План
Введение
1 Мужская одежда
1.1 Верхняя одежда
1.2 Головные уборы
1.3 Обувь
1.4 Галерея
2 Женская одежда
2.1 Верхняя одежда
2.2 Головные уборы
2.3 Обувь
2.4 Галерея
Введение
Узбекский национальный костюм — созданный в древние времена и используемый до наших дней, отражает национальную специфику узбекского народа, тесно связан с его культурой и историей. Имеет характерные для каждого региона отличия и особенности.
Развиваясь о общем русле одежды оседлых народов Мавераннахра, в то же время имеет многие самобытные и неповторимые черты. Так например, всемирной славой пользуется искусство золотого шитья, к началу нашей эры относят археологи следы золотого шитья, найденные на раскопках в Ташкентской области. Согласно преданиям золотое шитьё знали в Согдиане еще до появления шелка. Но особенно широкое распространение получило оно в XIX — начале XX веков.
Узбекский национальный костюм отражает художественные особенности, архаичные черты народных промыслов, этнографические и региональные формы развития одежды.
1. Мужская одежда
Мужская одежда состояла из халата, рубах различного фасона, камзола, пояса, кожаных сапог, штанов и обязательного головного убора — чалмы или тюбетейки.
Повседневной мужской одеждой была традиционная рубаха, которая первоначально имела длину ниже колен, а позднее её укоротили до середины бедер. Ворот рубахи был двух фасонов. В первом случае к длинному вертикальному разрезу пришивали воротник. У рубах другого фасона разрез был горизонтальный, от плеча к плечу. У жителей Ташкентской и Ферганской областей была распространена мужская распашная рубаха — яхтак. Ее шили из хлопчатобумажной ткани и носили и молодые, и пожилые. Края ворота иногда обшивали тесьмой — джияк. Духовные лица и узбекская аристократия носили рубаху только с горизонтальным воротом. Реликтовым явлением в начале XX в. были узбекские стеганые на вате рубахи — гуппича, которые носили только дети и старики. Гуппи на староузбекском языке означает «доспех», что породило у исследователей версию о генетической связи стеганых рубах с защитным вооружением.
Штаны — иштон. Глухие, без карманов, пуговиц и прорезей, широкие вверху, они книзу сужались и доходили до щиколоток.
2.1. Верхняя одежда
Халат — мужской халат, отличается одинаковым покроем для любого возраста, что свидетельствует об его архаичности. Халаты, в зависимости от времени года шились без подкладки, с тонкой подкладкой и теплые на вате. На полах с обеих сторон делали вертикальные разрезы для увеличения шага. Воротник, полы, подол и края рукавов обшивали узкой плетеной тесьмой или полоской материи, на груди пришивали две завязки. Высшую форму городского ремесла составляло золотое шитье, украшавшее одежду эмира и знати.
2.2. Головные уборы
Чалма — в целом воспринимаемая как атрибут мусульманской культуры, разнилась по размеру, цвету, манере повязывания. Большую белую чалму носили духовные лица, ремесленники — небольшую чалму серого или синеватого цветов, крестьяне — повязку из цветных платков. Чалма была главным головным убором узбеков. Хорезмийцы предпочитают в качестве головного убора шапки-папахи из овчины разных цветов.
Папаха — головной убор хорезмийских узбеков. Хорезмийцы предпочитают в качестве головного убора шапки — папахи из овчины разных цветов.
Тюбетейка — традиционный узбекский головной убор. В различных регионах имеют множество вариаций. Узбекское название этих шапочек — «дуппи» или «калпок». Особенно к XIX веку тюбетейки как головной убор получили повсеместное распространение и определилось разнообразие их форм — островерхие, и конусообразные, полусферические и четырехгранные, круглые и купольные тюбетейки, словом, любого вида, какой только подскажет местный обычай. Самая распространенная мужская чустская тюбетейка из Ферганской долины имеет строгий, скромный и в то же время очень декоративный вид. Для нее характерна вышивка белыми нитями орнамента в виде стручков перца «калампир» на черном фоне, а по кромке в ряд расположены шестнадцать узорных арочек. Чаще всего для мужских тюбетеек выбирали черный сатин или бархат. Всего насчитывается, включая ферганские чустские мужские тюбетейки, шесть исторически сложившихся региональных групп головных уборов — ташкентская, самаркандская, бухарская, кашкадарьинская, сурхандарьинсая и хорезмская. В каждом районе сложился свой стиль, передаваемый из поколения в поколение
2.3. Обувь
Население равнинных оазисов носило мягкие сапоги вместе с кожаными туфлями без задника. Узбекская знать во время конных выездов надевала парадные сапоги из зеленой шагрени, изящный каблук которых был скошен к середине подошвы, позволяя всаднику особенно ловко держаться в стременах.
2.4. Галерея
2. Женская одежда
Женская одежда состояла из халата, платья, шаровар, платка или паранджи, тюбетейки, туфель. Непременным дополнением к костюму узбекских женщин всех возрастов всегда были украшения из золота или серебра.
2.1. Верхняя одежда
Женский халат — ворот женского халата довольно открытый и широкий, борта его почти не сходятся. Рукава короче, но свободнее, чем в мужских халатах. Среди женщин Бухарского и Самаркандского оазисов были распространены легкие длинные распашные халаты румча, слегка прилегающие по талии. Специфической верхней женской одеждой был халат мурсак. Это распашная в форме туники одежда без воротника, которую шили так, чтобы полы при ношении заходили друг за друга. Мурсаки делали длинными, до земли, на подкладке, а чаще стеганными на вате. Ворот, полы и низ рукавов обшивали тканой тесьмой.
Камзол — во второй половине XIX века среди верхней одежды появился камзол или камзур. Это слегка прилегающий в талии халат с короткими и узкими рукавами, с вырезной проймой и отложным воротником. В это же время стали появляться короткие безрукавки типа жилеток нимча.
2.2. Головные уборы
Платок — голову узбекские женщины закрывали платком. Часто головной убор состоял из двух платков, один из которых набрасывали на голову, а второй, сложенный по диагонали, надевали в виде налобной повязки. В позапрошлом столетии женщины надевали платок с выходом для лица, на лоб повязывали небольшой платок — пешона румол.
Паранджа — представляет собой халат с длинными ложными рукавами и с закрывавшей лицо волосяной сеткой — чачван. В двадцатые годы прошлого столетия, когда советская власть повела борьбу с «пережитками», паранджа постепенно вышла из употребления в большинстве регионов.
Тюбейтека — костюм молодой женщины — узбечки и сегодня нередко дополняется яркой нарядной тюбетейкой.
2.3. Обувь
Главной женской обувью были туфли, без задников.
2.4. Галерея
Источник: ru./wiki/Узбекский_национальный_костюм
Другие работы по теме:
Узбекский язык
Узбекский язык принадлежит к языкам тюркской системы и является государственным языком УССР. Носители узбекского языка живут и за пределами УССР (Казахстан, Киргизия, Туркмения, Таджикистан, Афганистан).
Народная одежда - произведение искусства
Народная одежда - яркое и самобытное явление в истории его народа. Оно развивалось и совершенствовалось в течение столетий. История украинской одежды связана с традициями Киевской Руси. Костюм украинской крестьянки состоял из вышитой рубашки, юбки, которая представляла собой два несшитых полотнища клетчатой или орнаментированной ткани.
Новый наряд короля
Автор: Андерсен Ханс Кристиан. В королевство короля-модника прибыли двое обманщиков. Они обещали выткать чудную ткань, невидимую для глупцов и тех, кто не на своем месте сидит. Получая от короля материалы, деньги и почести, они не только «соткали» ткань, но и «сшили» костюм — хотя никакого костюма не было, высланные на проверку чиновники, да и сам король, не хотели признаваться, что ничего не видят.
Традиции в Узбекистане
Узбекский народ имеет свои собственные обычаи и традиции. У узбеков большое внимание уделяется почитанию старших, а также беспрекословному послушанию молодежью, более зрелого поколения.
Костюм скифов
В скифских курганах Поднепровья и Крыма обнаружены ценнейшие предметы материальной культуры, позволяющие представить внешний облик и форму костюма этих древних племен.
Уолнат-Каньон
находится: США, Аризона, площадь достигает 14,33 км2 Уолнат-Каньон (англ. Walnut Canyon National Monument) — национальный монумент США, расположенный в 16 км к юго-востоку от пригорода г. Флагстафф, штат Аризона, в стороне от шоссе 40. Гребень каньона расположен на высоте 2040 метров над уровнем моря, а дно каньона — на 100 метров ниже.
Водолаз
Популярное описание водолазного снаряжения.
Национальный институт стандартов и технологий США
Введение 1 Разработанные стандарты 2 Конкурс SHA-3 Введение Национальный Институт стандартов и технологий (США) — (англ. The National Institute of Standards and Technology (NIST)) подразделение Управления по технологиям США, одного из агентств Департамента торговли США.
Бешагач
Бешага́ч — площадь в Ташкенте, находящая на месте некогда (до 1890 года) существовавших здесь ворот городской стены, имевших то же название[1]. Свое название ворота получили по наименованию одного из районов (даха́) старого города, располагавшегося рядом с этими воротами.
Гейбл тюдоровский чепец
Гейбл (от англ. gable — двускатная крыша дома) — английский женский головной убор первой трети XVI века. Английский женский костюм в начале XVI века по основным своим соотношениям и силуэту был сходен с фламандским, французским и т. д., но имел свои специфические особенности, придававшие ему национальный колорит.
Тингветлир
располагается: Исландия Место собраний Тингветлир (исл. Юingvellir) — долина в юго-западной части Исландии, вблизи полуострова Рейкъянес, а также одноимённый национальный парк, внесённый в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Полиэстеровый костюм
(англ. Leisure suit; костюм для досуга, выходной костюм) — это модный в 1970-е годы покрой костюма, состоящий из похожего на сорочку пиджака и аналогичных брюк[1], часто белого цвета. Материал костюма обычно представлял собой двухфонтурный полиэстер, но не всякая одежда, сделанная из полиэстера, может быть названа «полиэстеровым костюмом».
Список писателей, поэтов, литераторов и журналистов, связанных с Ташкентом
Ташкент посещали, в нём жили и работали многие писатели, поэты, литераторы и журналисты В том числе: Александр Солженицын — русский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе 1970 года, находился в больнице (ТашМИ) в Ташкенте с января по март 1954 года, на основании полученных в это время впечатлений написан роман «Раковый корпус».
Список актёров, режиссёров и сценаристов, связанных с Ташкентом
Ташкент посещали, в нём жили и работали многие актёры театра, кино и цирка, режиссеры и сценаристы В том числе: Обид Асомов — юморист, актёр; Андрей Николаевич Болтнев — актёр, в 1985 году заочно закончил Ташкентский институт театрального искусства им. А. Н. Островского;
Азербайджанский национальный костюм
План Введение 1 Мужская одежда 1.1 Верхняя одежда 1.2 Головные уборы 1.3 Обувь 1.3.1 Галерея 2 Женская одежда 2.1 Верхняя одежда 2.2 Головные уборы 2.3 Обувь
Белорусский национальный костюм
План Введение 1 История костюма 2 Локальные разновидности 3 Мужской костюм 3.1 Повседневная одежда 3.2 Верхняя одежда 3.3 Головные уборы 3.4 Обувь 4 Женский костюм
Узбекское ханство
План Введение 1 География 2 История 3 Узбекские ханы 3.1 Ханы государства кочевых узбеков 3.2 Ханы Бухарского ханства Список литературы Введение Узбе́кское ха́нство (Ханство Абу-л-хайра, Орда Абу-л-хайра, Узбекская Орда, Узбекский улус и «Государство кочевых узбеков») — тюркское государство, образовавшееся в результате распада Золотой Орды на территории южного Казахстана в 1420-х годах[2].
Купальник
План Введение 1 История 1.1 До появления купального костюма 1.2 Появление купального костюма 1.3 XX век — век триумфа купального костюма 2 Разновидности современных купальников
Национальный дух
Национальный дух (также народный дух , нем. Volksgeist) — ключевое понятие философии истории времён романтического национализма. Примерно в XVII веке в практической дипломатии возникло обыкновение замечать и сравнивать друг с другом национальные характеры. Позже оно привело к появлению самого термина «национальный дух» (l’esprit des nations) у Боссюэ и французских просветителей, особенно у Вольтера и Монтескьё.
Смокинг
Смо́кинг — вечерний чёрный пиджак с открытой грудью и длинными, обшитыми шёлком лацканами. К смокингу полагаются тугая крахмальная манишка, стоячий воротничок с загнутыми углами, чёрный галстук-бабочка, туфли из тонкой кожи, но не лакированные, чёрный жилет или пояс-кушак камербанд (cummerbund).
Война в Южном Таиланде
Война в Южном Таиланде Противники Таиланд Филиппины Новая Зеландия Mujahideen Pattani Movement (BNP) Объединенная Организация Освобождения Патани (PULO)
Стиль одежды
План Введение 1 Классификация стилей одежды по критериям 1.1 возраст 1.2 пол 1.3 профессия 1.4 социальный статус 1.5 принадлежность к субкультуре 1.6 личный вкус человека
Меса-Верде
Меса-Верде располагается: США, Колорадо, площадь достигает 211 Для термина «Меса» см. другие значения. Национальный парк Меса-Верде (англ. Mesa Verde National Park) — национальный парк на юго-западе штата Колорадо. Площадь — 211 кмІ.
Алишер Навои
Низамаддин (1441-1501) Великий Узбекский поэт, мыслитель и государственный деятель. Родился и жил в Герате. Отец Навои, отошедший от дел тимуридских чиновников, располагал достатком, и дом его в Герате бы открыт для поэтов, музыкантов и художников. Ещё не достигнув 15-летнего возраста, Навои уже прославился как поэт.
Ходжаев, Низаметдин Исаметдинович
Низаметдин Исаметдинович Ходжаев (1885—1942) — узбекский большевик, активный участник установления Советской власти в Туркестане. Биография Совместно с М.Миршараповым возглавлял «старогородскую дружину» узбеков-коммунистов Ташкента, оказавшую основную помощь защитникам Советской власти в Ташкенте во время мятежа Осипова в январе 1919 года [1].
Ниязи, Хамза Хакимзаде
Хамза Хакимзаде Ниязи (узб. Hamza Hakimzoda Niyoziy; 22 февраля (6 марта) 1889, Коканд — 18 марта 1929, кишлак Шахимардан — узбекский поэт, драматург, общественный деятель, народный поэт Узбекской ССР (1926).
Список музыкантов и певцов, связанных с Ташкентом
Ташкент посещали, в нём жили и работали многие выдающиеся музыканты и певцы В том числе: Виктор Александрович Успенский (1879—1949) — музыкант-этнограф, композитор, народный артист Туркмении (1929) и Узбекистана (1937), доктор искусствоведения (1943). Исследователь музыкальной культуры Средней Азии, автор музыкальной драмы «Фархад и Ширин» (1936), профессор Ташкентской консерватории (с 1936).
Макино национальный парк
Макино (национальный парк) располагается: США Национальный парк Макино (англ. Mackinac National Park) — бывший национальный парк США, существовавший с 1875 по 1895 год на острове Макино (англ. Mackinac) на севере штата Мичиган. Это был второй по времени создания национальный парк США после Йеллоустоунского.
Табасараны
Табасараны, табасаран (само-назв.), табасаранцы, народ России. Численность в РФ - 93,6 тыс. чел. Коренное население Дагестана. Численность в Дагестане - 78,2 тыс. чел.
Кумыки
Кумыки, къумукъ (самоназв.), народ в Российской Федерации - 277,2 тыс. чел., из них в Дагестане - 231,8 тыс., в Чечне - 9,9 тыс., в Северной Осетии - 9,5 тыс. чел. Общая численность - 282,2 тыс. чел.
Ион Пантелеевич Друцэ
Ион Пантелеевич Друцэ — прозаик, драматург, эссеист и публицист. Родился 3 сентября 1928 года в селе Хородиште Сорокского уезда. Сын Пантелея Друцэ, иконописца и украинской крестьянки Софии.
Алжан Жармухамедов
Заслуженный мастер спорта, Девятикратный Чемпион СССР, Трехкратный Чемпион Европы, Олимпийский Чемпион.