Введение
1 История Пролеткульта
2 Идеология Пролеткульта
3 Печатные издания Пролеткульта
4 Международное бюро Пролеткульта
Список литературы
Введение
Пролетку́льт (сокр. от Пролетарские культурно-просветительные организации) — массовая культурно-просветительская и литературно-художественная организация пролетарской самодеятельности при Наркомате просвещения, существовавшая с 1917 по 1932 год.
1. История Пролеткульта
Культурно-просветительные организации пролетариата появились сразу после Февральской революции. Первая их конференция, положившая начало Всероссийскому Пролеткульту, была созвана по инициативе А.В. Луначарского и по решению конференции профсоюзов в сентябре 1917 года.
После Октябрьской революции Пролеткульт очень быстро вырос в массовую организацию, имевшую свои организации в ряде городов. К лету 1919 года было около 100 организаций на местах. По данным 1920 года, в рядах организации насчитывалось около 80 тыс. человек, были охвачены значительные слои рабочих, издавалось 20 журналов. На Первом Всероссийском съезде Пролеткультов (3-12 октября 1920) большевистская фракция осталась в меньшинстве, и тогда постановлением ЦК РКП(б) «О Пролеткультах» от 10 ноября 1920 и письмом ЦК от 1 декабря 1920 Пролеткульт был организационно подчинён Народному комиссариату просвещения. Нарком просвещения Луначарский поддерживал Пролеткульт, Троцкий же отрицал существование «пролетарской культуры» как таковой. С критикой Пролеткульта выступил В. И. Ленин, и с 1922 года его деятельность стала замирать. Вместо единого Пролеткульта создавались отдельные, самостоятельные объединения пролетарских писателей, художников, музыкантов, театроведов.
Наиболее заметное явление — Первый Рабочий театр Пролеткульта, где работали С. М. Эйзенштейн, В. С. Смышляев, И. А. Пырьев, М. М. Штраух, Э. П. Гарин, Ю. С. Глизер и др.
Пролеткульт, так же, как и ряд других писательских организаций (РАПП, ВОАПП), был расформирован постановлением ЦК ВКП (б) «О перестройке литературно-художественных организаций» от 23 апреля 1932 г.
2. Идеология Пролеткульта
Идеологами Пролеткульта были А. А. Богданов, А. К. Гастев (основатель Центрального института труда в 1920 году), В. Ф. Плетнёв, исходившие из определения «классовой культуры», сформулированного Плехановым. Целью организации декларировалось развитие пролетарской культуры. По мнению Богданова, любое произведение искусства отражает интересы и мировоззрение только одного класса и поэтому непригодно для другого. Следовательно, пролетариату требуется создать «свою» собственную культуру с нуля. По определению Богданова, пролетарская культура — динамичная система элементов сознания, которая управляет социальной практикой, а пролетариат как класс её реализует.
Гастев рассматривал пролетариат как класс, особенности мировосприятия которого диктуются спецификой каждодневного механистического, стандартизированного труда. Новое искусство должно раскрыть эти особенности посредством поиска соответствующего языка художественного высказывания. «Мы вплотную подходим к какому-то действительно новому комбинированному искусству, где отступят на задний план чисто человеческие демонстрации, жалкие современные лицедейства и камерная музыка. Мы идем к невиданно объективной демонстрации вещей, механизированных толп и потрясающей открытой грандиозности, не знающей ничего интимного и лирического», — писал Гастев в работе «О тенденциях пролетарской культуры» (1919).
Идеология Пролеткульта нанесла серьёзный ущерб художественному развитию страны, отрицая культурное наследие[1]. Пролеткульт решал две задачи — разрушить старую дворянскую культуру и создать новую пролетарскую. Если задача разрушения была решена, то вторая задача так и не вышла за рамки неудачного экспериментаторства.
3. Печатные издания Пролеткульта
Пролеткульт издавал около 20 периодических изданий, среди которых журнал «Пролетарская культура», «Грядущее», «Горн», «Гудки». Выпустил много сборников пролетарской поэзии и прозы.
4. Международное бюро Пролеткульта
Во время II конгресса Коминтерна в августе 1920 года было создано Международное бюро Пролеткульта, выпустившее манифест «Братьям пролетариям всех стран». На него была возложена задача: «распространение принципов пролетарской культуры, создание организаций Пролеткульта во всех странах и подготовка Всемирного конгресса Пролеткульта». Деятельность Международного бюро Пролеткульта широко не развернулась, и оно постепенно распалось.
Список литературы:
Изменение государственного устройства Российской империи и её распад. Глава 3: Гражданская война
Источник: ru./wiki/Пролеткульт
Другие работы по теме:
Эстетика русской культуры
Русская эстетика XI-XVIII вв. Развитие эстетической мысли в России в конце XIX - начале XX в. Эстетика России на современном этапе. Роль сотрудников ОВД в борьбе с хищениями художественных произведений и охране памятников истории и культуры.
Маркс и марксистские традиции
Марксизм представляет собой совокупность учений, претендующих на цельное мировоззрение и предлагающих социально-реформаторскую программу индустриальной эпохи; он разработан немецким мыслителем и революционером К. Марксом (1818-1883).
Философия А.А. Богданова
Александр Александрович Малиновский, писавший под псевдонимом А. Богданов. Понятия эмпириокритицизма и философский труд Богданова "Эмпириомонизм. Статьи по философии". Действительность как человеческая коллективная практика во всем ее живом содержании.
Пролеткульт: страницы истории
Пролеткульт - массовая культурно-просветительная организация с самого начала своего возникновения в сентябре 1917 года поставила задачу: создать новую пролетарскую культуру, используя буржуазную культуру прошлого.
«Мы дети страшных лет России»
Особенности социально-идеологической, «пролетарской» поэзии («Пролеткульт», «Кузница», «Молодая гвардия», «Октябрь», «рапп»)
Поэт и герой о последнем периоде творчества Гумилева
Книги замечательного русского поэта Николая Гумилева не переиздавались у нас на родине с начала двадцатых и до конца восьмидесятых годов. Они были большой редкостью. Сегодня же стихи этого поэта как бы возвращаются из небытия на свое место в нашей многообразной культуре, становятся общенациональным достоянием нашей литературы.
Поэт и герой
Автор: Гумилев Н.С. Победа, слава, подвиг — бледные Слова, затерянные ныне, Гремят в душе, как громы медные, Как голос Господа в пустыне. Николай Гумилев
Рецензия на книгу Т.П. Коржихиной "Извольте быть благонадежны"
В книге Т.П. Коржихиной "Извольте быть благонадежны!" прослежена история возникновения, развития, прекращения деятельности творческих союзов периода 1917-1932 гг. Показана борьба различных творческих группировок за власть, идеи, за благоволение партии.
Развитие культуры 1920 – 1930гг.
Р Е Ф Е Р А Т Тема: «Развитие культуры 1920 – 1930гг.» Проверила: Хисамова О.В. Выполнила: Бронникова Екатерина г. Салават 2002 г. Советский период в истории России продолжался 74 года: с октября 1917 года по август 1991 года. После победы Октябрьской революции
Культура советского периода
Содержание Содержание 2 Введение 3 1. Двадцатые годы 5 2. Высшая школа. Наука. 5 3. Культура и искусство. 8 4. Советская и церковная интеллигенция 10 5. «Философский пароход» 13
Ефим Васильевич Честняков
Ефиму Васильевичу дано было родиться поэтом в самом исконном, святом смысле этого слова. Нужда и труд не омрачили детских воспоминаний, но с самых первых шагов подвигнули его на чудесную стезю.
Развитие отечественной культуры в 1917-1941 гг.
Пафос и масштабы эпохи социальных преобразований в России самым непосредственным образом проявился и сфере культуры. Явления, происходившие в ней носили крайне многогранный и неоднозначный характер.
Шпаргалки по культурологии
18 Культура России XVIII в. При Петре 1 проблема образования становится государственной проблемой 1, Обучение за границей2, Создается с-ма светских школ Устав народных училищ предусматривалс-му единой светской школы от малого народного училища до университета. Появились навигационные, инженерные, мед.школы.
РАПП
РАПП — Российская ассоциация пролетарских писателей — литературно-политическая и творческая организация. Оформилась в 1925 под названием Всероссийской АПП (ВАПП) и объединила основные пролетарские кадры на литературном фронте.
Культура ХХ века: противоречия и проблемы
Кризис европейской культуры и его причины (декаденство, модернизм, абстракционизм). Политизация культуры: литературы и искусства, философии и общественной мысли. Особенности культурного процесса в России в конце ХХ века.
Советская культура в 1917-1940 гг.
Перемены в культурной сфере общества в послеоктябрьские годы, влияние на данный процесс политической партии. Развитие образования, науки, литературы и искусства. Сущность и этапы реализации монументальной пропаганды. Условия развития культуры в годы НЭПа.
Культура России ХХ века
Идеологические установки коммунистов по отношению к художественной культуре. Первое послеоктябрьское десятилетие в развитии культуры России. Тоталитаризм и культура (30-50-е годы). Социокультурная ситуация 60-70-х годов. Советская культура 80-х годов.
Розвиток української культури на початку ХХ ст.
Вступ 1. Розвиток науки і техники 2. Зміни в освіті. Філософія 3. Нові художні напрями ХХ ст. Висновки Список використаної літератури ВСТУП XX ст., як, мабуть, ніяке інше, дуже насичене різноманітними історичними подіями, характеризується різкою зміною політичних режимів, соціально-економічної ситуації.
Культура России в 18 - 20 века
Русская культура 18-20 века, с Петра Первого до президента Ельцина, претерпела огромное воздействие Запада. Общим в этот исторический период было то, что это была общая эпоха быстрой и глубокой “европеизации” русскйо культуры.
Тоталитаризм и культура
Титульник Тоталитаризм и культура Содержание Введение 3 1. Понятие и сущность тоталитаризма 4 2. Социально-политическая культура в период тоталитаризма 8
Культура СССР в послереволюционный период 1917-1720-е гг
Text Graphics ЛЕФ (ЛЕВЫЙ ФРОНТ ИСКУССТВ) — литературная группа, возникшая в конце 1922 в Москве и существовавшая до 1929. Возглавлял ЛЕФ В.Маяковский. Членами группы были писатели и теоретики искусства Н. Асеев, С. Третьяков, В.Каменский, Б.Пастернак (порвал с ЛЕФом в 1927), А.