В мирное время железнодорожный транспорт используется для перевозок войск, например на маневры, для доставки боевой техники с заводов в армейские гарнизоны, при различных передислокациях войск внутри страны и других подобных целей.
В военное время использование железных дорог позволяет быстро сосредоточивать войска для проведения крупных военных операций, наступательных и оборонительных, обеспечивать снабжение войск и т. п.
В развитии сети железных дорог военный фактор стал учитываться в начале второй половины XIX века. В районах, прилегающих к границам, по требованиям военных строилась более густая сеть железных дорог. Сооружались специальные рокадные линии, приспособленные для переброски войск с одних участков приграничной полосы к другим.
Первые случаи чисто военного использования железных дорог имели место уже в 50 - 60-е годы XIX века.
Во время франко-итало-австрийской войны 1859 г. впервые по железной дороге были оперативно переброшены крупные войсковые подразделения (железнодорожный маневр). Это способствовало успешному наступлению войск.
Много примеров использования железных дорог для ведения военных операций имелось в период северо-американской гражданской войны 1861 - 1865 гг. Впервые в 1861 г. в армии Северных штатов пушки были поставлены на железнодорожные платформы. Артиллерия была быстро доставлена к расположившимся лагерем у линии железной дороги войскам Южных штатов и произвела внезапное опустошение в их стане. Этот удачный опыт потом неоднократно использовался. В 1864 г. на платформы были установлены уже 13-дюймовые мортиры, стрелявшие при осаде Питтсбурга снарядами массой примерно 100 кг с дальностью стрельбы до 4,5 км. Это было довольно грозное оружие по тем временам - мощное и мобильное.
В Европе подобное использование железнодорожных платформ имело место в 1871 г. при осаде Парижа прусской армией: удалось обстреливать укрепления города с разных сторон. В 1884 г. французский инженер Мужен разработал проект бронированного вагона с пушками. Это был прообраз бронепоезда. Но ширина колеи (1435 мм) была для него недостаточной. Он мог двигаться лишь по специально построенной колее.
Настоящие бронепоезда впервые стали широко использовать в англо-бурской войне 1899 - 1902 гг. Буры применяли партизанскую тактику, нарушая снабжение английской армии. И для защиты коммуникаций английская армия стала создавать вооруженные и защищенные броней гарнизоны на колесах. Бронепоезда широко применяли в первой и второй мировых войнах.
356-миллиметровая орудийная установка, созданная в СССР
Нарастала мощь артиллерии, устанавливаемой на железнодорожных вагонах. Причем подъемной силы обычных вагонов уже не хватало. Стали использовать многоосные транспортеры. Каждая такая артиллерийская установка получала имя. Крупные артиллерийские установки на рельсовой колее создавались также во Франции, Италии, США, СССР.
Бронепоезда и орудийные установки использовали в боевых операциях. Но все-таки главная военная роль железных дорог - это перевозка воинских соединений, техники, боеприпасов, горюче-смазочных материалов, то есть всего, что требуется для ведения военных действий.
Поражают масштабы осуществлявшихся железнодорожных перевозок для проведения крупных операций в период второй мировой войны.
В таблице приведены, например, данные о подвозе советских войск и воинских грузов при подготовке и проведении сражения на Курской дуге в марте - августе 1943 г. Как известно, это было одно из крупнейших сражений на советско-германском фронте и во второй мировой войне вообще. В сражение с обеих сторон было вовлечено свыше 4 млн. чел., свыше 69 тыс. орудий и минометов, более 13 тыс. танков и самоходных артиллерийских установок и до 12 тыс. боевых самолетов. Курская битва отличалась длительной подготовкой (март - июнь) и исключительной ожесточенностью боев (июль - август), завершившихся крупнейшей победой советских войск.
Объем перевозок, вагоны, советскими железными дорогами для подготовки и проведения Курской битвы (1943 г.)
Вагоны |
Март |
Апрель |
Май |
Июнь |
Июль |
Август |
Всего |
В оперативных эшелонах |
50 030 |
33 223 |
17 645 |
5 932 |
36 470 |
28 489 |
171 789 |
Со снабженческими грузами |
11 491 |
13 712 |
27 454 |
31 776 |
28 990 |
27 931 |
141 354 |
Всего |
61 521 |
46 935 |
45 099 |
37 708 |
65 460 |
56 420 |
313 143 |
Для ведения военных действий за 6 мес было доставлено 313 143 вагона с войсками и воинскими грузами. Примерно 60% воинских грузов составляли боеприпасы и горюче-смазочные материалы.
Общие перевозки в район боевых действий достигли 540 тыс. вагонов, или в среднем 3000 вагонов в сутки. Такие огромные перевозки осуществлялись под постоянным воздействием авиации и артиллерии противника.
Уникальным было использование железнодорожного транспорта в СССР в 1941 - 1942 гг. для эвакуации населения и крупных предприятий из западных районов страны, которые впоследствии были оккупированы немецкими войсками, в восточные районы. В июле - декабре 1941 г. было отправлено 1,5 млн. вагонов.
На восток было перебазировано 2593 промышленных предприятий, из них 1523 - крупных, в том числе, на Урал - 667, в Западную Сибирь - 224, в Восточную Сибирь - 78, в Поволжье - 226, в Среднюю Азию и Казахстан - 308.
В период наступления немецких войск во второй половине 1942 г. на восток было эвакуировано еще 150 крупных предприятий. Вместе с предприятиями на восток было перебазировано 30-40% рабочих и инженерно-технических работников.
Это обеспечило значительный рост военного производства в восточных районах СССР и улучшение снабжения армии вооружением.
Другие работы по теме:
Основные составляющие индустрии туризма
Основные составляющие индустрии туризма В начале нашего исследования смеем предположить, что путешествия и туризм – это комплекс родственных сфер бизнеса, которые служат путешествующим тем или иным образом. Очевидно, что наиболее близкой к туризму является работа туристских агентств, сюда привлечены также авиакомпании, железные дороги, гостиницы, рестораны и многое другое.
Сухопутный транспорт
Сухопутный транспорт - общее название видов транспорта, перевозящих грузы и пассажиров по суше (наземный транспорт) или под землей (подземный транспорт). Сухопутный транспорт подразделяется на автомобильный, железнодорожный, гужевой.
О железных дорогах
By admin | 17 Ноябрь 2008 Железнодорожные пути, предназначенные для обслуживания промышленных предприятий, делят на внутренние и подъездные. Внутренние пути расположены на территории строительной площадки, карьера, производственной базы, предприятия. Подъездные пути соединяют площадки с другими строительными площадками, предприятиями, складами, железными дорогами общего пользования.
Борьба стандартов
Казалось бы, первые строители железных дорог имели большие возможности для выбора ширины колеи. Можно было, например, сделать ширину колеи 3 м, тогда в один вагон вмещалось бы намного больше грузов, чем сейчас.
Моя семья
Автор: Сочинения на свободную тему Каждая семья - это своеобразный мир, в котором царят свои нормы и традиции, есть свои ценности. Не материальные ценности, а духовные. Это память о предках и их жизни, о грустных и радостных событиях в семье. К семейным ценностям можно отнести многое: фотоальбомы, старые письма и вещи, мебель, растения, посаженные ещё нашими бабушками, и дома, построенные нашими дедами.
Притча про сіяча
Автор: Народна творчість. Ось вийшов сіяч, щоб посіяти своє зерно. І як сіяв, упало одне край дороги. Там воно було витоптане, а птахи небесні його повидзьобували. Інше ж упало на ґрунт кам'янистий і, зійшовши, засохло без вологи. Ще інше упало під терен, який виріс і заглушив паросток.
Тендряков ВФ
Тендряков Владимир Федорович (1923 - 1984), прозаик. Родился 5 декабря в деревне Макаровская Вологодской области в семье народного судьи, затем ставшего прокурором. После окончания школы ушел на фронт, был ранен и демобилизован. Жил в Кировской области, преподавал в школе военное дело, затем был секретарем райкома комсомола.
Панамская железная дорога
(исп. Ferrocarril de Panamб) — железнодорожная линия, соединяющая тихоокеанское побережье республики Панама с атлантическим. Построена в 1850—1855 гг вдоль Панамского перешейка. Протяжённость дороги 76 км[1]. Маршрут пролегает через столицу страны — город Панама и город Колон. Параллельно ей проходит введённый в экспулатацию в 1920 г.
Американское военное правительство в Корее
, также известное как USAMGIK , — первый официальный руководящий орган в южной части Корейского полуострова в период с 8 сентября 1945 года по 15 августа 1948 года. В течение этого периода были заложены основы современной политической системы Южной Кореи.
Англо-индийцы
— смешанная этническая группа, сформировавшаяся на Индийском субконтиненте в результате половых связей индийских женщин и британских мужчин в период вхождения его в состав Британской империи. Вследствие этнической дискриминации со стороны чистокровных англичан (которые презирали англо-индийцев, называя их «высшей угрозой распада империи») и индийцев, относящихся к англо-индийцам как к предателям и пособникам колонизаторов, единственным местом реализации своих талантов и способностей были «индийские железные дороги», где и работало большинство англо-индийцев.
Восстание Павлюка
— казацкое восстание 1637 года на Украине против польской шляхты. Военное противостояние началось после того как запорожские нереестровые казаки в мае 1637 года захватили в Корсуне артиллерию реестровцев и увезли её на Запорожскую Сечь. В августе отряд повстанцев, возглавляемый Павлом Павлюком двинулся на Киевщину.
Англо-бирманцы
– смешанная этническая группа, сформировавшаяся на территории современной Мьянмы (Бирма) в результате половых связей бирманских женщин (племена шан, карены, мон, китайцы), и британских мужчин (а также других европейцев) в период вхождения страны в состав Британской империи. Вследствие этнической дискриминации со стороны чистокровных англичан (которые презирали англо-бирманцев, называя их “высшей угрозой распада империи”) и коренных бирманцев, относящихся к англо-бирманцам как к предателям и пособникам колонизаторов, единственным местом реализации своих талантов и способностей были железные дороги, где и работало большинство англо-бирманцев, а также англо-индийцев, к которым они чувствовали вполне понятное естественное притяжение, часто вступая в браки.
Войтович, Василий Ермолаевич
( 1891 - 2.11. 1917) - красногвардеец Рогожского района. Сын железнодорожного сторожа с Винничины. Работал подпаском, рабочим вагонного участка станции Могилёв-Подольский, завода Келлера, проводником на Львовском железнодорожном узле.
Дороги инков
(кечуа Qhapaq Сan — Кхапак-Ньан — Великая Дорога) — сеть многочисленных мощёных дорог, проложенных на протяжении нескольких тысячелетий индейскими цивилизациями в Южной Америке в Андском регионе: Колумбия, Эквадор, Перу, Боливия, Чили, как на прибрежных равнинах в пустынях, так и в горах, через скалы и ущелья, с помощью навесных мостов и ступеней.
Ташкентское военное училище
Введение 1 Создание училища 2 Здание училища 3 Знаки различия 4 Обучение 5 Участие в Октябрьской революции 6 Ташкентское военное училище в советское время
Граничары
- обобщенное название основного населения Военной границы Габсбургской империи (сербов и хорватов). Граничары были освобождены от большинства феодальных повинностей. За это в военное время они были обязаны выставлять определённое количество полков. Необходимое военное снаряжение они приобретали за свой счёт и получали денежное содержание только во время войны.[1]
Русско-китайская конвенция 1898
Русско-китайская конвенция 1898 года подписана 15 (27) марта 1898 в Пекине русским поверенным в делах А. Павловым и членом императорского Секретариата и Коллегии по иностранным делам правительства империи Цин Ли Хунчжаном.
Кавказская исламская армия
«» / «Армия Ислама» — турецко-азербайджано-дагестанское военное формирование активное в последние годы первой мировой войны. Согласно договору о дружбе подписанному между Азербайджанской Демократической Республикой и Османской Империей в июне 1918-го года, это подразделение было сформировано в Азербайджане с целью помощи в самозащите азербайджанцев от аттак армянских нерегулярных частей.
Форт 1 Штайн
Форт № 1 — Штайн (нем. Stein am Lauther Muhlenteich) — форт — военное фортификационное сооружение в Кёнигсберге (нынешний Калининград). Время постройки — с 1872 по 1892 год. Первоначально назывался Лаут (как и расположенный рядом посёлок Исаково, бывший (нем. Lauther). С 1894 года был переименован в честь барона Генриха Фридриха Карла фон Штайна, видного немецкого политического деятеля начал XIX века.
Перебежчик
План Введение 1 Международная политика 2 Перебежчики во внутренней политике 3 Перебежчики в военное время Введение Перебежчик в политике — человек, который добровольно меняет свою принадлежность к государству или политической силе на принадлежность к другому государству или политической силе. Часто перебежчиков также называют предателями, особенно если они передают секреты или конфиденциальную информацию.
Пехлеви
Введение 1 Зарождение династии 2 Вторая мировая война 3 После войны 3.1 Белая революция 4 Упадок и конец династии 5 Продолжение династии 5.1 Династия на деньгах Ирана
История железных дорог Нидерландов
План Введение 1 Этапы развития 2 Первая линия 1839 2.1 Фальстарт 2.2 Вмешательство Королевской семьи 2.3 Строительство линии 2.4 Открытие линии 3 Раннее развитие 1840—1860
Неравные договоры
Неравные договоры (кит. 不平等条约) — договоры, заключённые в XIX веке между государствами Восточной Азии (империя Цин, Корея, Япония) с одной стороны и ведущими европейскими державами с другой. Экономическое и военное превосходство великих держав позволило навязать азиатским странам заведомо невыгодные последним договоры.
Германская Восточная Африка
Германская Восточная Африка (нем. Deutsch-Ostafrika) — германская колония в Африке, существовавшая в 1885—1919 гг. на территории современных Танзании (Танганьики), Бурунди и Руанды.
Богданович Карл Иванович
(горный инженер, геолог и путешественник) Родился в 1864 г. По окончании курса в горном институте занимался географическими и геологическими исследованиями в Закаспийской области и северо-восточной Персии. В 1889 г. принял участие в экспедиции, снаряженной Императорским географическим обществом, в Тибет и Куэнь-Лунь.
Барнаул
Город Барнаул - административный центр Алтайского края, в 3419 км к востоку от Москвы. Расположен на северо-востоке Приобского плато.
Черкесск
Расположен в Предкавказье, на правом берегу реки Кубань. Железнодорожная станция. Начальный пункт Военно-Сухумской дороги (строилась в 1828-78 гг.).
Того
Экономо-географический очерк.
Русский Эдисон
Широкий простор для изобретательской деятельности открылся перед Шуберским, когда он работал на строительстве узкоколейной Ливенской железной дороги. Вот лишь некоторые его идеи, использованные потом на узкоколейках в Индии и Австралии.
Тендряков В.Ф.
Родился 5 декабря в деревне Макаровская Вологодской области в семье народного судьи, затем ставшего прокурором. После окончания школы ушел на фронт, был ранен и демобилизован. Жил в Кировской области, преподавал в школе военное дело.