(1530 (?) — 13.1.1593)
Гуманист, просветитель, теолог, религиозный реформатор, философ, историк, филолог Великого княжества Литовского. Родился в д. Буды в Мазовии (ПНР). Окончил факультет свободных искусств Ягелонского университета в Кракове, возможно, и теологический факультет Базельского университета. С 1558 преподавал катехизис на белорусском языке в протестантской школе в Вильно. С 1560 в Клецке исполнял обязанности протестантского проповедника. Был идейным руководителем Несвижской типографии в первые годы её основания. В 1562 издал в ней «Катехизис» — первую на территории Белоруссии книгу на белорусском языке. Там же напечатана его книга «Об оправдании грешного человека перед богом» (не сохранилась) и др. С середины 1560-х годов жил в поместьях магнатов Кишков (Холхлово, Заславль. Лоск), развернул литературно-публицистическую деятельность. Издал на латыни и на польском языке: «Библию» (Несвиж, 1572). «Новый завет» (Лоск, 1574), предисловие, комментарии и замечания к нему-первая в мировой литературе попытка реалистической критики евангельских книг: несколько работ о человеческой природе Христа, среди которых «О главнейших положениях христианской веры» (Лоск, 1576). Автор предисловия к трактату А. Маджевского Фрича 14 «Об усовершенствовании Речи Посполитой» (Лоск. 1577), книги «О светской власти» (Лоск, 1583). вёл острую религиозно-философскую и социально-политическую полемику. В 1589 в Полоцке полемизировал с иезуитскими теологами: отвергал догмат о бессмертии души, защищал тезис о том, что душа умирает вместе с телом человека, что нет ни ада, ни рая. Последние годы жизни провёл в Вишневе (Воложинский р-н). где и умер. С. Будный — один из основоположников научной критики Библии. Его идеи оказали влияние на развитие европейского рационализма 17 в… а сочинения содействовали формированию русского свободомыслия. Его рационалистическое учение подготовило почву для развития в Белоруссии атеистической и материалистической мысш. Как продолжатель традиций ф. Скорины, он писал о необходимости освоения европейской культуры, созданной на различных языках, в т. ч. на славянских. Отмечал богатые духовные истоки и достижения белорусского народа, призывал к развитию белорусской культуры на родном языке. Эти идеи явились одним из факторов становления национального самосознания. Был идеологом прогрессивно настроенных шляхты и горожан. Оправдывая гражданские и государственные основы того времени, и в частности крепостничество, требовал ограничения феодального самовластия. Выступа.л за равенство всех сословий перед законом и за справедливость правосудия. Войны разделял на справедливые, ведущиеся для защиты родины, и несправедливые, захватнические. Осуждал агрессивную политику феодалов, считал, что для простого народа, для развития ремесла и торговли, распространения просвещения необходим мир. что феодалы и богатые горожане должны заботиться об образовании простого народа и не жалеть средств на строительство школ. Как талантливый и широко образованный литератор внёс большой вклад в развитие белорусского языка.
Имя С. Будного привоено типографии в г. Несвиж: его именем названы улицы в Несвиже и в д. Холхлово Молодечненского р-на: на зданиях Несвижской типографии, Холхловской средней и Лосской восьмилетней школ Воложинского р-на установлены мемориальные доски; в Несвиже ему поставлен памятник. Его имя высечено на летописном камне у д. Мясота (62-й км шоссе Минск — Молодёчно), установленном в честь известных людей, проезжавших по этому старинному тракту
Другие работы по теме:
Ренессанс и Реформация в Великом княжестве Литовском
Периоды развития ренессансно-гуманистической и реформационной мысли Великого княжества. Идеи Франциска Скорины и Николая Гусовского. Учение Сымона Будного. Идеи национально-культурного самоопределения и государства времени Возрождения и Реформации.
Туристический потенциал г. Несвиж
Географическое положение и природные рекреационные ресурсы. Культурно-исторический потенциал, туристская инфраструктура. Создание туристско-культурной территории на базе замковых комплексов "Несвиж" и "Мир". Современное состояние развития туризма.
Общественно-политическая мысль Беларуси
Понятие политологии как науки, ее сущность и особенности, история возникновения и развития, значение на современном этапе. Предпосылки и этапы становления политической мысли Беларуси, ее особенности и отличительные черты, выдающиеся представители.
Политические элиты, понятие и типология
1) . Роль элит в политической жизни общества. Политическая практика всех стран показывает, что процесс распределения и реализации власти не предполагает равного участия в ней всех граждан. Всегда и везде власть осуществляет довольно узкий круг людей – меньшинство.
Пошукі будучыні
Першая частка. Украдзенае маленства “Тыя гады прымусілі нас змалку дзён прывучвацца да плута і касы, да пілы і сякеры, да гэбля і долата, да молата і кавадла. Гэтае начынне і прыламзе, па якім яшчэ нядаўна хадзілі бацькавы рукі, было яшчэ і цяжкое і вялікае кожнаму з нас...” - зазначае на пачатку рамана аўтар.
Асноўныя матывы творчасці Змітрука Бядулі.
Змітрок Бядуля адносіцца да ліку пісьменнікаў, якія закладвалі падмурак беларускай літаратуры. Першы яго зборнік "Абразкі" склалі лірычныя імпрэсіі-мініяцюры. У іх праглядваецца выдатнае ўменне аўтара занатаваць на паперы першаснае, ледзь узнікшае ўражанне аб людзях, падзеях, рэчах і аформіць яго ў выглядзе пачуццёва-вобразнай, кідкай, выразнай дэталі.
Праблема народнага таленту ў паэме Максіма Танка Люцыян Таполя
Тэма народнага таленту характэрна як для фальклору, так і для мастацкай літаратуры. У вобразах песняроў, музыкаў, мастакоў увасоб-лены таленавітасць беларускага народа, яго прага да свабоды. Беларуская зямля заўсёды славілася людзьмі, якія ўшаноўвалі сваім ма-стацтвам працавітасць і майстэрства, свабода-любства простага народа.
Пошукі героямі шляхоў да шчаслівага жыцця ў драме Янкі Купалы Раскіданае гняздо. Сэнс назвы твора.
Я ўклаў у гэту п 'есу лепшае, што было ў маёй паэзіі. Я. Купала ...Зваў з путаў на свабоду, Зваў з цемры да святла. Я. Купала I гэты твор, так любімы і самім Купалам, вызначаецца, як усё ім створанае, самай галоўнай, самай запаветнай і палымянай ідэяй усяго жыцця песняра — ідэяй нацыяналь-нага вызвалення і адраджэння, якую ён нястомна і настой-ліва рэалізаваў і ў паэзіі, і ў драматургіі, і ў публіцыстыцы.
Паэма Якуба Коласа Сымон-музыка
Паэма «Сымон-музыка» — другі па велічьгні і значнасці пасля «Новай зямлЬ паэтычны твор Якуба Коласа. Пісаць яе аўтар пачаў яшчэ раней «Новую зямлю», як толькі выйшаў з турмы, ды трапіў за ўдзел у настаўніцкім з'ездзе. Там жа, за кратамі» узнікла і задума твора. Шсалася паэма доўга, з перапынкамі — чатырнаццаць га-доў.
Вобразы Сымона і Лявона Зябліка ў драме Я.Купалы Раскіданае гняздо
У драме «Раскіданае гаяздо» Янка Купала зна-ёміць нас з жыццём беларускай вёскі напярэ-дадні першай рускай рэвалюцьгі 1905 года. Жыц-цё было цяжкім і гаротным, бо капіталістычныя адносіны, якія нараджаліся ў краіне ў канцы дзевятнаццатага стагоддзя і на пачатку двацца-тага, прыводзілі да паўсюднага абеззямельвання сялянства.
Сымон-музыка
Кароткі зместЧастка першая. У сваёй сямі Сымонка адчувае сябе лішнім. Бацькі яго ўвесь час папракаюць што не такі як усе што грэх адзін з ім адно гора. Вясковыя дзеці таксама не прымаюць у свой гурт.
Сымон Музыка
БЕЛАРУСКІ МУЗЫКА-АРФЕЙ (ПА ПАЭМЕ ЯКУБА КОЛАСА "СЫМОН-МУЗЫКА") Паэма "Сымон-музыка" ў творчасці Якуба Коласа займае адметнае месца. Яна, як і многія іншыя творы беларускіх пісьменнікаў ("Курган" Я. Купалы, "Люцыян Таполя" М. Танка, "Сады вятроў" Я.
Кузьма Чорны ў перыяд Вялікай Айчыннай вайны
Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь Могілеўскі гасударственны універсітэт імя А.А.Куляшова. Кафедра беларускай літаратуры Реферат па беларускай літаратуры на тэму: «Фельетоны, публіцыстыка, апавяданні Кузьмы Чорнага ў перыяд Вялікай Айчыннай вайны .»
Кастусь Каліноўскі
А «Полацкая дзяржаŷная агульнаадукацыйная сярэдняя школа №1» Кастусь Каліноўскі. Работу зрабiла: Каламiец Вольга, 11 А. К Кiраŷнiк: Цялюк В.Г. н настаŷнiк гiсторыi ы высшэй катэгорыi.
Белорусская литература
В области художественного творчества белорусская народность имеет богатый фольклор, разнообразную древнюю письменность и яркую литературу нового времени, зародившуюся еще в начале прошлого века, обогатившуюся в последние дни.
Константин Михайлович Мицкевич
ЯКУБ КОЛАС КОНСТАНТИН МИХАЙЛОВИЧ МИЦКЕВИЧ Настоящее имя Якуба Коласа − Константин Михайлович Мицкевич. Поэт родился 3 ноября 1882 года на хуторе Окинчицы в семье лесника Михаила Казимировича Мицкевича. Отец писателя работал в лесничестве польского магната князя Радзивилла. Детство маленького Костуся прошло в необыкновенно красивых местах Беларуси – живописные леса, величавая река Нёман нашли в душе мальчика чувственный отзыв.
Якуб Колас - вялікі пясняр беларускага народа
Вывучэнне біяграфіі і творчасці Якуба Коласа (сапраўднае імя і прозвішча Канстанцін Міхайлавіч Міцкевіч), вядомага беларускага савецкага пісьменніка. Якуб Колас - адзін з класікаў і заснавальнікаў беларускай літаратуры, народны паэт Беларускай ССР.
Асноўныя этапы і шляхі развіцця беларускага літаратуразнаўства
Ля вытокаў беларускай літаратурнай навукі, яе развіццё ў 1920-1930 гг. Фарміраванне ўласнага беларускага літаратуразнаўства, яго стан ў 1940 - першай палове 1950 гг. Здабыткі і дасягненні беларускага літаратуразнаўства ў другой палове 1950 - 1990 гг.
Літаратура другой паловы XVI ст
Агульная характарыстыка літаратуры другой паловы XVI ст. Мысліцелі і асветнікі Беларусі. Жыццёвы шлях славутага асветніка, чалавека універсальных ведаў і унікальнага філосафа і прапаведніка, таленавітага пісьменніка і перакладчыка Сымона Будны.
Материальная и духовная культура
Сущность, строение, взаимосвязь материальной и духовной культуры. Роль художественной эстетики и ее исключительное положение в системе видов культуры. Основные приоритеты духовной культуры, гармонические взаимоотношения между материальным и духовным.
Глебович, Ян Янович
Ян Янович Глебо́вич (1544—1590), государственный деятель Великого княжества Литовского. Граф Священной Римской империи на Дубровно и Заславле. Державца аникштский (1571—1585), каштелян минский (1571—1585, и. о. до 1587), староста аникштский (1575—1590), староста радошковицкий (1576—1590), подскарбий литовский (1580—1586), державца упитский (1584—1590), каштелян троцкий (1585—1590), воевода троцкий (1586—1590).
Будный, Симон
Введение 1 Биография 2 Сочинения Введение Симо́н Бу́дный (белор. Сымон Будны, польск. Szymon (Symon) Budny; январь 1530, Будне — 13 января 1593, Вишнюв) — известный социнианский проповедник XVI века, гуманист, просветитель, церковный реформатор. Напечатал Новый Завет с комментариями и замечаниями, что стало первой во всемирной литературе попыткой радикальной рационалистической критики Евангелия.
Просвещение и образование в Беларуси в XIV-XVI вв.
История организации в Белоруссии начальных православных школ при монастырях. Появление католических кафедральных школ в XIV в. Роль Краковского университета в организации школьного образования в XV-XVI вв. Прогрессивные братские и протестантские школы.
Сымон Будны 2
Сымон Будны С. Будны — сапраўдны майстра літаратурнага перакладу. Яго перакладчьцкі талент найбольш ярка выявіўся ў час працы над Свяшчэнным Пісаннем. Будны, як вядома, перакладаў Біблію на польскую мову, якая на той час, побач са старабеларускай, царкоўнаславянскай і лацінскай з'яулялася адной з літаратурных моў Беларусі.
Сымон Будны
Рэферат На тэму: Сымон Будны Сымон Будны ( каля 1530г., в. Буды у Мазовii, Польшча – 13.1.1593), беларускi гуманiст, асветнiк, рэлiгiйны рэфарматар, фiлосаф, сацыёлаг, гiсторык. З сям`i дробнага шляхцiца. Скончыу факультэт вольных мастацтвау Кракаускага унiверсiтэта. З 1558 года выкладау на беларускай мове катэхiзiс у пратэстанцкай школе у Вiльне.