Гилемханов Д.
Риторика
- это одно из древнейших искусств. Общие сведения. Советы.
Риторика
- это одно из древнейших искусств. Оно
возникло приблизительно в V веке до н. э. как ответ на практическую потребность
общества. В этом обществе практические вопросы решались на Народном собрании,
публично при огромном стечении народа слушался суд, достаточно многолюдны были
празднества. Риторика становилась необходимыми для каждого человека. Ее
создателями стали Платон и Аристотель; их предшественники, создавшие первые
труды по риторике: Лисий, Горгий. Наиболее прославленные ораторы того времени - Демосфен, Исократ, Сократ, Перикл.
Необходима
риторика и в наши дни. Невозможно переоценить ее роль в политике, коммерции и в
повседневной жизни. Одной из основных задач человека, который хочет добиться
успеха, становиться превлечение как можно большего числа людей на свою сторону.
Слушателям
не главное, что скажет оратор. Они хотят получить заряд энергии, которая
поддержит их на жизненном пути. Поэтому оратор должен не жалеть энергию, а
делиться ею с окружающими. Также оратор должен быть убежден в той идее, с
которой выступает перед аудиторией. Оратор должен быть актером, и как каждый
актер знать "Систему Станиславского".
Первое,
что должен сделать оратор, готовясь к выступлению, - определить свою сверхзадачу и задачи, которые помогут
воплотить ее. После разработки задач необходимо создать образ (в котором Вы
предстанете перед аудиторией): манеры говорить, жесты, мимику, характер.
Выступление должно начинаться задолго до выхода на трибуну и завершаться
намного позже ухода с нее.
Выступление
состоит из трех частей: вступления, доказательства и заключения. Вступление
должно включать в себя краткое содержание той идеи, правильность, которой будет
доказана во второй части речи. Существуют различные виды вступления. И его
выбор зависит от сверхзадачи и аудитории, в которой оратор выступает.
Основная
часть выступления - доказательство. Оно
может быть логическим, когда оратор логически доказывает аудитории правильность
идеи. Информационное доказательство опирается на фактический и справочный
материал. Эмоциональное доказательство требует от оратора большой самоотдачи и
актерского мастерства. Иногда правильность идеи удобно подтверждать путем
ссылки на авторитеты - отсылочное
доказательство.
В
заключении оратор подводит итог, кратко повторяет ключевые мысли своей речи,
еще раз излагает главную идею выступления, а также может призвать слушателей к
конкретным действиям по ее реализации.
При
публичном выступлении удобно опираться на заранее заготовленные тезисы - короткие предложения, отмечающие тот или
иной логический поворот в изложении содержания речи.
При
публичном выступлении нельзя забывать о голосовой акустике: градуировании
вектора звуковой волны в вертикальной плоскости в зависимости от расстояния до
аудитории, динамике вектора в трехмерном пространстве ("универсальная
восьмерка"). Если оратор выступает с трибуны, он должен учитывать ее
высоту при градуировании вектора. Также нельзя забывать о "эффекте
мортиры" - субъективном ощущении
слушателя того, что сзади него находятся люди лояльные оратору. Немалое
значение имеет и тембр голоса.
Речь
оратора не должна быть монотонной. Фразы должны произноситься с разной
интонацией. Они разделяются паузами. Существует гросспауза, она делается при
смысловом переходе, для эмоционального эффекта, и для подчеркивания важности
предыдущей или последующей фразы. В каждое слово речи необходимо вливать как
можно больше силы и энергии.
Почти
всегда при публичном выступлении оратору необходимо отстаивать свою точку
зрения перед оппонентами. При это надо не оправдываться, а обвинять; не
объяснять, а декларировать; слышать оппонента так, как наиболее выгодно.
Разгромленного оппонента необходимо дожимать на протяжении всей дискуссии.
При
опровержении чужой идеи нужно говорить кратко, не забывать об интонационной
гамме. Свою идею нужно повторять как можно чаще для того, чтобы она отложилась
в подсознании слушателей.
Выше
были изложены базовые идеи ораторского искусства и риторики. Но также незаменим
и личный опыт публичных выступлений. Тогда человек сможет сделать собственные
наработки и возможно выдвинуть свои оригинальные идеи. Необходимо чувствовать
аудиторию и уметь корректировать свою речь в зависимости от ее реакции. Оратор
должен иметь широкий круг знаний по многим вопросам, и уметь вести дискуссию на
любую тему.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта statya/
Другие работы по теме:
Аристотель, как систематизатор античной философии
Аристотель (384-322 до н.э.) – древнегреческий философ и ученый, первый систематизатор античной литературной теории. Происходил из Стагиры, был сыном придворного врача македонского царя Аминты II, в течение 20 лет был слушателем платоновской Академии, после смерти Платона возглавил собственную школу на Лесбосе (347-343).
Отличие философии от риторики
Философ это тот, кто мыслит и излагает свои мысли убедительно. Философия же определяется изначально относительно своего предмета, т.е. истинного знания о вещах. Аристотель замечал, что риторика может быть полезна и в политическом смысле.
Личность оратора
Цель данной работы заключается в том, чтобы ответить на следующие вопросы: что же такое ораторское искусство? Какие природные данные нужны человеку, который мечтает об успехе на поприще риторики? Как правильно подготовить речь для публичного выступления?
Эффект Холла
Объяснение эффекта Холла с помощью электронной теории. Эффект Холла на инерционных электронах в полупроводниках. Датчик ЭДС Холла.
Верования, знания и мифы
Знания — достоверные сведения о чем-либо, научные сведения. Знания являются результатом познания — специализированной деятельности, осуществляемой подготовленными людьми.
Законы риторики
ТЕМА: . Закон - связь и взаимозависимость каких-либо явлений действительности; необходимое и устойчивое отношение между явлениями. (С.И.Ожегов.Словарь русского языка – М.: «Русский язык», 1989, с. 210.).
Древня Греція і риторика
Реферат на тему: “Древня Греція і риторика” Феофан (Єлісей) Прокопович (1677-1736) - видатний діяч «Ученої дружини Петра I», один з основних її інтелектуальних наставників. Починаючи з 1709 р., він брав участь у розробці різних «указів», «регламентів», «розпоряджень», програм внутрішньої і зовнішньої політики, у тому числі щодо церкви і духівництва.
Тривиум
Введение 1 Состав 1.1 Грамматика 1.2 Риторика 1.3 Логика Список литературы Введение Тривиум, или тривий (лат. trivium — перекрёсток трёх дорог) — первая ступень средневекового образования, основа дальнейшего обучения. Предшествовала квадривиуму и состояла из трёх (отсюда название) дисциплин — грамматики, диалектики (логики) и риторики.
Эльзас-Лотарингия
Введение 1 Общие сведения 2 В составе Германии 3 Дальнейшая история 4 Города Введение Эльзас-Лотарингия (нем. ElsaЯ-Lothringen, фр. Alsace-Lorraine) — «имперская провинция» Германской империи, ныне на территории Восточной Франции, состоящая из Эльзаса и восточной Лотарингии, связанных общей историей в период с 1871 по 1944 год.
Братские школы в Белоруссии
Введение 1 Местонахождение школ, их значение 2 Система обучения Список литературы Введение Братские школы в Белоруссии ― учебные заведения, создававшиеся православными братствами.
Арианские школы в Белоруссии
План Введение 1 Расположение 2 Обучение Введение Арианские школы в Беларуси — учебные заведения представителей реформационного движения в Беларуси, известных под названием ариане, антитринитарии, литовские братья, социниане.
Ораторское искусство
Слово - это средство общения между людьми, способ обмена информацией, инструмент воздействия на сознание и поступки другого человека. Владение словом. Разнообразие жанров ораторского искусства. Владение техникой говорения. Виды речей. Подготовка оратора.
Особенности риторики XX века
Предпосылки возникновения риторики как науки о законах подготовки и произнесения публичной речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию. Характеристика составных частей силлогизмов и их особенности, применение метафорических выражений.
Аристотель
Аристотель (384-322 до н.э.) - греческий философ, "величайший мыслитель древности", древнегреческий философ и ученый-энциклопедист.
Алексей Федорович Мерзляков (1778—1830)
В основу своей теории Мерзляков положил учение о слоге или стиле, отказавшись от изобретения и полагая найти в стилистических характеристиках речи общие правила для всех родов сочинений.
Яков Васильевич Толмачев (1779—1873)
Способность получается человеком от природы, а “искусство ... приобретается наукою: сию науку называют риторикою. Итак, риторика есть та наука, которая содержит правила, руководствующие к красноречию и витийству.
Общие свединия о чрезвычайных ситуациях
8.1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ Чрезвычайная ситуация (ЧС) –состояние, при котором в результате возникновения источника чрезвычайной ситуации на объекте, определенной территории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и окружающей природной среде.