Реферат
Ученицы 9 "С" класса
школы №27
Ищенко Алисы
по теме
:
"Мужской костюм эпохи
позднего средневековья".
Апрель 98
Медленная агония античного рабовладельческого общества закончилась в 476г., когда войска варваров завладели Римом и перестала существовать когда-то могучая, не имевшая соперников Римская империя.
Началась новая эпоха в истории Европы. Новые народы и племена заселили европейскую территорию бывшей Римской империи и захватили земли за её северо-восточными границами. В непрерывных войнах, стычках, набегах, переделах и завоеваниях формировались новые, пока ещё не устойчивые государства. В этой борьбе были разрушены и исчезли многие античные города и поселения с их великолепными памятниками искусства, а те, что уцелели, перестали играть былую роль административных, торговых и культурных центров. Основным ядром жизни теперь становится поместье феодала, способного защитить своих поселян от внешнего врага.
Упадок городов и городской культуры приводит к тому, что ремесло, торговля перестают кормить горожан, и они также спешат обзавестись клочком земли, чтобы как-то существовать. Отношение каждого жителя к земле определяло его социальное положение ужё в ранний период существования феодального общества и создало четкое деление населения на сословия, а также строгое их соподчинение в соответствии с правами на землю.
Сословный характер европейского феодального общества, разобщенность отдельных феодалов - натуральное хозяйство удовлетворяло все неприхотливые потребности жителей - приводит к замедленным темпам жизни и развития культуры. Жестокие последствия междоусобных войн сменяются периодами относительного благополучия, особенно у крестьян, перемежающимися, однако, взрывами отчаянья - крестьянскими волнениями. Это порождает характерный для средневековья страх перед всякой новизной, подсознательное стремление сохранить всё без перемен.
В такой обстановке складываются новый быт и костюм. Основными источниками формирования костюма были одежды варваров и христиан эпохи поздней Римской империи, бытовавшие среди исконного населения Италии и Галлии.
Хотя племена и народы, заселившие Европу, были различны по своему этническому составу, их костюм имел ряд общих характерных особенностей: прежде всего в его основе лежал крой и стремление воспроизвести в одежде формы тела, а не драпировка, существовавшая в античном мире. Первоначальный покрой одежды варваров был близок к древнеперсидскому, и именно он лёг с основу дальнейшего развития европейского костюма.
Мужской костюм состоял из штанов различной длины - древние римляне называли их "брэ", довольно короткой рубашки-туники и небольшого плаща-сагума из шерстяной ткани или меха, кожаной обуви, типа постол, или мягких башмаков. Одежда из довольно грубых домотканых материй, шерстяных, льняных и полушерстяных на пеньковой основе, по-видимому, была орнаментирована вышивкой, однако об этом имеются лишь отрывочные сведения. Под влиянием римского костюма у европейцев появились длинные туники и далматика, неизвестные варварам. Они сделались знаком привилегированного положения. Эти одежды могли носить знатные люди. Поэтому торжественное одеяние королей было обязательно длинным.
Более полные сведения о костюме относятся уже к VIII - IX векам, кода возникли первые попытки объединения небольших феодальных государств. Наиболее крупным и устойчивым из них было государство франков. Высшего расцвета оно достигло при Карле Великом (конец VIII века) и его наследниках - Каролингах (IX век). В это время возобновляется почти прервавшееся общение между Западной Европой и Византией, и в королевство франков поступают византийские товары - главным образом ткани для торжественных одежд. Ткани местного производства, окрашенные растительными красителями - мереной, шафраном, орешником и др., - были распространены даже при дворе Карла Великого.
Европейский костюм этого времени мало чем отличается от костюма варваров. Рубашка-"шенс" - выше колен, всё тот же брэ до середины икр и плащ, называемый теперь "манто". Отличительной особенностью костюма франков была обувь. Вместо башмаков с мягкой подошвой, они носили полотняные или из мягкой кожи чулки, перетянутые сверху кожаными ремнями, оставляя открытыми пальцы. Носить закрытую обувь в эпоху Каролингов имели право, по-видимому, лишь король и члены его рода.
Более нарядной и богатой, сохранившей заметные черты римско-византийского костюма, была одежда итальянцев. В некоторых южных районах Италии нашествие варваров не принесло больших разрушений, там сохранялись, и раньше, чем в других государствах Европы, стали развиваться ремёсла, существовала и торговля с Византией и Востоком. Всё это не могло не сказаться на характере костюма: в Италии больше, чем где-либо, были распространены парчовые, шёлковые и тонкие шерстяные ткани, длинная одежда была привилегией не только владетельных особ, но и большинства пожилых людей.
Однако, несмотря на элементарность форм и относительную скудность тканей, декоративное решение европейского костюма V-IX веков отличается самобытностью и высоким уровнем художественного мастерства. Это прежде всего относится к украшениям из металла (золота, бронзы), органически входившим в общую композицию костюма. Рисунок разнообразно переплетающихся лент, перевитых шнурами, геометрических узоров с условными изображениями животных, выполненный из золота или бронзы с крупными альмандинами и другими гранатами, создавал узор необыкновенной красоты и яркости. Этот так называемый "звериный стиль" с его своеобразной условной трактовкой материала был создан потомками варваров, покоривших Европу. В нём сказалось новое видение мира, иное отношение к природе. Из этого стиля и начало развиваться всё европейское искусство средневековья.
В IX - X веках в Центральной Европе медленно и постепенно развивается ремесло, оживает торговля. Жизнь становится менее замкнутой, и у людей возникает стремление выйти за пределы действительности. Частые неурожаи, массовые эпидемии, междоусобные войны и связанное с ними разорение теперь рождают во многих людях мечту об "обетованной земле", полной довольства и благополучия. Так внутренние процессы жизни европейских народов подготавливают почвы для крестовых походов.
В это же время развивается строительное искусство, - архитектура и формируется особый художественный стиль - романский, показавший творческую силу молодых народов. Характерные черты этого нового стиля - спокойные монументальные формы, при чёткой конструкции, сдержанное применение декора, тесно связанного с конструктивным замыслом, - мы находим не только в архитектуре, но и в костюме. Неразрывное стилистическое единство всех видов искусства - отличительная черта любой эпохи - характерно и для средневековья.
Развивающееся общение между европейскими странами и особенно завоевание Англии норманским герцогом Вильгельмом I (1066 г.) распространили влияние Франции, как страны более культурной. Войско Вильгельма I состояло не только из рыцарей Нормандии, но и из французов, выходцев из Фландрии, Бретани и даже Италии. Все оставшиеся в живых сподвижники Вильгельма получили в Англии земли и образовали в английской земельной аристократии крепкий слой преданных слуг короля. Они ассимилировались, и в английский язык вошло много французских слов, в том числе и названия одежд. Распространились в Англии и некоторые французские и итальянские формы одежд, особенно женские, но здесь они получили своеобразную трактовку.
В XII веке, после ряда крестовых походов, под впечатлением богатств и роскоши Византии, в обиход европейцев входит длинная одежда. Её носят теперь и молодые люди, особенно дворяне.
Развивающееся ремесло увеличивает количество тканей, а главное - улучшает её качество. Всё больше появляется привозных материй. Европейцы уже не довольствуются шенсом, брэ и манто. Сверх шенса носят "блио" - полудлинную или длинную одежду с боковыми разрезами, сквозь которые виден шенс. Шенс и блио всегда делали разных цветов. На ноги надевают узкие длинные чулки - "шоссы", которыми прикрывают часть брэ. Шоссы тесёмками привязывают к поясу. Верхней одеждой служил плащ различных размеров.
Примечательной особенностью обуви XII века были длинные носки - "пигаш", своей остроконечной формой нарушавшие спокойные линии костюма. Появление пигаш связывают с именем графа Анжуйского, желавшего скрыть уродливую форму стопы. Такая обувь была распространена не только во Франции, но и в других западноевропейских странах.
Горожане носили мягкие сапоги с очень короткими голенищами - "ботт", но в конце XII века и у них появляются длинные остроконечные носки.
Головные уборы мужчин не имели жесткой основы, иногда их драпировали подобно восточному тюрбану. Самым распространённым был "куаф" - род капюшона, с удлинённым мысом сзади.
Литература: мерцалова М. Н. "Костюмы разных времён народов"
Другие работы по теме:
Сравнительная работа философии эпохи Средневековья и Возрождения
Общая характеристика философии эпохи Средневековья и эпохи Возрождения Средневековая философия охватывает тысячелетний период, приблизительно с V по XV вв. Между античной и средневековой философией нет четко обозначенных границ. Истоки философии Средневековья — в античной философии, затем некоторое время она формировалась одновременно с религией христианства, возникшей в I—II вв. н. э.
Вооружение кыргызского воина в позднем средневековье
В свое время весьма важная тема характеристики военного дела в кочевом обществе средневековья, имеющая значение и для определения времени создания самого эпоса или его отдельных частей, уже привлекала внимание исследователей.
Народная одежда - произведение искусства
Народная одежда - яркое и самобытное явление в истории его народа. Оно развивалось и совершенствовалось в течение столетий. История украинской одежды связана с традициями Киевской Руси. Костюм украинской крестьянки состоял из вышитой рубашки, юбки, которая представляла собой два несшитых полотнища клетчатой или орнаментированной ткани.
Новый наряд короля
Автор: Андерсен Ханс Кристиан. В королевство короля-модника прибыли двое обманщиков. Они обещали выткать чудную ткань, невидимую для глупцов и тех, кто не на своем месте сидит. Получая от короля материалы, деньги и почести, они не только «соткали» ткань, но и «сшили» костюм — хотя никакого костюма не было, высланные на проверку чиновники, да и сам король, не хотели признаваться, что ничего не видят.
Костюм скифов
В скифских курганах Поднепровья и Крыма обнаружены ценнейшие предметы материальной культуры, позволяющие представить внешний облик и форму костюма этих древних племен.
Треуголка
Введение 1 Появление треуголки 2 История треуголки 3 Треуголка как атрибут эпохи Введение Треуго́лка (англ. cocked hat, фр. tricorne ) — шляпа с полями, загнутыми так, что они образуют три угла. Получила распространение во второй половине XVII века и была популярна до конца XVIII века, пока не была заменена двууголкой.
Повседневный костюм конца 20 века
В качестве основной темы и основных экспонатов представлена повседневная деловая одежда студентов СурГУ конца 20 века. Экспозиция подводит итог развитию мужского и женского делового костюма в 20 веке.
Мужской костюм Древней Греции
Реферат ученицы 9-с класса 27 школы Ищенко Алисы Мужской костюм Древней Греции Апрель 98 Мужской костюм Древней Греции. Владычество Персии, казавшееся безграничным в VII - V веках, было подорвано небольшой, по существу, бедной страной, сыгравшей огромную роль в развитии европейской культуры. Этой страной была Древняя Греция, состоящая из ряда городов-государств - полисов.
История одежды: редингот
В последние годы мода не раз обращалась к прошлому. Возникал, например, интерес к стилю 20-х, 30-х или 50-х годов. Но есть формы, которые существуют в истории костюма довольно долго, так как интерес к ним то усиливается, то ослабевает.
Костюм Византии
В искусстве Византии и эстетических взглядах V-VII вв. отразились все противоречия эпохи: влияние античности, восточных традиций и новой христианской тематики.
Варварский берег
(фр. Cфte des Barbaresques) — европейское название средиземноморского побережья Северной Африки, со времён позднего Средневековья (XV век) и до XIX века. К Варварскому берегу относили побережье стран Магриба: Алжира, Туниса и Марокко. Иногда также побережья Ливии и Египта. Там располагалось множество портовых баз, в которых размещались берберийские пираты-корсары, наводившие ужас на христианских жителей северного Средиземноморья.
Кватроченто
Кватроче́нто , также кваттроченто (итал. quattrocento, «четыреста», сокращенно от mille quattrocento — «тысяча четыреста») — общепринятое обозначение эпохи итальянского искусства XV века, соотносимой с периодом раннего итальянского Возрождения. Это время творчества Пьерро делла Франческа, Ботичелли, Донателло, Брунеллески, Мазаччо, Беллини, Пинтуриккьо, Фра Анжелико, Перуджино и мн. др.
Тахт-и-Бахи
Введение 1 Постройки 2 История Список литературы Введение Тахт-и-Бахи (также Тахтбхай, Тахти-бахи) — буддийский монастырский комплекс I в. до н. э.[1] По мнению археологов, он великолепно демонстрирует архитектуру буддийских монастырских центров той эпохи.[2] Он был внесен в список список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1980 году.[1]
Майер должность
Майер (нем. Meier, Mehre, Meyer, Maier, Mдher, Mдger, Major, Meiur, Mayr) — первоначально означал должностное лицо, служившее у дворянина- или священо служителя-землевладельца в качестве управляющего его недвижимым имуществом. Начиная с позднего средневековья термин приобрел значение «арендатор» или «независимый фермер».
Батори
Развалины замка в Шомьё Батори (венг. Bбthory, польск. Batory) — семейство венгерских феодалов, которое играло значительную роль в Восточной Европе во времена позднего средневековья.
Полиэстеровый костюм
(англ. Leisure suit; костюм для досуга, выходной костюм) — это модный в 1970-е годы покрой костюма, состоящий из похожего на сорочку пиджака и аналогичных брюк[1], часто белого цвета. Материал костюма обычно представлял собой двухфонтурный полиэстер, но не всякая одежда, сделанная из полиэстера, может быть названа «полиэстеровым костюмом».
История дипломатии
Введение 1 Первое издание 1.1 Разделы 2 Второе издание Введение История дипломатии - многотомный труд советских историографов, проведших анализ международных отношений в последовательно сменявшиеся эпохи; краткая история дипломатии от древних времен до нашего времени. Под редакцией В. П. Потемкина.
Анахронизм 2
Анахрони́зм (от греч. ανά — против и χρόνος — время) — в исторической науке, литературе, кино — ошибочное, намеренное или условное отнесение событий, явлений, предметов, личностей к другому времени, эпохе относительно фактической хронологии.
Цели Петровских реформ
Петровские реформы открывают собой эпоху Нового времени в русской истории и прежде всего – эру русского Просвещения, которой задают тон и идейную направленность. Заметим попутно, что термин “Петровские реформы” понимается нами не буквально как реформы, проводившиеся Петром I, но как условное, устоявшееся в науке наименование социокультурного “первотолчка” модернизационных процессов в России, которые вывели страну и русскую культуру из эпохи Древности и Средневековья (с конца Х до конца XVII в.) в нововременную парадигму.
Белорусский национальный костюм
План Введение 1 История костюма 2 Локальные разновидности 3 Мужской костюм 3.1 Повседневная одежда 3.2 Верхняя одежда 3.3 Головные уборы 3.4 Обувь 4 Женский костюм
Купальник
План Введение 1 История 1.1 До появления купального костюма 1.2 Появление купального костюма 1.3 XX век — век триумфа купального костюма 2 Разновидности современных купальников
Пояс для чулок
По́яс для чуло́к — деталь нижнего женского белья — пояс, к которому крепятся чулки. Пояс для чулок — результат эволюции шосс (колгот-чулок, характерных для позднего Средневековья, носившихся как мужчинами, так и женщинами). Шоссы изготавливались из неэластичных тканей (лён, сукно) и не могли держаться самостоятельно: было необходимо использовать подвязки или привязывать шоссы к поясу.
Стиль одежды
План Введение 1 Классификация стилей одежды по критериям 1.1 возраст 1.2 пол 1.3 профессия 1.4 социальный статус 1.5 принадлежность к субкультуре 1.6 личный вкус человека
Диско стиль одежды
План Введение 1 Предпосылки появления диско-стиля 2 Эстетический идеал «в стиле диско» 3 Особенности стиля 3.1 Одежда 3.2 Причёски 3.3 Макияж 4 Диско-стиль в СССР
Полиптик
Полипти́к полиптих ) (др.-греч. πολύπτυχος — состоящий из многих табличек или листков от πολυ- — много и πτυχή — складка, дощечка) — опись имущества и доходов, прежде всего церковных (монастырских) владений (писцовые книги) эпохи Каролингов, рисующая картины устройства поместья.
Доколумбова хронология Перу
и Андского региона в настоящее время основана на классификации, которую предложил Эдвард Лэннинг. Альтернативную систему датировки предложил Луис Лумбрерас, который иначе датирует некоторые археологические находки. Большинство культур Позднего горизонта и некоторые культуры Позднего промежуточного периода были включены в состав инкской империи к 1493 г., однако окончание периода датируется 1534 г., датой крушения Империи инков в результате испанского завоевания.
Гунзибцы
Гунзибцы, гьунзалъ (самоназв.), хунзалис, энзсби, уизо, народ в России (1,35 тыс. чел.). Живут также в Грузии (0,35 тыс. чел.). Общая численность -1,7 тыс. чел. Относятся к цезским народам, коренное население Западного Дагестана.
Хакасы
Самоназвание хакасов - тадар. В фольклоре хакасов в качестве их древнего самоназвания употребляется термины хоорай и хыргыс-хоорай.
Табасараны
Табасараны, табасаран (само-назв.), табасаранцы, народ России. Численность в РФ - 93,6 тыс. чел. Коренное население Дагестана. Численность в Дагестане - 78,2 тыс. чел.
Кумыки
Кумыки, къумукъ (самоназв.), народ в Российской Федерации - 277,2 тыс. чел., из них в Дагестане - 231,8 тыс., в Чечне - 9,9 тыс., в Северной Осетии - 9,5 тыс. чел. Общая численность - 282,2 тыс. чел.
Уильям Оккам
Оккам, Уильям (Ockham или Occam, William) (ок. 1284 – ок. 1350), английский философ-схоласт, известный сегодня главным образом благодаря предложенному им принципу экономии мышления («бритва Оккама»).