Круглова Светлана Львовна, аспирантка кафедры английской филологии ЯГПУ
Существуют такие понятия, как монологическая речь, диалогическая речь и полилогическая речь. Монолог, диалог, полилог - формы общения. Общение - потребность человека как социального, разумного существа, как носителя сознания. "Настоятельная потребность общения с другими людьми определялась в первую очередь совместной трудовой деятельностью, в процессе которой люди должны были понимать друг друга, устанавливать нужные для успеха дела контакты, учитывать зависимость этого успеха от возможностей каждого ее участника"[1]. Потребность общения играет важную роль в системе всех потребностей человека. В общении могут принимать участие один, два и более людей. Обычно говорит один человек, другие слушают. Если мы говорим о монологе, диалоге и полилоге, нужно принять во внимание участников общения. Если один человек говорит, а другие только слушают, то это монологическая форма речи. "Монолог -развернутое высказывание одного лица, вид речи, совсем или почти не связанной с речью собеседника ни в содержательном, ни в структурном отношении"[2]. Непосредственной реакции собеседника на то, что говорится, здесь не предполагается, он только слушает, то есть у слушателя в монологе пассивная роль. Подлинный монолог - письменная речь, которая обращена во внешний мир без непосредственной реакции.
Если же один человек говорит и имеется обратная связь, то есть реакция на то, о чем он говорит, то перед нами диалогическая или полилогическая формы речи. "Диалог, диалогическая речь - форма устной речи, разговор двух лиц, речевое общение посредством обмена репликами"[3]. Полилог, полилогическая речь - это разговор трех и более собеседников. Их реплики, также как и в диалоге, объединены общей темой.
Некоторые ученые сводят полилогическую речь к диалогической. Между тем, имеющиеся в нашем распоряжении свидетельства полилогической речи (художественная литература, радио- и телепередачи) говорят о том, что полилогическая речь обладает целым рядом свойств, не сводящихся к диалогической.
Диалог и полилог противопоставляются монологу; но между этими формами речи существует и взаимосвязь: в процессе диалога или полилога может наблюдаться и монолог, когда инициатива ведения беседы оказывается у одного участника. В этом случае другие участники превращаются в слушающих. Таким образом, диалог распадается на монологи, а полилог - на диалоги, то есть всякое общение идет через монологи, через индивидуальные речи составляющих данное языковое сообщество. Диалогическая и полилогическая речи остаются суммой монологов, так как речь в этих формах общения остается индивидуальной, ведь каждый человек индивидуален и неповторим.
Общение, как важная сторона человеческой деятельности, предполагает коллективность. Диалог и полилог мы можем назвать коллективными формами общения: диалог - двухстороннее общение, полилог - многостороннее общение. Но общение может быть и односторонним, монологическим.
Сравним разные формы общения. Монолог, монологическое высказывание - достаточно самостоятельная единица как с точки зрения формы, так и содержания. Монолог обладает гораздо большей степенью традиционности при выборе языковых, композиционных и других средств, имеет, как правило, более сложное синтаксическое построение по сравнению с репликами в диалоге и полилоге. Что же касается диалогических и полилогических реплик, то они не являются достаточно самостоятельными единицами как с точки зрения формы, так и содержания. Ситуативная обусловленность здесь больше, чем в монологе. Диалог и полилог как коллективные формы общения и как языковые категории представляют собой обмен высказываниями, которые порождаются одно другим в процессе разговора. Эта взаимосвязанность высказываний в диалоге и полилоге есть всегда взаимосвязанность смысловая и коммуникативная; в пределах определенной микросистемы она закреплена средствами языковых надпредложенческих связей[4].
В композиционном построении диалог и полилог не отличаются четкостью и стройностью вследствие того, что создаются совместными коммуникативными усилиями нескольких лиц, принимающих участие в общении; этот факт накладывает определенный отпечаток на характер употребления языковых средств в диалоге и полилоге. Для них характерны встречные или оккурсивные связи, в то время как для монолога - присоединительные или кумулятивные. Кроме того, диалогу и полилогу свойственно употребление специальных форм коммуникативной установки, которые обслуживают языковое общение[5]. Следовательно, распределяясь между двумя или несколькими коммуникантами, тема диалога резко отличается от темы монологического высказывания. Тема диалога и полилога обладает большим динамизмом, активностью, в то время как монологическое высказывание является более завершенным, закрытым в семантическом плане[6].
Монологическая и коллективные формы общения отличаются и сферой употребления. Основные коммуникативные ситуации употребления монологической речи - это сфера искусства, ораторского выступления, общения по телевидению и радио, ситуация обучения (речь учителя в классе). Крайне редко монологическая речь встречается в бытовом общении. Что же касается коллективных форм общения - диалога и полилога - они широко распространены и в бытовом общении, и в художественной литературе.
Диалог и полилог отличаются от монолога и самой сутью диалога и полилога, то есть общением нескольких людей. Диалог и полилог - это разные точки зрения, которые либо совпадают, либо нет; это активная интерпретация точки зрения другого; это ожидание ответа и его предвосхищение в собственном высказывании; это взаимодополнение точек зрения участников общения, соотнесение которых и является целью диалога и полилога[7].
Итак, мы показали, что монолог как одностороннее общение противопоставляется диалогу и полилогу как формам коллективного общения. Диалог и полилог во многом сходны, но отождествлять их нельзя. Диалог - это простейшая или элементарная форма коллективного общения; полилог - более сложная форма коллективного общения как по составу участников, так и по языковой структуре. Одной из отличительных черт монолога от диалога и полилога, как мы уже говорили, является тот факт, что в монологе - присоединительные или кумулятивные связи, в диалоге и полилоге - встречные или оккурсивные. Но, оказывается, в полилогах иногда вместо встречных связей мы можем найти присоединительные, причем удельный вес присоединительных связей в полилоге больше, чем в диалоге, особенно в полилоге-обсуждении.
Участники полилога такого типа, то есть построенного на присоединительных связях, строят монологическое высказывание друг за другом, таким образом, их реплики - это не реплики полилога, а одно высказывание, значит и одна диктема, которая высказывается в нескольких репликах, идущих друг за другом. Напомним, что диктема - "элементарная тематическая (тематизирующая, топикальная) единица связной речи"[8]. Можно убрать говорящих, и будет монолог. В полилогах присоединительные связи встречаются гораздо чаще, чем в диалоге. В некоторых случаях мы находим в полилогах и встречные и присоединительные связи.
Таким образом, мы рассмотрели разные формы общения, такие, как монолог, диалог и полилог, показали их особенности, взаимосвязь и различия; выделили такое явление, как "монолог в полилоге", то есть показали, что существуют полилоги с присоединительными связями.
Список литературы
1 Алякринский Б.С. Общение и его проблемы. М., 1982. С.9.
2 БСЭ. М., 1974. Т.16.
3 Большой энциклопедический словарь. М., 1991. Т.1.
4 Шведова Н.Ю. Очерки по синтаксису русской разговорной речи. М.,1960. С.281.
5 Блох М.Я. Надфразовый синтаксис и синтаксическая парадигматика // Проблемы грамматики и стилистики английского языка. М., 1973. С.198.
6 Гельгард Р.Р. Рассуждение о диалогах и монологах // Сборник докладов и сообщений лингвистического общества. - Калинин, 1971. Вып.1. С. 145.
7 Каган М.С. Мир общения. М., 1988. С.152.
8 Блох М.Я. Теоретические основы грамматики. М., 1986. С.120.
Другие работы по теме:
Цветаева m. и. - поэзия м. цветаевой напряженный монолог - Исповедь
Марина Ивановна Цветаева вошла в русскую литературу XX века как мастер лирического монолога. До появления на поэтическом небосклоне имени Цветаевой женская лирика была салонной, жеманной и, в сущности, малоинтересной. Цветаева ворвалась в мир русского стиха, как комета, наполнив его неслыханными до сих пор созвучиями и ритмами, в которых слышны летняя гроза, горечь любви, ярость покинутой женщины и множество других лирических аккордов, на которые до сих пор не осмеливались русские поэтессы.
Стихотворение Лермонтова Я не унижусь пред тобою
Среди ранних произведений М.Ю. Лермонтова начала 30-х годов XIX века обращает на себя внимание читателя целый цикл стихотворений, посвященных Н.Ф.И. — Наталье Федоровне Ивановой, дочери московского драматурга Ф.Ф. Иванова. Чувство юноши было глубоким и сильным, хотя и кратковременным. Испытывая в начале 30-х годов сильное влияние поэзии Дж.
Театр абсурда Йожена Йонеско
Французский драматург румынского происхождения Йожен Йонеско (1909-1994) вошел в историю мировой литературы как ярчайший и теоретик и практик «театра абсурда».
Анализ диалога в начале третьего действия пьесы Горького На дне
В центре пьесы А.М. Горького «На дне» – не столько человеческие судьбы, сколько столкновение идей, спор о человеке, о смысле жизни. Ядром этого спора является проблема правды и лжи, восприятие жизни такой, какова она есть на самом деле, со всей её безысходностью и суровой правдой жизни людей «дна», или жизнь с иллюзиями, в каких бы разнообразных формах они ни представали.
Исповедальная лирика Марины Цветаевой 2
Исповедальная лирика Марины Цветаевой Марина Цветаева, замечательная русская поэтесса как-то раз произнесла: "Я не верю стихам, которые — льются. Рвутся — да!" И подтверждала данное высказывание в течение целой жизни своими — рвущимися из сердца — стихами. То были поразительно возбужденные строки об испытанном, не просто о выстраданном — о поразившем и потрясшем, в которых неизменно присутствует дыхание.
Картины природы в поэме М. Ю. Лермонтова Мцыри и их значение
Сюжет поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» прост. Это история короткой жизни Мцыри, рассказ о его неудавшейся попытке бежать из монастыря. Вся жизнь Мцыри рассказана в одной небольшой главе, а все остальные 24 строфы ? это монолог героя о трех днях, проведенных на свободе и давших герою столько впечатлений, сколько он не получил за многие годы монастырской жизни.
Балаганчик
Автор: Блок Александр. На сцене — обыкновенная театральная комната с тремя стенами, окном и дверью. У стола с сосредоточенным видом сидят Мистики обоего пола в сюртуках и модных платьях. У окна сидит Пьеро в белом балахоне. Мистики ждут прибытия Смерти, Пьеро ждет прихода своей невесты Коломбины, Неожиданно и непонятно откуда появляется девушка необыкновенной красоты.
Проблематика пьесы Горького На дне
Проблематика пьесы Горького "На дне" Автор: Горький М. Пьеса Алексея Максимовича Пешкова, более известного нам под псевдонимом Максима Горького, “На дне” создана более восьмидесяти лет назад. И все эти годы она вызывает споры у читателей. Это можно объяснить тем, что множество проблем, поставленных автором, в разное время становятся актуальными, некоторые высказывания – крылатыми фразами, а монолог Сатина о человеке даже заучивается наизусть в школе.
Своеобразие конфликта в Горе от ума А. С. Грибоедова
Автор: Грибоедов А.С. Своеобразие конфликта в комедии “Горе от ума” состоит в том, что в произведении происходит взаимодействие социального и любовного планов. Конфликт как бы обретает двойственность. И. А. Гончаров в статье “Мильон терзаний” писал: “Две комедии как будто вложены одна в другую: одна, так сказать, частная, домашняя, между Чацким, Софьей, Молчаливым и Лизой — это интрига любви, вседневный мотив всех комедий.
Монолог Деллы
Автор: О. Генри О.Генри «Дары Волхвов» Монолог Деллы Я достала деньги из кармана и пересчитала. Один доллар восемьдесят семь центов, это всё, что было у меня. За каждую из этих монеток приходилось торговаться с бакалейщиком, зеленщиком, мясником так, что даже уши горели от безмолвного неодобрения, которое вызывала подобная бережливость.
Анализ стихотворения Пушкина Деревня 2
Анализ стихотворения Пушкина "Деревня" Автор: Пушкин А.С. Кроме взволнованного, негодующего описания ужасов крепостного права и выражения горячей надежды на освобождение крестьян по приказу царской власти, эти стихи содержат в себе спор, полемику молодого Пушкина с его учителями в области поэзии – Карамзиным, Батюшковым, Жуковским.
Жанр и композиция поэмы Лермонтова Мцыри
Автор: Лермонтов М.Ю. «Мцыри» — лирическая поэма. В ней даётся по преимуществу изображение сложных переживаний героя, а не внешних событий. Лермонтов избирает форму поэмы-исповеди, так как рассказ от имени героя давал возможность наиболее глубоко и правдиво раскрыть его духовный облик.
Стихотворение М.Ю.Лермонтова И скучно и грустно. (Восприятие, истолкование, оценка)
Стихотворение М.Ю.Лермонтова "И скучно и грустно". (Восприятие, истолкование, оценка.) Стихотворение «И скучно и грустно» было написано за год до смерти самого автора – Михаила Юрьевича Лермонтова. В этом произведении автор как бы подводит итог своей жизни. С высоты прожитых лет пытается разобраться в этой сложной мозаике, которую он сам же и собрал.
Комедия А. С. Грибоедова "Горе от ума"
Большинство тем по этому произведению связаны с характеристикой Чацкого как декабриста по взглядам и убеждениям. Подготовительные вопросы к сочинению и ответы на них.
Роль монологов Чацкого в комедии А.С.Грибоедова Горе от ума
Автор: Грибоедов А.С. Комедия «Горе от ума» была написана после Отечественной войны 1812 г. , в период подъёма духовной жизни России. В первую очередь ожидания были связаны с отменой крепостного права, а так же поставлены важные вопросы того времени: о государственной службе, просвещении, воспитании, о рабском подражании дворян всему иностранному и презрении ко всему национальному, народному.
Роль внутренних монологов Григория Мелехова в третьем томе романа Тихий Дон
Автор: Шолохов М.А. Внутренний монолог – это диалог с самим собой. В романе «Тихий Дон» внутренние монологи мы можем встретить в основном только у главного героя – Григория Мелехова, в которых он выражает свои чувства, мысли. В третьем томе романа «Тихий Дон» можно выделить следующие его внутренние монологи:
Новаторство и традиции в комедии Грибоедова Горе от ума
Автор: Грибоедов А.С. Своей комедией А. С. Грибоедов сделал решительный шаг (по определению В. Г. Белинского) от “пошлого стертого механизма старинной драмы” к новому, реалистическому методу. Еще задолго до Грибоедова великий Фонвизин стал отходить в своих комедиях от строгих канонов классицизма.
Стихотворение Пушкина Бесы
В основе стихотворения А.С. Пушкина «Бесы» — диалог с ямщиком, хотя это сложно назвать диалогом, так как от лирического героя исходит только одна, причем стереотипная для путников, реплика: «Эй, пошел ямщик!..» Скорее это монолог ямщика, причем фактически без признаков стилизации простонародной речи.
Три правды в пьесе На Дне
Три правды в пьесе "На Дне" Автор: Горький М. В пьесе «На дне» М. Горький стремится не только к тому, чтобы изображением страшной действительности привлечь внимание к участи обездоленных людей. Он создал по-настоящему новаторскую философско-публицистическую драму. Содержание на первый взгляд разрозненных эпизодов — трагическое столкновение трех правд, трех представлений о жизни.
Анализ стихотворения Пушкина "Сожженное письмо"
Стихотворение А.С. Пушкина "Сожженное письмо" - это настоящий шедевр русской любовной лирики: наполненный великими переживаниями, но вместе с этим необычайно лаконичный где каждый образ, каждая деталь является приемом выражения всего богатства чувств.
Александр Моисеевич Володин. Старшая сестра
В Ленинграде живут сестры — Надя и Лида Рязаевы. Они рано остались без родителей и росли в детском доме. Сейчас Надя работает на стройке и учится в техникуме. Лида — школьница.
Коклен-младший
(Coquelin cadet), он же Эрнест Александр Оноре Коклен (Alexandre Honorй Ernest Coquelin) (16 мая 1848, Булонь-сюр-Мер — 8 февраля 1909, Сюрен) — французский драматический актер. Младшим прозванный потому, что являлся младшим братом Коклена-старшего.
Общество по проведению реформ в Конго
Общество по проведению реформ в Конго (англ. Congo Reform Association) — общество, созданное для разоблачения злоупотреблений в Свободном государстве Конго.
Диалог и полилог
Единство природы полилога и диалога. Наличие нескольких претендентов на активную роль говорящего в полилоге. Смысловая взаимосвязь между отдельными этапами полилога. Трансформирование полилога в диалог с существенными содержательными изменениями.