Врубель Михаил Александрович (1856-1910)
Живописец-монументалист, художник театра, скульптор, график, иллюстратор, художник декоративно-прикладного искусства, известен как автор живописных полотен, фресок, декоративных панно. Художник-символист, представитель романтического направления русского модерна.
Родился в Омске, в семье военного юриста, где интересовались искусством, литературой, музыкой. Поступив в Петербургский университет на юридический факультет, он часто бывал в Эрмитаже и посещал вечерние часы занятий в Академии художеств. По окончании университета он в 1880 был принят в Академию художеств.
В 1884-1889 жил в Киеве (не окончив Академии), где работал над эскизами росписей Кирилловской церкви и Владимирского собора; выполнил самостоятельно ряд монументальных композиций. Исполненные Врубелем работы в церкви, а также декорации во Владимирском соборе принадлежат к лучшему, что создано в религиозной живописи за весь XIX в.
В 1887 г. ему поручается исполнение фресок для Владимирского собора по эскизам, сделанным им частью еще ранее. В том же году стал заниматься скульптурой и создал и в этой области замечательные произведения.
В 1889 поселился в Москве. Художник, трансформируя реальность с помощью художественных средств, создаЕт в своих работах некий фантастический мир, наполненный вымышленными ирреальными существами.
В Москве начинается период его наиболее плодовитой работы. Он пишет портреты С.И. Мамонтова и К.Д. Арцыбушева, заканчивает "Демона". В 1899 - 1900 годах исполняет скульптуры для майолик Абрамцевской фабрики (Снегурочка, Лель, Волхова, Садко, Купава, Египтянка и пр.) В 1896 г. пишет большие декоративные панно для нижегородской всероссийской выставки. В 1897 г. пишет панно для Морозова: "Утро", "Полдень" и "Вечер". В 1900 г. начал писать второго "Демона" (ныне собственность В.П. Рябушинского).
Центральным произведением, как бы квинтэссенцией его творчества, стала трилогия "Демон" - сидящий, летящий и поверженный. Работа над образом Демона привела художника к иллюстрированию произведений Лермонтова М.Ю.
В знаменитой картине "Демон сидящий" (1890) Врубель пишет "молодую, уныло-задумчивую фигуру" среди фантастического лилово-терракотового ландшафта, кристаллических, драгоценных цветов. Перед зрителем является новая, преображенная реальность, будто превращенная в волшебные сталактиты, ставшая камнем, будь это цветы или живой Демон. Они изображены на фоне закатного неба. Лиловое небо в картине написано тем загадочным цветом ирисов и оперения экзотических птиц, который был столь любим в "эпоху угасания", как называли конец XIX века. Сумерки - трещина между мирами, проникновение в области невидимого, фантастического, которое становится зримым в неясном свете заката.
В начале 1890-х окончательно сложилась художественная манера Врубеля, в которой резкий, ломающийся штрих, совмещение нескольких планов в изображении предмета, мозаичный мазок и яркие цветовые сочетания становятся средствами выражения тревожного и драматического восприятия мира. ВсЕ время идут поиски монументально-декоративного решения станковой картины. Врубель испытывал влияние символизма и модерна, однако его творчество выходило за рамки этих течений.
В 1891-1892 художник живет в Италии. Творчество Врубеля во второй пол.1890-х отмечено вниманием к фольклору и сказочным образам. Он активный участник Мамонтовского кружка. Свои творческие усилия он направляет на создание майоликовой скульптуры, исполнение эскизов декоративных блюд, камина в Абрамцеве. В эти годы он успешно работает в области театрально-декорационного искусства в частной опере Мамонтова С.И.
В 1906 Врубель ослеп, в 1910 умер в больнице для душевнобольных.
Врубель должен быть причислен к классикам русского искусства - значение его в истории русской живописи очень велико. Он замечателен не только как автор прекрасных картин, но и как один из первых, указавших путь современной монументальной живописи. Произведения его находятся в музее Александра III , в Третьяковской галерее, в музее Академии Художеств и во многих частных собраниях.
Из картин его наиболее известны: "Восточная сказка" (1886, собственность Б.И. Ханенко), "Гамлет и Офелия" (1888, собственность С.А. Щербатова в Москве), "Сидящий Демон" (1890, собрание В.О. Гиршмана в Москве), "Гадалка" (1895, Третьяковская галерея), "Пан" (1899, Третьяковская галерея), "К ночи" (1900, там же), "Царевна Лебедь" (1900, собрание М.К. Морозова в Москве).
Другие работы по теме:
Дом-особняк в архитектуре русского модерна
Источники вдохновения для русского модерна, его отличительные особенности в архитектуре. Создание мебели в неорусском стиле, претворение новых идей в пространстве интерьера. Сооружение особняков с использованием утилитарных форм, трактуемых художественно.
Гениальность или безумие
Ван Гог считал себя одержимым бесом. У Гофмана была мания преследования и галлюцинации. Гоббс боялся оставаться в темной комнате, там ему мерещились привидения. Гончаров был ипохондриком, Врубель и Хармс лечились в психиатрических клиниках, Достоевский страдал эпилепсией и болезненной страстью к азартным играм, у Мандельштама был тяжелый невроз и попытки суицида.
Сочинения на свободную тему - М. а. врубель демонсочинение по картине 2
Выдающийся русский живописец Михаил Александрович Врубель в своем творчестве часто обращался к глубоким философским проблемам: смысл человеческого бытия, противоборство добра и зла, место и роль человека в окружающем мире. Однако художник не мог найти решения этих вопросов в реальной жизни. Эти противоречия отразились в его картинах, которые содержат элементы таинственности, загадочности и зачастую носят мистический характер.
Истоки духовности в музыке С. В. Рахманинова
Духовная музыка долгое время предшествовала музыке светской. Она была неотъемлемой частью человеческой жизни. И потому в основе творчества русских композиторов скрыты истоки национальной культуры.
Усадьба Абрамцево
По письменным источникам Абрамцево известно с 1755 года. До 1782 года оно принадлежало роду Головиных. Скромный одноэтажный, обшитый тёсом дом с мезонином, был построен ещё в 1770 - е гг. С 1843 по 1859 г. в усадьбе жил русский писатель С.Т. Аксаков.
В переулках Мясницкой
«Юшков-дом» - один из лучших памятников московского классицизма. Это одно из немногих сохранившихся зданий великого зодчего В.И.Баженова. Заказчиком был генерал-поручик И.И.Юшков.
Театральная
Рождение Театральной площади - целиком заслуга Осипа Ивановича Бове, участника московского ополчения. Перед началом работ в 1819 году пришлось спрятать в трубу реку Неглинку и снести старые земляные бастионы.
Философская проблематика поэзии Бориса Пастернака
Поэзия Бориса Пастернака — явление новейшее не только в истории литературы Серебряного века, но и русской литературы вообще. И Пастернак почитается одним из величайших и гениальнейших поэтов в рамках указанного этапа времени, а также в контексте всей русской художественной литературы. Стихотворчеству он отдал в итоге всего себя без остатка, всю личную жизнь, полагая, что исключительно творчество может вознести человека над посредственностью повседневной жизни, возвысить его до безоблачных апогеев существования.
Философская проблематика поэзии Б. Пастернака
Поэзия Бориса Пастернака не легка для восприятия. Дело тут не только в сложности его поэтики, но и в глубине и динамике мысли. Некогда поэт заметил, что философия — листва поэзии; читая его стихи, убеждаешься в этом вновь и вновь.
Виктор Платонович Некрасов и его произведения
Некрасов был человеком мужественным. Вместе с А.Д. Сахаровым во весь голос протестовал против попыток Брежнева реанимировать сталинизм. Вопреки Суслову вместе с украинскими писателями подписал письмо-протест против гонения на украинский язык.
Снова о Врубеле
Врубель — это новый, небывалый ранее у нас тип художника. В. Серов и И. Левитан были похожи на того художника-лирика и созерцателя, от лица которого ведется рассказ в „Доме с мезонином" А. Чехова. Врубель — это, скорее, тип художника-визионера.
Опекун русского модерна
Савва Иванович Мамонтов — один из самых значительных представителей русских промышленников (выходцев из купеческого сословия) и меценатов. Можно смело сказать, что ему должно быть «вечно обязано» ни одно поколение русских художников.
Образы лиц, дорогих нации
Вторая половина XIX века в России – время коренных социально-экономических, политических и идеологических сдвигов. Это обусловило демократизацию искусства, способствовало появлению в нем новых героев.
Виктор Михайлович Васнецов 2
Виктор Михайлович Васнецов (1848 - 1926) Биография Часть 1 иктор Михайлович Васнецов родился в далеком вятском селе Лопьял. Его отец, Михаил Васильевич, священник, вскоре после рождения сына переселился в село Рябово. Мать, Аполлинария Ивановна, происходила из старинного рода Вятичей. На очень скромный доход отцу Васнецова приходилось кормить и учить шестерых детей.
Жизнь и творчество М. Врубеля
Вехи биографии М. Врубеля, его жизнь и творчество. Демон - idea fix творчества художника. «Демон сидящий». «Демониана» Врубеля. Последние годы великого художника. Творчество М. Врубеля как уподобие взволнованной исповеди. Характеристика и критика.
Врубель
Образ демона у Врубеля не имеет ни ожесточенности романтического сатаны, ни разъедающей разочарованности Мефистофеля. Сам художник признавался, что демон его — „дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный".
Искусство передвижников в Русском музее
История основания и развития союза товарищества передвижных художественных выставок, "передвижничество" как огромное явление русской культуры. Особенности портрета второй половины XVIII в., представители передвижников-портретистов и их известные работы.
Искусство Михаила Александровича Врубеля
Вестник нового искусства Михаил Александрович Врубель. Искания предреволюционной эпохи, ее тревоги и надежды. Биография и этапы творчества. "Демоническое" в творчестве М.В. Врубеля. Последние годы жизни. Переломы художественного сознания в искусстве.
Мозаика
Мозаика (франц. mosaique, итал. mosaico, от лат. musivum, буквально - посвященное музам), изображение или узор, выполненные из однородных или различных по материалу частиц (камень, смальта, керамическая плитка и пр.).
Декоративно-прикладное искусство
Особенность российского декоративного искусства - его массовость, "артельность". Русское декоративное искусство по преимуществу анонимно, более известны фирмы, чем художники (мебельная фирма Гамбса, ювелирная фирма Карла Фаберже).
Мария Тенишева
Детство и юность для Марии были нерадостны: богатая мать откровенно не любила незаконнорожденную дочь и «с глаз долой» выдала ее замуж за человека заурядного, нелюбящего и нелюбимого. Несколько лет мучений, развод.
Юридический факультет Санкт-Петербургского государственного университета
Введение 1 История факультета 2 Кафедры факультета 3 Образовательный процесс 4 Персоналии 5 Адрес и контактная информация Введение Юридический факультет Санкт-Петербургского государственного университета — одна из старейших в России школ юристов, а также один из крупнейших научно-исследовательских центров Российской Федерации.
Описание поселка Талашкино в Смоленской области
Талашкино – «Афины русских крестьян». 22 июля 1893 года Мария Клавдиевна стала хозяйкой Талашкина. Ей, уже княгине Тенишевой во втором браке, супруг Вячеслав Николаевич преподнес ко дню именин столь желанный подарок.
Жизнь и творчество Михаила Врубеля
Искусство Врубеля, как поэзия Лермонтова, находит отклик у молодых. В духовном развитии подростков бывает "Лермонтовский" период. А те, кто восприимчив к живописи, в это время открывают для себя Врубеля.
Врубель Михаил Александрович
А. Врубель отличался редкой многогранностью дарования. Он известен как мастер монументальных росписей, станковых картин, театральных декораций, как график, скульптор и даже архитектор.
Михаил Врубель
Жизнь художника — развитие его творческой силы, это настоящая биография художника, которой одни обломки являются в происшествиях ежедневной жизни... Материалы жизни художника суть одни — его произведения.
Аксенов И.А.
Поэт, переводчик, специалист по английской литературе, искусствовед/ Родился в Путивле в дворянской семье. Окончил кадетский корпус в Киеве, затем в 1905 г. Николаевское военно-инженерное училище в Москве.
Врубель Михаил Александрович
Один из замечательнейших русских художников. По причине частых перемещений его отца, офицера русской службы, Врубель с детства испытал много новых впечатлений, живя попеременно в Омске, Астрахани, Петербурге, Саратове и опять в Петербурге.
Кирилівська церква
Реферат на тему: Кирилівська церква Кирилівську церкву було збудовано в середині XII століття на далекій околиці стародавнього Києва - Дорогожичах. Звідси засновник церкви чернігівський князь Всеволод Ольгович 1139 року взяв штурмом Київ під час міжусобної боротьби за київський престол. Для представників династії Ольговичів храм був заміською резиденцією і родовою усипальнею.