Теодор Жерико (1791-1824)французский живописец и график
Одним из первых французских художников-романтиков был Теодор Жерико. Он являлся основоположником романтизма во французской живописи.
Большинство современников поняли его великую роль, когда он был уже мертв. И термин “романтизм
” впервые появился в некрологе, посвященному Теодору Жерико.
Манифестом нового искусства было семиметровое полотно “Плот “Медузы”
- трагический репортаж о кораблекрушении фрегата “Медуза”. О гибели, постигшей в Атлантике его экипаж. Художник писал полотно в течении двух лет: с 1818 по 1819 год.
Конкретная, злободневная ситуация получает совершенное, пластическое выражение.
“Это сама Франция, это наше общество погружено на плот “Медузы”
, - писал историк Мишле.
Правительственные круги Франции, официальная пресса иначе оценили эту картину. “Опасным бунтарем” величали они молодого живописца. Как всякому мастеру, открывающему новые пути в искусстве, Жерико довелось узнать трагедию непризнания и непонимания современников. Светское общество и буржуа Парижа не могли простить молодому живописцу героические образы, созданные им: слишком ярко они напоминали этой эгоистической публике о ее недостатках, и поэтому ее гораздо более устраивало льстивое искусство Салона - банальное, заглаженное, далекое от современности.
Творчество Теодора Жерико шокировало власть имущих, и они обрушили на мастера лавину невзгод. Достаточно упомянуть, что при жизни художника ни одна его картина не была приобретена государством.
Несчастья, будто сговорившись, обрушились на художника. Непризнание, бедность и, наконец, недуг, обрекший живописца на полную неподвижность, казалось, были призваны сломить мятежный дух мастера. Но Жерико не сдавался. Превозмогая страдания, наперекор всему он рисовал и записывал в дневник мысли, не дававшие ему покоя.
“Я считаю постыдным усилия некоторых людей, - писал смертельно больной Жерико, - изощряющихся в том, чтобы даже наши недостатки выдать за достоинства. Будем же поощрять наши истинные таланты - и у нас не возникнет надобности ублажать посредственность, которая как бы в силу самого своего количества надеется стать ведущей силой своей отчизны... Мне кажется, я уже слышу крики и протесты толпы людей, трепещущих, что я причиню вред их мелким интересам”.
Живая античность в первозданной свежести глядит на нас с маленькой картины “Бег свободных лошадей”
. Юные атлеты, сдерживающие на всем скаку коня, написаны с поразительной, микеланджеловской мощью. Но главное - экспрессия в решении движения. Весь холст словно пронизан энергией: ветер гонит по небу облака и заставляет трепетать одежды людей. Солнце, начертав резкие тени, превращает всю группу в скульптуру, полную динамики.
Это полотно прекрасно по ритму и сотворено столь по - сегодняшнему, что не веришь в его возраст. А ведь шедевр создан полтора века назад, когда в живописи царили сухой классицизм и академическая рутина.
Наряду со знаменитым “Плотом “Медузы” большую известность приобрело также полотно “Дерби в Эпсоме”
(1821).
Как мало мы знаем о трагической судьбе этого мастера, создавшего шедевр “Плот “Медузы”, художника, открывшего новою страницу в живописи!
Отгрохотала канонада наполеоновских баталий начала XIX века, и над поверженной Францией воцарилась недобрая тишина. Наступила реакция. Катастрофа, постигшая страну, внесла смятение в сердца людей. Ненависть к прошедшему, недоверие к будущему, ощущение несовершенства мира - все это рождало отчаяние, требовало ответа.
За неделю до смерти художника посетил Александр Дюма. Теодор Жерико только что пришел в себя после тяжелой операции позвоночника, перенесенной им накануне. Он лежал подобно мумии, страшный своей худобой, и, тем не менее продолжал работать над эскизами к своему очередному полотну. Дюма был потрясен.
Таков был неистовый романтик. В одной из своих заметок он говорил: “Человек подлинного призвания не боится препятствий, чувствуя в себе силы их преодолеть, - они даже подобно дополнительному двигателю ... часто становятся причиной самых удивительных произведений. Именно к этим людям должна быть устремлена забота просвещенного правительства; только поощряя их и используя их способности, можно утвердить славу нации - это они оживят эпоху...” Вскоре Теодора Жерико не стало.
Он умер 26 января 1824 года и был погребен как самый бедный человек во Франции, непризнанный и забытый. Ему было всего тридцать два года.
Борьбу Теодора Жерико с рутиной продолжил юный друг художника - Эжен Делакруа. 27 января 1824 года, день спустя после гибели товарища, он записал в дневнике: “Бедный Жерико, я часто буду думать о тебе! Мне кажется, твоя душа будет витать иногда около моей работы”.
В искусстве трещали устаревшие каноны. Рамки классицизма никак не могли вместить событий, потрясших Европу. В борьбе страстей родилось новое искусство - романтизм, призванный отразить всю сложность трудного времени.
Список литературы
Долгополов И. Рассказы о художниках. Том 1. Изобразительное искусство. М., 1982.
Советский энциклопедический словарь. Советская энциклопедия. М., 1986.
Другие работы по теме:
Слон-живописец
Автор: Михалков С. Слон-живописец написал пейзаж, Но раньше, чем послать его на вернисаж, Он пригласил друзей взглянуть на полотно: Что, если вдруг не удалось оно?
Жилле, Николя-Франсуа
Николя-Франсуа Жилле (фр. Nicolas-Franзois Gillet; 2 марта 1709, Мец — 7 февраля 1791, Пойзи) — французский скульптор, занявший видное место в истории русского искусства.
Жерико Теодор
ТЕОДОР ЖЕРИКО Родился 26 сентября 1791 года в Руане, умер 26 января 1824 года в Париже. Сын адвоката, Теодор Жерико имел две страсти лошадей и живопись. Научившись у Карла Верне изображать лошадей, сделав в мастерской Герена много академических рисунков и копии с произведении старых мастеров, Жерико решительно обратился к современности Подобно Гро, он был захвачен военными подвигами императора—как победами, так и превратностями судьбы, которыми была отмечена наполеоновская эпопея («Офицер конных егерей», 1812 г, «Раненый кирасир»,1814 г) В 1816 году двадцатипятилетний Жерико уехал в Италию От современности он перешел к увлечению древней историей и мифологией Даже самые обычные римские улицы приобретали в его картинах и акварелях героический облик Так, например, различным вариантам «Бега свободных лошадей» свойственны благородство и пластичность античных барельефов Вернувшись в
Жак Луи Давид
Давид стал одним из ведущих деятелей Великой французской революции. Избранный в 1792 депутатом от Парижа в Конвент, он дважды председательствовал в нем; голосовал за казнь Людовикa XVI и санкционировал закрытие Королевской Академии живописи.
Жерико
Жерико, Жан Луи Андре Теодор (Gеricault, Jean Louis Andrе Thеodore) (1791–1824), французский живописец; родился 26 сентября 1791 в Руане.
Луи Арагон. Страстная неделя
Действие происходит с 19 по 26 марта 1815 г. во Франции, в течение последней перед Пасхой недели, в католическом календаре именуемой страстной. В основе романа лежат исторические события, связанные с возвращением Наполеона Бонапарта в Париж.
Соколов, Пётр Иванович художник
Пётр Иванович Соколов (1753—1791) — исторический живописец. Родился крепостным человеком княгини Голицыной и, будучи отпущен ею на волю, десяти лет от роду поступил в число воспитанников Императорской академии художеств.
Жерико, Жан Луи Андре Теодор
Введение 1 Биография 2 Галерея 3 Жерико в художественной литературе Введение Жан Луи Андре Теодор Жерико (фр. Jean-Louis-Andrй-Thйodore Gйricault, 26 сентября 1791, Руан — 26 января 1824, Париж) — французский живописец.
1759 год
Введение 1 События 2 Продолжающиеся события 3 Родились 4 Скончались Список литературы Введение 1759 год — невисокосный год, начинающийся в понедельник по григорианскому календарю.
Жироде-Триозон, Анн-Луи
Анн-Луи Жироде-Триозон (фр. Anne-Louis Girodet de Roucy-Trioson; 1767—1824) — французский исторический живописец, портретист, рисовальщик литографий и писатель.
Фюссли, Иоганн Генрих
Введение 1 Биография 2 Творчество 3 Интересные факты Введение Иога́нн Ге́нрих Фю́ссли, или Ге́нри Фю́зели (нем. Johann Heinrich Fьssli, англ. Henry Fuseli, 7 февраля 1741, Цюрих — 16 апреля 1825, Лондон) — швейцарский и английский живописец, график, историк и теоретик искусства.
Хуан, граф Монтисон
Дон Хуан де Бурбон, граф Монтисон (исп. don Juan de Borbуn, Conde de Montizуn, 15 мая 1822—18 ноября 1887) — второй сын испанского претендента дона Карлоса Старшего, сам претендовал не только на испанский, но и на французский престол.
Соколов, Пётр Петрович художник
Пётр Петро́вич Соколо́в (1821, Петербург, — 2(14) октября 1899, там же) — русский живописец и график, старший сын Соколова Петра Федоровича, также акварелист, был, собственно говоря, самоучка, так как юношей лишь очень короткое время учился в Императорской Академии художеств (1840—1843) под руководством своего дяди, К.
Меттенлейтер, Иоган Якоб
Иоганн Якоб (Яков) Меттенлейтер (нем. Johann Jacob Mettenleiter; 9 августа 1750, Гросскухен — 25 февраля 1825, Гатчина) — немецкий живописец, работавший в России, придворный живописец «малого двора».
Жансонне, Арманд
Арманд Жансонне (Armand Gensonnй, 10 августа 1758, Бордо — 31 октября 1793, Париж) — французский политический деятель. До 1789 занимался адвокатурой. Избранный департаментом Жиронды в Законодательное собрание, Жансонне примкнул к жирондистам. 31 декабря 1791, в качестве члена дипломатической комиссии, он настоял на обвинении братьев короля и многих знатных эмигрантов в измене, а 9 февраля 1792 — на декрете о конфискации имений эмигрантов.
Дебу, Ипполит Матвеевич
— петрашевец (1824(1824)—1890). Учился на камеральном факультете Петербургского университета; служил в азиатском департаменте министерства иностранных дел. В 1849 г. был арестован по делу Петрашевского и приговорен к смертной казни «за участие в преступных замыслах, распространение зловредных учений и за хранение у себя в высшей степени возмутительных сочинений».
Делакруа, Эжен
Введение 1 Детство и юношество 2 Делакруа и живопись 3 В конце жизни 4 Хронология жизни 5 Память Список литературы Введение Фердина́н Викто́р Эже́н Делакруа́ (фр. Ferdinand Victor Eugиne Delacroix; 1798—1863) — французский живописец и график, предводитель романтического направления в европейской живописи.
Дофин
Дофи́н (фр. Dauphin), полностью дофин Франции (фр. Dauphin de France) или дофин Вьеннский (фр. Dauphin de Viennois) — с XIV века титул наследника французского престола (но только потомка действующего короля).
Жубер, Жозеф
Введение 1 Биография 2 Творчество 3 Наследие и признание 4 Публикации на русском языке Введение Жозеф Жубе́р (фр. Joseph Joubert, 7 мая 1754, Монтиньяк, деп. Дордонь — 4 мая 1824, Париж) — французский писатель.
Даль, Юхан Кристиан Клаусен
План Введение 1 Биография 2 Избранные полотна 4 Источники Введение Юхан Кристиан Клаусен Даль (норв. Johan Christian Klausson Dahl; 24 февраля 1788, Берген — 14 октября 1857, Дрезден) — норвежский живописец, график, основоположник норвежского национального пейзажа.
Русско-американская конвенция 1824
Русско-американская конвенция (1824) Русско-американская конвенция 1824 года — конвенция, подписанная 5 (17) апреля 1824 года в Санкт-Петербурге между Россией и США об упорядочении отношений в северо-западной части Северной Америки.
Николаев, Александр Васильевич
План Введение 1 Биография 2 Произведения 3 Рисунки Введение Николаев Александр Васильевич (1887—1957), русский, советский художник, заслуженный работник искусств Узбекской ССР, живописец, график.
Алексеев, Фёдор Яковлевич
План Введение 1 Биография 2 Работы 3 Библиография Введение Фёдор Я́ковлевич Алексе́ев (между 1753—1755, Санкт-Петербург — 11 (23) октября 1824, Санкт-Петербург) — русский живописец, современники называли его «русским Каналетто». Крупнейшая фигура в пейзажной живописи России начала XIX века.
Карл IV Теодор
Карл Филипп Теодор (нем. Karl (oder Carl) Philipp Theodor (10 декабря 1724, замок Дрогенбуш, около Брюсселя — 16 февраля 1799, Мюнхен) — курфюрст Баварии в 1745—1777. Карл Теодор был сыном Иоганна Христиана Пфальц-Зульцбахского и Марии Генриетты де ла Тур, дочери Франсуа Эгона де ла Тур д'Овернь и Марии Анны де Линь из герцогского дома Аренберг.
Фуке, Жан
Введение 1 Биография 2 Произведения 2.1 Книжная графика 3 Библиография Введение Жан Фуке (фр. Jean Fouquet) (Тур, ок. 1420—1481) — французский живописец, первый мастер французского Возрождения, выдающийся портретист и миниатюрист, глава Турской школы.
Ламбер, Жозеф-Франсуа
Жозе́ф-Франсуа́ Ламбе́р (фр. Joseph-Franзois Lambert; 1824(1824), Редон, Бретань, Франция — 1873, Коморские острова) — французский авантюрист, работорговец, промышленник и французский дипломат. Во второй половине XIX века Жозеф-Франсуа Ламбер принимал участие в развитии промышленности Магадаскара.
Эро де Сешель, Мари-Жан
Мари-Жан Эро де Сешель (фр. Marie-Jean Herault de Sechelles; 20 сентября 1759, Париж — 5 апреля 1794, там же) — французский политический и государственный деятель эпохи Великой французской революции.
Хайес, Франческо
Франческо Хайес (итал. Francesco Hayez, 10 февраля 1791 года, Венеция — 21 декабря 1882 года, Милан) — итальянский живописец, один из ведущих художников Романтизма середины XIX столетия, известный своими историческими картинами, политическими аллегориями и прекрасными портретами.
Курбе Гюстав
Курбе - французский живописец, скульптор и график. Родился 10 июня 1819 в Орнане, близ Безансона. В возрасте двадцати лет приехал в Париж и в течение десятилетия выработал собственную живописную манеру; современники называли его основоположником реализма.
Теодор Жерико
Теодор Жерико родился 26 сентября 1791 года в Руане.
Теодор Агриппа Д' Обинье
Обинье, Теодор Агриппа Д' (Aubigne Thedore Agrippa d') (1552–1630), французский поэт, писатель, воин.
Никола Пуссен
Пуссен (Poussin) Никола (1594-1665) французский живописец и рисовальщик.
Добужинский М.В.
Живописец, график, художник театра, ведущий участник творческого объединения "Мир искусства".
Пьер Жюль Сезар Жансен
Жансен, Пьер Жюль Сезар (Janssen, Pierre-Jules-Cesar) (1824–1907), французский астроном.