Культура
народа является частью его истории. Ее становление, последующее развитие тесно
связано с теми же историческими факторами, которые воздействуют на становление
и развитие хозяйства страны, ее государственности, политической и духовной
жизни общества. В понятие культуры входит, естественно, все, что создано умом,
талантом, рукоделием народа, все, что выражает его духовную сущность, взгляд на
мир, природу, человеческое бытие, на человеческие отношения.
Культура
Руси складывается в те же века, что и становление русской государственности.
Рождение народа шло одновременно по нескольким линиям — хозяйственной,
политической, культурной. Русь складывалась и развивалась как средоточие
огромного для того времени народа, состоящего поначалу из различных племен; как
государство, жизнь которого развертывалась на огромной территории. И весь
оригинальный культурный опыт восточного славянства стал достоянием единой русской
культуры. Она складывалась как культура всех восточных славян, сохраняя в то же
время свои региональные черты — одни для Поднепровья, другие — для
Северо-Восточной Руси и. т. д.
На
развитие русской культуры влияло также то, что Русь складывалась как равнинное
государство, открытое всем как внутриплеменным отечественным, так и
иноплеменным международным влияниям. И шло это из глубины веков. В общей
культуре Руси отразились как традиции, скажем, полян, северян, радимичей,
новгородских славян, других восточно-славянских племен, так и влияние соседних
народов, с которыми Русь обменивалась производственными навыками, торговала,
воевала, мирилась, — с угро-финскими племенами, балтами, иранскими племенами,
другими славянскими народами и государствами.
В
пору уже своего государственного становления Русь испытывала сильное влияние
соседней Византии, которая для своего времени была одним из наиболее культурных
государств мира. Таким образом, культура Руси складывалась с самого начала как
синтетическая, т. е. находящаяся под влиянием различных культурных направлений,
стилей, традиций.
Одновременно
Русь не просто слепо копировала чужие влияния и безоглядно заимствовала их, но
применяла к своим культурным традициям, к своему дошедшему из глубины веков
народному опыту, пониманию окружающего мира, своему представлению о прекрасном.
Поэтому
в чертах русской культуры мы постоянно сталкиваемся не только с влияниями
извне, но с их порой значительной духовной переработкой, их постоянным
преломлением в абсолютно русском стиле. Если влияние иноземных культурных
традиции было сильнее в городах, которые сами по себе являлись центрами
культуры, ее наиболее передовых для своего времени черт, то сельское население
было в основном хранителем старинных культурных традиций, связанных с глубинами
исторической памяти народа. В селах и деревнях жизнь текла в замедленном темпе,
они были более консервативны, труднее поддавались различным культурным
новшествам.
Долгие
годы русская культура — устное народное творчество, искусство, архитектура,
живопись, художественное ремесло — развивалась под влиянием языческой религии,
языческого мировоззрения. С принятием Русью христианства положение резко
изменилось. Прежде всего новая религия претендовала на то, чтобы изменить
мировоззрение людей, их восприятие всей жизни, а значит и представлений о
красоте, художественном творчестве, эстетическом влиянии.
Однако
христианство, оказав сильнейшее воздействие на русскую культуру, особенно в
области литературы, архитектуры, искусства, развития грамотности, школьного
дела, библиотек — на те области, которые были теснейшим образом связаны с
жизнью церкви, с религией, так и не смогло преодолеть народных истоков русской
культуры. Долгими годами на Руси сохранялось двоеверие: официальная религия,
которая преобладала в городах, и язычество, которое ушло в тень, но по-прежнему
существовало в отдаленных частях Руси, особенно на северо-востоке, сохраняло
свои позиции в сельской местности, развитие русской культуры отразило эту
двойственность в духовной жизни общества, в народном быту. Языческие духовные
традиции, народные в своей основе, оказывали глубокое воздействие на все
развитие русской культуры раннего средневековья.
Под
влиянием народных традиций, устоев, привычек, под влиянием народного
мировосприятия новым содержанием наполнялась и сама церковная культура,
религиозная идеология. Суровое аскетическое христианство Византии на русской
языческой почве с ее культом природы, поклонением солнцу, свету, ветру, с ее
жизнерадостностью, жизнелюбием, глубокой человечностью существенно
преобразилось, что нашло отражение во всех тех областях культуры, где
византийское, христианское в своей основе культурное влияние было особенно
велико. Не случайно во многих церковных памятниках культуры (например,
сочинениях церковных авторов) мы видим совершенно светские, мирские рассуждения
и отражение чисто мирских страстей. И не случайно, что вершина духовного
достижения Древней Руси — гениальное «Слово о полку Игореве» все пронизано
языческими мотивами.
Эта
открытость и синтетичность древнерусской культуры, ее мощная опора на народные
истоки и народное восприятие, выработанные всей многострадальной историей
восточного славянства, переплетение христианских и народно-языческих влияний
привело к тому, что в мировой истории называют феноменом русской культуры. Ее
характерными чертами являются стремление к монументальности, масштабности,
образности в летописании; народность, цельность и простота в искусстве;
изящество, глубоко гуманистическое начало в архитектуре; мягкость, жизнелюбие,
доброта в живописи; постоянное биение пульса исканий, сомнений, страсти в
литературе. И над всем этим господствовала большая слитность творца культурных
ценностей с природой, его ощущение сопричастности всему человечеству,
переживания за людей, за их боль и несчастья. Не случайно опять же одним из
любимых образов русской церкви и культуры стал образ святых Бориса и Глеба,
человеколюбцев, непротивленцев, пострадавших за единство страны, принявших муку
ради людей. Эти особенности и характерные черты культуры Древней Руси
проявились не сразу. В своих основных обличьях они развивались в течение
столетий. Но потом, уже облившись в более или менее устоявшиеся формы, долго и
повсеместно сохраняли свою силу. И даже тогда, когда единая Русь политически
распалась, общие черты русской культуры проявлялись в культуре отдельных
княжеств. Несмотря на политические трудности, на местные особенности, это все
равно была единая русская культура X — начала XIII в. монголо-татарское
нашествие, последующий окончательный распад русских земель, их подчинение
соседним государствам на долго прервали это единство.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта popal/
Другие работы по теме:
Американская модель делового поведения
Культура предпринимательства – вопрос важный для любой страны. От того, как и что делают предприниматели, зависит не только настоящее, но и будущее, не только экономика, но и политика, культура, наука, образование.
Чаковский а. б. - Я хочу рассказать о книге
Мне хотелось бы рассказать о замечательной книге. Свет далекой звезды. Чаковского. Эта книга рассказывает о любви. И начав ее читать уже невозможно оторваться. Когда он увидел фотографию то для него как будто зажегся маяк.
Умк по практическим
Умк по дисциплине «Методология и методика научного педагогического исследования»
Истоки современного понимания термина "культура"
В своем первоначальном значении латинское слово cultura означало культивацию сельскохозяйственных растений или вскармливание домашней птицы или скота. В начале XVI в. этот первоначальный смысл был расширен.
Культура Плакемин
Введение 1 Описание 1.1 Архитектура и курганы 1.2 Керамика 2 Археологические памятники Список литературы Введение Культура Плакемин, или Плакеминская культура, англ. Plaquemine culture — археологическая культура в низовьях реки Миссисипи на западе современного штата Миссисипи и востоке Луизианы.
Фремонтская культура
Фигурки из необожжённой глины, Доисторический музей Колледжа Восточной Юты. Фремонтская культура , или культура Фремонт — доколумбова археологическая культура, получившая название от реки Фримонт в штате Юта, где были открыты её первые памятники. Сама река Фримонт названа в честь американского землепроходца Джона Фримонта.
Архаический Юго-запад
, англ. The Archaic Southwest — термин, включающий археологические культуры юго-запада США в период примерно между 6500 г. до н. э. и 200 г. н. э. Культурам, относящимся к указанному периоду, были свойственны следующие характеристики:
Возникновение и развитие первобытной культуры
Первобытная культура — культура собирательства и охоты, имеющая весьма длинную историю и являющаяся в известном смысле культурой исходной, базовой, со всеми вытекающими отсюда особенностями. Описания и анализ первобытной культуры показывают, что в поведении человека добывание пищи, размножение и самозащита неразрывно связаны.
Взаимосвязь понятий культура и цивилизация
Цивилизация – это: Стадия всемирного исторического процесса, связанная с достижением определенного уровня воспроизводства социальной жизни. Локализованные в пространстве и времени общ-ва, которые являются целостными системами, представляющими конкретный социокультурный феномен, имеющими четковыраженные параметры духовного, технологического, экономического и политического развития.
Массовая культура
Смешение культуры и политики. Массовая культура - культура масс, культура, для потребления народом; это создание не народа, а коммерческой индустрии культуры.
Поверти-Пойнт культура
Декоративные глиняные шарики из Поверти-Пойнт: вероятно, символы душ предков Культура Поверти-Пойнт — археологическая культура индейцев, обитавших в низовьях р. Миссисипи, ныне штат Луизиана. Существовала примерно в 17-7 вв. до н. э. Памятниками данной культуры являются сохранившиеся до наших дней колоссальные земляные сооружения (курганы) у Поверти-Пойнт около города Эппс в штате Луизиана.
История культуры 2
История культуры — раздел исторической науки и культурологии, в рамках которого изучаются явления и процессы, связанные с развитием и взаимодействием тех аспектов человеческой деятельности, которые так или иначе связаны с культурой. Также история культуры является социально-гуманитарной академической дисциплиной.
Культура Донг-Шон
Изображение на бронзовом барабане из Нгок-Лу, Вьетнам Культура Донг-Шон , вьетн. Văn hуa Đфng Sơn — доисторическая археологическая культура азиатского бронзового века, существовавшая на территории Индокитая. Названа по поселению на севере Вьетнама, где были обнаружены её следы.
Киффийская культура
— название археологической культуры, существовавшей в период 8000—6000 гг. до н. э. на территории пустыни Сахара. В это время на территории Сахары климат был влажным. В 2000 г. были обнаружены человеческие останки данной культуры в местности Гоберо в районе пустыни Тенере в Нигере.[1]
Ортоироидная культура
(ортоироиды; Ortoiroid) — первая известная археологическая культура на островах Вест-Индии. Считается, что она происходит из бассейна Ориноко (север Южной Америки), откуда её носители мигрировали на Малые Антильские острова и дошли до Пуэрто-Рико. Согласно Раузу ортоироидная культура долгое время развивалась в Южной Америки прежде чем началось переселение на Антильские острова.[1] Наиболее ранние радиоуглеродные датировки для Тринидада относятся к 5230 году до н. э., наиболее поздние (190 год н. э.) получены для Пуэрто-Рико.
Габсбургская Испания
Габсбургская Испания Королевство Испания под управлением Габсбургской династии — период в истории Испании в XVI—XVII веках (1516—1700 годы), когда королевство находилось под управлением династии Габсбургов, игравшей важную роль в истории Центральной Европы. Эпоха следовала срзу за эпохой правления католических королей (объединившими под своим скипетером королевства Арагона и Кастилии и Леона) и началась с правления короля Карла I, ставшего испанским монархом в 1516 году и закончилась в 1700 году со смертью короля Карла II не оставившего наследников, что повлекло за собой войну за Испанское наследство и воцарение на испанском престоле Бурбонов.
Культура Тумако-Ла-Толита
— доколумбова культура, существовавшая в прибрежных районах Колумбии (Тумако) и Эквадора (Ла-Толита) в период с VI в. до н. э. по II в. н. э. Между устьем реки Сан-Хуан (Колумбия) и бухтой Байя-де-Сан-Матео (Эквадор) были обнаружены многочисленные археологические находки большой исторической и художественной ценности.
Среднестоговская культура
Введение 1 Погребальный обряд 2 Хозяйство 3 Антропологический облик Список литературы Введение Среднестоговская культу́ра — археологическая культура эпохи энеолита (4500-3500 до н.э), распространённая в степях Приазовья между Днепром и Доном. На востоке её локальные разновидности доходили до среднего Поволжья[1].
Интернет-культура
Содержание 1 Частные случаи интернет-культуры Интернет-культура (англ. Internet culture) — это культура подачи информации и культура общения пользователей в Интернете. Как глобальный феномен интернет-культура (киберкультура пользователей Интернета) возникла благодаря Интернету и приобрела признаки обособленного общественного явления в рамках человеческой цивилизации.
II тысячелетие до н. э.
— временной промежуток с 2000 по 1001 год до нашей эры. Вторая половина II-го тысячелетия до н. э. — Срубная культура в степных и лесостепных районах Украины и Европейской части России, Абашевская культура в лесостепном Подонье, Среднем Поволжье и на Южном Урале.
V тысячелетие до н. э.
Введение 1 Культуры 2 События 3 Изобретения и открытия 4 Мифические события Введение V тысячелетие до н. э. — временной промежуток от 5000 до 4001 года до нашей эры.
Культура Санта-Мария
Введение 1 Культура Белен (Belйn) 2 Культура Санагаста (Sanagasta) 3 Культура Уальфин (Hualfнn) Введение Культура Санта-Мария существовала на территории современной Аргентины на северо-западе провинции Катамарка в период 1200—1470 н. э., в основном в долинах Кальчакиес и Йокавиль. По-видимому, была основана народом диагита, проживавшем в данном регионе со времён возникновения данной культуры.
Культура Санагаста
Культура Санагаста , известная также как культура Ангуаласто , возникла на территории Аргентины около 1000 г. н. э. Её центр находился на территории современной провинции Риоха, а влияние распространялось до провинции Сан-Хуан.
Тенерийская культура
Тенерийская культура — доисторическая культура, существовавшая в период примерно 5—3 тыс. до н. э. на территории пустыни Сахара. Это был влажный период в истории пустыни, известный как неолитический субплювиальный период.
Азильская культура
Азильская культура — археологическая культура (или технологическая традиция) эпохи эпипалеолита на севере Испании и юге Франции. Вероятно, азильская культура относится к периоду Аллерёдского климатического перепада около 8 тыс. л. до н. э., и следовала за мадленской культурой. По мнению археологов, азильская культура представляла собой финальную стадию мадленской, в то время, как потепление климата привело к изменениям в образе жизни людей в регионе.
Культура Кондоруаси
Культура Кондоруаси , исп. Condorhuasi существовала с 4 в. до н. э. по 7 в. н. э., в основном в долине Уальфин (es:valle de Hualfнn), ныне провинция Катамарка (Аргентина). Оказала сильное влияние на соседнюю культуру Аламито.
Культура Кловис
Культура Кловис — доисторическая культура аборигенов Северной Америки, первым свидетельствам которой 13 000 лет (11 000 радиоуглеродных лет). Её начало связывают с концом последнего ледникового периода.
Атлантроп
План Введение 1 История открытия 2 Внешний облик 3 Материальная культура Атлантроп Введение Атлантроп (др.-греч. Ἄτλας, род. п. Ἄτλαντος — «Атлас» (горная страна в Африке) и ἄνθρωπος — «человек») — североафриканский подвид Homo erectus, живший около 700 тыс. лет назад.
Пазырыкская культура
— археологическая культура железного века (VI—III вв. до н. э.), причисляемая к "скифскому кругу", основные находки предметов которой были сделаны в Горном Алтае. Носители этой культуры обитали на смежных территориях Казахстана, Республики Алтай и Монголии.
Бутмирская культура
Культуры неолита Европы Бутмирская культура — балканская неолитическая культура. Существовала в период 2600—2400 г. до н. э. Является одной из потомков культуры кардиальной керамики.
Викус культура
Культура Вику́с (по названию небольшого посёлка на севере Перу в 40 км на восток от города Пьюра) — археологическая доколумбова культура, датируется периодом примерно 5 в. до н. э. — 6 в. н. э., принадлежит к «классическим» доколумбовым культурам. Область распространения данной культуры пока определена недостаточно чётко; центр её находился предположительно в долине Пьюра; распространялась на север до территории современного Эквадора, а на юг — до долины Ламбайеке.
Психические особенности человека
Психология труда зарождалась в процессе изучения соответствия профессиональных навыков требованиям рабочего места и основывалась на принципах и методах индивидуальной психологии.