Виктор Кирсанов
Несмотря на обилие сказанного об интеллигенции, в обществе до сих пор нет единого взгляда на ее природу. Одни считают, что интеллигенция это люди имеющие «корочку» о высшем образовании, другие считают, что интеллигенция это высокообразованные люди, третьи считают, что интеллигенция это специалисты обладающие нравственными качествами, сообразующие свои действия и поступки с моральными нормами. Для одних НиколайII и Столыпин (прозванные в народе кровавым и вешателем соответственно) и им подобные являются интеллигенцией, а для других – нет; для одних Чехов и Толстой являются интеллигенцией, а для других – нет.
К числу тех, кто считает, что интеллигенция это специалисты обладающие нравственными качествами, сообразующие свои действия и поступки с моральными нормами относится А.С.Панарин. «Добавьте к качествам специалиста особую нравственную впечатлительность, ранимость, отзывчивость на общие социальные проблемы – и вы получите интеллигента в русском значении этого понятия» – утверждает Панарин в своей книге «Российская интеллигенция в мировых войнах и революциях ХХ века» выпущенной в свет в 1998г. издательством «Эдиториал УРСС». Следующее утверждение Панарина: «Интеллигенция в России появилась со времен реформ ПетраI» – на которое так же хочу обратить внимание читателя, содержится на 127 стр. указанной книги.
Итак, согласно Панарину, интеллигенция в русском значении этого понятия это специалисты обладающие нравственными качествами, сообразующие свои действия и поступки с моральными нормами, и появилась она в России со времен реформ ПетраI. Стало быть до времен реформ ПетраI у нас, у российского народа не было специалистов обладающих особой нравственной впечатлительностью, ранимостью, отзывчивостью на общие социальные проблемы, т.е. не было интеллигенции в русском значении этого понятия. При таком подходе к делу не удивлюсь, если в очередной книге Панарина обнаружится, что российский народ появился в России со времен реформ ПетраI.
Лично я не согласен ни с одним из двух выше приведенных утверждений Панарина. Начну с того, что истоки интеллигенции любого народа коренятся в истоках данного народа. Народа без интеллигенции не существует. Применительно к интеллигенции в русском значении этого понятия это означает, что интеллигенция в России появилась с появлением на исторической арене русского народа. Даже не углубляясь в многотысячелетнюю историю русского народа, а обратившись лишь ко времени крещения Руси (989г.) без труда найдем, что интеллигенция в России появилась задолго до реформ ПетраI.
Какова природа интеллигенции, в чем ее сущность? Для получения правильного ответа в качестве критерия принадлежности того или иного человека к интеллигенции необходимо рассмотреть различие не в его роде занятий, образовании, нравственности, а различие его места в существующем укладе общественного хозяйства, т.е. его отношение к общественному производству средств к жизни. Тут-то и обнаруживается (исходя из понимания интеллигенции как совокупности людей занятых максимально умственным – минимально физическим трудом), что представители интеллигенции имеют косвенное отношение к общественному производству средств к жизни. Дальнейшие рассуждения в этом направление приводят к тому, что помимо интеллигенции косвенное отношение к общественному производству средств к жизни имеют также представители эксплуататорских классов. Учитывая, что эксплуататорский класс преимущественно, если не сказать целиком, формируется из среды интеллигенции, можно и должно сделать вывод о интеллигенции как носителе эксплуататорского класса. В итоге общество делится на два класса: класс косвенно занятый в общественном производстве средств к жизни и класс непосредственно занятый в общественном производстве средств к жизни.
Потому интеллигенция и не поддержала социалистические (коммунистические) преобразования в России в октябре 1917 года, более того, всячески противодействовала им, что они, указанные преобразования, не отвечали ее интересам и потребностям. В то время, как простой российский народ влачил жалкое существование российская интеллигенция изо дня в день ковала кадры российских эксплуататоров, стояла на страже их интересов и потребностей как своих собственных, поскольку они (интересы и потребности эксплуататоров) совпадали с ее интересами и потребностями. Иначе и быть не могло, ибо эксплуататоры – есть, своего рода, передовой отряд интеллигенции.
О каком наличии у русской интеллигенции особой нравственной впечатлительности, ранимости, отзывчивости на общие социальные проблемы говорит Панарин? Разве установление в обществе равенства и справедливости, ликвидация эксплуатации человека человеком не относится к социальным проблемам? Если относится, то где была и есть русская интеллигенция, о которой говорит Панарин, коли эти социальные проблемы не решены до сих пор? Когда российские рабочие и крестьяне в октябре 1917 года принялись изгонять из страны эксплуататоров, российская интеллигенция выступала на стороне последних. Даже после взятия власти пролетариатом в свои руки интеллигенция активно препятствовала делу строительства социализма (коммунизма) в России.
Следует особо отметить тот исторический факт, что там и тогда, где и когда в результате смены общественно-экономической формации власть в обществе переходила от одного эксплуататорского класса к другому интеллигенция активно поддерживала данное преобразование. В противном случае, т.е. там и тогда, где и когда в результате смены общественно-экономической формации власть в обществе переходила от эксплуататорского класса к эксплуатируемому классу интеллигенция активно сопротивлялась данному преобразованию. За примерами далеко ходить не надо. Для тех, кому деятельность интеллигенции в период строительства социализма (коммунизма) в России не приемлема в качестве доказательства интеллигенции как основы формирования и развития эксплуататоров, можно указать на деятельность интеллигенции в период царской России, скажем при подавлении крестьянских восстаний, вспыхнувших под руководством Емельяна Пугачева и Степана Разина, или при расстреле рабочего шествия мирно двигавшегося к Зимнему дворцу 9 января 1905 года. В последнем случае рабочие шли к царю неся хоругви, иконы, кресты и большой белый флаг, на котором было написано: «Солдаты не стреляйте в народ», обнажив головы, с пением церковных песен для подачи петиции царю с просьбой о улучшении их правового и экономического положения. В ответ на это они были расстреляны из винтовок и пулеметов и изрублены саблями по приказу царя и его окружения... Тогда было убито свыше тысячи и ранено более двух тысяч ни в чем не повинных рабочих.
История свидетельствует, что никакая «особая нравственная впечатлительность, ранимость, отзывчивость на общие социальные проблемы» зачастую нигде и никогда не мешала интеллигенции закрывать глаза на кричащую несправедливость и неравноправие в правовом и экономическом отношении имеющиеся между ней с одной стороны, и трудовым народом, т.е. людьми занятыми минимально умственным – максимально физическим трудом с другой стороны. Указанные Панариным качества интеллигенции зачастую нигде и никогда не мешали ей сытно есть и мягко спать за счет трудового народа. Конечно, исключения были, но речь не об этом, поскольку жизнедеятельность интеллигенции основывается не на исключениях, а на закономерностях, в числе которых минимальное участие в общественном производстве средств к жизни и максимальное участие в потреблении общественных материальных благ стоит на первом месте.
Другие работы по теме:
Интеллигенция в России
Балабанова Анна, гр. 133 ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ В последнее время все чаще и чаще слышится слово «интеллигенция» по радио и телевидению. Споры о русской интеллигенции являются одной из любимых тем обсуждения в СМИ, где ведутся разговоры о возрождении России, возвращении к ее культуре, воссоздании интеллектуального слоя общества и т. д.
Эссе об интеллигенции
Как Хранитель – Интеллигенция выполняет функцию Образца, матрицы культуры. Как Творец – Интеллигенция выполняет функции критики (анализа), генератора идей и стратегического духовного управления обществом.
Богоискательство
Богоискательство, религиозное философское течение в среде русской либеральной интеллигенции. Возникло в атмосфере назревавших в предреволюционный период общественных перемен.
Различие в понятиях "интеллигент" и "интеллект"
Интеллигент-человек, принадлежащий к интеллигенции. Интеллектуал Интеллигенция - работники умственного труда. Обладающие образованием и специальными знаниями в различных областях науки и технике.
Интеллигенция и политика
Известно, что отношения между властью и интеллигенцией всегда были весьма сложными. В силу своей высокой моральности последняя обычно стремилась дистанцироваться от политической власти, находиться к ней в открытой или подспудной оппозиции. Подобные настроения присутствовали у основной массы интеллигенции с момента ее появления в истории "как силы оппозиционной" (П.Л.
Чехов а. п. - Любимые герои а. п. чехова обыкновенные русские люди
В творчестве Антона Павловича Чехова, который становится писателем разночинной демократической русской интеллигенции, отразились и лучшие, и слабые стороны этой части интеллигенции. Вместе с ростом художественного мастерства все более углублялся- и образ любимого Чеховым героя его творчества - рядового, обыкновенного русского человека, во имя которого писатель жил и творил, ответственность перед которым чувствовал так глубоко до конца своих дней.
Мое отношение к профессору Преображенскому
Профессор Преображенский — многогранная личность, представитель высшей интеллигенции прошлого. Зрелый человек, обладающий колоссальным опытом, «светило мирового уровня» — он дерзнул померяться силами со временем, пренебречь законами природы. Его попытки помочь природе, форсировав темпы эволюции, потерпели крах.
Образы народных заступников в поэме Некрасова Кому на Руси жить хорошо
Поэма «Кому на Руси жить хорошо» создавалась в середине 70-х годов, в период нового демократического подъема, когда Россия оказалась на пороге революции. Народники, проповедовавшие революционные идеи, возлагали все надежды на крестьянство. С целью революционной пропаганды началось массовое движение интеллигенции в народ.
Евгений Онегин энциклопедия русской жизни
«Евгений Онегин» — роман о современной поэту русской действительности, о людях пушкинского поколения и их судьбах. Александр Сергеевич Пушкин всегда жил судьбой России. В романе «Евгений Онегин» он исследует одну из важных проблем, волновавшую прогрессивное человечество XIX столетия, — положение думающей и передовой интеллигенции, реальных русских людей.
Спор двух поколений в романе И. С. Тургенева Отцы и дети
Автор: Тургенев И.С. Проблема отцов и детей существовала и, скорее всего, будет существовать во все времена. Очевидно, именно поэтому роман И.С. Тургенева “Отцы и дети” до сих пор остается актуальным. Два поколения, изображенные писателем, различаются не столько возрастом, сколько противоположными взглядами, мировоззрениями: старого дворянства, аристократии и молодой революционно-демократической интеллигенции.
Обличение мещанства и пошлости в рассказе А. П. Чехова Ионыч
Автор: Чехов А.П. В рассказе Чехова «Ионыч» писатель обращается к теме интеллигенции. Эта тема широко обсуждалась литературной общественностью. Критике подвергались пошлость, отсутствие общественных запросов, сосредоточенность па сфере быта, равнодушие к социальным проблемам. Эти пороки русской интеллигенции нашли свое художественное воплощение в заглавном персонаже чеховского рассказа.
Анализ стихотворения Лермонтова Дума
Автор: Лермонтов М.Ю. Стихотворение «Дума» по своему жанру является такой же элегией-сатирой, как и «Смерть поэта». Только сатира здесь направлена не на придворное общество, а на основную массу дворянской интеллигенции 30-х годов.
Мои размышления о творчестве В. М. Шукшина
В. М. Шукшин явился продолжателем лучших традиций классической русской литературы. Он всегда считал, что главное в жизни русской интеллигенции — стремление помочь людям. И он хотел помочь людям найти правду, сохранить истинные духовные ценности.
Нравственные искания русской интеллигенции в XIX веке
Автор: Чернышевский Н.Г. Проблема нравственных исканий русской интеллигенции в XIX веке изначально была связана с проблемой русского дворянства, осознания им своего места в жизни и предназначенной ему роли. Вопросы “Как жить?” и “Что делать?” никогда не были праздными для лучшей части дворянской интеллигенции.
Вклад тружеников тыла в победу под Москвой
Автор: Разное Мы не дрогнем в бою за столицу свою. Нам родная Москва дорога. Обороны стальной Разгромим, уничтожим врага. (из слов песни) 1418 дней и ночей полыхало пламя войны. Победа, одержанная советским народом, была завоевана объединенными усилиями Вооруженных Сил, рабочего тыла, крестьянства и интеллигенции.
Различие в понятиях "интеллигнт" и "интеллект"
Основным отличием этих понятий мне представляется то, что для интеллигента обязательно профессионально заниматься умственным трудом, в то время как интеллектуал может зарабатывать себе на жизнь иначе.
Харьковский отдел Русского Собрания
Харьковский отдел Русского собрания (ХОРС) — первая из монархических организаций Харькова, созданная весной 1903 года группой консервативной интеллигенции города.
Апрельское восстание 1876
Апрельское восстание — национально-освободительное восстание в Болгарии 18 апреля—23 мая 1876. Подготовлялось Болгарским революционным центральным комитетом, находившимся в Джурджу (Румыния), и революционными комитетами в Болгарии. Началось ранее намеченного (на 1 мая 1876) срока, ввиду возникшей из-за предательства опасности ареста руководителей.
Дело Таганцева
Дело «Петроградской боевой организации В. Н. Таганцева» — одно из первых в Советской России дел после революции 1917 года, где массовому расстрелу подверглись представители научной и творческой интеллигенции, в основном Петрограда.
Простите нас
Введение 1 Суть акции 1.1 Уголовное расследование 2 Мнения Список литературы Простите нас Введение «Простите нас» (арм. Հայեր, ներեցեք մեզ, тур. Цzьr Diliyorum) — акция, проводящаяся в Турции представителями турецкой интеллигенции, в которой они просят прощения за то, «что Великая Катастрофа, которой подверглись армяне Османской империи в 1915 году, сталкивается с безразличием и отрицанием».
Хартия-08
(零八宪章/零八憲章 Lнngbā Xiаnzhāng) — манифест, подписанный представителями интеллигенции Китая в 2008 году.
Демонстрации в Грузии 1978
Введение 1 Предпосылки 2 Последствия 3 Дальнейшие события Список литературы Введение Демонстрации в Грузии (14 апреля 1978) — массовые националистические[1] митинги протеста грузинской интеллигенции и прочих активистов в Грузинской ССР, в первую очередь в столице республики г. Тбилиси. В целом имели антирусский и антисоветский характер поскольку были спровоцированы нежеланием грузинской национальной интеллигенции придавать русскому языку статус официального языка Грузии наряду с грузинским языком, несмотря а то что двуязычие и даже многоязычие уже стало стандартной, юридически закреплённой практикой в остальных национальных республиках и автономиях СССР.
Культурная революция в СССР
культурная революция в СССР — совокупность изменений в духовной жизни общества, осуществленных в СССР в 20-30-е гг. XX в., «составная часть социалистического строительства, создание социалистической культуры»[1] . Термин «культурная революция» введен В. И. Лениным в 1923 году в работе «О кооперации»:
Государственное совещание в Москве
(известно также как Московское государственное совещание ) — всероссийский политический форум, созванный Временным правительством. Проходило 12 (25) — 15 (28) августа 1917 г.
Трансильванская школа
Трансильванская школа (также Ардялская школа; Семиградская школа, рум. Şcoala Ardeleană, Шкоала Арделянэ) - политическое и культурно-языковое движение греко-католической румынской интеллигенции на территории австро-венгерской Трансильвании. Движение зародилось во второй половине XVIII - начале XIX веках как литературно-лингвистическое, но в XIX-XX веках его ответвления постепенно распространились на территории других восточно-романских земель, в том числе в Румынском королевстве и независимой Румынии.
Философский пароход
"" З. Короткова "Но вечно жалок мне изгнанник, Как заключенный, как больной. Темна твоя дорога, странник. Полынью пахнет хлеб чужой…"
Барбье, Огюст
Анри́-Огю́ст Барбье́ (фр. Henri-Auguste Barbier, 29 апреля 1805, Париж — 13 февраля 1882, Ницца) — французский поэт, драматург, принадлежавший к романтической школе.
Борьба двух миров в поэме Блока Двенадцать
Александр Блок прошел огромный путь от камерного поэта, воспевавшего "розовое облако грез" и "милого воина", "одетого в серебро", до создателя поэмы "Двенадцать", с огромной силой выразившего страшную " музыку разрушения" и тоску по другой музыке, музыке "нового века", который "взойдет средь всех несчастных поколений".
Макс Брод
Брод Макс (Max Brod, 1884–) — немецко-еврейский писатель. Р. в Праге, по образованию доктор прав. Начало его литературной деятельности совпало с расцветом пессимистического модернизма, под влиянием которого Б. и находился.