Реферат: Разработка программы "Атамекен". Направление "Шапар" - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Разработка программы "Атамекен". Направление "Шапар"

Рефераты по краеведению и этнографии » Разработка программы "Атамекен". Направление "Шапар"

Костанайский государственный педагогический институт

Факультет физической культуры, спорта и туризма

Контрольная работа по дисциплине

Основы туристско-краеведческой работы

Разработка программы «Атамекен». Направление «ШАПАР»

Выполнила: студентка 1 курса З/О (ускорен.)

Кинжигужина Н.В.

Костанай 2008 г.

Введение

Атамекен это научно-педагогическая и методическая программа, основанная на воспитательных принципах казахской народной педагогики, учитывающей национальные особенности. Она возникла в результате творческой деятельности в решении национальной проблемы направленной на возрождение традиций и обычаев, культуры и истории казахского народа.

Основные направления программы состоят из 26 частей, в основе, которых лежат принципы воспитания казахской народной педагогики, внедрение истории нашего народа, культуры, этноязыка, традиций и обычаев, этнографии, а также в ходе национального воспитания подрастающего поколения, раскрывая национальные особенности, реализовывать их в научно-методической форме.

Данная работа раскрывает один из множества возможных моментов в направлении «Шапар» (город). В этом направлении изучается истории таких городов, как: Отрар, Сыгнак, Яссы, Сайрам, Тараз и др. Также изучают историко-этническое и архитектурное значение этих городов в средние века, их политическое влияние в том средневековом обществе. Из исторических городов нами был выбран Отрар и некоторые городища из его оазиса.

Отрар и Отрарский оазис

Географическое местонахождение – Казахстан, Южно-Казахстанская область. Отрарский район.

В истории Центральной Азии своеобразна роль Отрарского оазиса – компактной зоны двух культур – кочевой и земледельческой. Отрарский оазис служил воротами не только на восток-запад, но также на север-юг. Отрар известен как место рождения в 870 г. великого ученого Востока Аль-Фараби и место смерти в 1405 г. хана Тимура.

Отрарский оазис – место локализации средневековых археологических памятников площадью 200 кв. км – городищ, некрополей, систем ирригации. Наиболее крупные городища:

Отрар I-XVIII вв. (170 га)

Куйрык-Тобе I-XV вв.

Алтын-Тобе I-XI вв.

Пшакши-Тобе I-XII вв.

Мардан-Куюк I-XV вв.

Кок-Мардан I-VII вв.

С 1971 г. здесь ведутся комплексные широкомасштабные археологические раскопки. Они дали богатый материал о культуре населения Казахстана, жившего на трассе Шелкового пути.

Городище Отрар

Городище датируется периодом от первых веков нашей эры до XVIII века.

Расположено в Кызылкумском районе Южно-Казахстанской области в 8 км западнее железнодорожной станции Тимур, неподалеку от впадения реки Арысь в Сырдарью. На северо-западе оно примыкает к с. Талапты.

Сохранность городища удовлетворительная. Его территория не распахана, за исключением южной части (сюда вклинилось совхозное поле). На поверхности городища имеются следы от ям и воронок, оставленных грабительскими раскопками. В юго-восточной части выделяется траншея длиной до 20 м, шириной 3 м и глубиной до 2 м, на одном из ее концов высится бугор выброса. По свидетельству населения, траншея вырыта бульдозером для извлечения жженого кирпича.

Городище представляет собой остатки известного средневекового города Отрар, который упоминается почти во всех географических и исторических сочинениях средневековых городов Семиречья и в реестре городов Испиджаба. Отрартобе представляет собой пятиугольный в плане бугор, ориентированный углами по странам света с незначительным отклонением1. Его южная сторона равна 380 м, юго-западная - 145 м, западная - 400 м, северо-восточная - 380 м и восточная - 350 м. Наибольшая высота бугра от подошвы (18 м) зафиксирована в точке 8 топоплана, т. е. в юго-западной части, ближе к углу; в среднем его высота колеблется от 10 до 15 м. Поверхность городища неровная, почти сплошь покрытая обломками кирпичей, керамическим шлаком, фрагментами поливной и неполивной керамики.

План городища характерен для большинства средневековых памятников Казахстана и Средней Азии.


План застройки позднесредневекового Отрара XVI - XVIII в.

На стене имелись башни. За стеной виден ров в виде лощины шириной 10-15 м. В город вели три въезда. Топография Отрара сложилась в основных чертах в период позднего средневековья (XV-XVIII вв.), поэтому цитадель в настоящее время не выделяется и ее можно выделить лишь предположительно. Цитадель находится в центре бугра и имеет треугольную форму со сторонами 220х220х230. К холму, занятому цитаделью и шахристаном, примыкает территория укрепленного рабада, площадью 150 га.

Стены вокруг рабада сохранились лишь на отдельных участках.

Выделить на местности топографию домонгольского города до недавнего времени не представлялось возможным не только потому, что сверху находятся поздние слои, но и потому, что город, если верить Джувейни, был монголами разрушен, "цитадель и стены сравнены с землей". Что касается шахристана домонгольского города, то, возможно, его границы совпадают с территорией основного бугра.

Топография развалин знакомит с характером городской застройки после разрушения города в 1219-1220 гг.

Городище Отрар. Аэрофотосъемка

Ц - Цитадель Ш - Шахристан Р - Рабад

Основная масса подъемной керамики датируется XVI-XVIII вв. Это и понятно, поскольку город интенсивно жил вплоть до начала XIX в.

Об Отраре домонгольского времени можно получить некоторое представление из письменных источников, в частности сочинения Джувейни. В нем содержится множество данных, которые позволяют судить о размерах города накануне монгольского нашествия. В Отраре, сообщает Джувейни, находилось 60-тысячное войско. Оно разместилось в цитадели и внешних укреплениях, под которыми, видимо, следует понимать шахристан и рабады, окруженные стенами. Количество воинов и описание целого ряда укреплений городища позволяет предположить, что в XII-начале XIII в. Отрар занимал площадь, не меньшую, чем современные развалины. Это подтверждается и наличием повсюду на городище обломков керамики, датируемой XI- XII вв

Раскопки слоев Отрара VII-VIII вв. свидетельствуют о том, что это был уже сложившийся город.

Обнаружены остатки строительных конструкций из сырцового кирпича, собрана коллекция посуды, для которой характерны узкогорлые кувшины со сливами, светильники на столбообразных ножках, монеты местного чекана.

Городище окружено стеной, лучше всего сохранившейся с северо-восточной и восточной сторон. В некоторых местах крутизна наружного фаса достигает 75-80 Стена укреплена башнями. От них остались выступающие наружу оплывшие осыпи. В лучшем состоянии оказались башни на юго-западном и юго-восточном углах.

Вокруг основного бугра прослеживаются остатки рва в виде лощины с покатыми краями. Глубина ее ниже основания городища на 2-3 м, ширина 10-15 м. На северо-западной стороне ров целиком заполнен оплывами стены.

В город вели три въезда. Два устроены напротив друг друга: один - в южной, второй - в северо-восточной стене и третий - в середине западной стороны. Центральными были ворота южной стены. Они располагались в 125 м от южного угла. Судя по всхолмлениям на стене, въезд охраняли две башни. Современный проем-впадина достигает 20 м.

Северо-восточные ворота устроены там, где стена образует уступ, сделанный, видимо, для усиления обороны. Выступ позволял контролировать значительный участок перед въездом.

Третьи, западные ворота, скорее всего, были вспомогательными. Они менее заметны в топографии городища, проем въезда уже, чем у первых двух, он равен 7-10 м. Перед воротами внутри стены имеется свободная площадь в форме треугольника, основанием примыкающего к воротам.

Из источников известно название одних из ворот Отрара. Джувейни сообщает: когда Карача решил прекратить сопротивление, то вышел из города воротами Суфи-хана (Дарваза-и-Суфи). Название ворот связано с именем почитаемого святого. К западу от города расположен мавзолей Арслан-Баб, возведение которого приурочивается ко времени постройки мавзолея Ахмеда Ясеви1. Но, вероятно, как и мавзолей Ахмеда Ясеви, он построен раньше и ворота Дарваза-и-Суфи должны были выходить в сторону, где стоял этот мавзолей. Если это предположение верно, то название Дарваза- и-Суфи носили ворота, находящиеся в западной стене.

Центральная, главная, улица пересекает городище и соединяет ворота южной и северо-восточной стен. Она почти прямая и отчетливо прослеживается в топографии памятника в виде ложбины шириной 12 м. От нее под прямым углом отходят в сторону улицы, которые упираются в стены. От них в свою очередь ответвляются мелкие переулки и тупички и делят территорию городища на кварталы разной площади.

К центральному бугру городища примыкает территория, окруженная стеной, которая отчетливо видна на аэрофотоснимках, тогда как на местности заметны лишь ее отдельные участки. С северо-западной стороны к стене подходит современный поселок. Он расположен несколько ниже городища. Здесь стена имеет два прямоугольных выступа, видимо, вследствие естественного рельефа местности. Наибольшая удаленность ее от северного угла городища - 520 м. Стена сохранилась достаточно хорошо и представляет собой оплывший вал шириной 20-25 м и высотой 3-5 м. Снаружи ров на некоторых участках заболочен. Глубина его до 2 м, ширина 10-15 м. В стене заметен разрыв (ширина 10 м), здесь был въезд. По нему и в настоящее время проходит полевая в Шаульдер. Рядом с въездом находятся остатки сооружений в виде прямоугольного в плане бугра (150Х120Х2-2,5 м). В свою очередь он расчленен узкими углублениями на несколько всхолмлений, которые, видимо, соответствуют древней планировке улиц.

В хорошем состоянии восточный участок внешней стены. Изнутри к ней примыкают кварталы застройки, разделенные двумя пересекающимися улицами. Наибольшая удаленность стены с востока - 750 м, считая от середины восточной стены главного бугра.

Южный участок вала сохранился плохо. Здесь территория городища распахана. На аэрофотоснимке направление вала демаскируется светлой полосой. На юг городище протянулось на 500 м, если считать от въезда до наиболее удаленной точки внешнего вала.

С западной стороны наружный вал почти не разрушен. От застройки осталось несколько уплощенных бугров различной конфигурации и размера.

У южной стены главного бугра на расстоянии 80-100 м сохранился восьмеркообразный котлован с плавно понижающимися стенками. Сейчас он зарос травой. Это бывшее водохранилище. Оно наполнялось водой из магистрального канала. Внутри рабада имелись обширные сады, о которых сообщается в "Анониме Искандера" при описании эпизода из борьбы за власть Тимура и Урус-хана. Тимур послал в Отрар одного из военачальников добыть языка, последний, встретив в Отраре воинов Урус-хана, "среди домов и садов устроил засаду"1.

К сожалению, источники содержат чрезвычайно мало конкретных сведений о топографии Отрара, и поэтому характер застройки был выяснен в ходе раскопок.

Период IX-XII вв. был временем подъема городской жизни на юге Казахстана. Возникают новые города, развиваются старые. Отрар в это время занимал территорию в 200 га. Территория города была тесно застроена домами, группировавшимися в кварталы-блоки. В IX-XII вв. в городской застройке появляются такие общественные сооружения как бани. В Отраре исследованы две бани на территории рабада.

БАНИ. Раскопки

Собрана коллекция керамики IX-XII вв. Интересны материалы гончарных печей, также найденных на рабаде. Собраны богатые коллекции стеклянных изделий – обломков графинов, чаш, бокалов, флаконов. Много ювелирных изделий. Это бусы из граната, сердолика, стекла, перстни, браслеты из бронзы. Расцвет города был прерван монгольским нашествием. К середине XIII в. Отрар вновь превращается в крупный торговый центр. Отрар известен как центр чеканки монет, имеющих хождение в Центральной Азии. Во второй половине XIV в. Южный Казахстан вошел в державу Тимура. Тимур умер в одном из дворцов Отрара. В Отраре с именем Тимура связывается постройка мавзолея над могилой учителя Ахмеда Ясави – Арыстанбаба

Арыстан-баба - памятник архитектуры начала ХХ века

Мавзолей. Был возведен над могилой известного религиозного мистика Арыстанбаба, жившего в XII веке. Первая постройка мавзолея относится к XIV-XV вв. От нее сохранились резные деревянные колонны айвана. В XVIII веке на месте древнего мазара, разрушенного землетрясением, было построено двух купольное сооружение с айваном, опирающимся на две резные деревянные колонны. Здание XVIII века разрушилось и в 1909 году было отстроено заново, о чем гласит надпись на одном из картушей фриза. В 1971 году из-за высокого уровня грунтовых вод, приведших ее к аварийному состоянию, мечеть была снесена и отстроена заново. Здание построено из жженого кирпича на алебастровом растворе, в лицевой кладке стен. В настоящее время мавзолей является одной из мусульманских святынь Центральной Азии и является местом паломничества. К периоду Тимура относится и раскопанная мечеть Отрара.

Мечеть Отрара

Мечеть. Вид с севера.


Мечеть. Крупный план.

Мечеть.

Мечеть. Слои XVI - XVII вв.

Представление о городской застройке, характере городского квартала, общественных сооружений, о формировании новых типов жилища известно по широким раскопкам Отрара. Один из кварталов XIII-XIV вв. был раскопан на площади в 2300 кв. м. Он объединял 12 отдельных домовладений площадью от 30-40 до 250 кв. м. Планировка XIII-XIV вв. мало напоминала планировку XI-XII вв., зато квартал XV в. фактически повторял планировку XIII-XIV вв.

Гончарная слобода Отрара занимала площадь около 2 га.

Гончарная слобода

Керамика XIII-XIV вв. претерпевает значительные изменения. Вся керамика изготовлена на гончарном круге из плотного серого, желтого, красноватого в изломе теста, снаружи покрыта светлым ангобом.

Керамика Отрара

Навершие крышки в виде головки петуха. XII в.

Навершие крышки в виде головки петуха. XII в.

Навершие крышки в виде головки петуха. XII в.

Крышка. XI в.

Навершия крышек в виде головок барана. XI в.

Крышка. X-XI вв.

Крышка. X-XI вв.

Сферическая крышка. XI-XII вв.

Сферическая крышка. XI-XII вв.

Дастархан (глинянный столик). XII в.

Подставка под светильник. XII в.

Кувшины и горшочек. XI в.

Фрагмент блюда.XII в.

Фрагменты чирагов - светильников. XII в.

Фрагмент блюда в стили "кобальт". XIV в.

О жизни города XVI-XVIII вв. дают представление два строительных горизонта. Нижний датируется XVI - началом XVII вв., верхний – концом XVII-XVIII вв. Городская планировка, направление улиц, границы кварталов на протяжении трех столетий не менялись. Планировка жилищ также традиционна. Изучение кварталов Отрара позволило определить численность городского населения. Было установлено, что в Отраре в XVI-XVII вв. проживало 5-7 тыс. человек.

Городская планировка

Застройка позднесредневекового Отрара. XVI-XVIII вв.

Типы жилищ XV-XVIII вв.

Интерьеры жилищ. XVI-XVIII вв.

Центральное помещение дома. XVI-XVIII вв.

В ходе раскопок позднесредневекового Отрара собрано много керамики, изделий из металла, монет и украшений. Коллекции находок хранятся во многих музеях Республики Казахстан.

Работы по исследованию Отрара ведутся с XIX столетия. С 1971 г., начинаются исследования Южно-Казахстанской комплексной экспедиции, которая работает до сих пор, с перерывами в 1993-1996 гг. За эти годы на Отраре вскрыты по уровню XVI-XVIII вв. территория городища на площади около 7 га, а также отдельных участках исследованы участки города эпохи тимуридов, караханидов.

С 2001 по 2004 годы проводились комплексные исследования Отрара под эгидой ЮНЕСКО-Японского Целевого Фонда-Казахстан "Сохранение и реставрация древнего городища «Отрар»

Реставрация городища Отрар

Проект ЮНЕСКО по сохранению и реставрации древнего городища Отрар финансируется Японским Доверительным Фондом по Сохранению Всемирного Культурного Наследия.

Впервые Отрарские раскопки были произведени в 1969 году. В то время глазам археологов представилась зрелищная картина древних кирпичных развалин, включая дворец, мечети, баню и печи для обжига и сушки.

Изучение развалин древнего Отрара позволит узнать многое о богатой истории края. Однако, в результате раскопок кирпично-глиняные строения были подвержены различного рода воздействиям, что привело к эрозии и ухудшению места расположения памятника. И временное сохранение этого места стало основной задачей. По причине различных факторов, включая суровый климат при колебаниях температур от + 40 до – 20 градусов по Цельсию, эрозия происходит быстро и даже техника, успешно используемая для сохранения памятников в других регионах, оказалась безуспешной в Отраре.

Принимая во внимание климатические условия, работа в поле может проводится только весной и осенью. Задачи по выполнению надлежащих работ были поручены двум международным экспертам. Эксперты ведут научную документацию и исследования, а также сотрудничают с местными экспертами в области археологии и консервации.

Отрарский проект был начат в 2001 году и рассчитан до 2004 года. Целью проекта является осуществление безотлагательных работ по консервации и сохранению древних развалин Отрара. Кроме того, проект преследует цели по развитию национальных и региональных возможностей в области консервации глиняно-кирпичной архитектуры и земляных строений в регионе; развитию технических документов таких как: публикация исторических материалов с возможностью их использования в подобных проектах в других местах; обеспечению постоянного руководства по консервации и сохранению городища.

В данном проекте ЮНЕСКО тесно сотрудничает с Министерством науки и высшего образования, Министерством культуры и туризма (в то время), Институтом археологии, Институтом научных исследований и консервации памятников материальной культуры, а также Отрарским музеем, по консервации успешно работающим по сохранению городища.

В рамках проекта выполнялась долговременная программа консервации ряда раскопанных объектов на городище Отрар-тобе, а также неотложные консервационные работы на городищах Куйрык-тобе.

В апреле 2002 года на территории Отрарского музея-заповедника был построен Экспериментальный корпус, в котором установлены компьютеры, современное оборудование и лаборатория для проведения различных научных экспериментов. В ходе реализации проекта были разработаны и апробированы новые методы консервации, а также инновационный подход, предполагающий совмещение археологических работ с последующей консервацией. Методы консервации, разработанные для городища Отрар, могут быть применены и для других похожих памятников в регионе. Проект послужит образцом научно- выверенной консервации, а также эталоном для будущих работ.

Население Отрара занималось орошаемым земледелием. Город имел мощную фортификацию, способную выдержать осаду любого врага. Ещё в XIV веке в Отраре был построен мавзолей Арыстанбаб, второй по значимости памятник истории и архитектуры в Южном Казахстане после мавзолея Яссауи.

Ирригационная система

Большая часть долины имеет такыровидные сероземные почвы. По окраинам пойм расположены солончаковые ажрековые луга, а ближе к руслу - тугайные заросли из лоха, ивы, тамариска, туранги и тростника.

Нередко весной Сырдарья и Арысь выходят из берегов, затопляя обширные пространства. О подобных наводнениях в Отрарском оазисе писал еще Масуди. Он сообщал, что "во время половодий река заливала пространства шириной более 30 фарсахов, и тогда деревни и поместья, расположенные на вершинах холмов, сообщались при помощи лодок".

Эти реки были основными источниками водоснабжения оазиса. Каналы, отведенные от них, снабжали водой города и селения и орошали поля. Возникновение ирригационной системы, хорошо сохранившейся вблизи ряда крупных городищ, относится к первым векам н.э. Она функционировала вплоть до ХVIII в.

Отрар привлекал к себе внимание завидным месторасположением, находясь на пересечении древних караванных путей. Он был одним из богатейших и развитых по тем временам городов на отрезке Шелкового пути в Центральной Азии. Отрар упоминается в путевых записях почти всех арабских и персидских авторов, когда-либо посетивших этот край.

В 1219 году Отрар подвергся нападению монгольских войск Чингиcхана. На протяжении шести месяцев жители города героически держали осаду и оборонялись, однако после шестимесячной осады в результате предательства Отрар был захвачен врагом, разрушен и сожжен.

После этого Отрар оказался под властью кочевых узбеков и правителей Золотой орды, затем подчинялся Тимуру. Именно по приказу Тимура над могилой учителя Ходжи Ахмеда Яссауи - Арыстан-Баба - был построен мавзолей

Фараб и Отрар, один ли город?

Отрар - один из немногих средневековых городов Казахстана, локализация которого считается бесспорной. Большинство авторов не сомневается и в тождестве Фараб - Отрар.

Впервые Фараб, видимо, как область упоминается у Табари (IX в.) в связи с арабскими завоеваниями среднеазиатских областей. В 739 г. владетель Шаша был вынужден по желанию арабского наместника Насра б. Сейяра выслать в Фараб Харисаб. Сурейджа, выступившего в 734 г. в союзе с тюрками против омейядского правительства. У Табари вместе с Фарабом встре-чается и название Отрар.

Ал-Мамун, наместник Хорасана в 809-818 гг., перед началом войны с халифом ал-Амином жаловался своему везиру ал-Фадлу ибн Сахлю на то, что, несмотря на общую неблагоприятную обстановку в Хорасане и Мавераннахре, "...приходится (бороться против ал-Амина) после разорения Хорасана и мятежа... после отказа джабгу повиноваться, уверток хакана, владетеля Тибета..., когда царь Отрарбенда отказался платить подать, которую он обычно платил". Хронологически за повествованием Табари следует привести два небольших отрывка из сочинения Абу-л-Валида Мухаммеда ал-Азраки "Хроника города Мекки".

Отрывки являются пояснительными надписями к трофеям ал-Мамуна, короне и трону, хранившимся в сокровищнице Каабы. Они составлены ал-Хасаном ибн Сахлем, братом ал-Фадла и посвящены карательным походам последнего. Там, в частности, говорится о походе на Отрар: "...из области Тарбад [ал-Фадл] (послал) то, что он потребовал с Фараба и Шавгара. И он постарался овладеть областью Отрар; он убил начальника пограничной местности и взял в плен сыновей карлукского джабгу с его женами...". По мнению А. И. Михайловой, область Тарбад - это "совокупное название Фараба и Шавгара, достаточно четко отождествляемая с Отраром". С данным утверждением согласен С. Г. Кляшторный. Более того, он предлагает отождествить Тарбад с Кангу-Тарбаном, местностью, названной западной границей Тюркского каганата в начале VIII в.

В IX в. Фараб подчинялся тюркам-карлукам, о которых сообщает Ибн Хор-дадбех. В начале X в., согласно источникам, к ним добавляются огузы. Ибн Хаукаль в числе жителей Фараба, Сайрама, Сюткенда называет и огузов. Огузская держава просуществовала недолго. Ослабленная внутренними противоречиями держава ябгу окончательно пала под ударами кипчакских племен к середине XI в. В конце X в. пало государство саманидов, их владения перешли караханидам, которые еще в 992 г. заняли Испиджаб. По всей вероятности, Фараб, как и другие области, расположенные севернее Испиджаба, к середине XI в. вошел в состав одного из караханидских уделов.

В конце XII-начале XIII в. усилившееся государство хорезмшахов начало борьбу с каракитаями. На страницах исторических сочинений, описывающих походы хорезмшахов за Сырдарью, вновь появляется город Отрар. Отрар подчинялся Хорезму недолго. В 1218 г. здесь произошло событие, известное в истории Востока под названием "Отрарская катастрофа". О судьбе Отрара в первые десятилетия после монгольского нашествия известно мало. Но уже к середине XIII в., несмотря на сильные разрушения 1219-1220 гг., город был восстановлен и, более того, значительно выросла его роль в экономической и политической жизни оазиса. Это выразилось прежде всего в превращении Отрара в крупный центр по чеканке монет, что связано с переходом от преобладавшей при Угеде системы натуральных податей к денежной. Постепенно восстанавливаются проходившие через Отрар караванные пути на Запад и Восток.

Отрар, как явствует из сообщений, был одной из опорных военных баз Тимура на северных рубежах его государства. В 1391 г. после битвы с Тохтамышем войско Тимура возвращалось в Самарканд через Отрар.

К середине XV в. сырдарьинские города подчинил себе Абу-л-Хайр-хан. Уже в 30-40 годы XV в. ему пришлось вести упорную борьбу с султанами чингизидами, среди которых наиболее настойчиво сопротивлялись Джанибек и Буреке-султан. Борьба между казахскими и узбекскими феодалами еще более усилилась с распадом государства кочевых узбеков в 1468-1469 гг. Одной из ее причин было стремление враждующих сторон захватить и подчинить сырдарьинские города. Борьба за них продолжалась и в XVI в. Отрар к середине XVI в. окончательно перешел в руки казахов. Интересные известия о городе Отраре имеются в сообщении переводчика М. Арапова, возвратившегося в 1749 г. из поездки к Барак-султану. Он пишет: "Городки Икан; Ташкент, Отрар, Угустау и Созах, в коих живут пахотные люди, принадлежат Бараку". С этими сведениями перекликаются более обстоятельные известия об Отраре, содержащиеся в топографии Оренбургской губернии П.И. Рычкова, датируемой 1762 г. По данным П.И. Рычкова, в Отраре в это время насчитывалось 40 семей. По сравнению с Туркестаном (1000 семей), Иканом (300 семей) и Саураном (100 семей) он был совсем незначительным селением.

История и хронология исследований Отрара

Первые сведения об Отраре содержат литературные источники, относящиеся к первым десятилетиям XVIII в. Далее Отрар упоминается в записках Филиппа Назарова, русского переводчика, побывавшего в Коканде в 1813-1814 гг. В 1886 г. П. И. Пашино осмотрел развалины Саурана и не согласился с точкой зрения В.В. Вельяминова-Зернова, который отождествил Сауран с Отраром.

В 1867 г. Среднюю Азию и Казахстан посетил П. И. Лерх. В своем отчете он описывает развалины Джанкента и Саурана (на Джанкенте им были проведены небольшие раскопки) и приводил некоторые сведения письменных источников о сырдарьинских городах.

Следующий период изучения Отрара связан с деятельностью Туркестанского кружка любителей археологии, организованного в 1895 г. Грандиозные развалины Отрара не могли не привлечь внимания его членов. Уже в 1896 г. Е.Г. Смирнов, описывая памятники нижнего и среднего течения Сырдарьи, говорит и об Отраре. В 1898 г. на городище побывал И.Т. Пославский. В небольшой заметке на страницах журнала, издаваемого кружком, он дает характеристику городищу и приводит интересные сведения о подземном потайном ходе, сохранившемся в развалинах Отрар-тобе.

В 1899 г. Н.С. Лыкошин публикует статью об Отраре, в которой отождествляет его развалины с городом Хамукатом. В 1902 г. члены кружка А.К. Кларе и А.А. Черкасов сняли план городища и вычертили профиль ци-тадели (основной бугор), а в 1904 г. произвели раскопки на средства Русского комитета по изучению Средней и Восточной Азии. После революции начался новый этап в развитии археологии Казахстана. В 1947 г. проводились исследования в Южном Казахстане. Тогда же Институтом истории, археологии и этнографии АН КазССР совместно с Ленинградским отде-лением Института истории материальной культуры была организована Южно-Казахская археологическая экспедиция (ЮКАЭ). Возглавил ее А.Н. Бернштам. Одним из районов работ ЮКАЭ стал Отрарский оазис - великолепный, по словам А.Н. Бернштама, комплекс. Были обследованы городища оазиса Пшакши-тобе, Алтын-тобе и Куйрук-тобе, а также городища по левому берегу Сырдарьи: Бузук, Оксус, Артык-Ата, Кауган-Ата и Сумагар-тобе. Датировка городищ определялась в широких пределах - скифо-сарматское - монголо-тимуридское время. В 1969-1970 гг. под руководством К.А. Акишева возобновились работы Отрарской археологической экспедиции Института истории, археологии и этнографии им. Ч.Ч. Валиханова АН КазССР. Их целью была подготовка городища древнего Отрара к масштабным раскопкам. С 1971г., начинаются исследования Южно-Казахстанской комплексной экспедиции, которая работает до сих пор, с перерывами в 1993-1996 гг.

В результате реализации четырехлетнее проекта ЮНЕСКО консервации Отрар-тобе, являющийся ярким памятником некогда цветущей цивилизации, сохранится для будущих поколений. В ходе выполнения проекта намечено продолжить археологические исследования. Новые методы консервации, разработанные для городища Отрар, могут быть применены и для других похожих памятников в регионе. Когда вы гуляете по древнему городищу Отрара, вас не покидает ощущение, что тысячелетняя история буквально лежит у вас под ногами. Каждый ваш шаг взметает столбы пыли и раскрывает страницы истории когда-то великого, славного города Отрара. Хотя воображению трудно представить былое величие этого когда-то одного из развитых центров Средней Азии, сегодня у вас есть реальная возможность своими глазами увидеть его руины и задуматься над парадоксами истории.

Городище Куйрык-тобе

Городище Куйрык-тобе (датируется периодом от первых веков н.э. до XV века) является одним из наиболее крупных памятников Отрарского оазиса. Оно отождествляется с крупным городом Кедер, бывшем в X-XI вв. столицей округа Фараб.

В плане городище представляет собой трапецевидный бугор, имеющий размеры сторон: северо-восточной - 250 м, западной - 125 м, юго-западной - 225 м, юго-восточной - 180 м. Высота бугра над окружающей местностью - 7,5 м. В юго-западном углу городища находилась цитадель виде округлого бугра диаметром около 30 м и высотой 15 м. На углах стены вокруг цитадели до сих пор заметны остатки башен. Вся остальная часть бугра является развалинами шахристана, который также как и цитадель, окружен стенами с башнями по периметру. Вокруг шахристана видны следы застройки - это остатки торгово-ремесленного предместья (план городища Куйрык-тобе).

План центральной части городища Куйрык-Тобе

Раскопки, начатые в 1981 г., проводились на всех частях городища. Раскоп на цитадели открыл строительные конструкции трех разновременных строительных периодов.

Конструкции нижнего горизонта принадлежали дворцовой постройке цитадели.

Дворец Куйрык-Тобе

Дворец Куйрык-Тобе погиб от пожара и позднее был перестроен. Конструкции нижнего горизонта, относящиеся к дворцовой постройке, датируются второй половиной VII - первой половиной IX вв. На плане дворца наибольшую часть занимает центральный зал приемов, размеры которого 15х10,5 м.

Проектированием дворца и оформлением интерьера, вероятно, занимались мастера из Согда и Хорезма. Также как и в Согде и Хорезме, этот зал выполнял функции культового зала "даре-мехр", в котором проводились обрядовые церемонии и отмечались торжественные события.

На полу зала было найдено большое количество сгоревшего деревянного перекрытия и резных досок, украшенных орнаментами и сюжетными сценами. По местонахождению фрагментов резного дерева предполагается оформление верхних частей четырех колонн, фриза, обрамляющего центральный прямоугольник покрытия, и стен зала. Доски на стенах зала были размещены в предполагаемых нишах или живописных изображениях ниш.

Композиция северо-западной стены, расположенная за троном, была предназначена для возвеличивания правителя и объяснения его власти как власти данной богами. На центральной части изображен бог Митра, символически венчающий правителя на власть, и богиня Арштад, дарующая ему славу. На доске, расположенной слева, сохранилось изображение богини Наны-Анахиты со светилами в поднятых руках.

На досках северо-восточной стены пересказана легенда о Сиявуше, от которого вел родословную правитель. В центре стены изображены правитель и его жена, представители тюркского племени кангаров-кенгересов, которым принадлежало политическое господство в раннесредневековом тюркском объединении Кангу-Тарбан, сформированном на средней Сырдарье в начале VIII века.

При раскопках были найдены две терракотовые фигурки фравашей, оттиснутые в формах. Лица у них горбоносые с миндалевидными глазами. В ушах серьги, головы увенчаны коронами.

В числе находок – сердоликовая печать-инталья с резным изображением конегрифона. При расчистке парадного зала было собрано большое количество обугленных деталей деревянного перекрытия, украшенных резьбой.

Фрагменты резного дерева

Бог Митра, венчающий правителя на власть, и богиня Арштад, дарующая ему славу.

Богиня Нана-Анахита в сцене осады замка

Портретное изображение правителя и его жены (в центре)

Ближайшие аналогии резного дерева из Куйрык-Тобе происходят из Согда и Уструшаны. Орнаментальные мотивы характерны для памятников Шахристана, Уртакургана. Интересны исследования ранней городской соборной мечети. Она находилась в центре городища. Мечеть перестраивалась. От ранней постройки сохранились остатки стен квадратного жженого кирпича.

Более поздняя мечеть была в основном разобрана на кирпич для мусульманских захоронений XIII-XV вв. Однако по сохранившимся остаткам удалось получить представление об ее облике. Размеры здания 36,5х20,5. Оно вытянуто с юго-запада на северо-восток. В северо-западной части на полу расчищены основания 16 баз из жженого кирпича от деревянных колонн. Всего баз было 50 в коротком и 10 в длинном. Шаг колонны 3 м. Мечеть датируется XI-XII вв. и относится к числу столпных или колонных построек. Город существовал и в послемонгольское время. Были раскопаны мастерские на рабаде, которые датируются XIII-XV вв.

Материалы Куйрык-Тобе уникальны богатством материалов, свидетельствующих о высокой художественной культуре населения средневекового Казахстана.

Городище Алтынтобе

Первые вв. н. э.- 11 в. В 8-ми км к северо-западу от села Когам.

Обследовано в 1947г. Южно-Казахстанской археологической экспедицией (А.Н. Бернштам). В 1949 г. заложен раскоп в южной части шахристана. Были вскрыты 3 культурных слоя с остатками зданий из сырцового кирпича, под которым находился слой золы. В результате раскопок и анализа полученных материалов были выявлены 2 хронологических этапа: первые вв. н. э. и 8-10 вв. В 1969-70 гг. городище было обследовано Отрарской археологической экспедицией (К.А. Акишев), снят инструментальный план. В 1986 г. Южно-Казахстанской комплексной археологической экспедицией (К.А. Акишев) были продолжены исследования городища.

Топография памятника: Представляет собой 2-ярусный бугор, типа «тобе с площадкой» ориентированный по сторонам света. Северная, наиболее возвышенная часть (цитадель), подквадратная в плане, с заоваленными углами, размерами: 135х150 м (по горизонтали 5 м) и 75х60 м (по горизонтали 15 м). Наибольшая высота цитадели 17,13м. В центре северной стороны цитадели четко выделяется глубокая пpомоина-ложбина, идущая сверху вниз. Она, вероятно, возникла на месте бывших «северных» ворот, въезда в цитадель, ведущего по пандусу.


Другой въезд в цитадель вел с юга, из шахристана, уплощенной площадки, пpимыкающей к южной части цитадели. Наибольшая высота шахристана 7м., размеры основания 100х225м (2,25га). По периметру территория шахристана охвачена полукольцом крепостной стены. Остатки ее, в виде невысокого вала с ритмично расположенными возвышениями (руины башен) хорошо просматриваются на местности. В микротопографии шахристана читаются невысокие всхолмления - остатки жилых массивов, впадины площадей и улочек. Обширная площадь (40х80м) расположена между цитаделью и шахристаном у восточного въезда в шахристан. У северного въезда в шахристан небольшое понижение.

В 1200м. к востоку от городища расположен сложный распределитель канала Алтын-Арык, от которого отходят до 9-ти ответвлений.

В ближайших окрестностях городища имеются уплощенные всхолмления, очевидно остатки складывавшегося рабада. Однако, крепостной стены, или ее следов, охватывавшей бы эти всхолмления, не обнаружено. Цитадель Алтынтобе многослойна. Верхний строительный горизонт уничтожен многовековыми эрозийными процессами. От него на отдельных участках сохранились самые нижние ряды кладок кирпичей стен, мусорные ямы-бадрабы, которые на значительную глубину прорезают и нижележащие культурные наслоения. Комплексы находок в этих бадрабах свидетельствуют о том, что исчезнувший верхний слой может быть датирован 9-10 Вв. В основном, это бытовая керамика неполивная, или изредка покрытая поливой, стеклянные сосуды, кости животных, рога, использовавшиеся как поделочный материал, обломки керамических очагов-алтарей, «ванночек»-ташнау, «двурогих» подставок, железных изделий. Аналогичные археологические материалы в изобилии представлены в синхронных слоях близлежащих городищ Отрара и Куйрыктобе.

Городище Пышакшы-Тобе

1-12 вв.

На юго-западе от с. Шаульдер

В 1947г. обследовано Южно-Казахстанской археологической экспедицией (А.Н. Бернштам), был сделан схематический план, собран подъемный материал. В 1949 г. заложен раскоп в середине восточного края нижней площадки (западной). Вскрыто 3 слоя 6-10 вв.

В 1969-70 гг. городище обследовано Южно-Казахстанской комплексной археологической экспедицией (К.А. Акишев): заложен небольшой шурф, предложена новая датировка (1-10 вв.).

Представляет собой прямоугольный в плане 2-ярусный бугор с сильно закругленными углами, приблизительно ориентированный по странам света. Размеры по основанию с запада на восток 138 м. и севера на юг 110 м. Западная, более низкая часть, представляет собой площадку высотой 7,5 м и размером с запада на восток 30 м, с севера на юг 60 м. Восточная, более высокая часть бугра, также имеет форму почти квадратной площадки размером 30х30 м и высотой около 11,5 м. Вокруг этого бугра, видимо остатков цитадели с небольшим шахристаном или двором, находятся остатки различных сооружений в виде разного размера и формы бугров.

По краям площадки сохранились остатки вала. К югу от цитадели сохранились следы древнего магистрального канала, идущего со стороны р. Арыси к подножию цитадели. По обе стороны канала сохранились остатки крупных сооружений, из которых один бугор - Жартобе диаметром около 100 м. и высотой около 6 м. Бугор разрезан на 2 части руслом старого арыка. Раскопками 1949 г. вскрыто3 слоя. Первый слой сильно развеян и разрушен. Второй слой дал остатки стен из кирпича-сырца (42х43х7-9см) и зольные пятна. Третий слой вскрыл остатки кладки из сырца размером 35х16х8см. Собрано большое количество фрагментов керамики. Раскопками 1970 г. вскрыты более поздние слои городища 10-12 вв.

Материалы раскопок хранятся в фондах археологической базы Института истории, археологии и этнографии им. Ч.Ч. Валиханова АН Казахской ССР в с. Шаульдер.