Реферат: Фантастический реализм - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Фантастический реализм

Рефераты по истории » Фантастический реализм

Введение
1 Основание «Венской школы фантастического реализма»
2 Фантастический реализм и Виженари арт
3 Художники Фантастического реализма и Виженари арт
4 Утро магов
5 Современная русская литература
6 Родственные стили
Список литературы

Введение

Фантасти́ческий реали́зм — термин, применяемый к различным явлениям в искусстве и литературе.

Обычно создание термина приписывают Достоевскому; однако исследователь творчества писателя В. Н. Захаров показал, что это заблуждение.[1] Вероятно, первым, кто употребил выражение «фантастический реализм», был Фридрих Ницше (1869, по отношению к Шекспиру).[2] В 1920-е годы это выражение использует в лекциях Евгений Вахтангов; позже оно утвердилось в отечественном театроведении как определение творческого метода Вахтангова.

С 1948 существует «Венская школа фантастического реализма» в живописи, носившая ярко выраженный мистико-религиозный характер, обращающаяся к вневременным и вечным темам, исследованиям потаенных уголков человеческой души и ориентированная на традиции немецкого Возрождения (представители: Эрнст Фукс, Рудольф Хауснер).[3]

1. Основание «Венской школы фантастического реализма»

Вместе с Ариком Брауэром, Вольфгангом Хуттером, Рудольфом Хауснером и Антоном Лемденом, Эрнст Фукс основывает школу, или даже скорее скорее создаёт новый стиль «Фантастический реализм». Её бурное развитие приходится на начало 60-х годов 20-го столетия. Пятеро её ярчайших представителей Фукс, Брауер, Лемден, Хауснер и Хуттер стали основной группой всего будущего движения, вскоре появились Кларвейн, Эшер, Джофра, привнесшие из своих национальных школ каждый свою манеру и методику работы. Паетз, Хелнвейн, Хекельман и Валь, Одд Нердрум так же составляли часть общего движения. В Швейцарии работал Гигер (Х.Р. Гигер). Эрнст Фукс преподавал в замке Рейченау, где появились такие яркие и известные сегодня художники как Хана Кай, Ольга Шпигель, Филипп Рубинов-Якобсон, Вольфганг Видмосер, Михаэль Фукс, Роберто Веноза, Дитер Шветрбергер, известный как Де Эс. В США проходили выставки с участием Айзека Абрамса, Инго Свана и Алекса Грея. В конце шестидесятых движение Фантастического Реализма стало интернациональным и составило как бы некий параллельный художественный мир, хотя многие художники меняли свой стиль, уходя в другие общества, другие же появлялись, приходя из совершенно других движений. Появились галереи Джеймса Кована «Морфеус» в Беверли Хиллс, представившего Бексинского (Бексиньский, Здзислав), столь впечатлившего молодое поколение, Генри Боксера в Лондоне, Карла Карлхубера в Вене и другие. Фукс участвует в первой выставке Венского Арт-клуба в Турине (Италия). Творчество представителей «школы», впитавшее национальные традиции готики, модерна, экспрессионизма, оперирующее образами мифа и подсознания, первоначально не находило признания у австрийской публики, увлеченной в тот момент абстрактным искусством.

2. Фантастический реализм и Виженари арт

Сегодня, слившись с Психоделикой Нью-Эйджевских изысканий 60-х (см. Психоделия, Нью-Эйдж), а также с различными традициоными религиозно-мистическими практиками, Фантастический реализм уже имеет собственное продолжение в стиле Виженари арт.

Виженари арт (англ. Visionary art) — Художественный стиль, имеющий в своей основе спонтанное изображение увиденного в изменённом состоянии сознания (Изменённое состояние сознания, ИСС), религиозного, медитативного созерцания, транса, а также «флешбэков» («англ. flash — вспышка, back— назад, обратно) — в буквальном смысле — кинематографический термин, обозначающий ретроспективную сцену, стоп-кадр.»), возникающих после так называемых «Трипов» (психотропных путешествий).

Виженари арт распространился по всему миру и с появлением Интернета, получил возможность создать по-настоящему международные организации. На сайтах общества, созданного Бригид Марлин, Art of Imagination и Джона Беинарта, beinART collective, а также на тематическом сайте Данеэля Миранте Lila, представлено внушительное число, измеряющегося сотнями художников буквально со всего мира. Общество Art of Imagination проводит ежегодные выставки в Европе и США. Парижанин Лоренс Каруана, ведущий он-лайновый журнал Виженари Ревью, написал Манифест. Кит Вигдор на своём сайте Surrealism Now обобщил всё пост Сюрреалистическое движение.

Нынешнее поколение ярко представлено деятельностью таких художников как Тристан Шен, Эндрю Гонзалес, Олег Королёв, Сергей Апарин, Петер Грик, Лаурие Липтон, Яцек Йерка, Маура Холден, Лукас Кандл, Герман Сморенбург, Стивен Кенни и многие другие.

3. Художники Фантастического реализма и Виженари арт

Эрнст Фукс

Х.Р. Гигер

Майкл Уэлан

Роберто Веноза

Одд Нердрум

Олег Королёв

Дэ Эс

Питер Грич (Eng) | Питер Грич (Rus)

Яцек Йерка

Эндрю Гонзалес

Алекс Грей

Бригид Марлин

Лоренс Каруана

и др.

4. Утро магов

В 1959 году вышла знаменитая книга Жака Бержье и Луи Повеля «Утро магов», носившая подзаголовок «Введение в фантастический реализм». Она дала начало особому типу публицистики (non-fiction), который Мирча Элиаде определил так:

Она представляет собой любопытную смесь популярной науки, оккультизма, астрологии, научной фантастики и техники спиритуализма. Более того — она молчаливо претендует на разгадку бесчисленных жизненно важных тайн — нашей вселенной, Второй мировой войны, исчезнувших цивилизаций, одержимости Гитлера астрологией и так далее.[4]

5. Современная русская литература

Братья Стругацкие определяли собственный стиль, как «реалистическая фантастика» или «фантастический реализм»[5]. В манифестах российских фантастов «четвертой волны», например у Николая Романецкого[6] или Александра Тюрина[7], «фантастический реализм» — фактически синоним «турбореализма».

В наше время активно пропагандирует понятие «фантастического реализма» Вяч. Вс. Иванов[8], хотя в данном случае это скорее ретроспективный манифест.

6. Родственные стили

Неосюрреализм

Виженари арт

Психоделическое Искусство

Аутсайдер Арт

Список литературы:

Захаров В. Н. Концепция фантастического в эстетике Достоевского // Художественный образ и историческое сознание. — Петрозаводск, 1974. — С. 98-125.

Nachgelassene Fragmente 1869—1874 Herbst 1869:

Die griechische Tragцdie ist von maЯvollster Phantasie: nicht aus Mangel an derselben, wie die Komцdie beweist, sondern aus einem bewuЯten Princip. Gegensatz dazu die englische Tragцdie mit ihrem phantastischen Realismus, viel jugendlicher, sinnlich ungestьmer, dionysischer, traumtrunkener.

Фантастический реализм

Элиаде М. Оккультизм, колдовство и моды в культуре

Б. Стругацкий. Комментарии к пройденному. 1960—1962 гг.

РОМАНТИЗМ БЕЗГРАНИЧНОЙ ЭТИКИ

ФАНТАСТИКА — ЭТО ВАМ НЕ БАЛЕТ, ТУТ ДУМАТЬ НАДО

Первая треть двадцатого века в русской культуре. Мудрость, разум, искусство; «Поэма без героя», поэтика поздней Ахматовой и фантастический реализм // Ахматовский сборник / Сост. С. Дедюлин и Г. Суперфин. — Париж, 1989. — С. 131—135.; Мирча Элиаде и фантастический реализм XX века // Элиаде М. Гадальщик на камешках. — СПб., 2000. — С. 7-17.

Источник: ru./wiki/Фантастический_реализм