Традиционная модель организации семьи и подготовка к браку
Доц. Касаева Л.В.
Кафедра социологии и политологии.
Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет)
В традиционной семье явно прослеживалось различие родителей при подготовке детей к будущей семейной жизни, обусловленное полом ребенка. Такая гендерная асимметрия выступала гарантией сохранения традиционной модели организации семьи.
Каждая культура порождает определенную модель семьи, члены которой, как правило, родители и дети, характеризуются определенным статусом, правами и обязанностями, соответствующим поведением. Не последнее место в специфике тех или иных супружеских или родительских ролей имеет половая принадлежность. В организации каждого конкретного общества большое значение имеет определение роли полов. Но лишь недавно стали понимать, насколько трудно установить специфику каждого пола. Подход к этой проблеме зависит от типа культуры, уровня научных знаний и идеологической основы данного общества. Образ мужчины и женщины складывался в сознании людей веками, исходя из исторически сложившихся стереотипов. Все наше существо, впрочем, как и семья, как бы поделено на два лагеря мужчин и женщин. Дифференциация мужчин и женщин выражается как в биологическом, так и в психологическом, социальном аспектах. Так как первые элементарные сведения человек получает в семье, закладывающей основы его сознания и поведения как будущей личности, то именно в семье человек усваивает первые образцы феминности и маскулинности. Какова бы ни была биологическая предназначенность мужчины и женщины, семья как первичный институт социализации непосредственно влияет на формирование поведения людей разного пола.
10 Труды молодых ученых № 1, 2006 |
|
Особенное значение семья имела при господстве традиционных форм социализации. Традиционное воспитание было органически связано с семьей, которая выступала как главный институт социально-демографического воспроизводства населения, главная производственная единица российского аграрного общества. Поэтому в число основных задач семьи в таком обществе входила передача молодому поколению установок на дальнейшее воспроизводство такой же семьи. Выполнение этой задачи осуществлялось через соблюдение молодыми людьми традиций и обычаев. По мнению Н.Ф. Беляевой, традиции и обычаи – это исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение устойчивые нормы и принципы взаимоотношения людей в обществе, охраняемые общественным мнением, а также привычные идеи, убеждения, взгляды и представления, воплощенные в различных формах общественного сознания. Именно поэтому большое место в жизни молодого поколения занимали традиционные нормы, регулирующие отношения полов. Крестьянская молодежь довольно много общалась во время полевых работ и в свободное от основной работы время (хоровод и посиделки). Соблюдение традиций, связанных с таким общением, подлежало строгому контролю семьи и общины в целом (через общественное мнение селения и непосредственное вмешательство старших). Девушки всюду составляли основу хоровода, но для конкретной крестьянской девушки вопрос о посещении хоровода решался неоднозначно. В семьях, где росло двое или больше сестер, в силу вступали представления о преимуществе старшей дочери в выборе жениха и выходе замуж и ограничения для младших сестер. Семья сознательно держала младшую дочь (или дочерей) в тени до выхода замуж старшей. Подростки (мальчики и девочки) лишь допускались в хоровод, они должны были вечером рано уходить домой и участвовали далеко не во всех увеселениях молодежи. Таким образом, в основе и коллективных и индивидуальных форм общения между мальчиками и девочками лежал крестьянский взгляд на важнейшее условие жизни каждого крестьянина — непременное создание крепкой семьи. Семья воспринималась как хозяйственная нравственная основа правильного образа жизни. Отсюда и вытекает ориентация поведения молодого человека в добрачный период на развитие тех отношений, которые должны завершиться вступлением в брак.
В народном понимании вступление в супружество считалось естественным этапом в дальнейшей жизни молодого человека. Только женатый человек становился полноправным членом традиционной сельской общины. Чтобы ребенок в дальнейшем смог создать семью, были заинтересованы сами родители. Они, с одной стороны, выполняли свой долг перед общиной, а с другой – обеспечивали собственное благополучие в старости.
Особенностью традиционного воспитания являлось еще и то, что мальчиков в семье готовили в дальнейшем к семейному главенству, а девочек – к умению заботиться о муже и детях. Тендерные стереотипы в традиционной семье играли как позитивную, так и негативную роль. В качестве позитивного фактора можно отметить, во-первых, некую «стабильность», которую они несли в уклад традиционного общества, негласно закрепляя, «кто для чего родился» – для какой общественной, семейной, внутриличностной роли; во-вторых, несли в себе также некие традиционные воспитательные элементы. Негативный момент в том, что те качества, которые не соответствовали данному полоролевому стереотипу, «подавлялись» при их проявлении или же происходили разные интерпретация и оценка одного события в зависимости от того, какого пола участник этого события.
Другие работы по теме:
Типы экономических систем
СОДЕРЖАНИЕ СОДЕРЖАНИЕ 2 Введение 3 Традиционная система 4 Административно-командная система (централизованно-плановая) 5 Рыночная система 7 Свобода экономической инициативы как гарантия правового государства. 7
Традиционная и современная семья
Семья́ — организованная социальная группа, члены которой могут быть связаны брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.
Социология брака и семьи
Тема 4. Социология брака и семьи. 4.1. Семья как социальный институт. По мнению исследователей, семья имеет двойственный характер: это 1) социальный институт, выполняющий ряд важных общественных функций, включенный в социальную систему и, в силу этого, непосредственно зависящий от ее политических, экономических, культурно-религиозных и иных отношений; 2) малая группа, основанная на единой общесемейной деятельности и связанная узами супружества (отношения между мужем и женой), родительства (или усыновления) (отношения между родителями и детьми) и родства (отношения между братьями, сестрами и другими родственниками).
Современная семья характеристики и типология
Программа социологического исследования Современная семья характеристики и типология Обоснование проблемы исследования. Наиболее важным, одно из составляющих в обществе является семья. Семья это ячейка общества. Семья это институт, со своими познаниями, проблемами и характеристиками… В зависимости от типологии семьи существует свой “мини институт”.
Отношение студентов к созданию семьи в студенческие годы
«Отношение студентов к созданию семьи в студенческие годы» I Методологический раздел Проблема исследования. Семья как институт общества развивается вместе с обществом. Проблема изучения молодёжных семей связано с демографической ситуацией в стране. В последние годы возрастает количество семей среди студентов.
Подбор брачного партнера
Как Вы оцениваете брак своих родителей ? Количество выборов Мужчины Женщины Идеальный В целом хороший Эмоциональный разлад На грани развода Родители разведы
Договорные браки в Японии (О-миаи)
В древние времена браки заключались в пределах одной мура (деревни) или замкнутого сельского сообщества, и японцы на первое место ставили устоявшиеся обычаи и благополучие всей деревни.
Супружеские конфликты на почве национальности
Противоречивость во взаимоотношениях супругов, приводящая к дестабилизации семьи, находит выражение в супружеских конфликтах. В качестве причин, вызывающих эти конфликты, могут выступать социально-экономические условия жизни семьи.
Подбор брачного партнера
Как Вы оцениваете брак своих родителей ? Количество выборов Мужчины Женщины Идеальный В целом хороший Эмоциональный разлад На грани развода Родители разведы
Клуб молодой семьи
Санкт-Петербургский Государственный Университет Культуры и Искусств Предмет: Культурология семьи и детства Экзаменационная работа Клуб молодой семьи
Подготовка больного к операции 2
Ярославский медицинский колледж Реферат: по теме: « Подготовка больного к операции » Выполнила: Студентка 3 АК « А » Проверила: Соловьева Т. Н Содержание:
Краткое содержание Британик Жан Расин
Агриппина — вдова Домиция Энобарба, отца Нерона, и, по второму браку, вдова императора Клавдия. С помощью интриг и преступлений возвела Нерона на престол, впоследствии была убита по его приказу. А. — один из важнейших персонажей трагедии. Отойдя от изображения героев, обладающих добродетелью, способных на слабость и вызывающих у зрителя страх и сострадание одновременно, как это было в «Андромахе», драматург пошел по пути Сенеки, разделив персонажей «Британика» на положительных, вызывающих сострадание (Британик, Юния, Бурр), и отрицательных, вызывающих страх (Нерон, Нарцисс).
Список графов Фуа
Введение 1 Сеньоры Фуа 1.1 Каркассонский дом 1.2 Дом Фуа-Каркассон 2 Графы Фуа 2.1 Дом Фуа-Каркассон 2.2 Дом Фуа-Грайи 2.3 Дом Альбре 2.4 Дом Бурбонов Введение
Елагина, Авдотья Петровна
Авдотья Петровна Елагина (11 (22 января) 1789 — 1 (13 июня) 1877, Дерпт) — урождённая Юшкова, по первому браку Киреевская. Мать И. В. и П. В. Киреевских. Хозяйка знаменитого общественно-литературного салона, переводчик.
Изабелла Ягеллонка
(18 января 1519 — 15 сентября 1559) — польско-литовская принцесса, дочь польского короля Сигизмунда Старого. Благодаря браку в 1539 году с Яношем Запольяи стала королевой Венгрии.
Франсуаза Мадлен Орлеанская
(фр. Franзoise Madeleine d'Orlйans; 13 октября 1648(16481013), Сен-Жермен — 14 января 1664, Турин) — урожденная принцесса Франции, герцогиня савойская с 1663 года, по браку с герцогом Карлом Эммануилом II. Она была двоюродной сестрой как своего мужа, так и короля Франции Людовика XIV. Из-за своей смерти в пятнадцатилетнем возрасте, известна как герцогиня савойская, меньше всех носившая титул.
Конти, Франсуа де Бурбон
Франсуа де Бурбон, принц де Конти (фр. Franзois de Bourbon-Conti; 19 августа 1558(15580819) — 3 августа 1614) — второй сын первого принца Конде от брака с племянницей адмирала Колиньи. При разделе отцовских владений ему досталась сеньория Конти под Амьеном. Благодаря браку с Жанной де Коэм он также унаследовал Боннетабль в области Мэн.
Герберга Саксонская
Введение 1 Биография 1.1 Продолжательница династии 1.2 Набожность 1.3 Место погребения 2 Семья и дети Введение Герберга Саксонская (ок. 913 — 3 февраля 969/5 мая 984) — королева Франции с 939 по 10 сентября 954 по браку с королём Западно-франкского государства Людовиком IV Заморским. Дочь Генриха I и Матильды Вестфальской, сестра Оттона I, императора Священной Римской империи.
Гатине-Анжу
План Введение 1 Происхождение 1.1 Ранние графы Гатине 1.2 Гатине-Анжу 2 История 3 Генеалогия Список литературы Введение Дом Гатине-Анжу (фр. Maison de Gвtinais—Anjou) или Дом де Шато-Ландон (фр. Maison de Chвteau-Landon) — французский знатный род, представители которого были графами Анжу, Мэна, Тура, а также герцогами Нормандии и Бретани.
Корона святого Иштвана
Коронация Карла IV в 1916 году Корона Святого Иштвана (венг. Szent Korona) — традиционная корона венгерских королей, признаваемая одним из главных символов венгерской государственности. Это единственная корона, которая и сегодня считается священной, отсюда второе название — «Святая корона Венгрии».
Соколов, Николай Алексеевич следователь
Николай Алексеевич Соколов 22 мая 1882 (Мокшан Пензенской губ.) — 23 ноября 1924, (Сальбри, Франция) — следователь по особо важным делам Омского окружного суда, расследовавший дело об убийстве Царской Семьи.
Габсбурги
Первым достоверным предком рода Габсбургов считается упоминающийся в 938 году Гунтрам Богатый, владевший землями в швейцарских областях Ааргау и Тургау. В Швейцарии же расположено давшее имя роду графство Габсбург.
Бежтинцы
Бежтинцы, бежтины (самоназв.), хьванал (аварск., "лошадники"), капуча (груз.), народ в России (8 тыс. чел.). Относятся к цезским народам, коренное население Западного Дагестана.
Гинухцы
Гинухцы, генухцы, гьинози, гьенозе (самоназв.), народ в России. Численность - 0,6 тыс. чел. Относятся к цезским народам, коренное население Западного Дагестана. Говорят на гинухском языке.
Кубачинцы
Кубачинцы (самоназв.: угбуган, угбуганти, уг`буг), народ в России, жители поселка Кубачи Дахадаевского района в Дагестане (1900 чел.); живут также в городах Кавказа и Средней Азии.
Дидойцы
Дидойцы, дидои, цезы (самоназв.-"орлы"), циунтиал, дидо, народ в России (7 тыс. чел.). Относятся к цезским народам, коренному населению Западного Дагестана. Живут также в Грузии (1 тыс. чел.). Общая численность 8 тыс. чел.
Каратинцы
Каратинцы, народ в Российской Федерации (6,4 тыс. чел.). Относятся к андийским пародам, коренное население Западного Дагестана. Говорят на каратинском языке.
Цахуры
Цахуры, народ в Российской Федерации (в Дагестане, 5 тыс. чел.) и Азербайджане (13 тыс. чел.). Общая численность - 20 тыс. чел. Говорят на цахурском языке лезгинской подгруппы нахско-дагестанской группы северокавказской семьи.