Аграфена Гавриловна Рыкалова (1805 — 28 мая 1840, Москва) — артистка Московских Императорских Театров (Малый театр), жена Василия Васильевича Рыкалова, урождённая Степанова, сестра известного комика Петра Гавриловича Степанова, с которым была всю жизнь очень дружна — именно он подготовил «в артистки» её дочь, свою племянницу Надежду. Да и со дня свадьбы она с мужем жили в семье Степановых. А когда брат на пару с товарищем открывал костюмерный магазин (подробнее см. ст. Степанов, Пётр Гаврилович), она отдала в общее дело тысячу рублей, которые хранились у неё от бенефиса после смерти мужа[1]. По тем временам — огромные деньги, средняя зарплата в день составляла приблизительно 1 рубль.
Аграфена Гавриловна происходила из театральной семьи. Отец работал кассиром в театре Медокса, где познакомился и подружился со многими театральными деятелями.
На Московской сцене дебютировала в начале ноября 1821 года в роли Эдельмоны (совр. Дездемона) в «Отелло».
Об ее дебюте сохранилась статья в «Вестнике Европы», — хотя в ее время журналы писали только о выдающихся сценических деятелях или о каком-либо особенно интересном спектакле и не имели постоянного отдела театральной критики. Это внимание к дебютантке надо отнести не столько к ее сценическому дарованию, которое хотя и подавало тогда довольно большие надежды, но впоследствии оказалось не особенно блестящим; будет более верно предположить, что восторженная статья театрального критика «Вестника Европы» была вызвана главным образом замечательной внешностью артистки: она была высока, стройна, имела свежее лицо с правильными чертами, резко обозначенными, прелестную улыбку и чёрные большие глаза, «способные выразить все оттенки чувства», как говорил о ней автор статьи[2].
По словам П. Н. Арапова, «она была очень интересна собой и занимала роли первых любовниц как в драмах, так и в комедиях, хотя, как артистка, она далеко не была выдающейся, и дарование ее во много раз было ниже дарования ее мужа; однако, о ней осталось довольно много сведений и воспоминаний». Роли: Эдельмона (или Дездемона) в «Отелло», Офелия («Гамлет»); Луиза («Коварство и любовь»), Доримена («Мещанин во дворянстве»), Леонора («Школа мужей» Мольера), Амалия («Разбойники»). Она очень рано овдовела, дирекция Императорских театров помогла, устроив ей бенефис (пьеса «Буря», по другим источникам — в бенефис 22 апреля 1827 года шла пьеса Мольера в переделке А. А. Шаховского «Сицилиец»[3]), но основные материальные трудности упали на её брата Петра Гавриловича, с которым она проживала, оставшись в той же квартире после кончины родителей.
«Ежегодник императорских театров» отмечает:
Аграфена Гавриловна принадлежала к тем сценическим деятелям, для которых театр не заменяет собою всю жизнь; она, напротив, не любила сцены, хотя и родилась, и воспиталась в театральной среде. Не обладая выдающимся талантом, она, однако, могла бы занимать одно из первых мест в труппе, благодаря внесшим данным[1].
На сцене пробыла почти 20 лет, намного пережив своего мужа. Скончалась она 28 мая 1840 года, всего на 35 году, и погребена на Ваганьковом кладбище в Москве; сообщая Каратыгину о её смерти, Д. Т. Ленский между прочим писал: «Умерла А. Г. Рыкалова; актриса она была незавидная, но женщина прелестная и по душе, и по наружности»[2].
Список литературы:
Ezhegodnik imperatorskikh teatrov
Большая биографическая энциклопедия
ББЭ ст. «Рыкалов Василий Васильевич»
Источник: ru./wiki/Рыкалова,_Аграфена_Гавриловна
Другие работы по теме:
Пушкин а. с. - повести белкина
“Повести Белкина” являются замечательным образцом реалистической прозы XIX века. Александр Сергеевич Пушкин создает в этом цикле незабываемую галерею образов, живущих и действующих на фоне прекрасной русской природы. Благородные и сильные, добрые и жестокие, серьезные и лукавые - эти герои живут в своем мире, но он прочно вошел в нашу жизнь.
Образ Татьяны Лариной в романе Александра Пушкина Евгений Онегин
Образ Татьяны Лариной в романе Александра Пушкина 8220 Евгений Онегин 8221 В романе “Евгений Онегин” в образе Татьяны Лариной воплотились все представления Пушкина об идеале. Мне кажется, что когда речь идет о добродетели и красоте, Пушкину в большей степени удается показать их на примере женских характеров: это и Маша Миронова из “Капитанской дочки”, и Марья Гавриловна из “Метели”,и Маша Троекурова из “Дубровского”.
Сочинение по повести В. П. Астафьева Людочка
Сочинение по повести В. П. Астафьева "Людочка" Автор: Астафьев В.П. В.П.Астафьев – один из наиболее читаемых писателей двадцатого столетия. Родившийся до войны и познавший за свою жизнь много трудностей, он очень хорошо знал жизнь простого человека, душу и чувства…
Повести Белкина
Автор: Пушкин Александр. Барышня-крестьянка В одной из отдаленных губерний в имении своем Тугилове живет отставной гвардеец Иван Петрович Берестов, давно овдовевший и никуда не выезжающий. Он занимается хозяйством и почитает себя «умнейшим человеком во всем околотке», хотя ничего не читает, кроме «Сенатских ведомостей».
Татьяна - милый идеал Пушкина 2
Татьяна - «милый идеал» Пушкина Автор: Пушкин А.С. “...Татьяна - существо исключительное, натура глубокая, любящая, страстная...” В.Г.Белинский Есть очень красивая древнегреческая легенда. Один скульптор изваял из камня прекрасную девушку. Она выглядела настолько живой, что казалось, сейчас заговорит.
Тема Судьбы в романах Пушкина
Капитанская дочка История проходит через Дом человека, через его частную жизнь. Ю.М.Лотман Восстание дворян на Сенатской площади в С.-Петербурге. 14 декабря 1825. Это событие стало наивысшим моментом декабристского движения и началом его конца. После разгрома восстания, А.С.Пушкин предпринимает попытки переосмыслить происходящие события и их роль в судьбе дворян, среди которых были его друзья.
Свои люди сочтёмся
Автор: Островский Александр. Купеческая дочь на выданье, Олимпиада Самсоновна (Липочка) Большова, сидит одна у окна с книжкой и, рассуждая, «какое приятное занятие эти танцы», начинает вальсировать: она уже полтора года не танцевала и боится, если что, «оконфузиться».
Использование местных диалектов с Константиново в ранней лирике СА Есенина
Великий русский поэт Сергей Александрович Есенин родился и рос в селе Константинове, что на рязанщине. С самого раннего детства он слышал образную народную разговорную речь. Мать Татьяна Федоровна пела ему старинные песни. Бабушки Наталья Евтеевна и Аграфена Панкратьевна рассказывали сказки. Дед пересказывал Библию.
«Метель» А.С. Пушкина: план анализа
Даже самые мелкие части в произведении должны быть между собою согласованы и образовывать художественное единство. Объединяет же все части произведения между собой тема, или предмет сочинения.
Тема милосердия в современной прозе ("Людочка" Астафьева)
Милосердие и сострадание в современной прозе. Нравственные ориентиры. Биография Виктора Петровича Астафьева и его произведение "Людочка". Нравственные устои общества. Композиция рассказа. Приговор обществу, в котором люди лишены человеческого тепла.
П. И. Мельников. В лесах
Середина XIX столетия. Привольный, богатый лесами и мастеровым людом край — Верхнее Заволжье. Живут здесь в труде и достатке, исповедуя старую веру. Тут немало мужиков, выбившихся в купцы, что зовутся тысячниками.
П. И. Мельников. На горах
От устья Оки до Саратова и дальше вниз правая сторона Волги «Горами» зовется. Занимаются здесь хлебопашеством и отхожими промыслами.
Виктор Сергеевич Розов. Гнездо глухаря
Квартира Судакова в Москве. Её хозяин — Степан Алексеевич — служит где-то в сфере работы с иностранцами. Его сын Пров заканчивает школу. Отец хочет, чтобы тот поступал в МГИМО. Дочь Искра работает в газете в отделе писем. Ей двадцать восемь лет.
Людочка. Виктор Астафьев.
Лет пятнадцать назад автор услышал эту историю, и сам не знает почему, она живет в нем и жжет сердце. “Может, все дело в ее удручающей обыденности, в ее обезоруживающей простоте?” Кажется автору, что героиню звали Людочкой.
Метель. Повести Белкина. Пушкин А.С.
В конце 1811 года, в эпоху нам достопамятную, жил в своем поместье Ненарадове добрый Гаврила Гаврилович Р**”. Он имел семнадцатилетнюю красавицу дочь, воспитанную на французских романах.
Муравьёв, Никита Михайлович
Введение 1 Биография 2 Семья 3 Сочинения 4 Награды Список литературы Введение Никита Михайлович Муравьёв (19 (30) июля 1796 года — 10 (28) марта 1843 года, с. Урик Иркутской губ.) — один из главных идеологов движения декабристов.
Степанов, Пётр Гаврилович
Пётр Гаврилович Степанов — один из первых русских профессиональных актёров, артист императорского Малого театра. Точной информации сохранилось немного. Родился в 1800[1][2] или в 1806 или 1807 г. в Москве или Петербурге[3][4] — скончался 12 мая 1869 г. в Москве.
Долгорукова, Екатерина Михайловна
Введение 1 Происхождение 2 Роман с Императором 3 Законный брак Список литературы Введение Екатери́на Миха́йловна Долгору́кова (2 (14) ноября 1847(18471114), Волынская губерния, Российская империя — 15 февраля 1922, Ницца, Третья французская республика) — княжна, с 1880 Светлейшая Княгиня Юрьевская; вторая, морганатическая, супруга Императора Александра II; до того, с 1866, его любовница.
Белякович, Сергей Романович
Введение 1 Биография 2 Роли, сыгранные в Театре на Юго-западе 3 Иллюстрации Введение Сергей Романович Белякович (7 июля 1953 — 31 мая 2009) — советский и российский актёр, актёр и основатель Московского театра на Юго-Западе, заслуженный артист Российской Федерации, брат художественного руководителя Театра на Юго-Западе Валерия Беляковича.
Муравьёва, Александра Григорьевна
Введение 1 Биография 2 Дети Список литературы Введение Александра (Александрина) Григорьевна Муравьёва (1804 — 22 ноября 1832, Петровский Завод), урождённая графиня Чернышёва, сестра декабриста З. Г. Чернышёва[1], жена декабриста Н. М. Муравьёва, последовала за ним в Сибирь.
Закревская, Аграфена Фёдоровна
Введение 1 Биография 2 Муза поэта 3 Последние годы жизни 4 Дети Список литературы Введение Графиня Аграфена Фёдоровна Закревская, урождённая графиня Толстая (1799—1879) — известная в свое время красавица, женщина яркая не только внешне, предмет увлечения и адресат стихов А. С. Пушкина и Е. А. Баратынского, также предмет увлечения ближайшего друга Пушкина князя П.
Горчаков, Иван Романович
Иван Романович Горчаков (1716—1801) — князь, генерал-поручик. В службе с 1731 г. Принимал участие в Семилетней войне, в 1761 году был произведён в генерал-майоры [1], в 1765 году получил чин генерал-поручика, через несколько лет вышел в отставку и поселился в Москве. Кавалер ордена св. Анны.
Рыкалова, Пелагея Титовна
Введение 1 Биография 2 Партнеры Список литературы Введение Рыкалова Пелагея Титовна (1779(1779) — 15 (28) февраля 1862, Петербург), урождённая Пожарская — оперная (меццо-сопрано) и драматическая актриса, артистка Петербургских Императорских Театров начала XIX столетия, жена знаменитого комика Василия Федотовича Рыкалова, с которым положили начало актёрской династии Рыкаловых.
Соймонов, Леонтий Яковлевич
План Введение 1 Биография 2 Семья Список литературы Введение Леонтий Яковлевич Соймонов (? - после 1742) — генерал-лейтенант, участник Северной войны (1700 - 1721), Персидского похода (1722 - 1723), астраханский губернатор.
Рыкалов, Василий Федотович
(1 марта 1771(17710301) — 9 января 1813, Петербург) — актёр, артист Петербургских Императорских Театров. Вместе со своей женой актрисой П.Т. Рыкаловой — родоначальник актёрской династии Рыкаловых.
Бибиков, Александр Ильич
Введение 1 Биография 1.1 Военная и государственная карьера 1.2 Подавление Пугачевского бунта 1.3 Награды 1.4 Семейное положение Бибиков, Александр Ильич
Старшинов Вячеслав Иванович
Заслуженный мастер спорта, Заслуженный тренер России, двукратный олимпийский чемпион, многократный чемпион мира.