Дата создания: 1558 г. - 1589 г.
Материал, техника: белый камень
Главный (кафедральный) храм Северо-Восточной Руси. Одно из величайших созданий русской архитектуры XII в., послужившее образцом для более поздних соборов. Построен из белого тесаного камня по заказу владимирского князя Андрея Боголюбского в 1158-1160 гг. в виде шестистолпного, трехнефного, одноглавого здания с тремя небольшими южным, северным и западным притворами и башнями у западных углов. Ширина центрального нефа составляет 20 греческих футов (равна ширине пролета Золотых ворот). Высота собора 32,3 м.
Фасады членились сложными пилястрами с коринфскими капителями, а по горизонтали разделялись на два яруса аркатурным фризом. В центральных закомарах находились рельефные композиции "Три отрока в пещи огненной", "Вознесение Александра Македонского на небо" и "Сорок мучеников севастийских", а также львиные и женские маски. В 1185-1189 гг. при князе Всеволоде Большое Гнездо притворы и башни были разобраны и заменены обширными и высокими галереями, для сообщения с которыми в стенах собора были прорублены арки. Вместо одноглавого собор стал пятиглавым. Апсиды перестроены. В новом "аркатурном фризе появились фигурные консоли в виде женских и львиных масок, птиц и различных химерических существ. Старая скульптура вынесена на фасады галерей, причем две композиции ("Вознесение Александра Македонского на небо" и "Сорок мучеников севастийских") оказались срубленными. Часть фасадных женских масок появилась во время реставрации собора в XIX в. В интерьере собора сохранились фигурные "капители 1158-1160 гг. в виде сдвоенных лежащих львов .
Живопись собора сохранилась фрагментарно. К росписи 1161 г. относятся фигуры пророков между колонками северного аркатурного фриза (в северной галерее). Фигуры Артемия и Авраамия в юго-западном углу древней части собора, а также фигуры на заиконостасных столпах относятся к росписи 1189г. В южной галерее видна часть композиции "Чудо Федора Тирона" начала XIII в. В 1408 г. собор был расписан Андреем Рублевым и Даниилом Черным. От их росписи сохранились отдельные изображения большой композиции "Страшного суда", занимавшей всю западную часть храма. На западной арке представлены трубящие ангелы, женственные головы которых напоминают леонардовские образы.
На своде Христоссудия и символы четырех царств: Вавилонского (медведь), Македонского (грифон), Римского (крылатый барс) и Антихристова (рогатый зверь). На западной стене (на арке) "Престол уготованный", по сторонам которого сидят апостолы Петр и Павел с ангелами. Остальные члены "апостольского трибунала" (слова Н. Н. Воронина) изображены на склонах свода . На северном Матфей, Лука, Марк, Андрей и другие. На южном Варфоломей, Симон, Иоанн и другие. За апостолами сонм ангелов, склоненные головы которых (округлых "рублевских" очертаний) по грациозности близки к голове трубящего ангела. Под южным сводом "праведные жены". На своде смежного южного нефа большая композиция "Шествие праведных в рай". Путь шествию указывает апостол Павел (со свитком в руке). За апостолами, среди которых различаются Петр и Иоанн, идут пророки, потом отцы церкви и другие. Наибольшей психологической заостренностью отличается образ апостола Павла, но и он добр. Вся эсхатологическая сцена поражает настроением умиротворенности. В юго-западной части собора располагались картины самого рая. Роспись сильно пострадала от времени. Ее первоначальный колорит сохранился слабо. Для иконостаса собора Андреем Рублевыми Даниилом Черным были созданы грандиозный деисусный чин (в Третьяковской галерее и Русском музее) и иконы праздничного ряда.
Колокольня Успенского собора построена в 1810 г. Стилистически она представляет довольно свободное соединение классических элементов (спаренные колонны первого яруса, композитные третьего) с псевдоготическими деталями (стрельчатые арки), однако архитектурный образ колокольни интересно сочетается с собором. В этом, безусловно, сказался тонкий вкус возводившего ее зодчего. Несравненно слабее и эклектичнее выглядит здание теплой Георгиевской церкви, встроенное между собором и колокольней в 1862 г. Но оно почти не бросается в глаза настолько велико впечатление, производимое собором.
Другие работы по теме:
Святой Андрей Боголюбский
Андрей Боголюбский, Св. (ок. 1111–1174), князь Владимиро-Суздальский, сын Юрия Долгорукого, внук Владимира Мономаха. Именно ему, выдающемуся политику домонгольской Руси, Владимиро-Суздальский край обязан своим ранним возвышением.
Базельский собор
Базельский собор, церковный собор, созванный в Базеле (Швейцария) папой Мартином V в 1431 для реформирования церкви, урегулирования военного конфликта с гуситами и воссоединения Западной и Восточной церквей.
Сердце Москвы
Что называется сердцем Москвы. Возведения и архитектура Благовещенского собора.
Софийский собор 2
Софийский собор Сочинение-описание памятки по собственным наблюдениям Свое наследие - Киев - князь Ярослав Мудрый украсил не хуже от ярчайших городов мира. Кто-то намекал князю на его расточительство: зачем это золото? И зачем церковь поставлена на холме? Но князь Ярослав знал, что делал. Пусть все - и чужестранцы и путешественники, и друзья, да и враги - сразу видят, какой богатый, красивый и могущественный Киев.
Дворец князя Андрея Боголюбского ансамбль Боголюбова монастыря
На подступах к Владимиру, вблизи слияния рек Нерли и Клязьмы, в 1158-1164 гг. раскинулся на высокой береговой гряде "город камен именем Боголюбый". Предание связывает его основание и выбор места с покровительством Богородицы. 18 июня 1155 г. князь Андрей Юрьевич проезжал здесь, двигаясь из Киева в Суздаль, свою вотчину.
Амьенский собор
Амьенский собор, один из самых известных готических соборов в мире и один из самых крупных во Франции (длина 145 м).
Архитектура Руси
Недаром говорят, что архитектура — это душа народа, воплощенная в камне. К Руси это относится лишь с некоторой поправкой. Русь долгие годы была страной деревянной, и ее архитектура, языческие молельни, крепости, терема, избы строились из дерева.
Андрей Рублев
Рублeв Андрей (около 1360-1370 - 1427 гг., по другим источникам, около 1430 г., Москва; погребeн в Андрониковом монастыре), русский живописец, создатель московской школы живописи.
Успенский собор Московского Кремля
Археологические находки рассказывают, что уже в конце XII века на месте теперешнего собора стояла на самой высокой точке кремлевского холма деревянная церковь.
Золотое кольцо
Около 30 лет назад несколько древних городов России к северо-востоку от Москвы были объединены в туристический маршрут, получивший название "Золотое кольцо России". В этих краях сохранились шедевры древнерусского зодчества.
Монастыри Пскова
Text Один из самых известных монастырей России. Он построен в глубоком лесном овраге, по которому протекает ручей Каменец. Крепостные стены протянуты по склонам оврага и, пересекая его, опускаются на довольно большую глубину, образуя цифру «V», опущенную нижним углом в заросший лесом глубокий овраг.
Клермонский собор
— церковный собор, созванный папой римским Урбаном II во французском городе Клермон (современный Клермон-Ферран) и начавшийся 18 ноября 1095 года для решения церковно-административных и церковно-политических вопросов. На Клермонском соборе присутствовали представители католического духовенства и светские лица (преимущественно французских дворян и рыцарей).
Алипий Печерский
Али́пий (Али́мпий) Пече́рский (? — 1114 г.) — преподобный святой, киевский мозаичист, иконописец и ювелир конца XI века, ученик греческих мастеров. Первый из названных по имени древнерусский живописец. Память совершается (по юлианскому календарю) 17 августа и 28 сентября (Собор преподобных отцов Киево-Печерских Ближних пещер).
Имперские соборы
Введение 1 Рейнские соборы 2 Прочие соборы 3 Список соборов Введение Кайзерский или императорский собор (нем. Kaiserdom) — традиционное название для романского собора, построенного под прямым покровительством императора Священной Римской империи. Главной отличительной чертой имперских соборов является наличие двух хоров в начале и конце нефа.
Пётр Томский
Пётр Томский (Пётр Алексеевич Мичурин; ум. в начале XIX века) — святой Русской церкви, почитается в лике праведных, память совершается (по юлианскому календарю) 4 марта, 10 июня (Собор Сибирских святых) и в последнее воскресение августа (Собор Кемеровских святых).
Царская резиденция в Александровской слободе
План Введение 1 История 2 Фотографии Список литературы Введение Царская резиденция в Александровской слободе (также Александровский кремль) — древнерусская крепость, фактическая столица опричнины Московского государства в 1564—1581 годах. Располагалась на территории нынешнего города Александрова (Владимирская область).
Александро-Невский собор Москва
Александро-Невский собор — снесённый кафедральный собор на Миусской площади в Москве. Крупнейший из ряда соборов Александра Невского, построенных на территории Российской Империи. Второй по величине исторический храм Москвы после Храма Христа Спасителя.
Успенский собор Княгинина монастыря
Успенский Собор Княгинина монастыря. Этот Успенский собор расположен в северо-западной части Владимира. Он заложен 15 июля 1200 года и закончен в сентябре 1202 года. Собор был сооружён как главный храм монастыря, постройку которого летописи связывают с именем первой супруги владимирского князя Всеволода III-Марии, дочери чешского князя Шварна.
Курбский, Михаил Михайлович
Михаил Михайлович Курбский (умер 1546) — князь и воевода на службе у московскоих князей Василия III и Ивана Грозного. Сын князя Михаила Фёдоровича Карамыша, отец князя Андрея, известного оппонента Ивана Грозного.
Свято-Успенский кафедральный собор Ташкент
План Введение 1 История 2 Современное состояние и причт Список литературы Введение (G) (O) Свя́то-Успе́нский кафедра́льный собо́р в Ташкенте — кафедральный православный храм Ташкентской епархии расположен на улице Авлиёота[1] рядом со старой территорией Военного госпиталя недалеко от центрального железнодорожного вокзала.
Анийский собор
Кафедральный собор Святой Девы в Ани , или Анийский собор — армянский кафедральный собор в городе Ани. Возведён в 989—1001 годах по проекту архитектора Трдата.
Древняя история
ГАЛИЦКО-ВОЛЫНСКОЕ КНЯЖЕСТВО Галицкое и Волынское княжества выделились (первое - в 90-х годах XI века, второе - в середине XIIв.) и существовали раздельно до 1199 года, когда они были объединены в одно княжество с центром в Галиче
Культура Руси в период раздробленности
Для русской духовной культуры середины XII - XIII в. характерно становление "полицентризма" - появление в разных регионах Руси самобытных культурных центров.
История Шпаргалка
первая половина 9 в. первые упоминания о государстве Русь 862 г. начало княжения Рюрика в Новгороде 882 г. объединение Руси под властью князя Олега 907, 911, 944 гг.
Ермолин, Василий Дмитриевич
Васи́лий Дми́триевич Ермо́лин (годы рождения и смерти неизвестны) — московский купец, который руководил строительными работами Московского государства в 1460-х и начале 1470-х гг. По заказу (возможно, и при непосредственном участии) Ермолина была составлена Ермолинская летопись.
Владимир
В 1108 г. князь Владимир Мономах построил мощную крепость, защищенную с юга крутыми берегами реки Клязьмы, с севера — речкой Лыбедью, с востока и запада - глубокими оврагами. Новая крепость была названа в честь основателя - Владимир.
Успенский Г.И.
Родился 13 октября (25 н.с.) в Туле в семье чиновника. Детские годы прошли в спокойной, добросердечной атмосфере, среди любящих родных людей. Уже в раннем возрасте читал сказки и стихи Пушкина, Лермонтова, читал Карамзина.
Дионисий
Во второй половине 15-го в. перестраивается с участием итальянских зодчих и русских мастеров Московский Кремль. Успенский собор — главный храм Московского государства. Расписывает храм замечательный русский художник Дионисий.