Прочитав материалы этого номера в порядке предварительной цензуры, я
почувствовал себя санитаром в сумасшедшем доме. В том смысле, что вокруг
личности с большой буквы, озабоченные ключевыми проблемами бытия, а у тебя
одно на уме - как бы спирта отлить... Впрочем, если это сравнение кого-то
обижает, я мог бы чувствовать себя, например, евнухом в гареме. Но лучше я
буду Жорж, который приходит, чтобы опошлить все эти очки, шлемы, жилетки,
сапоги, галстуки, подтяжки и гульфики, напоминающие дешевую эклектическую
фантастику прошлого века.
Отчасти незадача в том, что для русского уха звучание слова "виртуальный" не
вяжется с его значением. Виртуальный - это действующий, проявляющий себя как
настоящий . Виртуальная реальность в идеале неотличима от реальной. Однако ее
вовсю путают с мнимой, воображаемой. Говорят даже о виртуальной реальности,
порождаемой Internet Relay Chat. Но старина ire - средств текстовое, то есть
условное. Так о6щались в древних многопользовательских системах. Наоборот,
технологии виртуальной реальности стремятся обмануть чувственное восприятие.
Общаться по переписке интересно, однако все эмоциональные, эстетические и
философские аспекты этого занятия, вероятно, отражены задолго до изобретения
компьютеров. Эстетам, которых увлекает ограниченность выразительных средств,
рекомендую попробовать морзянку. Через современный Internet происходят и
телефонные, и видеопереговоры. В моде ire с графической поддержкой, когда
участники наблюдают дома, комнаты и друг друга в виде "аватаров". Кстати, это
вновь напоминает о дилемме знакового и чувственного. Описания помещений,
перемещений и прочей видимости передаются между компьютерами как команды, а
картинки генерируются на месте.
Вообще, некоторая оторопь от виртуальных очков понятна, но не простительна
даже гуманитариям. Реальные очкарики могут рассказать немало интересного о том,
как они выживают в этом мире. Мозг приспосабливается за несколько дней даже к
оптически перевернутому изображению. Люди со всеми мыслимыми дефектами органов
чувств остаются нормальными. Визуальную информацию слепым удается сообщать
через кожу спины. Понимаю, что не каждый пробовал такое на своей шкуре, но
хотя бы понаслышке знать следовало бы.
Инженерные достижения в области виртуальной реальности - это технологии
ощущений, то есть воздействия на органы чувств, и определения положения тела.
Через них не только имитируют сущее, но и хотят получить чувственный опыт
жизни в мирах с "иными константами". К сожалению, пока виртуальный мир не
очень-то виртуален. В нем нет массы, то есть инерции и гравитации, нет вкусов
и запахов, его почти нельзя осязать, и существенную часть этих нехваток в
принципе нельзя преодолеть, если ограничиться воздействием на телесные органы
чувств.
Представьте себя в четырех измерениях. Зрение будет работать. Непосредственно
манипулировать нельзя, но ничто не мешает добавить еще пару кнопок, пару
символов в алфавит. Ну как, представили? Нет? Этот мысленный эксперимент с
ходу опровергает популярный тезис о том, что "самая лучшая виртуалка у нас в
голове". Возможности воображения очень ограничены. Большинство людей не
способно даже понять, как действует швейная машина, зато компьютер может
показать ее на ходу и в каком угодно разрезе.
Воображаемая реальность не виртуальна. Наоборот, чем более правдоподобны, то
есть чем более виртуальны ощущения, тем больше нагрузка на восприятие, и тем
меньше места воображению. И виртуальная реальность не идеальна. Она не знак,
не метафора, а реальность, имитирующая другую реальностью Стереокино, которое
нам показывают компьютеры, реально, как и сами компьютеры. Ну, как бы это
попроще сказать, чтобы не обидеть... например, искусственную икру можно было
бы назвать виртуальной. Звучит красивее.
Жить в нескольких мирах попеременно не такая уж диковина. Например, мы
обитатели плоскости. Стереоскопичность нашего зрения и слуха - это не
объемность: она устроена цилиндрически. Собака от природы не понимает лестницы
и тыкается в соответственно расположенную дверь на каждой площадке. У кошек с
этим делом лучше. Из людей трехмерный опыт имеют, например, летчики-истребители.
Спрашивается, разрешать ли летчикам водить автомобиль: вдруг им покажется, что
можно избежать столкновения, перепрыгнув или поднырнув под препятствие?
Технологии виртуальной реальности пересекаются с другими областями, в
особенности с компьютерной графикой и анимацией, применяемой в кинематографии.
Пытаясь оценить их значение по сравнению с другими великими компьютерными
проблемами, и вспомнил старинный анекдот. Один из основоположников (кажется
Эшби) заявил, что поверит в искусственный интеллект, если, общаясь с ним
посредством какой-либо текстовой связи, не сможет определить, имеет ли дело с
машиной или с другим человеком.
Понятно, зачем текстовое общение. Тем самым можно вывести за скобки физический
носитель интеллекта, сосредоточившись на его идеальной сущности. В современных
терминах мы говорили бы о виртуальном интеллекте. Так вот, можем ли мы
применить аналогичный критерий к виртуальной реальности?
Ответом был бы виртуальный обед в виртуальном кафе. Фанатики возразят: надо
ограничить набор ощущений, но вот к чему это приведет... В ответ на тезис Эшби
молодой Терри Виноград создал программы "Элиза" и "Психоаналитик".
Применительно к виртуальной реальности их роль могло бы сыграть зеркало или
(в крайнем случае) телекамера. Искусственный интеллект доказал бы потенциальную
рукотворность разума. Виртуальная реальность даже не тщится доказать
рукотворность мира. Зачем же она нужна? Да мало ли зачем... Вдруг это
подготовка к внетелесной жизни сознания - как искусственного, так и
естественного? Перегрузка души в компьютеры окажется не просто продлением ее
жизни , но и подлинным освобождением. Вдруг тогда мы сможем не только играть с
основными уравнениями мироздания, но и менять тела как перчатки.
И , видите ли , чем больше я думаю об этом, тем больше нахожу аналогий с
метафорами, пришедшими на тысячелетних религиозных и философских систем.
Например, с переселением душ. Или вот еще модель - полубоги, духи предков,
зависящие от материальных существ, хотя бы энергетически, и нужные им как
советники. Есть о чем подумать? И на том спасибо...
Георгий Кузнецов КОМПЬТЕРРА 8 Января 1996
Другие работы по теме:
"Как бы" и "На самом деле"
Привычка через каждые пять предложений добавлять "На самом деле" характеризует поколение, выросшее в 1960-х гг. и реализовавшееся в 1970-х гг. "Как бы" говорит поколение, выросшее в 1980-х гг. и не реализовавшее себя в 1990-х.
Модальности
Модальности (от лат. modus - вид, способ) - тип отношения высказывания к реальности. Наиболее известные нам модальности - это наклонения: изъявительное - оно описывает реальность ("Я иду"), повелительное - оно ведет диалог с реальностью ("Иди").
Реальность
Реальность (от лат. res, realia - дело, вещи) - в традиционном естественнонаучном понимании совокупность всего материального вокруг нас, окружающий мир, воспринимаемый нашими органами чувств и независимый от нашего сознания.
Картина мира
Картина мира - система интуитивных представлений о реальности. Картину мира можно выделить, описать или реконструировать у любой социопсихологической единицы - от нации или этноса до какой-либо социальной или профессиональной группы.
Философия жизни
Философия жизни, иррационалистическое философское течение конца 19 - начала 20 вв., выдвигавшее в качестве исходного понятия "жизнь" как некую интуитивно постигаемую целостную реальность, не тождественную ни духу, ни материи.
Школа йогачары и "сокровищница сознания"
Одним из наиболее известных представителей школы йогачары был Парамартха (499-569), родом из Восточной Индии, принес это учение в Китай (546 год) и перевел на китайский язык семьдесят пять сутр и труды йогачаринов.
Виртуальная реальность и одиночество
Virtual – наличный, имеющийся в распоряжении. Программист свободно оперирует понятием виртуальной машины. Это, в сущности, набор ресурсов, предоставляемых программисту определённой большой вычислительной средой.
Абсолютный идеализм
Абсолютный идеализм - направление в англосаксонской философии первых двух десятилетий ХХ в. В своей основе абсолютный идеализм восходил к гегельянству, и в этом смысле это было последнее направление классической философии.
Теория речевых актов
Теория речевых актов - одно из направлений аналитической философии, созданное в конце 1940-х гг. оксфордским аналитиком Дж. Остином. Теория речевых актов учит тому, как действовать при помощи слов, "как манипулировать вещами при помощи слов".
Этика аутентичности и виртуальная реальность
Уханов Е.В. Научный руководитель: д.ф.н. проф. Воропай Т.С. Национальный Технический Университет «Харьковский Политехнический Институт» (61002, Харьков, ул. Фрунзе 21, каф. Системы и Процессы Управления),
Философия жизни
Философия жизни, иррационалистическое философское течение конца 19 - начала 20 вв., выдвигавшее в качестве исходного понятия "жизнь" как некую интуитивно постигаемую целостную реальность, не тождественную ни духу, ни материи.
Cознание с точки зрения археоавангардиста
Я хочу обратить внимание вот на какую проблему. Почему, когда рядом с тобой один человек - это одна ситуация, одна реальность, а когда появляется другой человек, то это уже другая ситуация, другая реальность.
К. Кастанеда: путь мистика
К. Кастанеда исследует новый способ познания, мало кем до сих пор изученный, - с помощью интуиции, интуитивный. Он представляет этот путь познания как специфический путь знакомства с миром древнего мексиканского племени.
Виртуальность – парадокс современной жизни
Научно-технический прогресс в области информационных технологий и его роль в развитии виртуальности. Что такое виртуальность и в чем заключается его функция в современном мире. Некоторые тенденции виртуальности на примере игр и виртуальных видеочатов.
Легендарное царство Кито
Древняя история Латинской Америки порой неотделима от легенды, правда дополняется мифом, а реальность – преданиями забытых народов.
Виртуальные реальности
Понятие виртуальные реальности имеет узкий и широкий смысл. В узком смысле виртуальные реальности - это те игровые или необходимые с технической точки зрения "искусственные реальности".
Психологический эксперимент над людьми
Психологический эксперимент над людьми. Тема: Манипуляция над людьми. Цель эксперимента: Доказать, что многие люди видят то, что хотят увидеть и это правда. Но есть и ещё одна правда. Какую реальность нам дают, такую мы и воспоминаем.
Булгаков м. а. - Смысл эпиграфа романа мастер и маргарита
Зло нельзя победить, потому что борьба со злом и есть сама жизнь. Александр Дюма. Его мечты – наша реальность. Его слово – наш приказ. Его наказание – наша смерть. Его похвала – наша жизнь. Это его Мир. Всю свою жизнь человек ведет споры о том, что есть добро и зло, пытается четко разграничить эти понятия, проводит толстую линию между ними.
Современные поэты - Что я чувствую читая стихи современных поэтов.
Недаром говорят что поэзия это музыка души. И правда стоит лишь назвать имена великих поэтов. России и сразу еще не притронувшись к книгам ощущаешь ту скрытую мелодию русского сердца. Это касается не только поэтов золотого века но и поэтов современн Вот здесь не равнина.
Выбор профессии
Соображение Каждый из нас знает о роли звезд во Вселенной, где все постоянно изменяется. Приобретает новые формы и наше сознание; под влиянием законов природы, закономерностей изменяется наше расположение духа, наши эмоции, цвета нашей жизни. И где-то в 16-17 лет возникает проблема: для чего живешь, какую роль будешь выполнять в этом мире.
Мое отношение к Владимиру Маяковскому
Сейчас принято ругать идеи революции. И Маяковский в этом смысле наиболее уязвим. Он один из первых принял и воспевал Ленина и его дело. Но его нельзя обвинить в «лакействе», ведь все его стихи — крик души, они очень искренни. Да и сама судьба Маяковского очень трагична. Поняв реальность, несовместимую с его верой в лучшую жизнь, разочаровавшись в ней, великий поэт пришел к страшному концу.
Театр абсурда Йожена Йонеско
Французский драматург румынского происхождения Йожен Йонеско (1909-1994) вошел в историю мировой литературы как ярчайший и теоретик и практик «театра абсурда».
Девятый сон Веры Павловны
Автор: Пелевин Виктор. Рассказ напоминает развернутую рецензию на «Что делать?» Чернышевского. Немного запоздала, правда, рецензия-то, но выполнена классно, мастерски. Героиня в должности туалетной уборщицы, рассуждающая о философских материях и стремящаяся изменить мир (!) — это такая же фантастика, как первоисточник.
Картина мира как культурологическая категория
Картина мира — система интуитивных представлений о реальности. К. м. можно выделить, описать или реконструировать у любой социопсихологической единицы — от нации или этноса до какой-либо социальной или профессиональной группы или отдельной личности.
Реализм в искусстве
Реализм-понятие ,характеризующее познавательную функцию искусства: правда жизни, воплощенная специфическими средствами искусства, мера его проникновения в реальность, глубина и полнота её художественного познания. Так, широко понимаемый реализм – основная тенденция исторического развития искусства, присущая различным его видам, стилям, эпохам.
У Фэн
Введение 1 Жизнь У Фэна 2 Образ У Фэна в XX веке Введение У Фэн (кит. 吳鳳, Wu Feng; 17 февраля 1699 — 9 сентября 1769 [1]) — китайский проповедник XVII века, который способствовал развитию культуры тайваньских аборигенов. Реальность существования У Фэна оспаривается, так же спорно жизнеописание У Фэна, по ряду мнений оно является мифом или поздней подделкой.
Докетизм
, докеты (от др.-греч. δοκέω [dokeō] — «кажусь») — одно из старейших еретических христианских учений и его приверженцы, отрицавшие реальность страданий Христа и Его воплощение как противоречащие представлениям о бесстрастности и неограниченности Бога и утверждавшие иллюзорность его существования.
Антиоксиданты: мифы и реальность
Историю антиоксидантов стоит начать с кислорода: без него не было бы процесса окисления, не появлялись бы «оксиданты», с которыми нужно бороться.