Реферат: Возникновение письменности: пиктография - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Возникновение письменности: пиктография

Рефераты по культуре и искусству » Возникновение письменности: пиктография

Реферат по теме «Возникновение письменности: пиктография»

Фёдоровой Алёны


Человечество на заре своего развития училось говорить. Сначала жестами, отдельными звуками, криками. Такой язык доступен и животным. Особенно тем, что живут организованными сообществами.

У многих народов мира есть мифы о первоначалах, повествующие о том, как хаос превратился в мир с небом, землёй и всем, что есть на Земле.

Древнегреческий историк Геродот рассказывал, что когда могущественный и непобедимый персидский царь Дарий I вёл против кочевников скифов войну, которая «затягивалась и конца ей не было видно». Скифские цари отправили к Дарию вестника с дарами. Это были птица, мышь, лягушка и пять стрел. Персы спросили посланца, что означают эти подношения, но тот ответил, что ему приказано только вручить дары и к4ак можно скорее возвращаться. Персам предстояло самим понять значение этих даров…

Персы собрали совет. Дарий полагал, что скифы отдают себя в его власть и потому принесли ему в знак покорности землю и воду, ибо мышь живёт в земле, лягушка обитает в воде. Птица, быстрая, как конь – знак богатства, а стрелы означают, что скифы отказываются от сопротивления. Один из мудрых мужей, сопровождавших царя, с ним не согласился. Он истолковал послание скифов совершенно иначе: «Если вы, персы, как птицы, не улетите в небо, или, как мыши, не зароетесь в землю, или, как лягушки, не поскачете в болото, то не вернётесь назад, поражённые этими стрелами». Дальнейшие события показали, что прав был именно этот мудрец: самоуверенный царь Дарий потерпел поражение от скифов.

Рассказ Геродота доносит до нас сведения не только об одном из исторических событий, но и о древнейшем предке письменности. Дары скифов были своеобразным способом передачи информации, который учёные называют предметным письмом. Когда-то, по крайней мере, 10 тыс. лет назад, с него и началась история письменности.

Конечно, письменность родилась из преднамеренного творчества, напряжённой работы мысли. С другой стороны, она дала возможность воспользоваться сокровищами, которые накопили и сберегли бесчисленные поколения. Позволила познать прошлое и приобщиться к вершинам мысли. Письменность заставила человека размышлять о самом себе, открыла сознание «философской одновременности» всех поколений. Вот как далеко может завести простая человеческая потребность.

Кстати, о письменности. В прямом смысле этого слова, принято говорить в тех случаях, если имеются два её признака: рисование и сообщение. С рисованием всё понятно, но рассматривается оно широко: тут и начертание знаков, выскабливание, вырубание, нанесение зарубок и т. п. Что касается сообщения, то оно могло быть адресовано как другим лицам, так и самому пишущему – для сохранения в памяти.

Но было ещё предметное письмо, узелковое письмо… И учёные спорят, письменность ли это, потому что рисунка действительно нет.

Первобытный человек в своей жизни пользовался изображением предметов. Иногда это была серия рисунков, отражающих важнейшие события в жизни племени: переселение с одного места на другое, война, победа, голод… Жизнь далёких предков была не менее полной, чем наша.

Письмо рисунками называется пиктографией (от латинского pictus – живописный и греч. Grapho – пишу).

Для историка письменности важна информация, заключенная в рисунке: если нарисованное изображение служит средством передачи мысли, то это, несомненно, письменность. Возможность выразить свои мысли, не прибегая к личному контакту с другими людьми, обозначить предметы и явления, поведать о них отвлечённо от конкретной ситуации – в этом есть что-то магическое. Сейчас подобные открытия доступны только маленьким детям, но и они очень быстро забывают о них. Пиктографическое письмо напоминает ребусы: каждый знак или рисунок передаёт не звук языка, не слоги, а обозначает определённое понятие, которое в устном языке соответствует слово. Кроме того, рисуночная запись сообщения может передать мысль целиком, не выделяя отдельных понятий. В любом случае в пиктограмме выделить составные части, как в предложении, нельзя. Но она имеете такую же смысловую законченность, как и современное предложение. Более того, смысловую законченность имеет любой фрагмент пиктограммы.

Рисунок только обозначает понятия, даже не сохраняя их порядок в сообщениях, т.к. при любой расстановке сохраняется смысл записи. Поэтому пиктографическое письмо не отражает устной речи.

Вот, например, рисунок, предупреждающий случайного гостя, что в доме нет еды. Человек поднёс руку ко рту – еда. Человек развёл руки – знак отрицания «нет». Или лодка с людьми показывает, что хозяева уехали на рыбную ловлю. Такое сообщение легко поймёт каждый, кто сможет угадать значение и смысл подобных рисунков, какой бы национальности он ни принадлежал.

Но легко расшифровываются только конкретные изображения. Как только дело доходит до абстрактных, отвлечённых понятий, ситуация изменяется. Трактовок и толкований смысла может быть множество. Считается, что для толкования пиктограмм наиболее удобна стихотворная форма. Отдельный рисунок – строка «Стихотворения». Большинство дошедших до нас рисуночных текстов – охотничьи сообщения, хозяйственные документы, инвентарные описи, записи поступлений и расходов зерна, скота, фуража и различных предметов, изготовленных ремесленниками: кузнецами, ткачами, гончарами; донесение о боевых походах, набегах, победах; политические договоры, петиции, ультиматумы, любовные послания и магические заклинательные формулы. Среди пиктографических текстов были и календари.

Пиктографическая письменность была общедоступна, благодаря своей наглядности. Но чем сложнее становилось послание, тем больше страдала точность передачи сведений, и пиктография превратилась в видеографию – письмо понятиями.


Список литературы.

1) Энциклопедия для детей. Языкознание: русский язык – 2-е издание, исправленное/ гл. редактор М.Аксёнова. – М., Аванта+, 1999 – 704 с: ил.

2) Энциклопедический словарь юного филолога(языкознание) М., 1984 – 352 с., ил.

3) Филякова Е., Меньшов В., Русская письменность, М.2004 г., 47 стр., ил.