Петро́вское баро́кко — термин, применяемый историками искусства к архитектурному и художественному стилю, одобренному Петром I и широко использованному для проектирования зданий в новой российской столице Санкт-Петербурге.
Ограниченный условными рамками 1697—1730 гг. (время Петра и его непосредственных преемников), это был архитектурный стиль, ориентировавшийся на образцы шведской, немецкой и голландской гражданской архитектуры (представленной, в частности, Тессинами). Западноевропейские прообразы памятников петровского барокко — здания во многом эклектичные, влияние «интернационального» барокко Бернини в них смягчено французским пристрастием к классицизму и преданиями готической старины. Сводить всё многообразие архитектурных решений петровских архитекторов к барокко можно только с известной долей условности.
Архитектуре петровского времени свойственны простота объёмных построений, чёткость членений и сдержанность убранства, плоскостная трактовка фасадов. В отличие от нарышкинского барокко, популярного в это время в Москве, петровское барокко представляло собой решительный разрыв с византийскими традициями, которые доминировали в российской архитектуре почти 700 лет. Вместе с тем налицо и отличия от голицынского барокко, вдохновлявшегося непосредственно итальянскими и австрийскими образцами.
К числу первых строителей Петербурга принадлежат Жан-Батист Леблон, Доменико Трезини, Андреас Шлютер, Дж. М. Фонтана, Николо Микетти и Г. Маттарнови. Все они прибыли в Россию по приглашению Петра I. Каждый из этих архитекторов вносил в облик сооружаемых зданий традиции своей страны, той архитектурной школы, которую он представлял. Курируя осуществление их проектов, традиции европейского барокко усваивали и русские зодчие, как, например, Михаил Земцов.
Прообразом петровского барокко можно считать здания, возведённые в Москве до начала планомерной застройки новой столицы. Это Лефортовский дворец в Москве (1697—1699 гг., архитектор Д. В. Аксамитов, перестроен 1707—1709 гг. Дж. М. Фонтана) и церковь Архангела Гавриила, в народе прозванная Меншиковой башней (1701—1707 гг., архитектор Иван Зарудный). В этих сооружениях элементы московского барокко сочетались с ордерными деталями в оформлении фасадов. Прихотливым сочетанием элементов московского и петровского барокко отмечено и пришедшее ему на смену аннинско-елизаветинское барокко.
Екатериненталь
Кикины палаты
Церковь Петра и Павла на Новой Басманной
Кунсткамера
Меншиковский дворец
Источник: ru./wiki/Петровское_барокко
Другие работы по теме:
Кикины палаты
Кикины палаты Ки́кины пала́ты — памятник архитектуры петровского барокко, находящийся в Санкт-Петербурге по адресу Ставропольская улица, дом 9.
Здание Двенадцати коллегий
Введение 1 История 2 Современность Введение Здание Двенадцати коллегий — памятник архитектуры на Васильевском острове в Санкт-Петербурге. Здание выполнено в стиле барокко и состоит из двенадцати идентичных трёхэтажных секций. Начало строительства под руководством архитектора Доменико Трезини (верхние этажи по проекту Теодора Швертфегера).
Меншиковский дворец Санкт-Петербург
Введение 1 История 1.1 Предыстория 1.2 Петровское время 1.3 Кадетский корпус 1.4 Наше время 2 Архитектура 2.1 Интерьер 2.2 Экстерьер Список литературы
Петровские ворота Петропавловской крепости
План Введение 1 История Список литературы Введение Петро́вские воро́та — триумфальные ворота Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге, находящиеся в Петровской куртине между Государевым и Меншиковым бастионами. Памятник петровского барокко.
Красные ворота
План Введение 1 История Список литературы Введение Красные ворота — триумфальная арка в стиле барокко, существовавшая в Москве до 1920-х годов. Первая постройка из этого типа сооружений, осуществлённая в камне вместо дерева.
Бутми, Жоссе
Жоссе Бутми (фр. Josse Boutmy, полное имя Шарль Жозеф Бутми; 1697—1779) — бельгийский композитор, органист и клавесинист эпохи барокко. Бутми заявил о себе как о выдающемся музыканте, работая в Брюсселе. Он служил при дворе у принца Турн-и-Таксис (1736) и в Королевской Капелле Брюсселя (1744—1777)[1].
Музыка барокко
Барокко живет в музыкальном обиходе, в интонациях и ритмах легкой музыки, в пресловутом «под музыку Вивальди», в школьных нормах музыкального языка. Живы и развиваются своими путями жанры, рожденные эпохой барокко.
Красные ворота в Москве
Триумфальные ворота при въезде в город на Земляном валу (теперь Садовое кольцо) известны издавна. Первые деревянные ворота строились в 1709 и 1721 годах еще при Петре I по случаю побед над шведами в Северной войне.
Жан-Батист Мольер Мещанин во дворянстве
Новое художественное направление в литературе XVII ст. — классицизм — снова, как и предшественники, пора барокко и Возрождения, обращается к античности как к эстетичному эталону. Пьеса известного комедиографа Мольера «Мещанин во дворянстве» стала воплощением черт классицизма (лат. classicus — образцовый), которому присущи нормативность правил, иерархия жанров (низменность на высокие, средние, низкие), культ ума, гармоничность форм.
Литература барокко
Стиль барокко нашел свое выражение и в литературе. И если архитектура, скульптура и живопись стремились к единению, то и в литературе можно наблюдать аналогичные явления: лирика стремится к монументальности, величественности.
Украинская культура развитие и современное состояние. Украинское барокко.
оглавление Раздел 13. Украинская культура : развитие и современное состояние 13.1 «Украинское» барокко Украинская национальная революция 1648 – 1676 гг. привела к созданию украинского государства. Часть ее на территории Левобережья (Гетманщина) на правах автономии просуществовала в составе Российской империи до начала 80-х гг.
Европейская живопись 18-го столетия
Европейская живопись 18-го столетия в основном характеризуется тремя стилями, Это - рококо, неоклассицизм и барокко. Живописцы этого периода не обладают славой художников Эпохи Ренессанса или живописцев 19-го – 20-го столетий, но их вклад в живопись не оспорим и важен. В этот период были наиболее популярны портретная живопись и пейзажные направления.
Архитектурные стили Санкт-Петербурга
СПБ ТКУиК Работа по истории СПБ «Архитектурные стили Санкт-Петербурга» Выполняла: студентка группы 9Т-21 Иванова Александра Преподаватель: Волочаева Т.В.
Барокко
Слово «барокко» буквально означает «странный», «причудливый». Этот художественный стиль преобладал с конца 16-го до середины 18-го в. и был призван прославлять могущество знати и церкви.
Скульптура XVIII века
Во второй половине XVIII столетия начинается неуклонный расцвет отечественной пластики. Круглая скульптура развивалась до этого медленно, С трудом преодолевая восьмисотлетние древнерусские традиции в отношении к языческому «болвану». Она не дала ни одного большого русского мастера в первой половине XVIII в., но тем блистательнее был её взлёт в следующий период.
Русское барокко
Самобытность архитектуры русского барокко проявилась в органичном сочетании четкой фундаментальности и простоты плановых решений с живописностью силуэтов и фасадов.
Русское Барокко
Самобытность архитектуры русского барокко проявилась в органичном сочетании четкой фундаментальности и простоты плановых решений с живописностью силуэтов и фасадов, щедростью и фантазией декоративных форм,
Борреманс, Виллем
Виллем (или Гульельмо Борреманс (Антверпен, 1672 — Палермо, 1744) — южнонидерландский (фламандский) художник эпохи барокко, в основном работавший в Южной Италии (Неаполитанском королевстве и на Сицилии).
Бланк К.И.
Бланк справедливо почитался опытнейшим строителем, отчетливо знающим особенности московской строительной техники, и в качестве такового пользовался веским авторитетом даже после того, как перестал считаться законодателем архитектурной моды.
Строцци, Барбара
Введение 1 Биография и творчество 2 Сочинения Введение Барбара Строцци (итал. Barbara Strozzi, иначе итал. Barbara Valle, крещ. 6 августа 1619, Венеция — 11 ноября 1677, Падуя) — итальянская певица (сопрано), прозванная «Виртуознейшей» (итал. Virtuosissima), композитор эпохи барокко.
Петровский, Григорий Иванович
Введение 1 Биография 2 Награды 3 Увековечение имени Список литературы Введение Григо́рий Ива́нович Петро́вский (укр. Григорій Іванович Петровський, 23 января (4 февраля) 1878(18780204) — 9 января 1958) — русский революционер, советский партийный и государственный деятель, отец Л.
Московское барокко
Введение 1 Предпосылки к появлению 2 Хронологические рамки стиля 3 Внутрестилевые течения 3.1 Строгановский стиль 3.2 Нарышкинский стиль 3.3 Голицинский стиль
Дворец Лихтенштейнов Вена
Дворец Лихтенштейнов — дворец в стиле барокко, принадлежащий лихтенштейнской княжеской семье. Расположен в Альзергрунде — 9-м районе Вены. С XIX века часть его территории занимает парк «Новый летний дворец».
Сибирское барокко
Введение 1 Истоки 2 История изучения 3 Памятники сибирского барокко Список литературы Введение Сибирское барокко — самое общее обозначение храмовой архитектуры Сибири XVIII века. По состоянию на 1803 год в Сибири насчитывалось 115 каменных храмов. Подавляющее их большинство принадлежало к провинциальному варианту русского барокко, испытавшему влияние барокко украинского и (в отдельных случаях) ламаистского декора.
Архитекторы XVIII века
Архитекторы XVIII века Адам — крупнейший представитель английского классицизма Бауэр Захаров — русский архитектор, представитель стиля «ампир» Кент
Голландское барокко. Ландшафтный дизайн.
Голландское барокко оказало огромное влияние на развитие садово-паркового и ландшафтного искусства Англии, стран Северной Европы и, что для нас наиболее интересно, России.
Абрахам А Санта Клара
Абрахам А Санта Клара (Abraham a Sancta Clara, настоящее имя Иоганн Ульрих Мегерле) (1644–1709), немецкий священник, один из популярнейших прозаиков и сатириков эпохи барокко.
Якоб Йорданс
Йорданс, Якоб (Jordaens, Jacob) (1593–1678), фламандский живописец эпохи барокко.
Зарудный И.П.
Прибыл в Москву, видимо, с Украины. Сведения об учении и ранних работах отсутствуют. Имел мастерскую, выполнявшую резьбу по дереву. С 1707 г.- суперинтендант всей российской церковной живописи. Первый представитель барокко в России.
Ухтомский Д.В.
Крупнейший архитектор, мастер барокко середины XVIII в. Главный архитектор Москвы, в течение четверти века.