Бакулин А. А.
20
января 2005 великому итальянскому кинорежиссеру Федерико Феллини иcполнилось бы
85 лет…
Разве
этот юбилей — тема для православного издания? Близок ли нам этот человек — один
из столпов современной европейской культуры, весь европеец, весь родом из ХХ
столетия, один из тех, кто создавал ХХ век, тот самый век, которого многие из
считающих себя православными боятся и не спешат признать его своим…
Не
будем говорить много, не будем никого вызывать на дискуссию. Скажем только то,
что считаем совершенно необходимым. Феллини жил, непрестанно ощущая рядом
дыхание двух бездн: небесной, светлой, полной любви, мира и творческих сил, и
адской — мрачной, запутанной, все разрушающей, губящей, в которой всякое
творчество задыхается, не успев родиться… Почти в каждом его фильме (в
большинстве!) среди героев присутствует ангел и бес — чуть-чуть
закамуфлированные под нечто земное, но только чуть-чуть, наметанный глаз
находит их сразу.
Вот
ангелы: старенький монах в «Ночах Кабирии», девочка из придорожного кафе в
«Сладкой жизни», девушка на раздаче минеральной воды в «8½», арфистка в
«Репетиции оркестра»… Ангел — эпизод на пути главного героя фильма, внезапно
распахнувшееся перед ним небо. Ангел не поучает, не диктует свою волю главному
герою, — он просто светит, и главный герой невольно тянется на этот теплый
свет, останавливается, очарованный и потрясенный… Феллини никогда не пережимает
сцены явления ангела, никогда не впадает в пустую патетику и риторику,
единственная его цель: добиться того, чтобы образ светился и грел, чтобы
зритель вместе с главным героем внезапно вздрогнул от счастья.
Вот
феллиниевские бесы (они не всегда имеют человеческий облик): в «Ночах Кабирии»
это фокусник-гипнотизер, в «8½» — отвратительного вида
старикашка-кинокритик, в «Трех шагах в бреду» — девочка-подросток с жутким
накрашенным лицом старой подзаборницы; а в «Репетиции оркестра» бес появляется
в облике чугунной «бабы», которой ломают старые дома, а в «Сладкой жизни» — в
образе огромного дохлого ската, ужасного и зловонного… В отличии от ангела бес
стремиться подавить, подчинить себе волю главного героя: фокусник гипнотизирует
Кабирию, кинокритик настырно уговаривает режиссера Ансельми бросить всякую
работу и «застыть в великом молчании»… Бес старается быть убедительным и
обольстительным, он изо всех сил тащит за собой героя… Так же как и ангел, он —
лишь эпизод в фильме, но в отличии от ангела каждую секунду своего пребывания
на экране он стремится использовать наиболее продуктивно, он работает, ангел же
— только светит. Кто из них победит?
И
вот тут-то наступает черед главного героя. Он должен выбирать, он своим выбором
определит победу темных или светлых сил. Вот финал «Сладкой жизни»: здесь тема
решающего выбора звучит наиболее ясно. Журналист Марчелло Рубини, устав искать
настоящую любовь, настоящую веру, настоящую работу, рушил махнуть на все рукой
и плыть по течению. После пьяной и разгульной ночи он выходит на берег моря,
где лежит огромная разлагающаяся туша рыбы-ската… Она страшна, она завораживает
своей чудовищностью, она вызывает у присутствующих болезненное, извращенное
любопытство… Полупьяная компания столпилась вокруг ската… Вдруг вдалеке
появляется ангел — уже знакомая герою девочка из кафе. Как всегда светлая,
лучистая, она что-то говорит Марчелло, делает какие-то знаки, чего-то ждет от
него, но за шумом прибоя голос ее не слышен… Марчелло умиленно улыбается, но —
нет, не слышу, не понимаю, не пойду к ней. И, пожав плечами, он бредет туда,
где на песке распласталась страшная зловонная туша… Выбор сделан.
И
многие герои Феллини делают подобный выбор. Несчастная Кабирия не пошла за
монахом, предпочла, зачарованная фокусником, идти за своим женихом-убийцей…
Актер Тони позволил бесу заманить себя в пропасть… Многие делают такой выбор,
но, все-таки не все. Кинорежиссер Гвидо Ансельми из «8½» находит силы,
чтобы расправиться с критиком-искусителем и вернуться к творчеству. Дирижер из
«Репетиции оркестра» властно останавливает волну бесовской анархии и вновь
начинает битву за гармонию…
ХХ
век часто говорил о непреодолимости зла. То один, то другой художник начинал
убеждать людей, что моральный выбор — бессмыслица, что никаких ориентиров
вообще нет, что зло непобедимо, что человеку нужно только «лечь и расслабиться»
— ничем иным на наступление зла он ответить не сможет. Феллини никогда такого
мнения не придерживался, — а это, собственно, и делало его великим. Он тянулся
к небу и боялся ада, и душа его, раздираемая страхом и любовью, становилась
способна создавать что-то бессмертное. Он верил — гораздо глубже и яснее, чем
это предписано доброму католику. Сентиментальность и слащавость католичества
была ему глубоко чужда и неприятна; он, как мог, высмеивал их. Но Феллини
никогда не подражал тем «гуманистам», которые, делая вид, что воюют с папством,
на деле боролись с христианством, старательно выплескивая вместе с водой и
ребенка. Феллини боролся не «против», а «за»: он искал подлинную веру, он искал
верную дорогу к небу, он больше всего боялся сбиться с пути, увязнуть в
бесовстве, захлебнуться в грязи, как это случилось с его Казановой… Получилось
ли это у него? Об этом уже не нам судить. И не нам молиться за упокой его души.
Но вздохнуть об этом герое духовных битв мы можем, можем и помянуть его добрым
словом, а там… Да свершится воля Господня!
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта portal-slovo/
Другие работы по теме:
Федерико Гарсия Лорка
Он весь дитя добра и света, Он весь-свободы торжество... Федерико Гарсия Лорка родился в 1898 году в Испанском селении Фуэнте Вакерос близ Гранады в семье состоятельного арендатора Фе-
Федерико Гарсия Лорка
Он весь дитя добра и света, Он весь-свободы торжество... Федерико Гарсия Лорка родился в 1898 году в Испанском селении Фуэнте Вакерос близ Гранады в семье состоятельного арендатора Фе-
Толстой л. н. - Пьер безухов
В монументальном романе эпопее. Война и мир Л. Н. Толстой отразил множество больших и малых проблем из жизни русского общества начала XIX века. Поиски смысла жизни истинный и ложный героизм любовь и ненависть жизнь и смерть вот только наиболее важные Как и другие герои.
Лермонтов м. ю. - люблю я кавказ
С синими горами. Кавказа у М. Ю. Лермонтова была связана целая глава жизни лучшая глава. Свобода и поэзия героизм и храбрость опасность и истинный патриотизм вот что этот скалистый край будил в сердце вольнолюбивого поэта.
Гитара в XVIII веке
В XVIII столетии по-прежнему процветало гитарное исполнительство. В Испании гитаре уделялось большое внимание. Появилось много школ и методических пособий, из которых особенной популярностью пользовался трактат Федерико Моретти.
Сравнение понятий массового и элитарного искусства.
1. Оценка СМИ. В идеале - СМИ, т.е. средства массовой информации - это способ оповещения граждан государства о положении дел в стране и за рубежом, освещения важных событий, предоставления объективной информации гражданам...
Чернобыльская трагедия - боль Украины
Прошло 24 года, а черный день Чернобыльской трагедии продолжает волновать людей: и тех, кого он зацепил своим черным крылом, и тех, кто позднее родился далеко от искалеченной земли. Этот день не прошел бесследно, он расплодил по миру много трагедий; он будет всегда объединять всех одним воспоминанием, одной печалью, одной надеждой.
Патриотизм русского народа в романе Толстого Война и мир
Роман «Война и мир» — великое произведение русской и мировой литературы, грандиозная эпопея, героем которого является русский народ, проявивший невиданный героизм и патриотизм в борьбе за свободу и независимость своей родины в войне 1812 года.
Это не должно повториться по роману Они сражались за родинуи очеркам о Великой Отечественной вой
Автор: Шолохов М.А. Этих лет не смолкнет слава. Песня гражданской войны В годы Великой Отечественной войны нравственные идеалы, утверждаемые Михаилом Александровичем Шолоховым, приобрели особое значение. В его военных корреспонденциях, очерках “На Дону”, “На юге”, “Военнопленные”, “В казачьих колхозах”, “Казаки”, в рассказе “Наука ненависти” разоблачается античеловеческий характер развязанной гитлеровцами войны, раскрывается героизм советского народа, любовь к Родине, всепобеждающий гуманизм.
Героизм и патриотизм советского народа в Великой отечественной войне
Автор: Сочинения на свободную тему Героизм и патриотизм советского народа, ярко проявившиеся в годы Великой Отечественной войны, взаимосвязаны. Эти два понятия — стороны одной медали. Страна не выдержала бы такого страшного и сурового испытания, если бы не жила единой мыслью: “Все для фронта, все для победы!” Солдаты самоотверженно воевали, не имея ни выходных, ни праздников, но так же жил и тыл: ведь солдатам нужны были патроны, снаряды, оружие, истребители и бомбардировщики, танки, пушки, зенитки, чтобы бить фашистов.
Сердце народное в поэме Н.А. Некрасова Кому на Руси жить хорошо. 2
Сердце народное в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Автор: Некрасов Н.А. “Кому на Руси жить хорошо” Некрасов задумал как “народную жизнь”. Пристально изучая крестьянскую жизнь, он готовился к написанию этой поэмы. В ней он прославляет русский народ, его великодушие, героизм, его огромные духовные силы.
Герой нашего времени
Возможность увидеть настоящий героизм представляется не часто. И не потому, что героев мало... Герой восходит на вер шину своей высокой жизни, еще не имея на груди привлекательного значка.
Героизм
Героизм — выдающийся поступок, подвиг во имя жизни других людей, независимости и процветания Родины.
Подлинный и мнимый героизм ("Сотников")
В наше сложное, трудное время немного осталось праздников, но есть один, который волнует каждого человека и вызывает чувство гордости за наш народ и светлой печали о миллионах погибших.
Героизм русских солдат в повести В.Быкова Журавлиный крик
Героизм русских солдат в повести В.Быкова "Журавлиный крик" Автор: Быков В. В нечеловеческих обстоятельствах очень тяжело сохранить человеческое достоинство, это досадит не каждому - в особенности перед лицом смерти, когда в человека еще тлеет искорка надежд.
Лорка Федерико Гарсиа
(5.06.1898 - 19.08.1936) Родился 5 июня 1898 в местечке Фуэнтевакеросе (Fuentevaqueros - Пастуший Ключ), недалеко от Гранады. В 1909 году семья переезжает в Гранаду, а Федерико поступает в школу. 1914 году - Гарсиа Лорка поступает в университет Гранады на факультет филологии, философии и права. 1917 - выходит первая публикация (эссе к столетию Соррильи), а в 1918 - первая книга, в 1921 - первый сборник стихов. 1929 - 1930 - поездки в США и на Кубу.
1785 год
— невисокосный год, начинающийся в субботу по григорианскому календарю. События 1 января — начала выходить газета «Таймс» (под названием «The Daily Universal Register»).
Уголино ди Тедиче
(итал.Ugolino di Tedice, документирован с 1252 по 1279 год, Пиза.) — итальянский художник. Имя Уголино ди Тедиче было прочитано на расписном кресте, хранящемся ныне в Государственном Эрмитаже, Санкт Петербург. Подпись на кресте «VGOL NVS» означает «Уголино». Специалистам к тому времени была известна одна работа художника Раньери ди Уголино, и сопоставив ее с крестом из Эрмитажа, и архивными данными, исследователи пришли к выводу, что создатель креста — отец художника Раньери ди Уголино, и брат другого художника Энрико ди Тедиче — Уголино ди Тедиче, чье имя в пизанских архивах впервые упоминается в 1252 году.
Энрико ди Тедиче
(итал. Enrico di Tedice, известен по документам с 1254 по 1260 год) — итальянский художник пизанской школы. Имя Энрико ди Тедиче было прочитано на расписном кресте из пизанской церкви Сан Мартино: "ENRICUS QUONDAM TEDICI ME PINXIT". Отталкиваясь от этого, исследователи повели розыски в двух направлениях — в архивных записях и среди близких по стилю произведений XIII века.
Казанова, Джакомо
Введение 1 Биография 2 Семья 3 Творчество 3.1 Мемуары 3.2 Другие сочинения 4 Казанова в культуре Список литературы Введение Джа́комо Джирола́мо Казано́ва (итал. Giacomo Girolamo Casanova) кавалер де Сенгальт — дворянский титул, который он себе присвоил (2 апреля 1725, Венеция — 4 июня 1798, Духцов, Чехия) — известный итальянский авантюрист, путешественник и писатель.
Вальядолид
Введение 1 География 2 История 3 Экономика 4 Транспорт 5 Культура 6 Образование 7 Достопримечательности 8 Известные жители 9 Города-побратимы Введение
Пинелли, Джан Винченцо
Введение 1 Биография 2 В памяти Список литературы Введение Джан Винченцо Пинелли (итал. Gian Vincenzo Pinelli, 1535—1601) — итальянский гуманист, известный как учёный и наставник Галилея, находившийся благодаря своему кругу общения и переписки в центре европейского сообщества virtuosi. В число его друзей и корреспондентов входили Тассо, Бароний и Мануцио, святой Карло Борромео и его кузен кардинал Федерико Борромео и многие другие известные учёные того времени.
Урбинская война
Урбинская война (1517) — одна из Итальянских войн. По окончании войны Камбрейской лиги Франческо Мария I делла Ровере решил воспользоваться ситуацией и вернуть себе герцогство Урбино, потерянное им во время предыдущей войны.
Бутенко, Вячеслав Михайлович
План Введение 1 Биография 2 Признание и награды 3 Творчество 3.1 Роли в театре 3.1.1 Театр имени Моссовета 3.2 Фильмография Список литературы Введение
Стальная корона Румынии
Стальная корона королевства Румынии — румынская королевская регалия. Корона была отлита в Бухаресте из стали трофейной турецкой пушки, захваченной румынами во время войны за независимость против Османской империи (1877—1878) во время битвы под Гривицей 30 августа 1877 года.
Паница, Тодор Николов
Тодор Николов Паница (2 июля 1879, Оряхово, Болгария — 8 мая 1925, Вена, Австрия) — болгарский революционер. Биография С 1902 года включился в деятельность ВМОРО. В 1903 г. был бойцом в отряде Николы Пушкарова, участвовал в Илинденском восстании.
Федерико Феллини. Жизнь и творчество
анкт-Петербургский Университет Культуры и искусств Факультет культурологи и искусств Кафедра социально-культурной деятельности Заочное отделение
Эннио Морриконе
Этот человек обрел заслуженную всемирную славу. Его стаж — четыре десятилетия работы в кино, музыка к более, чем 400 кинокартинам, впечатляют сами по себе.
Федерико Гарсиа Лорка
Федерико Гарсиа Лорка - знаменитый испанский поэт и музыкант родился 5 июня 1898 года в небольшом селении Фуэнте-Вакерос, под Гранадой. В семье постоянно звучала музыка.
Морено Торроба
Федерико Морено Торроба родился в Мадриде в 1891 году в семье музыкантов. Первым учителем мальчика был его отец Хосе Морено Баллестерос – талантливый органист и дирижёр, под управлением которого исполнялся балет Мануэля де Фальи.
Хуциев Марлен Мартынович
Марлен Хуциев был ключевой фигурой в кинематографе 60-х годов. Этот изящный человек с негромким, чуть глуховатым голосом ничуть не похож на знаменитых режиссеров, которых не случайно сравнивают с командующими большими соединениями.
Смоленский Б.М.
У Бориса Смоленского сходная судьба с Николаем Майоровым и Павлом Коганом. Б. Смоленский погиб в ноябре 1941 года с оружием в руках, простым солдатом, защищая нашу Родину.