Поль Сезанн – имя, хорошо знакомое каждому, кто хоть немного интересуется живописью. Французское искусство прошлого столетия и творческий путь многих европейских художников начала нашего века как бы делятся незримой чертой на два этапа «до Сезанна» и «после». Знакомство с художественными открытиями этого мастера, большую часть жизни проведшего в своем родном городке на юге Франции – Эксе, было поворотным пунктом в развитии многих живописцев. В чем же суть обновления, которое принес в искусство Сезанн? Уже стали хрестоматийными его слова о законах построения пейзажа: «Трактуйте природу посредством цилиндра, шара, конуса – и все в перспективном сокращении, то есть каждая сторона предмета, плана должна быть направлена к центральной точке. Линии, параллельные горизонту, передают протяженность… Линии, перпендикулярные этому горизонту, дают глубину. А поскольку в природе мы, люди, воспринимаем больше глубину, чем поверхность, то необходимо вводить в колебания света, передаваемые красными и желтыми тонами, достаточное количество голубых, чтобы почувствовать воздух». Но Сезанн был силен не теоретическими высказываниями. Его вклад в искусство – пейзажи, натюрморты, несколько сюжетных картин и портретов.
По возрасту художник был сверстником импрессионистов. Однако его творчество представляло собой уже следующий этап в эволюции художественного видения. Как бы полемизируя с импрессионистами, у которых он многому научился, Сезанн говорил, что хочет создавать картины для музеев – то есть передавать незыблемый, вечный облик натуры в противовес Моне и Писсарро, которые стремились уловить изменчивые черты природы. Его высказывание об основных формах и линиях было обосновано стремлением создать в каждой картине солидную конструктивную основу. Виды юга Франции – большая серия пейзажей с горой Сент–Виктуар и другие работы, а также натюрморты, где варьировалось изображение яблок, кувшина, драпировки или нескольких других обыденных вещей, были важны тем, что в каждой картине была создана особая пространственная система, отличная по своим законам от простых правил прямой перспективы, восторжествовавших в живописи со времен Брунеллески и Пьеро делла Франчески.
В одной картине Сезанн мог соединить несколько точек зрения на предмет, приемы прямой и обратной перспективы. Эти новации утверждали право художника творить особый художественный мир произведения, вдохновленного натурой, но отнюдь не воспроизводящего ее облик как непосредственное отражение.
Сезанн преклонялся перед природой, он утверждал ее величие и красоту. Но он осмелился нарушить законы построения пейзажа, сложившиеся со времени Пуссена. Вначале это принесло ему участь отверженного, впоследствии – всемирную славу основателя нового искусства.
К своим открытиям в живописи Сезанн пришел, конечно, не сразу. Он учился в Эксе в колледже, где изучались и древние языки, и античная литература. Живя в Эксе, можно было почувствовать дух культурной традиции Средиземноморья – колыбели европейской цивилизации. Этому способствовала и окружающая природа. Рядом с Сезанном был его друг – будущий знаменитый писатель Эмиль Золя. Их связывала романтичная дружба. Золя первым уехал в столицу и начал свой путь журналистом, художественным критиком; многие идеи, которые он выдвигал в своих статьях, обсуждались им в беседах и письмах с Сезанном. Когда Сезанн посещал Париж, Золя становился его гидом, посредником при знакомстве с художниками и писателями. Ранние картины Сезанна, созданные им в 1860-е годы, написаны очень темными красками, с большим количеством черного цвета, видно, что иногда художник накладывал краску прямо ножом, широкими пластами. На первых порах его творчество овеяно традицией романтизма. Сезанн зачитывается Виктором Гюго, изучает живопись Делакруа.
Знакомство с импрессионистами, и особенно с Камилем Писсарро, вместе с которым он ходил на этюды и даже скопировал одну его картину, заставило Сезанна совершенно изменить свою палитру. Он избавился навсегда от черного цвета, стал писать чистыми красками, более мелким спокойным мазком. Но если для импрессионистов самую большую роль играла непосредственность впечатления, зрительный образ на плоскости холста, то у Сезанна даже и в работах начала 1870-х годов – периода наибольшей близости с Писсарро и его группой, на первом месте стояло создание продуманной композиции, где пространство передавалось не уплощенно, как у импрессионистов, а уходящим в глубину.
Пейзаж импрессионистов часто соединялся с жанровой картиной. У Моне по глади Сены скользят паруса яхт, у Писсаро виден оставленный в поле крестьянский плуг. У Сезанна пейзаж всегда безлюден. Это мир, которого не затрагивает деятельность человека. Пейзаж «Берега Марны» (1888, Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, Москва) написан в центральной Франции. По выбранному мотиву он близок импрессионистическим картинам, но у Сезанна река кажется застывшей, с зеркальной гладью; неподвижными кулисами стоят деревья по берегам. Гамма красок сдержанно-холодноватая, сквозь живописный слой кое-где проглядывает белая грунтовка холста.
В пейзаже «Гора Сент-Виктуар» (1900, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) могучая голубоватая глыба вздымается в небо, царя над теплыми желтовато-охристыми морщинами предгорий, покрытыми клубящейся сине-зеленой растительностью. Чувство наступающего массива гор, умение передать их величие сближают Сезанна с Пуссеном, несмотря на различие их художественных систем.
Натюрморты Сезанна, которые он писал очень подолгу, иногда по несколько месяцев, передают то же ощущение величия, но воплощенное в маленьких, будничных вещах. Его яблоко невозможно было бы надкусить. Складки белых салфеток столь же значительны в своей архитектонической роли, как каннелюры античных колонн. Сезанн строит форму, ищет ее первооснову, выявляет структуру сложных формообразований. Его натюрморты – это творческая лаборатория мастера. От них отталкивались в начале столетия кубисты – Пикассо и другие художники. Но если Сезанн выявлял форму, оставляя ее реальный образ, то кубисты разъяли предмет на части, анализируя его строение.
Многое можно было бы рассказать о проблемах, которые решал в своем творчестве Сезанн, о загадках, которые он оставил для своих исследователей. О Сезанне написано много книг. Различные историки искусства создавали свои теории, объясняющие принципы его искусства, полемизировали друг с другом. Биографы и популяризаторы описывали драматическую жизнь Сезанна – человека страстного, мятущегося, гордого и одинокого. Первое отражение в литературе искусство и жизнь Сезанна получили в известном романе Эмиля Золя «Творчество», вышедшем в свет в 1886 году. Герой романа Клод Лантье отнюдь не целиком списан с Сезанна, это собирательный образ представителя новой плеяды художников, интересы которых вначале защищал Золя в критике. Но писатель разочаровался в новом художественном движении, и Лантье изображен в его романе как неудачник. Выход в свет романа стал причиной разрыва Золя с его прежними друзьями-художниками.
Искусство Сезанна публика не любила и не признавала даже тогда, когда импрессионисты были в моде. Признание к художнику пришло от молодых художников в 1890-1900-е годы. Они навещали его в Эксе, записывали разговоры с ним. Стали устраиваться выставки Сезанна, пользовавшиеся все большим успехом. Но настоящая слава пришла к нему лишь посмертно.
Используемая литература:
Художественный календарь «Сто памятных дат»,
1989 год.
Другие работы по теме:
Деньги
- одно из величайших человеческих изобретений. Происхождение денег связано с 7 - 8 тыс. до н. э., когда у первобытных племен появились излишки каких-то продуктов, которые можно было обменять на другие нужные продукты. Исторически в качестве средства облегчения обмена использовались - с переменным успехом - скот, сигары, раковины, камни, куски металла.
Деньги
Структура денежной массы. Функции денег. Стоимость денег. Денежная масса в России.
Государственный бюджет
Разработка и исполнение бюджетов. Структура доходов. Структура расходов. Основные задачи в области бюджетных расходов. Бюджетный федерализм. Проблемы управления бюджетным дефицитом и государственным долгом.
Фотоэлектрические преобразователи энергии
Для питания магистральных систем электроснабжения и различного оборудования на КЛА широко используются ФЭП; они предназначены также для подзарядки бортовых химических АБ. Кроме того, ФЭП находят применение на наземных стационарных и передвижных объектах, например, в АЭУ электромобилей.
Стороны в гражданском процессе
Понятие сторон в гражданском процессе. Процессуальные права и обязанности старон. Надлежащая сторона в деле. Процессуальное правопреемство. Процессуальное соучастие.
Поль Мориа
Записи оркестра, в котором этот человек был дирижером, расходились в СССР, да и во всем мире, огромными тиражами. Поль Мориа приезжал в СССР в 1967 году вместе с Мирей Матье и в 1978 году — уже как дирижер эстрадно-симфонического оркестра.
Левередж и его роль в финансовом менеджменте
ВВЕДЕНИЕ Объектом данной курсовой работы являются отечественные предприятия, которые пытаются использовать современные методы анализа и планирование прибыли, предусматривают грамотное построение на предприятии соответствующих организационно-методических систем обеспечения этого управления.
Особенности конкуренции в инновационном менеджменте
Конкуренция в инновационном менеджменте Понятие конкуренции Конкуренция – свойственная товарному производству борьба между предпринимателями на рынке за более выгодные условия производства и сбыта продукции, за получение наивысшей прибыли.
Сезанн
Творчество Сезанна. Винсент Ван Гог - классик постимпрессионизма. Живописные искания Поля Гогена. О художнике и его творениях в разрезе его вклада в мировую культуру. С XX столетия Сезанн становится вождем нового поколения.
Сезанн Поль
Сезанн Поль (1839-1906) - французский живописец, один из крупнейших представителей постимпрессионизма.
Постимпрессионизм
Постимпрессионизм (Post-Impressionism), этот термин впервые употребил английский критик Роджер Фрай по отношению к различным направлениям в искусстве, возникшим во Франции в период с 1880 по 1905 г. как реакция на импрессионизм.
Гонди, Жан Франсуа Поль де
Введение 1 Биография 2 Мемуары 4 Электронные ресурсы Введение Жан-Франсуа́ Поль де Гонди́, известен как кардина́л Рец, (20 сентября 1613(16130920), Монмирай — 24 августа 1679, Париж), архиепископ Парижский, выдающийся деятель Фронды, автор знаменитых мемуаров. Четвёртый подряд представитель итальянского рода Гонди на парижской епископской кафедре.
Жид, Поль
Связать Поль Жид (фр. Paul Gide, 1832—1880) — французский юрист и историк, профессор римского права в Парижском юридическом факультете. Его первое сочинение: «Etude sur la condition privйe de la femme dans le droit ancien et moderne» (2 изд., Париж, ''''''1885'''''') — обширное исследование о положении женщины у культурных народов древнего и нового мира с целью найти источник ограничений женской правоспособности.
Некрополь
Главный некрополь России — у Кремлёвской стены Некрополь во Франции Некро́поль (дословно «город мёртвых», греч. νεκρος — мёртвый, πολις — город) — большое кладбище (подземные галереи, склепы, камеры), расположенное на окраине древних городов (в Египте, Малой Азии, Этрурии), с гробницами и каменными надгробиями.
Венсан де Поль
Святой Венса́н де Поль (Винсент де Поль, Викентий де Поль) (фр. Vincent de Paul, 24 апреля 1581 года — 27 сентября 1660 года) — католический святой, основатель конгрегации лазаристов и конгрегации дочерей милосердия.
Гольбах, Поль Анри
Поль Анри Тири Гольба́х (барон д’Ольба́х, фр. Paul-Henri Thiry, baron d’Holbach; немецкое имя Пауль Генрих Дитрих фон Го́льбах , нем. Paul Heinrich Dietrich Baron von Holbach, 8 декабря 1723, Эдельсхайм — 21 июня 1789, Париж), французский философ немецкого происхождения, писатель, энциклопедист, просветитель, иностранный почётный член Петербургской Академии наук.
Мерсье де Ла Ривьер, Пьер Поль
Пьер-Поль (Ле) Мерсье де Ла Ривьер де Сен-Медар (фр. Pierre-Paul Lemercier (Mercier) de La Riviиre de Saint-Mйdard; ок. 1719, Сомюр — ок. 1792, Париж) — французский экономист, представитель физиократов, разделявший взгляды Франсуа Кене. Выступал за свободу конкуренции, отмену всех ограничений в торговле, отстаивал важность земледелия как главного источника богатства.
Жоаннар, Жюль-Поль
Жюль-Поль Жоаннар (фр. Jules-Paul Johannard; род. 14 декабря 1837 г. Бон — ум. 1892 г. Лондон) — французский революционер — социалист, активный участник и один из руководителей Парижской коммуны.
Жан-Поль Готье
Жан-Поль Готье́ (фр. Jean-Paul Gaultier; родился 24 апреля 1952) — французский модельер, во многом определивший облик высокой моды 1980-х и 1990-х гг., президент собственного модного Дома и компании Jean Paul Gaultier S.A.
Жан Поль Марат
Мне кажется, памфлеты а являются некой серией обращений к народу, плавно вытекающих друг из друга, поэтому я предпочла обратиться к самому началу. Итак, «Profession de foi».
Административные наказания
Цели административного наказания. Виды административных наказаний. Обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность. Принципы назначения наказаний. Давностные сроки назначения административного наказания и срок их погашения.
Виды стрелкового оружия
Оглавление Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр.3 Совершенствования стрелкового оружие . . . . . . . стр.6 Развитие артиллерий и противотанковых средств стр.8
Бухгалтерский учет финансовых вложений 2
1. Понятие и классификация финансовых вложений. Финансовые вложения - это инвестиции организации в государственные ценные бумаги, ценные бумаги и уставные капиталы других организаций, предоставление займов другим организациям и физ. лицам, вклады в общее имущество по договору о совместной деятельности.
Валери Поль
Французский поэт, прозаик, мыслитель, критик. Поль Валери родился 30 октября 1871 во французском городе Сэт на побережье Лангедока. По семейным истокам - полуитальянец с примесью корсиканской крови, выходец из чиновничьей буржуазной среды.
Поль Сезанн
Поль Сезанн – французский живописец. Представитель постимпрессионизма.
Поль Жане
Жане, Поль (Janet, Paul) (1823–1899), французский философ и историк, последователь В.Кузена.
Поль Гаварни
Гаварни, Поль (Gavarni, Paul) (1804–1866), французский карикатурист, рисовальщик и график.
Управление, принципы обеспечения безопасности
Технические признаки. Существует две основные группы задач обеспечения безопасности: К первой группе задач относятся задачи, связанные с обеспечением безопасности жизни, здоровья людей, стратегических объектов государственной важности, задачи охраны опасных производств, авария на которых может привести тяжелейшим экологическим катастрофам, защиты имени, имиджа.