Слово «барокко» буквально означает «странный», «причудливый». Этот художественный стиль преобладал с конца 16-го до середины 18-го в. и был призван прославлять могущество знати и церкви.
Для искусства барокко характерно преувеличение во всем. Архитекторы стремились к парадной торжественности, пышности. Они отказываются от спокойных прямых линий и объемов и обращаются к сложным формам с большим количеством изгибов и нагромождений. К примеру, кому придет в голову делать колонны витыми, словно свечи? Но итальянский зодчий и скульптор Л. Бернини предложил именно такие колонны. В созданном им фонтане Четырех рек в Риме он воссоединил в одно целое скульптурные композиции, обломки скал и каскады воды. Неповторимое, незабываемое зрелище!
Реальность в произведениях стиля барокко тесно переплетена с фантазией. Кажется, что один архитектор соревновался в фантазии с другим. Фасады храмов и дворцов украшены карнизами, окнами и лепниной всяческих форм и очертаний. Контрасты масштабов, цветов, света и тени в живописи поражали воображение. Что ни картина, то сочные, яркие краски. Какие только рыбы, цветы и плоды ни изображены на натюрмортах голландцев Ф. Снейдерса и Я. Йорданса! Персонажи на портретах голландцев П. Рубенса и А. ван Дейка изображены в торжественных позах, одеты в пышные наряды. Исторические полотна перегружены персонажами. Разнообразные художественные приемы, использование живописи, позолоты, скульптуры в архитектуре производили на людей очень сильное впечатление, подавляли их величием и грандиозностью. Это использовала господствовавшая в Италии церковь.
Потолки церквей специально расписывали так, чтобы возникало впечатление прорыва в небо. Парадные залы дворцов украшали сотнями зеркал — и стены как бы раздвигались, пространство казалось большим, чем на самом деле. Появилось искусство барокко в Италии в 16-м в., здесь оно достигло своего расцвета. Но оно распространилось по всей Европе, и в Испании, Португалии, на юге Германии, в Австрии сохранились замечательные его образцы. В русском барокко преобладали иные настроения. Петр I сделал Россию европейской державой.
Дворянство стремилось к новому, европейскому образу жизни. Успехи во внешней политике, строительстве, науках вызывали чувство гордости за соотечественников, преуспевших и на бранном поле, и за письменным столом. Это чувство гордости за успехи государства и народа нашло отражение и в архитектуре, и в живописи, и в скульптуре. Величественна и торжественна архитектура русского барокко. В середине 18-го в. свои лучшие произведения в стиле барокко создал архитектор В. В. Растрелли: это Зимний дворец в Петербурге, Екатерининский дворец в Царском Селе (ныне г. Пушкин), Смольный монастырь в Петербурге. Фасады его построек, расцвеченные белым, синим и позолотой, необычайно нарядны. Залы дворцов богато убраны: потолки украшены лепкой и золоченой резьбой, стены обиты дорогими тканями, деревянные полы редкой красоты. В это же время были созданы парковые ансамбли — в Кусково под Москвой, в Царском Селе под Петербургом. Дворцы Растрелли возвеличивали знатность и богатство, так же как и некоторые парадные портреты государственных деятелей его времени.
Но в портретах художников А. П. Антропова и И. Н. Никитина торжественность позы и пышность одежды не закрывают того, что во все времена ценилось больше всего, — ум, отвагу и достоинство. В 1760-е гг. барокко в России начинает сменяться другим направлением — классицизмом.
Другие работы по теме:
Кикины палаты
Кикины палаты Ки́кины пала́ты — памятник архитектуры петровского барокко, находящийся в Санкт-Петербурге по адресу Ставропольская улица, дом 9.
Здание Двенадцати коллегий
Введение 1 История 2 Современность Введение Здание Двенадцати коллегий — памятник архитектуры на Васильевском острове в Санкт-Петербурге. Здание выполнено в стиле барокко и состоит из двенадцати идентичных трёхэтажных секций. Начало строительства под руководством архитектора Доменико Трезини (верхние этажи по проекту Теодора Швертфегера).
Петровские ворота Петропавловской крепости
План Введение 1 История Список литературы Введение Петро́вские воро́та — триумфальные ворота Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге, находящиеся в Петровской куртине между Государевым и Меншиковым бастионами. Памятник петровского барокко.
Красные ворота
План Введение 1 История Список литературы Введение Красные ворота — триумфальная арка в стиле барокко, существовавшая в Москве до 1920-х годов. Первая постройка из этого типа сооружений, осуществлённая в камне вместо дерева.
Инструментальная музыка барокко
Орган – ведущий инструмент эпохи барокко. Главным жанром органной музыки стала фуга. Для органа также писали канцоны, ричеркары, токкаты, фантазии, прелюдии, каприччио, чаконы, пассакалии, хоральные прелюдии.
Бутми, Жоссе
Жоссе Бутми (фр. Josse Boutmy, полное имя Шарль Жозеф Бутми; 1697—1779) — бельгийский композитор, органист и клавесинист эпохи барокко. Бутми заявил о себе как о выдающемся музыканте, работая в Брюсселе. Он служил при дворе у принца Турн-и-Таксис (1736) и в Королевской Капелле Брюсселя (1744—1777)[1].
Музыка барокко
Барокко живет в музыкальном обиходе, в интонациях и ритмах легкой музыки, в пресловутом «под музыку Вивальди», в школьных нормах музыкального языка. Живы и развиваются своими путями жанры, рожденные эпохой барокко.
Красные ворота в Москве
Триумфальные ворота при въезде в город на Земляном валу (теперь Садовое кольцо) известны издавна. Первые деревянные ворота строились в 1709 и 1721 годах еще при Петре I по случаю побед над шведами в Северной войне.
Жан-Батист Мольер Мещанин во дворянстве
Новое художественное направление в литературе XVII ст. — классицизм — снова, как и предшественники, пора барокко и Возрождения, обращается к античности как к эстетичному эталону. Пьеса известного комедиографа Мольера «Мещанин во дворянстве» стала воплощением черт классицизма (лат. classicus — образцовый), которому присущи нормативность правил, иерархия жанров (низменность на высокие, средние, низкие), культ ума, гармоничность форм.
Литература барокко
Стиль барокко нашел свое выражение и в литературе. И если архитектура, скульптура и живопись стремились к единению, то и в литературе можно наблюдать аналогичные явления: лирика стремится к монументальности, величественности.
Украинская культура развитие и современное состояние. Украинское барокко.
оглавление Раздел 13. Украинская культура : развитие и современное состояние 13.1 «Украинское» барокко Украинская национальная революция 1648 – 1676 гг. привела к созданию украинского государства. Часть ее на территории Левобережья (Гетманщина) на правах автономии просуществовала в составе Российской империи до начала 80-х гг.
Европейская живопись 18-го столетия
Европейская живопись 18-го столетия в основном характеризуется тремя стилями, Это - рококо, неоклассицизм и барокко. Живописцы этого периода не обладают славой художников Эпохи Ренессанса или живописцев 19-го – 20-го столетий, но их вклад в живопись не оспорим и важен. В этот период были наиболее популярны портретная живопись и пейзажные направления.
Стиль барокко в скульптуре Л. Бернини
Баро́кко ( «порочный», «распущенный», «склонный к излишествам», «жемчужина неправильной формы) — характеристика европейской культуры XVII—XVIII веков, центром которой была Италия. Стиль барокко появился в XVI—XVII веках в итальянских городах: Риме, Мантуе, Венеции, Флоренции. Эпоху барокко принято считать началом триумфального шествия «западной цивилизации».
Русское барокко
Самобытность архитектуры русского барокко проявилась в органичном сочетании четкой фундаментальности и простоты плановых решений с живописностью силуэтов и фасадов.
Русское Барокко
Самобытность архитектуры русского барокко проявилась в органичном сочетании четкой фундаментальности и простоты плановых решений с живописностью силуэтов и фасадов, щедростью и фантазией декоративных форм,
Борреманс, Виллем
Виллем (или Гульельмо Борреманс (Антверпен, 1672 — Палермо, 1744) — южнонидерландский (фламандский) художник эпохи барокко, в основном работавший в Южной Италии (Неаполитанском королевстве и на Сицилии).
Искусство Германии
Свое дальнейшее распространение стиль барроко получил в Германии. Особого расцвета достигла скульптура. В интерьере немецкой барочной церкви ей отводится большая роль, чем живописи.
Бланк К.И.
Бланк справедливо почитался опытнейшим строителем, отчетливо знающим особенности московской строительной техники, и в качестве такового пользовался веским авторитетом даже после того, как перестал считаться законодателем архитектурной моды.
Зимний дворец
Один из наиболее впечатляющих памятников архитектуры русского барокко. Трехэтажное здание расчленено по высоте на два яруса, что подчеркнуто ордером и горизонтальными тягами.
Строцци, Барбара
Введение 1 Биография и творчество 2 Сочинения Введение Барбара Строцци (итал. Barbara Strozzi, иначе итал. Barbara Valle, крещ. 6 августа 1619, Венеция — 11 ноября 1677, Падуя) — итальянская певица (сопрано), прозванная «Виртуознейшей» (итал. Virtuosissima), композитор эпохи барокко.
Петровское барокко
Петро́вское баро́кко — термин, применяемый историками искусства к архитектурному и художественному стилю, одобренному Петром I и широко использованному для проектирования зданий в новой российской столице Санкт-Петербурге.
Дворец Лихтенштейнов Вена
Дворец Лихтенштейнов — дворец в стиле барокко, принадлежащий лихтенштейнской княжеской семье. Расположен в Альзергрунде — 9-м районе Вены. С XIX века часть его территории занимает парк «Новый летний дворец».
Сибирское барокко
Введение 1 Истоки 2 История изучения 3 Памятники сибирского барокко Список литературы Введение Сибирское барокко — самое общее обозначение храмовой архитектуры Сибири XVIII века. По состоянию на 1803 год в Сибири насчитывалось 115 каменных храмов. Подавляющее их большинство принадлежало к провинциальному варианту русского барокко, испытавшему влияние барокко украинского и (в отдельных случаях) ламаистского декора.
Голландское барокко. Ландшафтный дизайн.
Голландское барокко оказало огромное влияние на развитие садово-паркового и ландшафтного искусства Англии, стран Северной Европы и, что для нас наиболее интересно, России.
Абрахам А Санта Клара
Абрахам А Санта Клара (Abraham a Sancta Clara, настоящее имя Иоганн Ульрих Мегерле) (1644–1709), немецкий священник, один из популярнейших прозаиков и сатириков эпохи барокко.
Якоб Йорданс
Йорданс, Якоб (Jordaens, Jacob) (1593–1678), фламандский живописец эпохи барокко.
Зарудный И.П.
Прибыл в Москву, видимо, с Украины. Сведения об учении и ранних работах отсутствуют. Имел мастерскую, выполнявшую резьбу по дереву. С 1707 г.- суперинтендант всей российской церковной живописи. Первый представитель барокко в России.
Чевакинский С.И.
Архитектор. Из обедневшего старинного дворянского рода. Определен сначала в Московскую школу навигационных наук, а в 1729 г. в Морскую академию в Санкт-Петербурге. В 1732 г. взят Н. К. Коробовым в ученики.
Ухтомский Д.В.
Крупнейший архитектор, мастер барокко середины XVIII в. Главный архитектор Москвы, в течение четверти века.