И.Лосева
Второе тысячелетие до н.э. является интересным, но еще относительно мало изученным периодом в истории Передней Азии.
В это время приходят в движение степные скотоводческие племена, а также и народы горной части Передней Азии. Важную роль в истории сыграло Хеттское государство. Обычно именем хеттов называют конгломерат народов, основавших во 2 тысячелетии до н.э. могущественное государство в Малой Азии.
Хеттское государство было рабовладельческой монархией, в общественной жизни которой еще сильно сказывались пережитки первобытно-общинного строя.
Государство хеттов было неоднородно по составу. Областью собственно хеттов являлась долина реки Галис в Малой Азии, где государство процветало с 18 до начала 12 в. до н.э.- времени падения Хеттского царства. В 12 - 8 вв. до н.э. в ряде княжеств на территории северной Сирии произошло новое возрождение Хеттского государства.
Искусство хеттов не едино. Различают малоазийское искусство хеттов (памятники Хаттушаша, Язылы - Кая), датируемое 18 — 12 вв. до н.э., и искусство хеттов северной Сирии, представленное памятниками городов Самаля, Кархемиша и других, датируемое 12 - 8 вв. до н.э. Своеобразием многих северносирийских хеттских городов было применение эллиптической или круглой планировки (Самаль, Кархемиш) с внутренним членением города крепостными стенами в целях усиления обороноспособности. Впервые в архитектуре Передней Азии хеттами была применена так называемая циклопическая кладка (Хаттушаш, 2 тысячелетие до н.э.). Характерной для хеттской архитектуры была и отдельно стоящая колонна с каменной базой. Оригинальной особенностью этой хеттской базы была трактовка ее в виде одного из двух животных (обычно львов или сфинксов), выполненных в технике высокого рельефа. Интересен также новый тип здания, так называемый «битхилани», - крытый вход перед дворцом, состоявший из портика с двумя колоннами, фланкированного двумя четырехугольными башнями.
В украшении хеттских дворцов и храмов получила развитие портальная скульптура монументального характера. Огромные фигуры львов и сфинксов, высеченные из каменных блоков по сторонам ворот и входов (Хаттушаш, Секче-Гезу), предвосхищают портальную пластику ассирийцев. Эти рычащие чудовища, тела которых выполнены в рельефе, а протомы (передняя часть туловища) в технике круглой скульптуры, должны были, вероятно, производить устрашающее впечатление. Трактованы они схематично и тяжеловесно. В ином духе исполнена фигура «царя» или бога Тешуба на внутренней стороне так называемых «царских ворот» Хаттушаша, трактованная значительно более мягко и пропорционально.
К наиболее важным памятникам хеттской скульптуры относятся рельефы в Язылы-Кая (13 в. до н.э.). На скалах, образующих стены открытого сверху святилища, были высечены изображения двух процессий, двигающихся навстречу друг другу. Изображения находятся в нескольких помещениях, но связаны в единый ансамбль. В центральном помещении развертывается главная часть рельефного фриза с изображением шествующих с двух сторон второстепенных богов и идущих за ними быстрым шагом воинов (илл. 26 б). Размеры изображенных увеличиваются по мере их приближения к центру, где в наиболее крупном масштабе даны основные персонажи — мужское и женское божества, — а также юный бог, сопровождающий богиню. Верховный бог изображен стоящим на головах двух людей, судя по одежде — жрецов. Богиня и юный бог помещены на пантерах. В рельефах Язылы-Кая, при общей условности композиции, есть несомненное стремление к передаче ритма движения (особенно в изображении воинов), к торжественной приподнятости центральной сцены.
Влияние хеттского искусства можно проследить на ряде памятников других народов Малой Азии и Закавказья, а также Ассирии. К искусству хеттов близко искусство Митанни - хурритского государства, основанного в 17 в. до н.э. в северном Двуречье — в центре торгового пути, соединяющего южное Двуречье с Ливаном, финикийские города с Малой Азией, а также Ассирию с берегом Средиземного моря. Наивысший расцвет государства Митанни падает на 16 - 14 вв. до н.э. В это время Митанни тесно связано экономически и политически с Египтом. Социальный строй государства Митанни еще плохо изучен. Известно лишь, что во главе его стояли цари, опиравшиеся на военную аристократию. Этнический состав государства был неоднороден: оно состояло из различных племен, не связанных единой экономикой.
Наиболее интересным памятником позднемитаннийского искусства является дворцовый комплекс царя Капара в Тель Халафе (11 - 9 вв. до н.э.). Зодчество здесь тесно связано с монументальной скульптурой, имевшей, в отличие от сооружений Двуречья, не только декоративное, но и архитектурно-конструктивное значение.
Статуи богов, стоявших на животных, поддерживали перекрытие входа в святилище (илл. 25 б). Фигуры, выполненные из темносерого камня, с глазами, инкрустированными кусочками белых раковин, чрезвычайно своеобразны. Статичные, приземистые, они имеют непропорционально большие головы в высоких уборах и производят величественное и устрашающее впечатление. Теми же чертами отличаются и рельефы, покрывающие наружные стороны больших каменных блоков (ортостатов), составлявшие фриз в нижней части стены святилища. По характеру исполнения памятники искусства Митанни очень близки хеттским. Много общего, особенно в строительных приемах, есть и с зодчеством государства Урарту.
Другие работы по теме:
Хурриты
Мелкие хурритские царства стали возникать в начале 2 тысячелетия до н. э. Самым известным из них было государство Митанни, (XVII — XIII вв. до н. э.) на территории Северной Месопотамии и прилегающих областей. Столицей его был город Вашшукканне.
Тема Кол-во страниц
Баткин Л. М: Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М.: Искусство, 1989. – 355 с
Тема Кол-во страниц
Истоки творчества Островского-драматурга. Роль Малого театра в его жизни и судьбе
Менеджмент- это исскуство или наука
МЕНЕДЖМЕНТ – ЭТО НАУКА И ИСКУССТВО Ф. Тейлор указывает, что «Менеджмент – это искусство знать точно, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешёвым способом».
Искусство классицизма
Автор: Сочинения на свободную тему Искусство классицизма возникает во Франции – в 17 веке, а в России в 18 веке. Время дентролизации государства, наибольшего рассвета классицизм во Франции достигает при Людовике 14, которого называли «королем солнца», говорил о себе: «Государство – это Я». Эта та пора когда больше всего цениться долг, отвага, честь, верность короне и Отечеству.
В чем заключается назначение искусства
Автор: ЕГЭ В чем заключается назначение искусства? Об этом размышляет в своей статье советский писатель Василь Быков Владимирович. Размышляя над данной проблемой, автор уже в самом начале статьи подчеркивает, что искусство всегда было средством познания жизни «с целью ее совершенствования». Беспокойство писателя вызывает то, что в наши дни искусство служит главным образом для развлечения.
Темари
Когда-то давно это искусство было известно только в Китае, откуда и попало в Японию, а теперь от темари без ума весь мир: существует множество различных кружков и секций, где рукодельницы обмениваются схемами и секретами мастерства.
Предмет и задачи искусства
Искусство выполняет исследовательскую, просветительскую и публицистическую функции. Искусство - это наука о пластических искусствах (живопись, скульптура, графика, архитектура).
Искусство древнего Рима
Римское искусство, явившееся последним этапом развития искусства античного рабовладельческого общества, было результатом творческой деятельности не только римлян.
Искусство передней Азии
Эксплуатация рабов не только позволила выделить значительные материальные ресурсы для проведения огромного строительства, но породила разделение и противоположность труда физического, и умственного.
Железный век
Железный век, археологический термин, обозначающий период человеческой истории, когда железо получило всеобщее распространение как материал для изготовления орудий и оружия.
Тривиум
Введение 1 Состав 1.1 Грамматика 1.2 Риторика 1.3 Логика Список литературы Введение Тривиум, или тривий (лат. trivium — перекрёсток трёх дорог) — первая ступень средневекового образования, основа дальнейшего обучения. Предшествовала квадривиуму и состояла из трёх (отсюда название) дисциплин — грамматики, диалектики (логики) и риторики.
История Ассирии в староассирийский период
В староассирйский период государство занимало небольшую территорию, центром котрой был Ашшур . Население занималось земледелием: выращивало ячмень и полбу, разводило виноград, используя естественное орошение (дождевые и снеговые осадки), колодцы и в небольшом объеме - с помощью ирригационнных сооружений - воды Тигра.
Via Maris
(в переводе с латыни «приморский путь», букв. «дорога моря»), в древнем Египте — дорога Хора — современное название старинного торгового пути, одного из древнейших в истории[1], существовавшего со времен раннего бронзового века, а возможно, и ранее. Он соединял Египет и более северные империи Сирии, Анатолии и Месопотамии.
XIV век до н. э.
Введение 1 Правители 2 Египет 3 Ближний Восток 4 Другие регионы 5 Важные персоны 6 Открытия, изобретения Введение 1. Правители Фараоны Аменхотеп III, Эхнатон, Сменхкара, Нефернефруатон (?), Тутанхамон, Эйе, Хоремхеб, Рамсес I, Сети I.
XIX век до н. э.
Введение 1 Правители 2 Египет 3 Месопотамия и Малая Азия 4 Другие регионы 5 Важные персоны 6 Открытия Введение 1. Правители Фараоны Аменемхет II, Сенусерт II, Сенусерт III, Аменемхет III, Аменемхет IV (точные даты правления спорны).
XVII век до н. э.
Введение 1 Правители 2 Египет 3 Другие регионы 4 Важные персоны Введение 1. Правители Фараоны 13-й династии (до 1650) Себекхотеп VI, Неферхотеп, Хор И, Себекхотеп VII, Ментухотеп, Ментумсаф, Дедимос I, Дедимос II, Сенебми, Неферхотеп III, Себекхотеп VIII, Мершепсеф-Ини, Ментувосер, Сенааиб, Венваветемсаф;
II тысячелетие до н. э.
— временной промежуток с 2000 по 1001 год до нашей эры. Вторая половина II-го тысячелетия до н. э. — Срубная культура в степных и лесостепных районах Украины и Европейской части России, Абашевская культура в лесостепном Подонье, Среднем Поволжье и на Южном Урале.
XVI век до н. э.
План Введение 1 Правители 2 Египет 3 Ближний Восток 4 Другие регионы 5 Важные персоны 6 Открытия, изобретения Введение 1. Правители 15-я династия (Великие гиксосы): Хиан, Апопи I, Апопи II, Хамуди.
XIII век до н. э.
План Введение 1 Правители 2 Египет 3 Ближний Восток 4 Другие регионы 5 Важные персоны 6 Открытия, изобретения Введение 1. Правители Фараоны Сети I, Рамсес II, Мернептах, Аменмес.
XV век до н. э.
План Введение 1 Правители 2 Египет 3 Ближний Восток 4 Средняя Азия 5 Другие регионы Введение 1. Правители Фараоны: Тутмос I, Тутмос II, Хатшепсут, Тутмос III, Аменхотеп II, Тутмос IV, Аменхотеп III.
XII век до н. э.
План Введение 1 Правители 2 Древняя Греция 3 Древний Египет 4 Ближний Восток 5 Монголия 6 Древний Китай 7 Другие регионы Введение 1. Правители Фараоны Сети II, Саптах, Таусерт, Сетнахт, Рамсес III, Рамсес IV, Рамсес V, Рамсес VI, Рамсес VII, Рамсес VIII, Рамсес IX, Рамсес X.
История Турции
Территория Турции как один из очагов развития цивилизации и место контактов Востока и Запада. Основание и распад Османской империи, ее могущество и правители. Современное внешне турецкое общество, реформы, светский европейский уклад, модернизации страны.
Древние государства Западной Азии
Первые урбанистические центры на территории Западной Азии. Внутренняя структура государства Митанни. Ассирия как одна из крупнейших держав ближневосточной древности. Земли Восточного Средиземноморья как центр обитания человека. Нововавилонское царство.
Митанни
Хурриты. Ашшур под властью Митанни. Ослабление Митанни.
Хеттское царство
До начала 20 в. ученые почти ничего не знали о хеттах. "Хетеяне" (в русском переводе) кратко упоминались в Библии. В египетских и ассирийских надписях встречается упоминание о "стране Хетта" или "Хатти".
Сирия
Население и территория. На перекрестке торговых путей.
Египет при XIX династии
Растянувшаяся на долгие годы внутренняя борьба в Египте не могла не отразиться на отношениях с его переднеазиатскими владениями.
Мишель Дюфренн (Dufrenne)
Мишель Дюфренн (Dufrenne) (1910–1995)- фр. философ, эстетик, представитель феноменологии. В 1950— 1960-е гг. разрабатывает проблемы эстетики. Его двухтомная «Феноменология эстетического опыта» (1953) стала классической работой в этой области.