Большинство памятников древней живописи не дошли до наших дней, но северные русские земли стали в этом смысле исключением. Они не подверглись в 13 веке такому разрушению, как остальные. Псков и Новгород сохранили основы своей культуры, но количество икон, дошедших до наших дней, весьма ограничено.
В 16 в. Псков вошел в состав Московского государства. С этого времени в псковской живописи сочетаются московские и местные традиции. Правда, это не привело к утрате своеобразия псковской живописи. Псковский искусствовед И. Родникова пишет: "... жизнестойкость собственных традиций почти всегда оказывалась сильнее; псковское искусство избежало нивелировки и в лучших образцах не обнаруживает признаков упадка, оставаясь значительным художественным явлением".
Иконопись Пскова близка к новгородской школе, это объясняется тем, что новгородская живопись приобрела общерусское влияние, а Псков долгое время являлся "младшим братом" Новгорода.
Новгородские мастера умели виртуозно распоряжаться всем арсеналом своих художественных средств, но им присуща некоторая сдержанность, даже суровость.
Псковские иконы не имеют такого твердого рисунка и виртуозности, они как бы лишены внешнего блеска. На псковских иконах центр композиции может быть смещен, сама композиция не так стройно вписывается в розетки, но это не умаляет их достоинств. Псковская икона всегда поэтична.
По мнению искусствоведа М. Алпатова, иконопись Пскова можно условно разделить на следующие периоды:
1-й - древнейшая иконопись, которая датируется концом 13 - первой половиной 14 вв. ("Богоматерь Одигитрия" нач. 14 в., "Илья пророк в пустыне с житием и Деисусом" вторая пол. 13 в.);
2-й - конец 14 - 15 вв. ("Спас Елеазаровский" сер. 14 в.);
3-й - 15 - середина 16 вв. ("Избранные святые Параскева Пятница, Варвара и Ульяна", "Собор Богоматери" нач. 15 в.);
4-й - середина 16 - конец 16 вв. ("Рождество Христово" 16 в.) Все сохранившиеся иконы свидетельствуют о том, что псковские мастера всегда стремились писать по-своему.
Что же отличает псковские иконы?
Это особый способ обработки доски для иконы; особый драматический образный строй икон; использование активных цветовых пятен, особенно красных и зеленых, реже синего; применение красок только из местных материалов; "включенность" персонажей в события, изображенные на иконе; интерес к психологии человека, человеческое лицо и человеческие переживания - вот что передавали псковские мастера с исключительной проникновенностью; свобода письма.
Традиции псковской школы иконописи не пропали. В наши дни работают иконописные мастерские в Псково-Печорском монастыре, созданные о. Зиноном. Имя отца Зинона стало символом совершенной иконописи, безусловной приметой возрождения всего православного искусства.
Псковские мастера всегда владели этим искусством, византийская икона для них - образец.
Другие работы по теме:
Сущность неоклассической экономической теории
Неоклассическая экономическая теория возникла в 1870-е годы. Представители: Карл Менгер, Фридрих фон Визер, Эйген фон Бём-Баверк (австрийская школа), У. С. Джевонс и Л. Вальрас (математическая школа), Дж. Б. Кларк (американская школа), А. Маршалл и А. Пигу (кембриджская школа).
Культура запорожских казаков
Все сведения о жизни и культуре запорожских казаков можно подчерпнуть из летописаний, где речь идет главным образом о войнах и походах, общественном и культурном строе жизни. Писали летописи сами казаки.
Илья Пророк
Икону по праву отнесли к характернейшим произведениям новгородской школы, так как она действительно вобрала в себя многие местные иконописные традиции.
Икона «Богоматерь Владимирская»
Эта жемчужина древней иконописи вошла в собрание галереи сравнительно недавно, а именно в 1930 году, и ее путь до стен галереи был достаточно долгим. Она почитается русским народом как чудотворная.
Псковская школа иконописи 2
Содержание 2.1 Периоды иконописи Пскова 4 2.2 Своеобразные черты и характер псковских икон 5 2.3 Отличие Псковской школы иконописи от Новгородской и Московской 7
Симон Ушаков
Иконописец, художник-монументалист, автор богословских сочинений, мыслитель, педагог. С именем С. Ф. Ушакова в истории древнерусской иконописи принято связывать представление о последнем периоде искусства Московской Руси.
Школы иконописи
Новгородская, Московская, Псковская, Строгановская школы живописи.
Новгородская школа иконописи
Новгород - один из древнейших центров культуры. Здесь при Софийском Соборе в ХI веке впервые возникло русское летописание. Более половины письменных памятников древней Руси XI-XVII веков находится в Новгороде.
Московская школа иконописи
Расцвет московской школы в конце 14 - начале 15 вв. связан с деятельностью выдающихся художников Феофана Грека, Андрея Рублева, Даниила Черного. Традиции их искусства получили развитие в иконах и росписях Дионисия.
Русская икона
Древнерусская живопись - одна из признанных вершин мирового искусства, величайшее духовное достояние нашего народа. Интерес к ней огромен, как огромны и трудности ее восприятия для нас.
Киевская школа иконописи
Создателем киевской школы иконописи считают митрополита Иллариона, который выступил против засилья византийских греков в иконописной работах на территории Киевской Руси.
Гаагская школа живописи
— наиболее значительное художественное объединение второй половины XIX века в Нидерландах. Обозначает группу художников, живших и работавших в Гааге между 1860 и 1890 годами в стиле реализма. На гаагскую школу наиболее сильное влияние оказала барбизонская школа во Франции.
Багоцкий, Сергей Юстинович
Введение 1 Молодые годы 2 Революционная и партийная деятельность 3 Государственная и хозяйственная деятельность Список литературы Введение Сергей Юстинович Багоцкий (11 августа 1879[1], Опочка, Псковская губерния[1] — ?) — русский революционер, партийный и государственный деятель, медицинский работник, крупный хозяйственник, учёный.
Новгородская и Псковская феодальные республики
2.4. Новгородская и Псковская феодальные республики Новгород - один из древнейших центров Руси. После образования Древнерусского государства новгородские земли управлялись обычно князем присылаемым из Киева. Однако примерно с начала XII в. управлении Новгородом приобретает своеобразный характер.
Шаховской, Фёдор Петрович
Введение 1 Биография Список литературы Введение Фёдор Петрович Шаховской (12.3.1796 Псковская губерния — 22.5.1829 Суздаль) — князь, отставной майор, декабрист.
Список городов СССР в 1926 году
Введение 1 Белорусская ССР 2 ЗСФСР 2.1 Азербайджанская ССР 2.1.1 Нахичеванская АССР 2.1.2 АО Нагорного Карабаха 2.2 Армянская ССР 2.3 Грузинская ССР 2.3.1 Абхазская ССР
Русская иконопись 2
Министерство образования и науки Российской Федерации Уральский государственный колледж имени И.И. Ползунова РЕФЕРАТ «РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ» Преподаватель студентка гр. PR-305
Ташкентская школа прапорщиков
— Ташкентская школа для подготовки прапорщиков пехоты — военно-учебное заведение императорской России, располагавшееся в Ташкенте. Ташкентская школа прапорщиков была образована 2 ноября 1915 «ввиду некомплекта офицеров частей войск округа, а также для посылки пополнений офицерского состава в части войск, находящихся на театре военных действий»[1].
Перечень исторических городов России
Введение 1 Список 2010 года 2 Список 2002 года 2.1 Республика Адыгея 2.2 Республика Алтай 2.3 Республика Башкортостан 2.4 Республика Бурятия 2.5 Республика Дагестан
Школа права Новой Англии
Школа права Новой Англии (англ. New England School of Law) — американское высшее юридическое учебное заведение, расположенное в Бостоне. Основано в 1908 г. как единственное в США специализированное учебное заведение для юридического образования женщин, под первоначальным названием Школа права Порции (англ.
Трансильванская школа
Трансильванская школа (также Ардялская школа; Семиградская школа, рум. Şcoala Ardeleană, Шкоала Арделянэ) - политическое и культурно-языковое движение греко-католической румынской интеллигенции на территории австро-венгерской Трансильвании. Движение зародилось во второй половине XVIII - начале XIX веках как литературно-лингвистическое, но в XIX-XX веках его ответвления постепенно распространились на территории других восточно-романских земель, в том числе в Румынском королевстве и независимой Румынии.
Особенности социально-экономического и политического строя Новгорода, Пскова
Новгородско-Псковская земля была расположена на северо-западе Руси. Новгород-крупнейший город древности, торговый и ремесленный центр, стоял на традиционных торговых путях связывавших Балтийское море с Черным и Каспийским. На территории Новгорода возникло одно из первых государств восточных славян-Славия.
Бороздин, Михаил Михайлович
Михаи́л Миха́йлович Борозди́н 1-й (8 июля 1767, Псковская губерния — 14 октября 1837, Симферополь) — военачальник российской императорской армии, генерал-лейтенант (5.11.1799).
Диманштейн, Семён Маркович
Семён (Шимен) Маркович Диманштейн (1886, Себеж, Витебская губерния, ныне Псковская область, — август 1938) — российский революционер; советский коммунистический деятель. Председатель Центрального бюро Евсекции ВКП(б).
100 лет телефонной сети Пскова
Вековой период развития телефонной сети Пскова отразил все этапы совершенствования технической базы предприятия, достижения в отрасли, самоотверженный труд многих поколений связистов.