровны, урождённой Гончаровой (умерла в 1898 г.), и её мужа Пётра Авксентьевича Музалевского (умер в 1877 г.). Умер в Бузулуке около 1920 г. от тифа. Их дочь: Елена Михайловна Левенштейн (12.2.1902-27.3.1976), замужем за Петром Карповичем Щербаковым (6.8.1893-26.11.1982). У них две дочери Нина Петровна (Панфилова) и Валентина Петровна.

Магдалина Викторовна Неёлова. Драматическая актриса (сценический псевдоним Дальская). Антрепренерша. Красавица и роковая женщина. Отличалась бурным темпераментом и «страстью к кутежам и жаждой тщеславия». 4.5.1911 г. в Чите в Даурской гостинице стреляла или привела к самоубийству молодого артиста Бартенева. Под давлением обстоятельств и общественного мнения была обвинена в убийстве и арестована. Впоследствии выпущена под залог в 10 тысяч рублей. Умерла под следствием в Чите в конце 1911 г. — до 26.2.1912 г. от скоротечной чахотки. Муж: (??; в разводе) Сергей Иванович Зимин. У них два сына: Алексей (родился около 1895 г., Дальский ?) и NN. Офицеры-белогвардейцы, расстреляны во время Гражданской войны.

2. Творчество

2.1. Роли в театре

«Без вины виноватые» А. Н. Островского — Незнамов

«Доходное место» А. Н. Островского — Жадов

«На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского — Глумов

«Василиса Мелентьева» А. Н. Островского и С. А. Гедеонова — Колычев

«Женитьба Белугина» А. Н. Островского и Н. Я. Соловьёва — Белугин

«Ревизор» Н. В. Гоголя — Хлестаков

«Скупой рыцарь» А. С. Пушкина — Барон

«Борис Годунов» А. С. Пушкина — «Самозванец»

«Каширская старина» Д. В. Аверкиева — Василий

«Идиот» Ф. М. Достоевского — Рогожин

«Венецианский купец» У. Шекспира — Шейлок

«Гамлет» У. Шекспира — Гамлет

«Отелло» У. Шекспира — Отелло

«Разбойники» Ф. Шиллера — Карл Моор

«Дон Карлос» Ф. Шиллера — Дон Карлос, Поза

«Собака садовника» Лопе де Вега — Теодоро

«Кин, или Гений и беспутство» А. Дюма — Кин

«Горе от ума» А. С. Грибоедова — Чацкий

«Дети Ванюшина» С. А. Найдёнова — Константин

«На дне» М. Горького — Сатин

«Отец» А. Стриндберга — Ротмистр

3. Интересные факты

Мамонт Дальский появляется в романе А. Н. Толстого «Хождение по мукам»:

Душой этих ночных кутежей был Мамонт Дальский, драматический актер, трагик, чье имя в недавнем прошлом гремело не менее звучно, чем Росси. Это был человек дикого темперамента, красавец, игрок, расчетливый безумец, опасный, величественный и хитрый. За последние годы он выступал редко, только в гастролях. Его встречали в игорных домах в столицах, на юге, в Сибири. Рассказывали о его чудовищных проигрышах. Он начинал стареть. Говорил, что бросает сцену. Во время войны участвовал в темных комбинациях с поставками. Когда началась революция, он появился в Москве. Он почувствовал гигантскую трагическую сцену и захотел сыграть на ней главную роль в новых «Братьях-разбойниках». Со всей убедительностью гениального актера он заговорил о священной анархии и абсолютной свободе, об условности моральных принципов и праве каждого на все. Он сеял по Москве возбуждение в умах…[3]

Литература

Крыжицкий Г. К. Мамонт Дальский. Л., М., 1965

Ходотов Н. Близкое-далекое. Л. — М., 1962

Юрьев Ю. М. Записки. М. — Л., 1948

Список литературы:

Цит. по: Мамонт Дальский на сайте peoples

Информация с сайта ВГД

А. Толстой, «Хождение по мукам»

Источник: ru./wiki/Дальский,_Мамонт_Викторович