Реферат: Канал Актепе - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Канал Актепе

Рефераты по истории » Канал Актепе

Введение
1 История топонима Актепе
2 Катастрофа на канале Актепе
3 Смотрите также
по теме
Список литературы

Введение

Актепе́ — название канала в Ташкенте, протекающий по историческому месту города и берущего своё начало после ответвления от канала Бурджа́р, протекающего в районе Национального парка им. Алишера Навои́ (бывшее Комсомольское озеро).

1. История топонима Актепе

Своё название – Актепе́ канал получил от места, в котором он протекает. В переводе на русский язык словосочетание ак и тепе означает белый холм. Недалеко от русла канала находится городище[1] - Актепе́, представляющее собой несколько небольших холмов. Как показали производимые в XX века археологами раскопки[2] укреплённое поселение на этом месте существовало в эпоху существования государства Чач в Ташкентском оазисе. Согласно найденным археологическим находкам, можно предположить, что здесь, в районе Актепе, находящемся приблизительно в 7 км от центральной резиденции правителя Чача располагалось крупное религиозное святилище.

2. Катастрофа на канале Актепе

19 января[3] 1973 года, около 7 часов утра рейсовый автобус (типа ЛиАЗ[4]) маршрута 131 Беш-Агач - Мясокомбинат, маршрут которого проходил вдоль канала Актепе, отъехав от остановки "1-й мост", начал обгонять идущий впереди троллейбус, но водитель автобуса не справился с управлением на скользкой зимней дороге. На гололёде автобус занесло, и он, съехав с дороги, упал с крутого обрыва в канал[5].

Спастись удалось только водителю, успевшему открыть дверь кабины и выскочить на ходу из автобуса, и молодому человеку, находившийся в момент происшествия рядом с кабиной водителя – ему удалось выбраться из автобуса через открытую дверь кабины водителя.

Спасательные работы были в значительной степени затруднены сложным рельефом местности в этом месте - высокие обрывистые берега и быстрое течение воды, а также низкая температура воды в канале (около +7 °C), что также способствовало большому числу жертв этой трагедии. По архивным данным[6] дневная температура воздуха в Ташкенте 18 января 1973 года составляла −5,5 °C, а 19 января −6,5 °C, поэтому пассажиры автобуса были одеты в тяжёлую, зимнюю одежду, которая во время случившегося также затрудняла им возможность спасения.

На приведённой выше схеме место трагедии 19 января 1973 года обозначено чёрной точкой с крестом.[7].

3. Смотрите также

О происхождении терминов и названий Ташкента и Ташкентской области см. также статью Ташкентская топонимика.

Ссылки по теме

А.И.Добромысловъ. "Ташкентъ въ прошломъ и настоящемъ. Историческiй очеркъ.", Ташкентъ. Типография Порцева (Николаевская улица). 1912 год.

Воспоминания очевидцев трагедии на канале Актепе. ФромУз, пост 5477 от 29 ноября 2007 года

Воспоминания очевидцев трагедии на канале Актепе. ФромУз, пост 5486 от 29 ноября 2007 года

Воспоминания очевидцев трагедии на канале Актепе. ФромУз, пост 5487 от 29 ноября 2007 года

Воспоминания очевидцев трагедии на канале Актепе. ФромУз, пост 5496 от 30 ноября 2007 года

Список литературы:

Городище – термин обозначающий остатки древнего населённого пункта, имевшего укрепления

Филанович, Маргарита Ивановна (Ответственный редактор), "Сборник статей. Археологические работы на новостройках Узбекистана. Институт археологии АН УзССР. Ташкент. Фан, 1990

Это был рабочий день - пятница. Автобус был полон людьми, ехавшими утром на работу.

Это был автобус ЛиАЗ 158 или 677 серии ФромУз, «Старый Ташкент», сообщение №5580 от 10 декабря 2007 года

Ведомственная многотиражка «На посту», Ташкент, номер от 23 января 1973 года

Архив погоды по городам СНГ (19 и XX века)

Цифрой 2 обозначен Парк "Ленинского комсомола" (Комсомольское озеро)

Источник: ru./wiki/Канал_Актепе