Реферат: Иллиризм - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Иллиризм

Введение
1 История
2 Теоретические положения

Введение

Иллири́зм — политическое и культурное движение в Хорватии и Славонии, возникшее в 30- 40-х годах ХIX столетия и оказавшее влияние также на общественную жизнь других югославянских областей.

1. История

Иллиризм как общественное движение возник и прогрессировал в условиях усиленного экономического развития Хорватии в 1-й половине XIX века, входившей тогда в состав Австрийской империи, и формирования хорватской нации. В нём принимали участие самые различные общественные слои: католическое духовенство, студенчество, среднее и мелкое дворянство, славянская торгово-промышленная буржуазия, хорватское офицерство, интеллигенция. Оказывали поддержку также высшее католическое духовенство Хорватии и часть аристократии Хорватии и Славонии. Руководство движением осуществлялось либерально настроенным дворянством и интеллигенцией.

Организованная национальная борьба началась в Хорватии и Славонии в 1835 году, когда Людевит Гай выпустил в свет первую политическую газету на хорватском языке «Novine horvatske» c литературным приложением «Danica Horvatska, Slavonska i Dalmatinska»(с 1836 года — «Ilirske narodne novine» и «Danica Ilirska»). Представители «иллиризма» открыли в Хорватии и Славонии славянскую типографию(в 1837 г.), в нескольких городах организовали читальни, на основе читальни в Загребе открыли фонд «Матица Илирска», сыгравший большую роль в становлении хорватского книгоиздания; создали в 1841 году Экономическое общество; основали Национальный музей; добились открытия при Загребской академии кафедры хорватского языка и литературы в 1845 году. Культурно-просветительская работа сторонников «иллиризма» имело огромное значение для развития национального сознания хорватского народа. Они также признавали необходимость единения сил славянства, укрепления славянской солидарности.

С начала 40-х годов XIX столетия «иллиризм» приобретает сильное политическое значение, хотя продолжает также осуществлять и культурно-идеологические функции. В это время внутри движения наметились 2 направления. Правое, консервативное крыло, возглавляемое графом Я. Драшковичем, видело будущее Хорватии внутри империи Габсбургов, однако признавало необходимость проведения различных реформ. Левое, либеральное крыло, которое возглавляли Л.Гай, И.Кукулевич-Сакцинский, И. Л. Вукотинович и другие, добивались обеспечения автономии Хорватии и Славонии внутри Венгерского королевства, требовали сделать хорватский язык официальным, стремились к политическому воссоединению хорватских земель — Хорватии, Славонии, Военной границы, Далмации. У Гая и его ближайших сторонников обсуждались планы создания независимого югославянского государства, вне границ Австрийской империи, но в конкретную политическую программу они не превратились. Либералы также выступали за отмену барщины и ряд других экономических реформ. Незадолго до 1848 года среди иллиристов начало образовываться и третье, демократическое течение, возглавляемое адвокатом С.Врбанчичем.

В начале 40-х годов «иллиристы» также вступают в политическую борьбу. В Хорватии и Славонии в 1841 году появилась провенгерская, «мадьяронская» организация под названием «Хорвато-венгерская партия», выступавшая против югославянского объединения и за тесный союз Хорватии и Славонии с Венгрией. Противостояние между иллиристами и мадьяронами доходило до уличных схваток и столкновений. Австрийский двор поначалу оказывал «иллиризму» содействие, надеясь с его помощью ослабить венгерскую оппозицию и усилить свои позиции среди балканских славян. Однако в 1843 году, опасаясь усиления хорвато-венгерских противоречий, грозящих политическим кризисом, и сближения южных славян в империи, правительство предприняло против «иллиристов» ряд ограничительных мер.

В других южнославянских землях «иллиризм» встретил слабую поддержку, в первую очередь в связи с развитием в них собственных национальных движений за свой язык и культуру. Свою роль сыграла и претендующая на руководящее положение позиция общественной верхушки Хорватии.

В 1848 году начался новый этап освободительного движения в Хорватии и Славонии под лозунгами политического объединения австрийских югославян в автономию в рамках империи. Но некоторые деятели продолжали отстаивать идеи «Великой Иллирии», правда в более узких рамках. Победа контрреволюции в Австрии положила конец национально-освободительному движению в Хорватии на этом этапе.

2. Теоретические положения

Основной идеей «иллиристов» была мысль о «Великой Иллирии», которая, по представлению хорватских национальных деятелей, занимала все югославянские и некоторые неславянские территории. Рассматривая их население как один народ, произошедший от коренного населения Древней Иллирии — иллирийцев, идеологи «иллиризма» говорили о литературно-языковом объединениии южных славян, считая это основой для будущего их политического единства. Идеи «Великой Иллирии» говорили о том, что в среде южнославянской элиты на тот период уже сформировалось сознание об языковой и культурной близости этих народов. С другой стороны, идеи «иллиризма» объективно служили сплочению балканских славян вокруг империи Габсбургов.

В 1835 году Гай сформулировал ближайшие задачи иллирийского движения. Вначале это было развитие хорватской национальной культуры и языка, которые идеологи «иллиризма» представляли общими для всех южных славян. Осуществление этих задач «иллиристы» начали с создания новой хорватской орфографии. Большой заслугой их было создание хорватского литературного языка (на основе штокавского диалекта).


Литература

Jezic S. «Ilirska antologia», Zagreb 1934.

Barac A. «Hrvatska knjizevnost od preporoda do stravanja Jugoslavije», t.1 Zagreb 1954.

«История Югославии», т.1 Москва 1963.

Источник: ru./wiki/Иллиризм