Расово-антропологическая школа

Рефераты по истории » Расово-антропологическая школа

Введение
1 Идеи расово-антропологической школы
2 Представители расово-антропологической школы
3 Критика расово-антропологической школы
Список литературы

Введение

Расово-антропологическая школа — одна из влиятельных школ в социологии и антропологии второй половины XIX — начала XX века. Основателем школы является французский социолог А. Гобино. Иногда её называют антропосоциологией.

1. Идеи расово-антропологической школы

Общие черты и положения этого направления в социологии таковы[1]:

представление о том, что культура и социальная жизнь являются, в первую очередь, результатом воздействия расово-антропологических факторов;

отрицание существования равенства рас;

деление рас на «высшие» и «низшие»;

интерпретация общественного развития и социального поведения людей в понятиях биологической наследственности и борьбы «высших» и «низших» рас;

оценка смешения рас как негативного явления с точки зрения социального и культурного развития общества.

Расово-антропологическая школа сформировалась в условиях роста популярности учения Дарвина о борьбе за существование и естественном отборе, господства биологического подхода в социологии, широкого распространения всевозможных антропометрических измерений и попыток биологической классификации рас. Расово-антропологическая школа ориентировалась на позитивистский идеал научности (построение социального знания по образцу естественных наук), несла на себе отпечаток механистичности и биологизма, была тесно связана с социал-дарвинизмом и, при отсутствии необходимой фактической информации, часто прибегала к домыслам и спекуляциям, подменяя научные выводы наукообразными спекулятивными построениями[2].

2. Представители расово-антропологической школы

Ж.-А. де Гобино (Франция)

Хьюстон Стюарт Чемберлен (Великобритания)

Отто Аммон (Германия)

Жорж Ваше де Ляпуж (Франция)

Людвиг Вольтман (Германия)

Мэдиссон Грант (США)

3. Критика расово-антропологической школы

Идеи расово-антропологической школы были подвергнуты в конце XIX—XX в. исчерпывающей критике. Абсолютное большинство ее теоретических положений опровергались, доказывались произвольность и ценносто-предрассудочная подоплека таких тезисов и понятий, как «раса», «арийская раса», «чистота расы», связь между физико-анатомическими расовыми особенностями и интеллектуальными способностями и т. д. Критиками доказывалось, что культурные различия между расами определяются не физиологическими расовыми факторами, а средой, в которой они развивались. Большую роль в этой критике сыграли работы Ф. Боаса, Г. Мюрдала, Ф. Хэнкинса, Т. Вайца, С.Оссовского и др.[2]

На протяжении последних десятилетий влияние концепций расово-антропологической школы не присутствует в более или менее значительных социологических теориях. Оно, однако, присутствует в идеологиях и идеологических программах различных режимов и политических движений[3].

Литература

Пьер-Андре Тагиефф Цвет и кровь. Французские теории расизма = La couleur et le sang. Doctrines racistes a la francaise. — М.: Ладомир, 2009. — 240 с. — ISBN 978-5-86218-473-0


Список литературы:

Е.А. Кечина. Расово-антропологическая школа// Энциклопедия социологии

В.Г. Николаев. Расово-антропологическая школа // Культурология. XX век. Энциклопедия в двух томах. Главный редактор и составитель С.Я.Левит. СПб.: Университетская книга, 1998

Гофман А.Б. Биологический редукционизм: расово-антропологическая школа // Лекции по социологии, 1997

Источник: ru./wiki/Расово-антропологическая_школа