Реферат: Критерии типологии библиотек - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Критерии типологии библиотек

Рефераты по культуре и искусству » Критерии типологии библиотек

Федеральное агентство по культуре и кинематографии

Кемеровский государственный университет культуры и искусств

Институт информационных и библиотечных технологий


Критерии типологии библиотек

критерий типология библиотека


Типология - это синтез общего и особенного, сходства и различия. Своеобразие библиотеки понимается преимущественно как отражение индивидуальных черт, тогда как в действительности своеобразие каждой библиотеки составляет переплетение общих и особых (индивидуальных) черт. Действительно, встречаются неповторимые черты, но они - результат сугубо индивидуальных (нередко случайных) обстоятельств и не могут быть обобщены. Тип вбирает в себя (репрезентатирует) не просто черты, а только те, которые характерны для ряда библиотек. Поэтому типология представляет собой обобщение изучаемых библиотек, разбивает их на группы и тем самым вносит вклад в их понимание.

Индивидуальные черты четче проявляются только на фоне типологических. Понятие "индивид" отражает его единичность как части целого (типа, вида), включая особенное - индивидуальность, отличающую один тип (вид) от другого.

Класс является эмпирической категорией, тогда как тип - это концептуальная категория. Так, провести группировку библиотек по размерам фондов (по численности персонала, читателей и др.) - это значит классифицировать их на основе количественного критерия, что может оказаться полезным, но такая классификация не дает возможности идентифицировать важные концептуальные (содержательные) категории. Установление ряда объективных признаков, существенно значимых для изучаемых библиотек - это типология.

Под типологией библиотек понимается метод научного познания, в основе которого лежит обладающее определенными свойствами разделение изучаемой совокупности библиотек на группы. Процесс разделения - типологизация, его результат - типология. Необходимость типологизации возникает в связи с потребностью либо в упорядоченном описании множеств весьма неоднородных библиотек, либо в изучении каких-либо закономерностей на основе анализа таких множеств. В процессе типологизации на основе содержательного анализа изучаемых библиотек выявляется их сходство и различие, выбираются надежные способы идентификации. В качестве основных единиц типологии библиотек выступают понятия "тип" и "вид", означающие образец, модель, разновидность, которым соответствуют группы библиотек, обладающих определенными признаками. При этом библиотеки, сгруппированные по ведущему (основному) типологическому признаку, называют типами, а процесс дальнейшей детализации определяет виды и подвиды.

Считается, что есть три группы признаков, по которым можно группировать исследуемые объекты (библиотеки) - формальные, содержательные и системные признаки.

Формальные признаки определяют статус библиотеки, предполагают характер, особенности деятельности библиотеки (независимо от конкретных условий функционирования) уже при открытии библиотеки. Эти признаки уточняют форму деятельности библиотеки в рамках конкретного ведомства или территории.

Содержательные признаки конкретизируют функциональное назначение библиотеки по существу, уточняют функции каждой библиотеки по удовлетворению информационных и культурных потребностей конкретной тематики или определенной читательской группы. Именно эти критерии являются наиболее значимыми при типологизации.

Системные признаки уточняют роль и место конкретной библиотеки в системе библиотек.

Из характеристики этих признаков видно, что формальные и системные признаки позволяют строить классификацию библиотек, понимаемую как распределение, разделение библиотек на взаимосвязанные совокупности (классы) согласно одному существенному признаку. Содержательные же признаки, на наш взгляд, наиболее подходят для построения типологии библиотек.

В заключение можно сделать следующий вывод. Типология - это такой метод, сущность которого определяется не с помощью вопросов "как она действует", или "для какой цели она используется", а с помощью вопроса "как библиотечная реальность упорядочивается". Здесь обнаруживаются все достоинства и пределы возможностей этого подхода, направленного на логическую интеграцию всех элементов накопленного знания по изучению системы библиотек.