Государственный Университет – Высшая Школа Экономики
факультет экономики, отделение статистики, анализа данных и демографии
Эссе по психологии по книге Д.Д.Сэлинджера
"Над пропастью во ржи"
Антонова Ирина Владимировна,
группа С110
Москва 2010
"Над пропастью во ржи" – повествование Холдена Колфилда о событиях, произошедших примерно год назад.
Что двигало героя в описанные им дни, и поменялся ли он в результате пережитых событий?
Вся книга представляет собой рассказ Холдена, то есть его наблюдения и, что более важно, его самонаблюдения, таким образом, у нас на руках широкий материал для изучения методом интроспекции.
Следует отметить парадокс: Джон Локк считал, что рефлексия говорит о достаточной зрелости субъекта, причем осознанно проявляющего склонность к наблюдениям за собой, но можно ли назвать таковым Холдена?
Мы видим противоречие: Холден неосознанно пытается подражать модели взрослого человека (в его представлении). Он пьет виски, пытается назначить свидание "славной" гардеробщице и даже снять проститутку, но дело в том, что на самом деле, он просто не понимает алгоритма действий в подобных ситуациях, и действительность обнажает его еще детскую наивность.
Холден Колфилд не может определиться ни со своим местом в мире, ни со своими желаниями; он пытается найти себя и не может.
Частично неприятие Холденом предписанных ему социальных ролей объясняется подростковым возрастом. Д.А. Леонтьев в своем "Очерке психологии личности" пишет об одном из вариантов неосвоения социальных ролей, и Холден Колфилд практически представляет собой иллюстрацию к этой проблеме: он прекрасно представляет себе всю систему ожиданий, предъявляемую к нему, но принципиально отказывается ей следовать, стремясь показать, что он нечто большее, чем просто роль. Как пишет Леонтьев " Это очень острая потребность, которая существует у людей в этом возрасте; она является движущей силой многих, в том числе иногда внешне очень странных поведенческих проявлений."
В принципе, персонаж осознает некоторые причины своего иррационального поведения, Холден Колфилд и сам говорит: " Вы из-за меня не огорчайтесь, не стоит, честное слово. Все наладится. Это у меня переходный возраст, сами знаете. У всех это бывает."
Он не может объяснить свое состояние окружающим, причем дело доходит до того, что даже его младшая сестра Фиби говорит: "Ничего тебе не нравится. Все школы не нравятся, все на свете тебе не нравится. Не нравится — и все!" и требует назвать что-то, что он любит, Холден теряется именно потому, что метод интроспекции – субъективен. Герой знает себя лучше, чем остальные, но и эти психологические факты искажены, поскольку Холден акцентирует те моменты, которые кажутся важными ему.
Налицо противоречие: Холден подражает взрослым и ненавидит их жизнь. Он и так ненавидит "липу", но в разговоре с Салли его непримиримость с взрослой жизнью полностью обнажается.
Можно говорить о фрейдовском защитном механизме: Холден сначала предлагает Салли уехать в путешествие и жить в хижине у ручья, и после, когда девушка отказывается, он говорит: " А по правде говоря, я и сам не понимал, зачем ей все это наговорил. <…> самое страшное, что я искренне предлагал ей ехать со мной. Это самое страшное. Нет, я все-таки ненормальный, честное слово!"
Вероятно, это бы прорыв аутистического фантазирования, некая примитивная изоляция: Холден пытается ненадолго сбежать от действительности в те свои фантазии, где он мог бы быть действительно счастлив простой жизнью.
Он вообще часто фантазирует: как он бы ловил ребятишек во ржи, пытается прогнозировать действия своей сестры или Джейн, представляет, как уехал бы на Запад или стал глухонемым и женился на глухонемой, и даже что было бы, если он умер.
Он не отрицает реальность, но такие действия помогают ему изолироваться от нее и избежать большего стресса.
Холден Колфилд зачастую предпочитает мир собственных размышлений и воображения людям, так что впору говорить о том, что он интроверт. Согласно Юнгу, интроверт же предпочитает размышление операциям с реальными внешними объектами, и действительно: Холден чаще пребывает в своем обществе, нежели в другом. Собственно, людей и их общности он вообще несколько презирает, чего стоит один его монолог о том, что в школе все вечно разбиваются на "гнусные мелкие шайки". С теми немногими людьми, которых он любит и уважает, контакт тоже не всегда складывается: практически весь свой рассказ Холден стремится позвонить Джейн Галлахер, а когда к телефону подходит ее мать, он вешает трубку, ведь для таких разговоров ему, по собственному признанию, требуется настроение.
Другие работы по теме:
Философия сверхчеловека по Ницше
Сверхчеловек по Ницше. В одной из своих работ “Так говорил Заратустра”, Ницше приводит весьма любопытный пример, суть которого в следующем. В некоем городе (название и время действия не суть важно, в первоисточнике не указываются) есть две высоких башни. Между ними натянут канат, высоко-высоко над улицами города.
Сверхчеловек и порядок рангов
Ницше объясняет мировой порядок в терминах соперничества и борьбы различных типов воли к власти. Подобная типология, с его точки зрения, существенна идя решения вопроса о ценности того или иного достигнутого состояния.
Литературный герой ХОЛДЕН КОЛФИЛД
ХОЛДЕН КОЛФИЛД (англ. Holden Caulfield) герой-рассказчик романа Дж.Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи» (1951). Ключевой персонаж современной американской культуры, впоследствии имевший множество реинкарнаций - в блаженных бунтарях-битниках середины 50-х (романы Джека Керуака), в скандальных инсургентах эпохи рок-н-ролла (вроде Джима Моррисона), в кинематографических «бунтарях без цели», «беспечных ездоках» и «полуночных ковбоях» 60-х.
Гоголь н. в. - Крестьяне в поэме гоголя мертвые души
Что представляет собой реальный мир «Мертвых душ»? Это мир, типичными представителями которого являются Манилов, Ноздрев, Собакевич, полицместер, прокурор и многие другие. Гоголь описывает их со злой иронией, не щадя и не жалея. Он показывает их смешными и нелепыми, но это смех сквозь слезы. Это то страшное, что всегда было лишним для России.
Вступительного а
Вступительные испытания по английскому языку включают тест и реферат на одну из предложенных лингвистических тем. Поступающий в магистратуру может взять тему своей курсовой или дипломной работы по лингвистике (7-й и 8-й семестры обучения на бакалавра филологического/педагогического образования)
Темное царство и его жертвы по пьесе Островского Гроза
«Гроза» вышла в свет в 1859 г. (накануне революционной ситуации в России, в «предгрозовую» эпоху). Ее историзм заключается в самом конфликте, непримиримых противоречиях, отраженных в пьесе. Она отвечает духу времени.
Мое любимое стихотворение Высоцкого На примере стихотворения Кони привередливые
Владимир Высоцкий – на редкость удивительный поэт, чье имя уже много лет живет в сердцах и памяти русских людей. Время Высоцкого не прошло. Сегодня мы не только слушаем Высоцкого – мы его читаем и видим тот путь, который был им пройден. Видим то место, которое он занял в литературе. Феномен Высоцкого – одно из самых ярких и оригинальных явлений в культурной жизни России XX столетия.
Самоубийство Катерины поражение или победа
По мнению Н.А. Добролюбова, «Гроза» – «самое решительное произведение Островского». В этой пьесе автор изображает трагедию свободолюбивой, непокорной души в атмосфере безгласия и самодурства. Тем самым драматург выражает свое решительное несогласие с бездушной системой «темного царства».
Образ тургеневской девушки в повести Ася
Образ "тургеневской девушки" в повести "Ася" Автор: Тургенев И.С. Под термином «Тургеневская девушка»-скрывается образ пленительных, обладающих особыми качествами души героинь с драматической судьбой.
Тема вины и возмездия в драме А. Н. Островского Гроза
Автор: Островский А.Н. Действие драмы происходит в вымышленном провинциальном городе Калинове. Его жители знать не знают других земель и стран. Даже о своем прошлом они сохранили смутные, утратившие смысл воспоминания: Литва к ним “с неба упала”. Среди действующих лиц пьесы почти нет тех, кто не принадлежал бы калиновскому миру.
Тема греха и покаяния в произведении А.Н. Островского Гроза
Тема греха и покаяния в произведении А.Н. Островского "Гроза" Автор: Островский А.Н. Каждый из нас грешит, наверное, каждый день. Ведь само понятие «грех» толкуется вовсе не однозначно. Обидев человека, тем самым, совершив грех, человек испытывает чувство вины, угрызения совести. Искуплением вины является покаяние, совершив которое, на душе становится спокойнее, легче.
Почему Катерина - Луч света в темном царстве
Почему Катерина - "Луч света в темном царстве"? Автор: Островский А.Н. Катерина – главная героиня драмы А.Н. Островского «Гроза». Н.А. Добролюбов определил ее как воплощение «сильного русского характера», назвал ее «лучом света в темном царстве». Но не смотря на ее душевную силу и твердый характер Катерина погибает.
Духовный мир Холдена Колфилда
Джером Дейвид Сэлинджер — американский прозаик, один из наиболее талантливых представителей "новой волны" писателей, пришедших в литературу после второй мировой войны. В 1951 году был опубликован его единственный роман "Над пропастью во ржи".
Формирование личности американского школьника
Творчество американского писателя Дж. Сэлинджера приходится на середину XX века, но его произведения близки и понятны современной молодежи. Сэлинджера очень волновала проблема становления молодого человека, его сложного духовного мира.
Сочинение на свободную тему: Природа
С давних времен человек живет бок о бок с природой. Раньше человек поклонялся порою принося жертвы ей. В наш техногенный век, время прогресса отношение к ней кардинальным образом поменялось. Люди считают себя выше природы.
Тема «страшного мира» в поэзии А. Блока
Александр Блок — поэт многогранный, отразивший свое время во всем его многообразии и полноте. Чутко слушающий время, Блок не мог не понять нарастание революции, не увидеть обездоленных и обиженных.
Образ Катерины 2
Драма Гроза Особое внимание стоит обратить на образ Катерины. Он стал для меня воплощением противоречивости. В первое и второе действие «Грозы» Островский включает диалог Катерины и Варвары. В основном, именно с их помощью у меня складывается представление о характере Катерины. В первом диалоге я отмечаю ее простое, почти детское отношение к жизни: «… Знаешь, мне иногда кажется, что я птица.
Селинджер Джером Дэвид
Сэлинджер (Salinger), Джером Дэвид (р. 1.1.1919, Нью-Йорк) - прозаик. Родился в состоятельной семье, окончил Пенсильванскую военную академию, учился в Нью-Йоркском и Колумбийском университетах. Во время второй мировой войны служил в армии. Первый рассказ - "Молодые люди" (Young Folks, 1940) - опубликован в журнале "Стори".
Наташа Ростова и Пьер Безухов в романе Л.Н. Толстого Война и мир.
Автор: Толстой Л.Н. Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир» является одной из вершин в мировой литературе. В нем поражает масштабность изображаемой жизни, многогранность и многоликость произведения. Автор рассматривает разные проблемы общества в начале XIX века, стараясь найти ответы. Одной из этих проблем была проблема истинной любви и душевной красоты человека.
Финское взморье и Кронштадт
Путешествие в Кронштадт стало популярным богемным маршрутом, когда на этот далекий остров перебрался Олег Евгеньевич Котельников и в свойственной местной культуре иронической музейно-пушкинской манере стал называть себя смотрителем Сухого Дока.
Будда в Бирме
Среди буддийских святынь, которых в Мьянме множество, есть, одна, особо почитаемая. Это Золотая гора – огромных размеров позолоченный камень, зависший над пропастью. Под ним хранятся священные волосы Будды.
Барчук, Анатолий Трофимович
Введение 1 Биография 2 Фильмография 2.1 Актёр 3 Награды и признание Список литературы Введение Барчук Анатолий Трофимович — советский и украинский киноактёр, Заслуженный артист Украинской ССР (1983), Народный артист Украины (2007).
Ильин Иван Александрович
Еще десять лет назад имя И. А. Ильина было известно только специалистам по истории и философии, а что касается трудов Ильина, то они были надежно сокрыты от глаз исследователей. Все изменилось с конца 80-х годов.
Ибрагим Шовхалов
Биография Российского борца в греко-римской классической борьбе Ибрагима Шовхалова.
Джером Дэвид Сэлинджер
Американский прозаик, один из наиболее талантливых представителей "новой волны" писателей, пришедших в литературу после Второй мировой войны.