Введение
Список литературы
Введение
Ориентализм — определённая тенденция в проявлениях той или иной культурной традиции (литература, живопись, исторические и этнографические концепции, и т. д.), опирающаяся по ряду признаков на экзотические относительно самой этой традиции особенности, свойственные восточному мировоззрению в тех или иных его формах. К ориентализму, благодаря этнографическим реалиям относят и следование североафриканским образцам (Магриб, к которому принадлежат все североафриканские страны западнее Египта, для арабского мира — Запад, по определению).
Уникальным явлением предстаёт ориентализм в России, географически, исторически и этнографически сочетающей многие культурные традиции в своём общем, едином развитии, что выражается в тех или иных интегрированных или самостоятельных их проявлениях: от лингвистики — до архитектуры.
Существуют свои стилистические особенности, до сих пор присутствующие в виде различных проявлений в искусстве Испании, чему причиной известный период в истории этой страны.
Одним из примеров ориентализма могут быть направления в живописи с использованием тематики, символики, мотивов, скажем, Ближнего Востока или Китая (шинуазри). Засилию восточного влияния нередко противопоставлялись ценности европейских культурных традиций, имеющие самостоятельное происхождение. Поэтому излишнее увлечение экзотикой, каковой, в конечном счёте, является ориентализм, в Европе и в России, в частности, подвергалось критике. С этой критикой соглашаются и некоторые восточные искусствоведы, культурологи и историки, поскольку увлечение экзотизмом, по их мнению, ничего общего с истинным пониманием культуры Востока не имеет — это лишь копирование внешних признаков, при таком же поверхностном представлении о скрытом за формами и символами смысле.
Из европейских художников, в творчестве которых, в разной степени и с различной акцентуацией прослеживаются явные признаки ориенталистики, можно назвать Ж. О. Д. Энгра, О. Верне, Т. Готье, В. В. Верещагина, Э. Делакруа, Ж.−Л. Жерома, Э. Фромантена [1], Р. Бредена, Ф. Зима, П. Клее, А. Марке, М. И. Пикова, А. Матисса, П. Дюбуа [2], В. А. Фаворского, Л. Шульца и мн. др.
Если вспомнить, какое влияние оказало японское искусство (укиё-э) на формирование колористических взглядов постимпрессионистов, то и здесь можно говорить об определённом влиянии Востока (В. Ван Гог, например, копировал японские гравюры). В значительной степени руководствуется строем восточного миропонимания в своей системе цветоведения И. Иттен [3].
Можно говорить об ориентализме в творчестве такого писателя и востоковеда, как Ян Потоцкий.
Французская литература изобилует примерами разной степени тяготения к Востоку — от колониалистских настроений К. Фаррера, который, однако далеко не всегда предстаёт исключительно как «носитель светоча европейской культуры», — до апологетики такого особого, уникального явления в европейскй философии, каковое являет собой Рене Генон, в своём мировоззрении опирающийся на суфийские принципы.
В английской культуре мы наблюдаем подобную оппозицию в лице Р. Киплинга и Рамачараки (В. Аткинсона).
Восточные мотивы присутствуют в русской поэзии от В. А. Жуковского и М. Ю. Лермонтова до Н. С. Гумилёва.
С современной концепцией ориентализма, построенной на понимании этого явления, исходя из представлений принадлежащего к восточной культурной традиции мыслителя, но имеющего фундаментальное западное образование, выступает американский учёный арабского происхождения Э. В. Саид (1935—2003).
Список литературы:
Эжен Фромантен — энциклопедия «Кругосвет»
Paul Elie Dubois в frwiki
Иттен Иоханнес. Искусство цвета. Д. Аронов. Москва. 2000 ISBN 5-94056-001-6
Источник: ru./wiki/Ориентализм
Другие работы по теме:
Философия как наука 7
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Челябинский государственный педагогический университет»
Философия Востока и Европы
История зарождения и развития восточной и европейской философии, их отличительные черты и великие представители. Условия становления и особенности китайской и индийской интеллектуальной традиции, их ведущие идеи и взаимодействие на современном этапе.
Новые идеи в философии
АКАДЕМИЯ НАУК СССР ФИЛОСОФСКОЕ ОБЩЕСТВО СССР НОВЫЕ ИДЕИ В ФИЛОСОФИИ ЕЖЕГОДНИК Философского общества СССР 1991 Культура и религия МОСКВА «НАУКА» 1991
С. М. Сергеев История русской культуры
России. Хронологически курс охватывает всю историю русской культуры с древнейших времен до 1917 г. Но основное внимание уделено культуре императорской России (XVIII начала XX в.)
Кто и как изобрел еврейский народ
В своей книге, за несколько месяцев ставшей мировым бестселлером, профессор Тель-Авивского университета Шломо Занд смело ломает статус-кво еврейской национальной историографии, ставя вопрос о существовании "вечного" еврейского народа
Уткин А. И. Первая Мировая война
Уткин А. И. Первая Мировая война — М.: Алгоритм, 2001. — 592 с. (Серия: История России. Современный взгляд). Тираж 5 000 экз. Isbn 5-9265-0039-7
Жизненный цикл организации 3
СОДЕРЖАНИЕ Стр. ВВЕДЕНИЕ 3 1. Жизненный цикл организации 5 1.1 Этап предпринимательства. Становление 5 1.2 Стадия развития. Этап коллегиальности 6 1.3 Стадия зрелости. Этап формализации деятельности 7
Кребийон, Клод
Введение 1 Биография 2 Творчество 3 Издания произведений Кребийона 4 Электронные ресурсы о Кребийоне Введение Клод Кребийо́н, Кребийо́н-сын (фр. Claude Prosper Jolyot de Crйbillon; 14 февраля 1707, Париж — 12 апреля 1777, там же) — французский писатель XVIII века, сын поэта и драматурга Проспера Жолио де Кребийона.
Новые подходы к исследованию национальной идентичности
Задача данной статьи – описать новый для российской культурологии подход к исследованию национальной идентичности. И в российской, и в западной науке принято условно выделять три подхода в исследованиях нации и национальной идентичности.
Глинка Михаил Иванович 2
ГЛИНКА Михаил Иванович (1804—57) — русский композитор. Первые музыкальные впечатления Глинки связаны с народной песней. Ещё в детстве приобщился к профессиональной музыке (слушал концерты крепостного оркестра, зачастую сам участвовал в них). Юные годы Глинки прошли в Петербурге. Благотворно отразились на формировании мировоззрения композитора занятия в Благородном пансионе при Главном педагогическом институте (1818—22), где его педагогами были известные прогрессивно мыслящие учёные, а воспитателем — В.
Польская музыкальная культура. К. Шимановский
Вклад творческой группы "Молодая Польша" в развитие польской музыки. Кароль Шимановский как один из значительных композиторов после Шопена. "Романтический", "импрессионистский" и "народный" этапы его творческого пути, особенности стиля произведений.
Врубель
Кто был – художник декаданса или ренессанса искусства? Или это вообще несущественно? Врубель есть Врубель, в своем роде единственный и ни на кого не похожий.
Империя стиля
Музей Виктории и Альберта, или V&A, находящийся в Лондоне, — единственный в мире, где огромные картоны Рафаэля могут вполне органично соседствовать со знаменитыми туфлями от Вивьен Вествуд на высоченной платформе.
История культуры XVIII века
Образ человека в общественном сознании европейцев XVIII века. Развитие идей "естественного человека". Теория естественного воспитания Ж.Ж. Руссо. Смысл одиночества в XVIII веке, понятия любви и дружбы. Развитие просвещения, искусства, естествознания.
Ориентализм в России на рубеже XIX-XX веков
Ориентализм как использование мотивов и стилистических приёмов восточного искусства в культурах европейского типа. Русско-восточные художественные отношения на рубеже XIX-XX веков. Творческая индивидуальность Верещагина, Врубеля, Бакста, Поленова.
Саид, Эдвард Вади
Введение 1 Биография 2 Поддержка Палестины 2.1 Инцидент с камнем 3 Библиография 3.1 Библиография на русском на русском Список литературы Введение Эдвард Вади Саид (1 ноября 1935 — 25 сентября 2003, англ. Edward Wadie Said, араб. إدوارد سعيد) — американский интеллектуал арабского происхождения.
Импрессионизм музыка
План Введение 1 Происхождение 2 Особенности стиля 3 Представители Список литературы Введение Музыкальный импрессионизм (фр. impressionnisme, от фр. impression — впечатление) — музыкальное направление, аналогичное импрессионизму в живописи и параллельное символизму в литературе, сложившееся во Франции в последнюю четверть XIX века — начале XX века, прежде всего в творчестве Эрика Сати, Клода Дебюсси и Мориса Равеля.
Народная монархия XVII в.
Основания легитимности власти и политические представления в Русском государстве во времена правления Ивана Грозного. Роль Боярской думы, Земского и Освященного собора Московского государства. Значение обычая и традиции в государственном управлении.
Глинка Михаил Иванович
Русский композитор, родился 20 мая 1804 г. в семье помещика в селе Новоспасском (ныне Ельнинского района Смоленской области). Основоположник русской классической музыки.