(или территориальное право; нем. Landeshoheit) — термин, используемый для обозначения объёма верховных прав имперских сословий Священной Римской империи на территории их владений. Территориальный суверенитет предполагал верховенство правителей государственных образований, входящих в состав Священной Римской империи, в законодательной, судебной и административной сферах соответствующих государственных образований, ограниченное определёнными прерогативами императора и имперских институтов.
Развитие суверенитета
Объём верховных прав территориальных правителей различных имперских княжеств, графств, церковных владений и имперских городов существенно отличался друг от друга и изменялся с течением времени. Наиболее широкий объём суверенных прав, практически близких к полной независимости, в составе Священной Римской империи имели Австрия (Privilegium Minus 1156 г., Privilegium Maius 1358 г.), земли Бургундского дома (Бургундский договор 1548 г.), а также курфюршества («Золотая булла» 1356 г.). Постепенно, однако, высокого уровня суверенитета достигло большинство относительно крупных имперских княжеств. Вестфальский мир 1648 г. закрепил право территориального суверенитета (лат. jus territoriale; фр. droit de souverainetй) за всеми имперскими сословиями.
Значение Вестфальского мира
В отношении оценок значения положений Вестфальского мира о территориальном суверенитете в современной исторической литературе ведётся острая дискуссия. До середины XX века господствовало представление, что суверенитет, предоставленный имперским княжествам, был фактически полным, что привело к дезинтеграции Священной Римской империи и трансформации феодальных княжеств в государства современного типа. Отношения немецких государств с императором после Вестфальского мира, согласно этой точки зрения, строились на договорной основе. Эти представления легли в основу концепции Вестфальского суверенитета, то есть такой системы организации власти, при которой государство обладает полным верховенством в пределах своей территории, политической независимостью во внутренней и внешней политике и является юридически равноправным в отношениях с иными государствами. Согласно этой концепции, именно Вестфальский мир заложил основы современного международного права и современной системы политической картины мира как совокупности суверенных, независимых и равноправных национальных государств. В отношении Германии сторонники указанной точки зрения подчёркивают тот факт, что принципиальное признание территориального суверенитета имперских сословий (помимо их традиционных привилегий) привело к их высвобождению из-под имперской власти и обретению независимости, ограниченной лишь мало значившей оговоркой, запрещающей заключать международные договоры, направленные против императора и империи[1]. В результате Германия должна была превратиться в империю князей, а император стал не более, чем первым среди равных. Такой взгляд на значение Вестфальского мира, однако, в настоящее время подвергается критике: ряд современных исследователей, признавая роль Вестфальской системы в построении немецкого территориального государства, утверждают, что территориальный суверенитет, предоставленный договором имперским сословиям не являлся правовым нововведением, а лишь систематизировал старые права, привилегии, свободы, прерогативы и регалии, которыми уже пользовались сословия ранее. Право территориального суверенитета в значении Вестфальского мира подчёркивало сословные свободы, но не делало из имперских князей суверенных правителей. Немецкие государственные образования оставались по-прежнему в рамках единой имперской конструкции, даже несколько укрепившейся после 1648 г., а сувереном продолжало являться германское имперское государство в целом, а не его члены[2].
Государственное образование, обладающее правом территориального суверенитета в смысле, используемом в Вестфальском мирном договоре, пользовалось почти полной независимостью в области внутренних дел, административного устройства, собственного законодательства, включая установление налогов, организации вооружённых сил и осуществления собственной финансово-экономической и таможенной политики. Суверенитет, однако, не был полным: правитель по-прежнему считался вассалом императора и не мог заключать договоры с иностранными государствами, направленные против императора. Кроме того правитель был обязан принимать участие в органах управления империи (рейхстаг, окружные собрания), участвовать в расходах на содержание имперской армии и имперских учреждений, обеспечивать исполнение на территории своего княжества решений имперского рейхстага, камерального суда и иных имперских органов. В то же время, на практике уровень ограничения суверенитета зависел от военно-политической силы конкретного княжества: так, король Пруссии в XVIII веке не участвовал в окружных собраниях, имперских расходах, не допускал исполнения на территории своих владений постановлений имперского суда и проводил полностью независимую внешнюю политику, не считаясь с императором. В других относительно крупных имперских княжествах территориальный суверенитет также постепенно эволюционировал в сторону устранения ограничений независимости и расширения прерогатив территориальной власти.
После роспуска Священной Римской империи в 1806 г. немецкие государственные образования получили полный суверенитет.
Список литературы:
См., например: Dickmann F. Der Westfдlische Frieden. — Mьnster, 1985; Press V. Kriege und Kreise. Deutschland 1600—1715. — Mьnchen, 1991.
См., например: Schindling A. Westfдlischer Friede. // Handwцrterbuch zu deutschen Rechtsgeschichte; Schmidt G. Geschichte des Alten Reiches. Staat und Nation in der frьhen Neuzeit 1495—1806. — Mьnster, 1999; Прокопьев А. Ю. Германия в эпоху религиозного раскола. 1555—1648. — СПб, 2002
Источник: ru./wiki/Территориальный_суверенитет
Другие работы по теме:
Незаслуженный отпуск: как платить налоги?
Если ваш сотрудник решил отгулять отпуск раньше времени? Ведь Трудовой кодекс это позволяет. В таком случае считается, что отпуск предоставлен авансом. Отпускные при этом положено рассчитывать точно так же, как и после года работы.
Основы права
Вопросы к зачету по дисциплине “” Признаки государства. Теории происхождения государства. Формы государства. Формы правления. Формы государственного устройства.
Учение о суверенитете Ж. Бодена
Жан Боде 1530-1596 гг. Идеолог абсолютизма поскольку развивал свое учение в период борьбы 2 религиозных конфессий (раскол католиков и кальвинистов)
Субъекты международного права
Субъектом международного права принято называть носителя международных прав и обязанностей, которые возникают в соответствии с нормами международного права.
Обязанности работодателя при несчастном случае
При несчастном случае на производстве работодатель либо его представитель согласно статье 228 Трудового кодекса Российской Федерации обязан организовать немедленную помощь пострадавшему и в случае необходимости доставить его в лечебное учреждение.
Декларация о государственном суверенитете Республики Беларусь
Введение 1 История Список литературы Введение Декларация о государственном суверенитете Республики Беларусь Декларация провозгласила «полный государственный суверенитет Республики Беларусь как верховенство, самостоятельность и полноту государственной власти республики в границах ее территории, правомочность ее законов, независимость республики во внешних отношениях».
Консультативная группа политических партий
(индон. Badan Permusjawaratan Partai-Partai, BPP) — широкая коалиция политических партий Индонезии. Предварительное совещание руководства партий, на котором была достигнута договорённость о создании BPP, прошло 27 февраля 1951 года. Официально начала действовать 31 марта 1951 года, тогда же была принята её Основная программа, основанная на идеях индонезийского национализма.
Мосульский конфликт
(1918—1926) — территориальный спор между Великобританией и Турцией по вопросу о принадлежности нефтеносного района Мосул, входившего до Первой мировой войны вместе с районами Киркук, Эрбиль и Сулеймания в состав Мосульского вилайета Османской империи.
Территориальный спор между Францией и Нидерландами в Гвиане
Территориальный спор между Францией и Нидерландами по демаркации границ их колоний (Французская Гвиана и Суринам) в Гвиане. Протекал в два этапа: первый между 1861-1891 и второй между 1902-1935 гг. Оба раза разногласия были разрешены мирным путём. В итоге Франция получила 6 000 кмІ спорной территории (24%), Нидерланды — 19 000 кмІ (76%).
Польско-чехословацкая война
Введение 1 История 2 Ход боевых действий 3 Итоги Польско-чехословацкая война Введение Польско-чехословацкий пограничный конфликт начался в 1919 году между Польшей и Чехословакией (двумя новообразованными государствами). Спор касался Тешинской Силезии, Оравы и Спиша.
Перуано-колумбийская война
Введение 1 Причины войны и силы сторон 2 Боевые действия 3 Итог Перуано-колумбийская война Введение Перуано-колумбийская война 1932—1933 — вооружённый конфликт между Перу и Колумбией.
Лондонский протокол
— протокол, который подписали 3 февраля 1830 года три «великие державы» Европы — Российская империя, Великобритания и Франция, признав таким образом независимость Греции от Османской империи после заключения Адрианопольского мирного договора между российской и турецкой сторонами в 1829 году.
Петербургская конвенция 1810
года — политическое соглашение между Россией и Францией, подписаное в Санкт-Петербурге 4 (16) января 1810 года и направленное, в первую очередь, на урегулирование «польского вопроса». Конвенция была подписана со стороны Франции — послом А. Коленкуром, со стороны России — графом Н. П. Румянцевым
Великая Македония
Объединенная Македония (макед. Обединета Македонија) — популистская, панславянская, пан-балканская идея македонских радикалов-ирредентистов, как антагонизм идеи Великой Албании и Великой Сербии.
Парад суверенитетов
Введение 1 Хронология принятия деклараций о суверенитетах союзных республик 2 Декларация о суверенитете РСФСР 3 Парад суверенитетов в РСФСР Список литературы
Международные отношения Андорры
Двойное подчинение Андорры епископу Урхельскому в Испании и графу Фуа, а в дальнейшем — королям и президентам Франции позволяло этой стране постоянно лавировать и сохранять независимость (так, в период Великой Французской революции Париж отказался от феодальных прав на Андорру. Из-за нежелания впасть в подчинение Испании андоррцы просили Наполеона снова принять страну под свой суверенитет).
Гимн Американского Самоа
— «Америка-Самоа» («Американское Самоа»), территориальный гимн Американского Самоа. Тексты песни Мариоты Тиумалу Туиасосопо (Mariota Tiumalu Tuiasosopo), музыка Наполеона Андрея Туителелеапэджа (Tuiteleleapaga)
Португальская война за независимость
Введение 1 Предыстория 2 Народные восстания 3 Дворцовый переворот 4 Последствия Введение Португальская война за независимость (1637—1668) — серия народных волнений, конфликтов и военных действий, направленных на достижение Португалией независимости от испанской короны. 1 декабря 1640 года 60-летняя Иберийская уния (1580—1640) двух государств под начальством Испании была расторгнута португальской стороной. 1 декабря — День независимости Португалии.
Чешский коридор
Введение 1 Проект 1.1 География 2 Обоснования 3 Причины отклонения проекта Введение Чешский коридор (также альтернативный вариант названия: Чешско-югославский территориальный коридор) — один из самых противоречивых проектов территориального размежевания в Центральной Европе, вынесенных на обсуждение в ходе Парижской мирной конференции 1919 г., когда обсуждались итоги Первой мировой войны и этно-территориальные проблемы новых независимых государств.
Франко-бразильский территориальный спор
(1713—1900; фр. Contestй franco-brйsilien; порт. Questгo do Amapб) — длительный территориальный спор по определению границ Французской Гвианы, в который поначалу были вовлечены Франция с одной стороны и Португалия с другой. После 1822 правопреемницей последней стала независимая Бразильская империя.
Конституция Люксембурга
Конституция Люксембурга является высшим законом Великого Герцогства Люксембург. Была принята 17 октября 1868 года.[1] Конституция 1868 года повлекла за собой радикальные изменения в основах конституционного строя Люксембурга.
Русско-шведская война 1554 1557
План Введение 1 Предпосылки 2 Ход военных действий 3 Итоги и последствия Список литературы Введение Русско-шведская война 1554—1557 считается[] прелюдией к Ливонской войне 1558—1583 гг, начавшаяся из-за приграничных перепалок.
Арбротская декларация
Арбротская декларация (англ. Declaration of Arbroath), 1320 — декларация суверенитета Шотландии в период борьбы за независимость с Англией. В ответ на поддержку папством английского завоевания Шотландии и отлучение от церкви короля Роберта Брюса и его сторонников, духовенство и бароны Шотландии во главе с аббатом Арбротского монастыря Бернардом де Линтоном издали адресованную папе Иоанну XXII декларцию суверенитета Шотландии.
Флаг Миссисипи
Флаг Миссисипи Флаг Миссиси́пи (англ. Flag of Mississippi) — один из государственных символов американского штата Миссисипи. Единственный флаг, на котором осталось изображение военного флага конфедератов.
Гайана-Эссекибо
Гайана-Эссекибо (также Западная Гайана ; исп. Territorio del Esequibo; в Венесуэле исп. Zona en Reclamaciуn) - спорная территория на западе современной респ. Гайана, в бассейне реки Эссекибо. Была исследована испанцами, затем входила в состав так. наз. Великой Колумбии, хотя испаноязычные население здесь не успело сформироваться.
Либеральная оппозиция в Мьянме
Связать Либеральная оппозиция в Мьянме — оппозиция правящему режиму Мьянмы, представлена политическими силами, объединенными под руководством бывшего премьер-министра правительства Бирмы (1947-56) Такин Ну (У Ну). После переворота 2 марта 1962 года в Бирме начинает складываться оппозиционная коалиция.
Витебское княжество
План Введение 1 История 2 Территориальный состав 3 Правители княжества Введение Ви́тебское кня́жество — в XII—XIV вв. удел Полоцкого княжества на Руси, с XIV в. в Литве. В основном, его территория в настоящее время входит в состав Витебской области Белоруссии. Столица — Витебск.
Нотариат 3
1. На какой срок может быть приостановлена действие лицензии нотариуса? И по каким причинам? Статья 10. Приостановление действия лицензии нотариуса
Республиканский политический идеал Ж Ж Руссо
Руссо 1712 - 1778 По его мнению гос-во происходит из естественного состояния людей. Главной причиной бед и невзгод является частная собственность. Существуют три степени неравенства.
О развитии системы мониторинга и прогнозирования ЧС в Курской области
О развитии системы мониторинга и прогнозирования ЧС в Курской области Территориальный центр мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций Курской области (далее – ТЦМП ЧС) создан 6 августа 1999г. постановлением Губернатора Курской области №501 на базе Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Курской области.