Реферат: Ахейское княжество - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Ахейское княжество

Рефераты по истории » Ахейское княжество

Введение
1 Структура княжества
1.1 Территориальное деление
1.2 Управление княжеством
1.3 Право

2 История
2.1 Основание
2.2 Княжество в 13 веке
2.3 Ахейское княжество в период феодальной раздробленности (1307 - 1383)

3 Социально-экономический состав княжества
3.1 Положение крестьян
3.2 Духовенство
3.3 Аристократия

4 Культура
4.2 Архитектура

5 Религия
6 Правители Ахейского княжества
Список литературы

Введение

Ахейское княжество, или Княжество Морея — государство крестоносцев, возникшее через год после окончания Четвёртого крестового похода 1202—1204 годов на территории современной Греции. Считалось вассалом Королевства Фессалоники, а после его падения — самым сильным государством крестоносцев в Греции. Государство прекратило существование в 1432 году.

1. Структура княжества

1.1. Территориальное деление

Княжество занимало небольшую территорию. Ему принадлежала часть внутреннего Пелопоннеса, Элида, Мессения и часть Аркадии, а также несколько портов, аналогичных Монемвасии. С их помощью княжество экспортировало вино, изюм, воск, мед, нефть и шелк. Таким образом оно стало весьма богатым и могло оказывать помощь Латинской империи в её борьбе с никейскими императорами, претендовавшими на константинопольский престол. Со всех сторон территория Ахейского княжества была окружена владениями Эпирского деспотата и Венеции.

Столица Мореи несколько раз менялась. Первой столицей была определена Андравида. В 1249 году Вильгельм II Виллардуэн перенес столицу в Мистру, но, уже в 1262 году, он был вынужден передать Мистру и большую часть Мореи Византии.

Жоффруа I разделил территорию своего государства на 12 баронств, каждое из которых состояло из меньших феодальных владений. [1] Баронства Ахейского княжества:

Акова (Матагрифон), расположенное в Аркадии с 24 феодальными владениями,

Каритайна (в горной местности Скорта) с 22 феодальными владениями,

Никия с 6 рыцарскими феодами,

Гераки с 6 феодальными владениями,

Калаврита с 12 феодальными владениями,

Воститца с 8 феодальными владениями,

Велигоста с 4 феодами,

Грицена с 4 феодами,

Пассава (в Лаконии) с 4 феодами,

Халандритцас 4 феодами,

Баронство Каламата было сохранено как личное феодальное владение Виллардуэнов.

Патра, которая была дарована Гийому Алеману. В середине XIII века была продану примасу Мореи.[2]

Также были созданы 7 церковных баронств, изъятые из собственности греческих церковников. Во главе их стоял латинский архиепископ Патры и примас Ахейского княжества Ансельм де Клюньи. В его подчинении находилось 6 викарных епископов:

Олены (в Андравиде),

Модоны.

Короны,

Велигосты,

Амиклы,

Лакедемонии.

Архиепископ обладал 8 рыцарскими феодами, епископы и религиозные ордены (тамплиеры, госпитальеры и рыцари Тевтонского Ордена) - 4.[1]

После приобретения Патр, архиепископ занял первое место среди морейских феодалов и возглавлял знать при встречах и переговорах с ахейским князем.

1.2. Управление княжеством

Среди придворных князя стоит выделить:

Канцлера,

Маршала,

Констебля,

Казначея,

Великого камергера (protovestiarius), отвечавшего за личное казначейство князя

Pourveur des chastiaux, ответственного за снабжение замков.

В Ахейском княжестве был свой свод законов - «Ассизы Романии». Правовая система Ахейского княжества была создана на основе синтеза норм французского и византийского феодального права. Эти законы стали примером для всех государств крестоносцев этого периода. Морейская знать использовала византийские звания, например: логофет и протовестарий. Была заимствована византийская система пронии: крестьяне (парики) оставались держателями земли, но на них возлагались новые обязательства и налоги, которые входили в рамки вышеназванной системы.

При завоевании страна была разделена на более или менее однородные рыцарские лены, которые затем распределялись между крестоносцами в зависимости от знатности или от роли в военных действиях: одни получили целый или половинный лен, другие — несколько ленов. Общее число ленов в Морее составляло 500—600. За единицу измерения брался рыцарский феод, которым признавалась земля с доходом 300 анжуйских ливров в год.[3]

1.3. Право

Юридическая система Ахейского княжество находилась под одновременным влиянием французских феодальных норм, византийского права и Иерусалимских Ассизов. Основным правовым памятником Мореи является «Ассизы Романии», отображающий правовые традиции и нормы, которые господствовали в княжестве и соседних государствах. Их конечный вариант возник между 1333 и 1349 годами. Ассизы разделены на 4 части:

I часть, наиболее объёмная по количеству статей, включает нормы, регулировавшие вассальные отношения;

II часть касалась княжеской власти;

III — прав и обязанностей крестьян, их отношений с сеньорами

IV была посвящена разнообразным вопросам (в том числе относительно горожан).

Суд княжества базировался на основах феодального права, зафиксированных в "Liber consuetudinum imperii Romaniae", и действовавших по всей Латинской империи. [1] При князе существовала 2 палаты - высшая и низшая.

Главные светские и духовные феодалы участвовали в совете «Великого Суда», проводимого вместе с ахейским князем. В его состав входили 12 баронов, латинские епископы (кроме дел о смертоубийстве) под председательством епископа Оленского. В их компетенцию входили вопросы созыва и длительности ополчения, вопросы обороны и управления княжеством. Совет имел большие полномочия, ограничивавшие власть князя. [1]

2. История

2.1. Основание

Во время Четвертого крестового похода, когда крестоносцы разделили между собой Византийскую империю, Гильом де Шамплитт и Жоффруа де Виллардуэн высадились на Пелопоннес в Модоне, до этого поклявшись князю Фессалоник Бонифацию I захватить эти земли. Имея при себе не более 100 рыцарей и 500 пехотинцев, они захватили Ахайю и Элиду, и после победы над Михаилом I Дукой, овладели Мореей. Только форты Аракловон [4] [5] в Элиде, и Монемвасия, а также замки Аргос, Нафплион, Акрокоринф находились во власти Льва Сгура. Спустя 4 года после его самоубийства, в 1212 году эти земли перешли во власть лорда Аргоса и Нафплиона, лишь Монемвасия оказывала сопротивление до 1248 года. Первым правителем нового государства стал Гильом де Шамплитт, умерший по по дороге во Францию в 1209 году, где хотел предъявить свои права на наследство.

2.2. Княжество в 13 веке

После смерти Гильома, ему наследовал его племянник - Гуго де Шамплит, однако он умер в том же году. Жоффруа де Виллардуэну удаётся добиться признания своей власти над княжеством со стороны местных феодалов, папы Иннокентия ІІІ и императора и получить титул князя Ахейского. Во время правления семьи Виллардуэнов княжество достигло своего наибольшего расцвета. Когда Иоанн III Дука Ватац начал осаду Константинополя, ахейский князь прибыл к столице Латинской империи с 6 вассалами, 100 рыцарями и 800 лучниками.

Во время правления его сына - Вильгельм ІІ, государство было в зените своего могущества. Двор князя в Андравиде считался одним из лучших и галантных в Европе, сам князь был известным поэтом и трубадуром. Княжество имело свой монетный двор. Появилась собственная литература и особая форма французского языка. В это время была написана Морейская хроника — ценный источник по истории Четвертого крестового похода. В 1249 году столица княжества была перенесена из Андравиды в Мистру, укрепления которой были недавно достроены.

В 1255 году Вильгельм ІІ начал войну против венецианских владений для того, чтобы захватить остров Эвбея. В 1259 году он объединился с Михаилом ІІ, деспотом Эпира, против Михаила VIII Палеолога, императора Никеи. Но впоследствии Михаил ІІ Эпирский перешел на сторону никейского императора и в Пелагонейской битве Вильгельм ІІ был взят в плен. В 1262 году он был освобожден в обмен на Мистру и большую часть Пелопоннеса, которая стала византийским Деспотатом Мореи.

Вскоре после освобождения, Вильгельм забыл о своей присяге на верность, начав искать союзников и ожидая помощь от стран Западной Европы.[6] Получив данные от местного византийского губернатора о таких действиях, Михаил VIII отправил туда армию под руководством своего брата Константина, однако экспедиция провалилась. Сначала византийцы были разбиты в битве у Приницы в 1263 году, а после возвращения Константина в столицу империи - в битве у Макриплаги в 1264 году.[7][8]

Ахейское княжество в период феодальной раздробленности (1307 - 1383)

После смерти Вильгельма ІІ Виллардуэна в 1278 году латинский император Балдуин ІІ признал права на Ахейское княжество за Карлом І Анжуйским, королем Сицилии, надеясь на его содействие в восстановлении Латинской империи. Но Анжуйская династия высылала деньги и отряды солдат для защиты княжества от византийцев и других агрессивных соседей. Ахайя была отдана в качестве лена родственникам Анжуйской династии.

Карл II Анжуйский вначале предоставил Морею принцессе Изабелле де Виллардуэн, но в 1307 году он свергнул её, предоставив титул своему брату Филипу I Тарентскому. Филипп в 1313 году отдал это звание наследнице Изабеллы де Виллардуэн Матильде Генуэзской, состоявшей в браке с Людовиком Бургундским, номинальным правителем Фессалоник. Но с 1307 года Маргарита, младшая дочь Гильома II де Виллардуэна объявила о своих правах на престол. В 1313 году она снова без успеха требовала их исполнения, и затем передала их своей дочери - Изабелле Сабран, жене Фердинанда Майоркского. Их сын Хайме III был объявлен морейским принцем в 1315 году, при регентстве его отца, завоевавшим княжество с 1315 по 1316 года. Но Фердинандо был казнен Людовиком Бургундским и Матильдой в 1316 году. В том же году Людовик умер, и неаполитанский король Роберт свергнув Матильду, отдал княжество своему брату Иоанну Гравинскому, который был женат на Матильде.

В 1333 году местная знать признала права Иоанна, передавшего их собственной невестке - Екатерине Валуа, титулярной императрице Латинской империи и жене Филиппа I Тарентского, пасынок которого Роберт требовал титул до её смерти в 1346 году. В 1364 Роберт Тарентский умер. В 1373 году его брат Филип II передал права на своей родственнице - Джованне I Неаполитанская, чей третий муж Хайме IV Майоркский после своей смерти в 1375, оставил ей свои притязания на титул ахейского князя. Однако, когда Джованна была заключена в неаполитанскую тюрьму в 1381 году, номинальный император Константинополя Жак де Бо захватил Ахайю. В 1383 году его владения были захвачены неаполитанским королём Карлом III Анжуйским. С 1393 по 1402 год в княжестве правили капитан Наварской компании Педро Бордо де Бордо и его жена Мария II Дзаккариа.

После их смерти, В 1404 году правителем княжества стал их сын, лорду Аркадии (современная Кипарисия) Чентурионе II Дзаккариа, заплативший Владиславу I за официальное признание своих прав. Чентурионе властвовал в княжестве до 1430 года, когда деспот Мореи Фома Палеолог начал крупномасштабное наступление на его владения. Это вынудило князя отступить к своему наследственному замку в Мессении, где он и умер в 1432 году. После его смерти территория княжества вошла в состав деспотата. А в 1460 году сам деспотат Мореи был захвачен Османской империей. Фома женился на дочери Чентурионе, от которой родилась Софья Палеолог.

3. Социально-экономический состав княжества

3.1. Положение крестьян

Основу населения составляли местных греческие крестьяне (парики или вилланы). Латинских (французских или франкских) поселенцев было гораздо меньше. Большая часть из них была рыцарями, в 1205 году их было около 450 человек, а к 1338 году их число снизилось до 100.[9] Также было небольшое количество гасмулов (потомков от брака латинян с греками), права которых были ограничены.

Парики (вилланы), жившие на землях сеньора, оставались держателями земли, но с приходом европейцев они стали более бесправными:

Феодал имел право отобрать их движимое имущество и участок и передать их другому крестьянину.[10]

Вилланы не имели права заключать брак без разрешения своего сеньора.[11]

По гражданским делам парика должен был судить сеньор, а по уголовным — сеньор его хозяина.[12]

Морейские крестьяне могли свободно продавать движимое имущество, но должны были оставить за собой не меньше двух волов и осла для работы на своего сеньора. [13]
Основным видом ренты был сохранившийся со времён империи акростих — денежная плата, размер которой зависел от величины земельного участка парика. Также существовали другие повинности и вводились новые, завезённые из Западной Европы.

Основным видом повинности были ангарии — обязательные работы вилланов на землях своего сеньора (от 12 до 53 дней в год). Парики, освобождённые от ренты, назывались франкоматами (homines francati), но они должны были выполнять ангарии (incosati). Те из крестьян, которые не платили ни ренту, ни ангарии, несли военную службу.

3.2. Духовенство

Высшая духовная иерархия Романии состояла в основном из католиков, а рядовые священники и дьяконы оставались православные греки.

За свои лены католические иерархи и духовно-рыцарские ордена должны были нести военную службу — они привлекались к обороне границ.[1] Высшее духовенство участвовало в совете и суде князя — за исключением преступлений, каравшихся смертной казнью.

3.3. Аристократия

Латинская знать постепенно стала перенимать обычаи и язык у греческой (князь Гийом ІІ де Виллардуэн вёл переговоры с никейскими императорами Иоаном IV Ласкарисом и Михаилом VIII на греческом языке). [9] Морейские феодалы делились на несколько разрядов:

На верхней ступени стояли бароны (bers de terre), считавшиеся пэрами ахейского князя. Они были независимыми суверенами в своих владениях: имели право чеканить монету, располагали высшей юстицией (правом выносить и осуществлять смертный приговор), могли беспрепятственно строить крепости. Они выходили на войну с собственными знамёнами, их мог судить лишь совет 12 пэров, где Виллардуэны заседали вместе с остальными баронами.[14]

Бароны, владевшие 4 феодами должны были выставлять одного рыцаря и 12 сержантов и получали звание баннерета. Получившие больше 4 феодов выставляли по одному конному сержанту или рыцарю от каждого лена.

Основу знати составляли лигии (ligii), являвшиеся вассалами князя и баронов и занятые военной службой. Теоретически лигий нес службу круглый год: четыре месяца на границе, четыре — в замке и четыре — в собственном доме, откуда его могли вызвать в поход. Однако если предстоял дальний поход, сеньор должен был предоставить вассалу 15 дней на сборы. Длительность военной службы и число воинов, выставляемых с каждого лена, регламентировались феодальным правом Мореи. Лигии также были членами совета своего сеньора, имели право судить вассалов (кроме дел, требующих смертной казни), не нуждались в разрешении сеньора, чтобы выдать замуж дочь; не могли быть задержаны иначе, как по обвинению в предательстве или убийстве и не платили налога для выкупа сеньора или выдачи замуж его дочери.[14]

Люди простого оммажа. Они несли военную службу на основе письменного договора, заключенным с сеньором. Люди простого оммажа не имели своей судебной курии и обладали судебными нравами только в отношении крепостных. Надел сержанта именовался «сержантией» и рассматривался как половина рыцарского лена: рыцарь, тяжело заболевший или достигший старости (60 лет), мог выставить вместо себя двух сержантов. [14]

Греческая феодальная аристократия — архонты или архонтопулы (франки называла их «греческими жантильомами»). Греческие архонты причислялись к разряду людей простого оммажа. Однако оставались некоторые различия: «Ассизы Романии» закрепили за греческими жантильомами особую форму наследования: если лен морейского рыцаря переходил старшему сыну, то земли архонтов разделялись между всеми их сыновьями и дочерьми поровну. Всё это привело к быстрому занятию ими весомых позиций в администрации и экономике княжества. При этом византийским архонтам и местному населению давалась свобода православного вероисповедания в обмен на верность Ахейскому княжеству[14]

4. Культура

Ахейское княжество сделало значительный вклад в развитие культуры Латинской Романии. Ему удалось оставить свой отпечаток в архитектуре, историографии, литературе, праве.

Невзирая на достаточно заметные достижения, культура Морейского княжества в течение ХIII — XIV веков фактически потеряла свое доминантное значение, уступив новому культурному центру на Пелопоннесе — Морейскому деспотату со столицей в Мистре.

Литература

Еще при первых Виллардуэнах двор ахейских князей стал одним из значительных центров труверского искусства. При дворе творили трубадуры, которыми становились и сами ахейские князья. Гильом ІІ, оставивший после себя несколько поэтических произведений, создал двор в Андравиде, считавшийся более блестящим и галантным, чем двор французского короля. Сюда отправляли знатных юношей для учёбы рыцарским обычаям и утонченным манерам.

Наиболее известным литературным и историческим произведением, созданным в Ахейском княжестве стала «Морейская хроника». Она была написана в конце ХІІІ — начале XIV столетия и известна в нескольких языковых версиях — греческой, французской, итальянской и каталанской. Первенство между греческой (стихотворной) и французской (прозаической) является спорным в современной историографии[15][16]. Каталонская (или арагонская) версия была завершена около 1393 года по заказу магистра госпитальеров Хуана Фернандеса де Ередиа, а итальянская версия — между XV и XVI ст. Хроника начинается с 1095 года и фактически сразу переходит к описанию событий Четвертого крестового похода. Греческая версия доходит до 1292, а французская до 1305 года. Имея неточности в изложении событий Четвертого крестового похода, она остается одним из важных источников по истории этого периода.

4.2. Архитектура

Основную роль в морейский архитектуре играло строительство крепостей и других укреплений. Столица княжества Андравида не имела собственных оборонных сооружений. В Андравиде был построен княжеский дворец, множество церквей. Наиболее крупная из них — церковь святой Софии, принадлежала доминиканцам, в ней проходили ассамблей княжества. Также существовали тамплиерские (св. Иакова), францисканские (св. Стефана) и кармелитские (св. Николая) храмы.[17]

Её должны были защищать крепости Кларенца и Клермон.

Кларенца — главный порт княжества, был окружённый рвом и стенами, охватывал значительную территорию (9 тыс. кв. м.). Стены были толщиной да 2 метров и были построены из весьма непрочного материала — брикетов необожженного кирпича на каменном цоколе. В 1428 году, захватив город, Константин Палеолог повелел разрушить стены, чтобы оборонительные укрепления Кларенцы не пользовались пираты. [17]

Другой важной крепостью был Клермон — «ключ к Элладе», был построен в период с 1220 по 1223 года. Она имела форму многоугольника с двумя поясами стен и круглыми башнями. Крепость была построена западноевропейскими зодчими.[18] Также важными крепостями были Каритена, Мистра, значительную роль играли замки крупных баронов.

В целом крепостное строительство имело много архаичных черт[19]. В строительстве культовых сооружений отразилось влияние готики. Чаще всего они имели форму большой прямоугольной базилики, с одним или тремя нефами. Среди таких сооружений можно отметить церковь Св. Софии в Андравиде (1240—1264), церковь в Кларенсе. В этих церквях использовались узкие окна с ломаными арками, колонны украшались гербами, орнаментом из листьев. Также возводились церкви в греческом стиле, имевшие следы латинского влияния (элементы готики, многоярусные башенные звонницы).

5. Религия

Папа Иннокентий III искал компромисс с греческим духовенством, но замена православного патриаршества католическим вызвало противоположные тенденции. Местное население сохранило православие, греки отказывались платить десятину, неизвестную православному церковному праву. [20]

Православный клир был неполноправным. Клирики платили акростих, а в некоторых случаях латинские феодалы принуждали священников выполнять ангарии. Специальное папское постановление от 1222 года разрешало епископам Романии освобождать латинян от наказания за насилие над православным клириком, который не оказал почтения крестоносцу и вёл себя вызывающе в отношении римской церкви.

Папство пыталось взять под свое покровительство греческих монахов Афона, обещав сохранить привилегии св. Горы, но только Ивирский согласился подчиняться престолу св. Петра. Греческое духовенство и монашество стремилось добиться создания (наряду с латинским) греческого патриаршества в Константинополе (подобная система уже существовала в Антиохии и Иерусалиме) и обращалось с соответствующими просьбами к Иннокентию III, — но письмо греческого духовенства было оставлено без ответа. Все это превращало православное духовенство в силу, резко враждебную завоевателям.

Стоит отметить, что власть Папы не сильно учитывалась светскими князьями и баронами, которые в начале самостоятельно устанавливали размеры церковного имущества и доходов, а также занимались самоуправством. В Ахейском княжестве при прямом вмешательстве Вильяма де Шамплитта в 1205 году был создан франкский капитул собора св. Андрея в Патрах, новые каноники избрали архиепископом клюнийского монаха Антельма. Из-за этого Иннокен­тий не сразу утвердил каноников и примаса Ахеи.[21]

6. Правители Ахейского княжества

Список литературы:

Горянов Б. Т. К вопросу об общественно-политическом строе Латинской империи.. — Москва: Византийский Временник, 1958. — Т. №14.

Морейская хроника

Карпов С. В. Латинская Романия. — СПб.: Алетейя, 2000. — С. 19.

Miller William The Latins in the Levant : a history of Frankish Greece, 1204-1566. — New York: E.P. Dutton and Company, 1908. — С. 38

protinews — Το θρυλικό κάστρο του Αρακλόβου

Bartusis, M.C., The Late Byzantine Army (1997), p. 49

Bartusis, M.C., The Late Byzantine Army (1997), pp. 49-50

Hooper, N. & Bennett, M., The Cambridge Illustrated Atlas of Warfare (1996), p. 104 [1]

Культура Византии: ХІІІ — первая половина XV столетия. — М.: Наука, 1991. — С. 155.

Ассизы Романи觧 188, 152, 187, 206, 197

Ассизы Романии§ 198

Ассизы Романии, § 206

Ассизы Романии, § 187

Сказкин С. Д. История Византии. — Москва: Наука, 1967. — Т. 3.

Jacoby D. Sociйtй et dйmographie а Byzance et en Romanie Latine. — L., 1975. — N. VII. — Р. 133—189

Jeffreys М. J. The Chronicle of the Morea: Priority of the Greek Version // Byzantinische Zeitschrift. — 1975. — Bd. 68, H. 2. — S. 304—350.

Карпов С. В. Латинская Романия. — СПб.: Алетейя, 2000. — С. 39.

Карпов С. В. Латинская Романия. — СПб.: Алетейя, 2000. — С. 40.

Культура Византии: XIII — первая половина XV в. — М.: Наука. — 1991. — С. 140.

Карпов С. В. Латинская Романия. — СПб.: Алетейя, 2000. — С. 31.

Успенский Ф. И. История Византийской Империи. — М.: АСТ, 2005.

Генеалогия.Ру II. Византия и Закавказье. genealogia/projects/lib/catalog/rulers/2.htm

Источник: ru./wiki/Ахейское_княжество