Реферат: Государство и право Средневековой Франции - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Государство и право Средневековой Франции

Рефераты по истории » Государство и право Средневековой Франции

Французское королевство возникло после распада империи Карла Великого в IX в. Само название «Франция» утвердилось в IV в.

Периодизация истории Франции.

Сеньориальная монархия (IX—XIII вв.).

Сословно-представительная монархия (XIV-XV вв.).

Абсолютная монархия (XVI—середина XVIII вв.).

В 1789 г. в результате Великой французской буржуазной революции происходит крушение абсолютизма.

1. Сеньориальная монархия (IX—XIII вв.).

В этот период феодальной раздробленности Франция была поделена на крупные сеньории. Становление господствующего класса феодалов непосредственно связано с развитием феодальной собственности на землю и сложной системой вассальных отношений. Вес и сила феодалов определялись не столько размерами земельных владений, сколько количеством вассалов. Во Франции действовал принцип: «вассал моего вассала — не мой вассал».

Вассальный договор заключался торжественно между сюзереном и вассалом. Главное в нем составляло официальное введение вассала во владение землей (инвеститура) и его клятва верности своему сюзерену (оммаж). Сюзерен должен был обеспечить защиту вассала и переданной ему земли, вассал нес военную службу на сеньора. Обязанности по вассальному договору передавались по наследству. Таким образом, уже к XI в. феод, т.е. наследственное родовое земельное владение, утверждается как основная форма поземельной собственности.

Социальная структура сложилась к XI в. К XIII в. фиксируется иерархическая структура господствующего класса, который становится замкнутым. Титулы и ранги приобретают наследственный характер, феоды превращаются в наследственные владения. Образуются следующие классы.

Класс феодалов: король, герцоги и графы (пэры), сеньоры, вассалы, рыцари (шевалье).

Духовенство.

Класс феодально зависимых крестьян. Большинство были сервами, т.е. на положении почти рабов. Вторая категория — вилланы, лично свободные держатели земли, принадлежавшей феодалу.

Горожане. В результате борьбы города они добивались специальных хартий вольностей.

В период сеньориальной монархии королевская власть во Франции была слабой и распространялась фактически только на территорию королевского домена. Для государства была характерна экономическая и политическая децентрализация. Король избирался верхушкой светских и духовных феодалов, хотя и с соблюдением династического принципа.

Органы государственной власти. Королевский двор возглавлял сенешал. Сенешал — это влиятельная должность, король Филипп II Август оставил ее незамещенной, и с 1194 г. она прекратила свое существование. Сенешал командовал армией, подписывал государственные документы. Главой королевской конницы был коннентабль, его помощник маршал, а с XIII в. — королевский адмирал. Архивы и казна находились в ведении канцлера, который редактировал королевские акты. Пост также влиятельный с XIII в. до 1315 г., со времен Людовика IX перестает замещаться.

Королевский двор состоял из знатных феодалов и дворцовых слуг (минестериалов). Курия короля, собрание королевских вассалов решали вопросы войны и мира, крестовых походов, отношений с римским папой и т.д.

Местное управление. Органы местного королевского управления существовали только в домене короля. В крупных сеньориях управляли сами феодалы. С середины XI в. король ввел в своем домене должность прево, которые назначались в специальные округа — превотства. Несколько превотств входили в состав бальяжа, во главе которого стоят бальи. Бальи выполняли судебные функции. В присоединенные сеньории король назначал сенешела, королевского минестериала, с функциями бальи.

Важную роль в повышении авторитета королевской власти сыграли реформы Людовика IX (1180—1223 гг.). Он провел военную реформу, в результате которой была создана городская милиция и армия, состоявшая из наемников. Это позволило королю меньше зависеть от феодального ополчения. Людовик IX запретил частные войны в королевском домене, на остальной территории ввел 40 дней короля, в течение которых феодалы не могли начинать военные действия. В течение этого срока стороны могли обратиться в суд короля для мирного разрешения конфликта.

При Людовике IX из королевской курии выделились специализированные центральные ведомства: малый королевский двор с совещательными полномочиями, счетная палата, ведавшая финансами.

На территории королевского домена была введена единая королевская монета, которая на остальной части страны постепенно вытеснила все остальные деньги.

В 1260 г. на базе королевской курии создается специальный судебный орган — парламент, который собирался четыре раза в год и стал высшим судом во Франции.

Все эти изменения привели к возникновению сословно-представительной монархии.

2. Сословно-представительная монархия (XIV—XV вв.).

В этот период во Франции происходит рост товарно-денежных отношений, рост городов, рост политической активности городского населения. Это вызвало перестройку традиционного феодального хозяйства, форм эксплуатации крестьянства. Исчезает серваж. Основную массу крестьянства составляют цензитарии, которые платят ценз, денежную ренту сеньору. Происходят изменения и в классе феодалов.

Социальная структура. Оформилось три сословия.

Духовенство. Было признано, что французское духовенство должно жить по законам королевства и рассматриваться как составная часть французской нации.

Дворянство. Фактически оно в этот период играло ведущую политическую и социальную роль. Этот класс объединил всех светских феодалов, рассматривались не просто как вассалы короля, а как его слуги. Дворянство представляло собой замкнутое и наследственное, в отличие от духовенства, сословие. Класс был неоднороден, выделялось — титулованное, среднее и низшее дворянство.

Городское население и крестьяне-цензитарии. Это трудовое население и формирующаяся буржуазия. Единственное податное сословие, платившее все бремя налогов.

Органы государственной власти. В период сословно-представительной монархии во Франции происходит процесс политической централизации. Сеньориальная власть по существу утратила свой самостоятельный политический характер. Вводится единая королевская монета на территории всей страны. Решения местных феодалов можно было обжаловать в Парижский парламент.

Это переходный этап к абсолютизму, когда происходит политический компромисс короля и представителей разных сословий.

Государственные органы. До середины XVI в. правила династия Капетов. Со второй половины XVI в. до 1789 г. у власти находится династия Бурбонов. Первый король из Бурбонов Генрих IV из протестантов перешел в католики и ввел обязательную религиозную веротерпимость по Нантскому эдикту о веротерпимости от 1598 г.

При Бурбонах Франция стала процветающей и могущественной не только за счет развития ремесел и торговли, но и за счет колонизации заморских владений.

Сословно-представительная монархия выразилась прежде всего в создании в 1302 г. при короле Филиппе IV общенационального сословно-представительного учреждения —Генеральных Штатов. Периодичность созыва Генеральных Штатов не была установлена, этот вопрос решал сам король. В этом органе были представлены депутаты от имущих сословий. Король собирал Генеральные Штаты по разным поводам, но чаще всего из-за нужды в деньгах. Все дополнительные налоги вводились с их согласия. Генеральные Штаты обращались к королю с просьбами, жалобами, протестами, вносили предложения.

Из прежних государственных должностей сохранила свое значение только должность канцлера, который являлся главой королевской канцелярии, составлял многочисленные королевские акты, назначал на судебные должности, председательствовал в королевской курии и в совете в отсутствие короля.

На базе королевской курии был создан Большой совет (с 1314 по 1497 гг.), в который входили легисты, 24 представителя светской и духовной знати. Совет собирался один раз в год, его полномочия носили исключительно совещательный характер. Из королевской курии выделились королевское казначейство и счетная палата, дававшая королю советы по финансам, проверявшая доходы и т.д.

В XV в. во Франции появляется постоянная королевская армия с централизованным руководством и четкой системой.

Местное управление. Должности прево и бальи сохраняются, но они теряют свои военные функции. Король с XV в. назначает в бальяжи лейтенантов с судебными функциями. Была ограничена свобода городов. Коммуны превращены в органы королевской администрации.

Судебная система была запутанной и включала парламент, королевские суды, сеньориальные, церковные суды.

3. Абсолютная монархия (XVI—середина XVIII вв.).

В 1610 г. на престол вступил Людовик XIII, который приблизил выдающегося политика-реформатора кардинала Ришелье (1585—1642 гг.) Ришелье в возрасте 37 лет стал кардиналом, в 39 — министром короля и пэром.

Реформы Ришелье.

Отмена Нантского эдикта и сокрушение партии гугенотов.

Введение права эвокации (принятия любого дела к производству в королевском суде из ведения местных судов; часто рассматривал их лично).

Привлечение к работе представителей дворянства мантии (дворяне по должности, из третьего сословия).

В 1628 г. был издан эдикт против дуэлей. Дуэль — это нарушение божеского закона о запрете убийства. К нарушителям применялись карательные меры: 1/3 имущества дуэлянтов конфисковывалась, виновного изгоняли на три года; организаторов в случае повторной дуэли наказывали смертной казнью, либо лишением дворянства их и их потомков, запретом занимать должности.

В 1626 г. вышла королевская декларация о снесении замков гугенотов. Гугеноты подняли мятеж, но были усмирены, все мятежные укрепления были срыты.

В 1637 г. вышел эдикт, запрещавший парламенту вмешиваться в государственные дела и администрацию, а также приняты меры по расширению полномочий интендантов юстиции, полиции и финансов. На плечи интендантов были возложены заботы по скорому сбору денег для жалованья и содержания армии (тальи, косвенные налоги, соляной налог и др.), а также по пресечению многочисленных злоупотреблений мэров больших городов и местечек (вымогательство, обременения и притеснения местных жителей).

Ришелье стоял у истоков политики меркантилизма, он поощрял создание мануфактур, заморских компаний в Канаде, Сенегале, Мадагаскаре, развитие торгового флота.

В 1634 г. Ришелье создал Французскую академию наук.

Следующим правителем стал король Людовик XIV (1643—1715 гг.) При нем происходит расцвет абсолютизма. Он сосредоточил в своих руках всю власть, превратил столицу и свою резиденцию в Версале в центр поклонения и культуры, отменил Нантский эдикт и продолжил преследование гугенотов. В результате гугеноты эмигрировали в Англию. Людовик XIV вел разорительные войны, но на словах признавал высокую роль закона. Известен фразой: «Государство — это я».

Генеральный контролер финансов Жан Батист Кольбер (1619—1683 гг.) провел целый ряд реформ:

продолжил политику меркантилизма;

стал реформатором юстиции, промышленности, финансов, морского дела, являлся вдохновителем кодификационных работ, в результате которых было создано шесть ордонансов: о гражданском судопроизводстве, следствии по уголовным делам, торговле, водных путях и лесах, мореплавании, использовании труда рабов в колониях (черный кодекс);

в 1667 г. участвовал в создании Академии наук и обсерватории, являлся членом Французской академии наук.

Возникновение абсолютизма как новой формы правления было вызвано прежде всего изменениями сословно-правовой структуры страны, зарождением капиталистических отношений.

Социальная структура. Сохранялись те же сословия. Усилилась неоднородность третьего сословия, куда входили представители зарождающейся буржуазии, в самом низу — крестьяне, ремесленники и т.д.

Становление абсолютизма в XVI в. имело прогрессивный характер, способствовало завершению территориального объединения Франции, формированию единой французской нации, более быстрому развитию промышленности и торговли.

Государственные органы. Король обладал верховной политической властью, не делимой ни с какими органами. Уже в XVI в. Генеральные Штаты перестают созываться. При монархе действуют Государственный совет, Совет департаментов, Совет приемов. Сохраняет свою роль канцлер. Появляются новые должности — четыре государственных секретаря по военным, морским, иностранным и делам двора. Большую роль в экономической жизни играет Генеральный контроль финансов, по сути, руководит ею.

Большой совет делится на Верхний совет (в него входили госсекретари по иностранным и военным делам) для решения внешнеполитических вопросов, Совет депеш обсуждал вопросы внутреннего управления, принимал решения, относящиеся к деятельности администрации, Совет по вопросам финансов разрабатывал финансовую политику.

В провинции король направляет интендантов, своего рода администраторов.

С XIV в. учреждается должность прокурора.

Судебная система сохранялась прежняя. Появляются специализированные трибуналы: коммерческие, банковские, адмиралтейские и др.

12.2.

Право средневековой Франции

Источники права.

Обычное право — кутюмы. Особенно велика роль кутюмов была IX—XII вв. в Северной Франции, которая получила название «страна обычного права», страна «неписаного права».

Римское право. Особенно было сильно на юге Франции, «страна писаного права». В XIV—XV вв. преобладает по всей стране.

Каноническое право было распространено по всей стране.

Городское право.

Международное морское и торговое право.

Законодательство королей (появлялось по мере усиления власти).

Дополнительный источник — судебная практика Парижского парламента.

Право собственности. Феодальной основой права являлось закрепление исключительной привилегии дворянства и духовенства на землю. Единственной и основной формой земельной собственности был феод. Особенность феодальной земельной собственности — расщепленность (сюзерен — вассал, т.е. не один собственник). За сеньором признавалось «прямое право собственности», а за вассалом — «полезное право собственности».

Своеобразие права феодальной собственности на землю — это его неразрывная связь с владельческими правами крестьян. С XIII в. основной формой крестьянского держания земли была цензива. Цензитарий освобождался от личных повинностей, получал большую свободу распоряжения землей; но оно считалось производным от поземельного права собственности феодала, поэтому земля цензитария была обложена различными феодальными поборами. В эпоху абсолютизма цензитарий мог совершать различные сделки с землей, но с условием уплаты феодальной ренты.

Обязательственное право. Замкнутый характер феодального хозяйства и длительная раздробленность страны тормозили развитие договорного права. Печать феодализма: соблюдение торжественной обстановки, специальные формулы в договоре.

Виды договоров: купли-продажи, дарения, найма (аренды) земли, займа.

Наряду с нормами гражданского права, во Франции развивались нормы торгового права, которые обособляются. Это предопределило в последующем дуализм французского частного права.

Для средневековой Франции характерна государственная регламентация производства и торговли. Это проявлялось в налоговой политике абсолютизма посредством увеличения косвенных налогов (акцизов) на продажу соли, вина. Государственный контроль стал со временем тормозом экономического развития, одним из факторов, приблизивших буржуазную революцию.

Семейное и наследственное право. Институты брака и семьи регулировались каноническим правом. На юге (сильное влияние римского права) были характерны отцовская власть, но раздельный режим имущества мужа и жены, сделки не могли заключаться женой без согласия мужа.

На севере господствовало обычное право, власть отца распространялась до совершеннолетия детей; режим общности имущества мужа и жены, имущественные отношения осуществлялись по обоюдному согласию.

С XIV в. повсеместно усилилась отцовская власть над детьми, сократилась имущественная правосубъектность жены.

Для наследственного права наиболее характерным был институт майората — передачи земли старшему сыну.

Уголовное право.

Постепенно возрастает репрессивный характер законов.

Уголовная ответственность связана с сословным положением лица.

Существует принцип объективного вменения, т.е. уголовная ответственность без вины. Это коллективная ответственность семьи преступника, членов городских корпорация.

В период абсолютизма особо детализируются составы преступлений: государственные, религиозные, но четко они определены не были.

Виды наказаний не были четко определены, они зависели от решения суда и от социального положения обвиняемого. Цель наказания — возмездие и устрашение. Наказания проводились публично. Виды наказаний: смертная казнь, членовредительские и телесные наказания, тюремное заключение, конфискация имущества.

Судебный процесс. До XII в. характер судебного процесса был обвинительным, но с XV в. он становится розыскным. Первая стадия (дознание) предусматривала сбор информации о преступлении и преступнике. Судебное дело возбуждалось на основании обвинения королевского прокурора, а также доносов и жалоб. Вторая стадия — следствие, третья — судебное рассмотрение дела в закрытом заседании. До XIII в. судебные приговоры не обжаловались. С XIII в. приговоры обжаловались — из сеньориального суда в королевский суд, далее в Парижский парламент как в высшую инстанцию.