В историческом центре Алупки, под сенью зелени старинного парка, возвышается величественный Воронцовский дворец - уникальный памятник зодчества и архитектуры первой половины XIX в.
Воронцовский дворец
Гармоничное смешение различных стилей и архитектурных форм восхищает уже далеко не одно поколение его посетителей. Дворец построен в английском стиле, однако, в постройке присутствуют элементы различных исторических эпох, причем, чем дальше от главных ворот, тем сильнее ощущается более поздний стиль.
Строительство дворца велось в промежуток между 1830 и 1848 годами. Изначально предполагалось разместить во дворце летнюю резиденцию видного государственного деятеля России, генерал-губернатора Новороссийского края М. С. Воронцова.
Дворец построен по проекту английского архитектора Эдуарда Блора. В то время на английскую архитектуру большое влияние оказывали памятниками старины, их изучение и восстановление - это существенным образом повлияло и на архитектуру дворца. Блор в Алупку не приезжал, однако, он был хорошо осведомлен о рельефе местности и дворец гармонично вписался в окружающую действительность. Кажется, что он словно вырастает из прекрасной крымской природы.
На строительстве Дворца использовался труд крепостных - это были потомственные каменотесы и камнерезы, передававшие из поколения в поколение искусство отделки великолепных белокаменных соборов.
Диабаз - основной строительный материал был идеальным выбором - под стать цвету гор и вечнозеленой растительности Крыма - брался из естественных россыпей в Алупке. Даже фундаментом дворцу частично послужили диабазовые скалы. Из огромных бесформенных глыб мастерами высекались ровные блоки и сложные украшения. Все работы производились исключительно вручную, примитивными инструментами.
Дворцовый ансамбль состоит из нескольких корпусов - центрального, гостевого, столового, библиотечного и хозяйственного. Гостевой корпус впоследствии получил название Шуваловского, так как в правой его части располагались покои графини Шуваловой.
Летом 1848 г. на центральной лестнице, ведущей к главному входу, были установлены знаменитые фигуры львов, работы мастерской Джовани Боннани. Львиная терраса завершила строительство и оформление дворцового ансамбля.
Главный подъезд Дворца находится с западной стороны. Это своеобразный замок - крепость. Сторожевые башни, монолитные глухие стены, замкнутые узкие пространства и кованые решетки. Жестокий средневековый период нашел свое отражение и в хозяйственных корпусах, и в "ласточкиной карусели" - узком, угрюмом проезде, ведущим к центральному корпусу. Высокие зубчатые стены, щелевидные окна, напоминающие бойницы, дополняют это впечатление.
Парадный дворик резко контрастирует с неприветливым входом. Из него открывается изумительный по своей красоте пейзаж на зубцы Ай-Петри. Английский стиль здесь органично сочетается с восточными мотивами. Например, готические дымовые трубы напоминают минареты мечети.
Южный вход оформлен с восточной пышностью. Подковообразная арка, двухъярусный свод, резьба по гипсу в нише, где переплетаются рисунок тюдоровского цветка и мотив лотоса, завершаются шестикратно повторенной арабской надписью "И нет Бога, кроме аллаха!". По ассоциациям, навеваемым надписью и другими элементами декора, эту часть дворца с 1844 года стали называть Альгамброй.
Воронцовский дворец располагает уникальной музейной коллекцией. Вызывает интерес так же и внутреннее убранство - Малая и Голубая гостиные, Парадный кабинет, библиотека, столовая, Зимний сад, а огромный парк вокруг дворца - один из лучших на всем Южном берегу Крыма.
До Октябрьской революции Воронцовский дворец принадлежал трем поколениям семьи Воронцовых, а вот после прихода Советской власти Воронцовский дворец был национализирован.
22 февраля 1921 г. в Крым поступает телеграмма В. И. Ленина: "Примите решительные меры к действительной охране художественных ценностей, картин, фарфора, бронзы, мрамора и т. д., находящихся в ялтинских дворцах и частных зданиях, ныне отводимых под санатории Наркомздрава...". Результатом телеграммы явилось создание в ряде дворцов Южного берега Крыма музеев. Так Воронцовский дворец стал музеем:
Из национализированных усадеб Романовых, Юсуповых, Строгановых в коллекцию дворца перешло много произведений живописи и декоративно-прикладного искусства, художественная мебель. Богатейшее собрание позволило сотрудникам заниматься научной деятельностью. Коллектив музея принимал участие в археологических раскопках на мысе Ай-Тодор, занимался сбором экспонатов.
В 1941 г. началась Великая отечественная война. Эвакуировать экспонаты музея из Алупки, как впрочем, и из многих других музеев Крыма не успели. Фашистские оккупанты вывезли много художественных ценностей. Только небольшую часть этих культурных шедевров удалось разыскать и вернуть во дворец после войны.
С 4 по 11 февраля 1945 г. проходила знаменитая Ялтинская конференция руководителей трех союзных держав - СССР, США и Великобритании. Воронцовский дворец стал резиденцией английской делегации. Именно здесь 8 февраля 1945 г. было окончательно определено число стран - участниц учредительной конференции Организации Объединенных Наций, время и место ее созыва.
В 1956 г. по решению правительства во дворце вновь стал функционировать музей.
Территория дворца и прилегающего парка используется так же и при съемках фильмов. Самые известные из них - это "Небесные ласточки" и "Женитьба Фигаро".
Существование дворца, как музея, на протяжении всей истории постоянно было спорным вопросом. После революции в Крыму царили террор, голод и произвол властей. Так, нарком здравоохранения Семашко предлагал занять под санаторий Алупкинский дворец. Через газету "Известия" он пообещал "бирюзовым столиком" кормить целый год одну деревню, и не важно, что за бирюзу была принята голубая эмаль.
Превратить дворец в санаторий не удалось. Уполномоченный по делам музеев Тугенхольд писал: "Алупкинский дворец упоминается во всех европейских бедекерах, как чудо архитектуры, заключающий в себе прекрасную картинную галерею и редчайшую библиотеку. Его нельзя, не заслужив названия варваров, превращать в "санаторное состояние". А что это значит, мы, жители Крыма, видели на примере многих гостиниц и вилл, побывавших под санаториями..."
Немецкая оккупация Крыма так же поставила под сомнение сам факт существования дворца. Показательно тот факт, что при отступлении фашисты просто хотели его взорвать. Из-за неудавшейся эвакуации ящики с экспонатами оказались брошенными в ялтинском порту и многое из коллекции разграблено мародерами.
После освобождения Крыма в апреле 1944 года он вновь открылся для посетителей, но уже в январе 1945 года снова закрылся. Три знаменитых дворца Ялты - Алупкинский, Ливадийский и Кореизский - спешно готовили к конференции руководителей великих держав
После завершения конференции было принято постановление о передаче Воронцовского дворца с прилегающим к нему парком, зелеными насаждениями и подсобными помещениями в ведение НКВД СССР. Весь второй этаж главного корпуса отвели под одну жилую квартиру. Ею периодически пользовались Берия, Коганович, Молотов и другие. В бывших парадных кабинетах Михаила и Елизаветы Воронцовых принимали посетителей. В Голубой гостиной выступали артисты и демонстрировались киноленты.
Воронцовский дворец стал именоваться госдачей №2 и спецобъектом №3. Штампы с последней аббревиатурой до сих пор "украшают" экспонаты музея. Естественно, что с мебелью, фарфором, хрусталем особо не церемонились, используя их по назначению, спокойно списывая все, что билось и ломалось. Не беда, если книги забывали на пляжах или "случайно" увозили домой, а старинными газетами устилали полы при побелке помещений, заворачивали в них продуктовые пайки. (по материалам "Исторического Архива", №5, 1993)
В 1952 году дворец получил статус санатория ВЦСПС. Просуществовал он только шесть месяцев, но и за это время все ценности бывшего дворца-музея успели разделить между другими музеями страны. 33 тысяч редких книг, архитектурные чертежи, географические карты и планы XVI-XVIII веков отправили в хранилище Фундаментальной библиотеки Академии наук СССР.
Современная история Дворца так же трагична. В ноябре 2001 года в средствах массовой информации обнародовано поручение президента, в котором управление делами его администрации уведомляло Верховный Совет и правительство Крыма о своем желании получить Алупкинский дворец-музей в свое подчинение...
История желает повториться. Сегодня, по прошествии 7 лет, дворец и парковая зона все еще открыты для посетителей. Однако, Крым постепенно умирает - следы былого величия еще есть. Надолго ли? Вырубаются виноградники: На красивейших местах строятся уродливые особняки... Крым, как красивейший уголок, уходит в историю...
Другие работы по теме:
Воронцовский дворец в Санкт-Петербурге
Школа №571 Санкт-Петербург Работу выполнила ученица 9Б класса Арыкина Алёна 2003 г. В юго-западном направлении от Невского проспекта по Садовой улице (д. 26) располагается дворец Воронцова – образец богатой городской усадьбы середины XVIII в.
Воронцовский дворец Санкт-Петербург
Воронцо́вский дворе́ц — дворец в центральной части Санкт-Петербурга, располагающийся на Садовой улице напротив Гостиного двора. Возведён архитектором Б. Ф. Растрелли в 1749—1757 годах для канцлера М. И. Воронцова. Дворец отличается богатым, нарядным декором фасадов и пышной отделкой интерьеров.
Меншиковский дворец Санкт-Петербург
Введение 1 История 1.1 Предыстория 1.2 Петровское время 1.3 Кадетский корпус 1.4 Наше время 2 Архитектура 2.1 Интерьер 2.2 Экстерьер Список литературы
Летний дворец Петра I
Ле́тний дворе́ц Петра́ I — название сохранившейся до наших дней в первозданном виде резиденции Петра I. Находится в Летнем саду (Санкт-Петербург).
Марли дворец
Марли (дворец) Марли́ — дворец, расположенный в западной части Нижнего парка дворцово-паркового ансамбля Петергоф. Дворец получил своё имя в память о посещении Петром I в 1717 резиденции французских королей (fr) в Марли-ле-Руаубрать шаблон под Парижем (не сохранилась; разрушена во время Великой французской революции).
Брынковяну, Константин
Константин Брынковяну (Constantin Brвncoveanu; 1654 — 26 августа 1714) — великий логофет, а с 1688 г. и господарь Валахии, перенёсший столицу в Бухарест и развернувший широкую строительную деятельность в своих владениях. Построенные им дворец Могошая и несколько монастырей (в том числе Хорезу) выполнены в т. н. брынковянском стиле.
Родной город Ялта
Сочинение-описание Мы живем в городе Ялта. Общеизвестно, что Ялта - столица южного берега и самый знаменитый город Крыма. Это морской курорт, куда летом на отдых приезжает огромное количество людей. Поэтому Ялта стала одним из найпопулярнейших центров культурной жизни, где проводятся широко известные фестивали театра и кино, эстрадные и музыкальные конкурсы.
Толстой Награда
Лев Николаевич Толстой Награда Толстой Лев Николаевич Награда Лев Николаевич Толстой Награда Мужик нашел дорогой камень и понес его к царю. Пришел во дворец и стал спрашивать у царских слуг: как бы царя увидать.
Уголок зверей
Автор: Сочинения на свободную тему Летом многие дети гостят у своих родственников: кто в деревне, кто в другом городе. Я часто навещаю свою тетю, и этим летом я гостила у нее около месяца. Дни тянулись медленно и однообразно, казалось, что жара будет одолевать нас вечно. Но один день у меня остался в памяти.
Золушка
Автор: Перро Шарль. Новая жена почтенного человека невзлюбила его добрую и красивую дочь. Отца девушки мачеха держала под каблуком, поэтому Золушка, за которую некому было заступиться, была у злой женщины и двух ее дочерей на правах служанки, а все свободное время проводила на ящике с золой. Когда король устроил бал, разодетые сестры поехали во дворец.
Толстой Избушка и дворец
Лев Николаевич Толстой Избушка и дворец Толстой Лев Николаевич Избушка и дворец Лев Николаевич Толстой Избушка и дворец Один царь строил себе дворец и перед дворцом сделал сад. Но на самом въезже в сад стояла избушка, и жил бедный мужик. Царь хотел эту избушку снести, чтобы она сад не портила, и послал своего министра к бедному мужику, чтобы купил избушку.
Большой Екатерининский дворец
План Введение 1 История 2 Перестройка 3 Архитектура 4 Янтарная комната 5 Ход восстановления 6 Фотографии 7 Источники Список литературы Большой Екатерининский дворец
Зимний дворец
Один из наиболее впечатляющих памятников архитектуры русского барокко. Трехэтажное здание расчленено по высоте на два яруса, что подчеркнуто ордером и горизонтальными тягами.
Меншиковский дворец
Первое монументальное каменное здание города, начатое строительством в 1710 г. по проекту Дж. М. Фонтана и завершенное к 1720 г. под руководством И.Г. Шеделя. Резиденция любимца и сподвижника Петра I А. Д. Меншикова.
Государственный Русский Музей
Государственный Русский музей - крупнейшее в мире собрание русского изобразительного искусства. Он открылся 7 (19) марта 1898 года и стал первым в России государственным музеем русского искусства.
Княжеский дворец меликства Дизака
Введение 1 История строительства 2 Фотогалерея Список литературы Введение Дворец мелика Егана (арм. Մելիք եգանի ապարանք) — дворец XVIII века в селе Туг, (Нагорный Карабах). Здесь жили армянские мелики Дизакского княжества Арцаха Еганы.
Таврический дворец
Введение 1 Комплекс Таврического дворца 2 Внутреннее убранство 3 Резиденция Потемкина 4 После Екатерины 5 Государственная дума 6 Февральская революция
Музей новейшей китайской истории
занимает здание бывшего президентского дворца в Нанкине. Со времён династии Мин здесь находилась резиденция наместников провинций Анхой, Цзянсу, Цзянси. В 1853-64 гг. она была расширена для размещения покоев лидера восстания тайпинов Хун Сюцюаня. После взятия Нанкина цинскими войсками дворец был снесён, и на его месте построена новая резиденция наместников.
Урда Ташкент
Урда́ — район старого города около места пересечения улицы Навои (когда-то улица Шейхантаурская) и канала Анхор. История Урды Этимология слова скорее всего связана с тем, что здесь в составе городской стены старого города первоначально находилась — Урда — военная цитадель, дворец и ставка правителя города Юнусходжи.
Карлота Жоакина, инфанта Испанская
Карлота Жоакина Бурбон (исп. Carlota Joaquina Teresa de Borbуn y Borbуn, порт. Carlota Joaquina Teresa de Bourbon e Bourbon; 25 апреля 1775, Аранхуэс, Испания — 7 января 1830, Дворец Келуш, Португалия) — урожденая инфанта Испанская, в замужестве королева-консорт Португалии.
1730 год
Это — статья о годе, см. также статью о числе 1730. 1730 год — невисокосный год, начинающийся в воскресенье по григорианскому календарю. События 1730—1746 — Король Дании и Норвегии Кристиан VI.
Дворец Лихтенштейнов Вена
Дворец Лихтенштейнов — дворец в стиле барокко, принадлежащий лихтенштейнской княжеской семье. Расположен в Альзергрунде — 9-м районе Вены. С XIX века часть его территории занимает парк «Новый летний дворец».
Улица Академика Сулеймановой Ташкент
Улица академика Сулеймановой (до 1917 года — Воронцовский проспект , до 1961 года улица Сталина , до 1965 года - улица Братская ) — улица в центре Ташкента, расположенная между проспектом Навои и улицей Истиклол, и идёт от улицы Шарафа Рашидова до улицы Амира Тимура.
Адель Шампанская
Адель Шампанская [1] (фр. Adиle de Champagne) (ок. 1140 — 4 июня 1206, Дворец Сите, Париж) — королева Франции (1160 — 1180), регентша Франции (1190 — 1192), дочь Тибо II Великого, графа Шампани и Матильды Каринтийской.
Каср-ибн-Вардан
Руины дворца Каср-ибн-Вардан , араб. قصر أبن وردان — руины дворца 6 в. н. э. Расположены в пустыне примерно в 60 км к северо-востоку от сирийского города Хама.
Памятник Владимиру Великому Киев
Памятник Владимиру Великому — старейший скульптурный памятник Киева, сооружённый в 1853 году. Общепризнанный символ города. Расположен в парке «Владимирская горка».
Марсово поле Париж
Вид на Марсово поле с верхнего этажа Эйфелевой башни Марсово поле (фр. Champ de Mars) — общественный парк в 7-м округе Парижа, между Эйфелевой башней с северо-запада и Военной школой с юго-запада. Находится в западной части города, на левом берегу Сены.
Приказ Большого Дворца
План Введение 1 Боярин и дворецкий 2 Состав Большого Дворца 3 Деятельность Большого Дворца 4 Состав служащих дворцов Введение Приказ Большого Дворца — упоминается в записных книгах с 1627 года по 1709 год.
Сизарс-Палас
Сизарс-Палас Caesars Palace ([Сизарс Палас], в переводе «Дворец Цезаря») — развлекательный комплекс в Лас-Вегасе (США). Здание оформлено в стиле Древнего Рима.
Угрюмов, Иван Матвеевич
Введение 1 Биография 1.1 Летний сад 1.2 Первый Зимний дворец Список литературы Введение Иван Матвеевич Угрюмов (Иван Матвеев) (16??—1707[1]) — бомбардир, мастер-строитель, первый архитектор Летнего сада. Фонтанный мастер Петра I.
Петровский путевой дворец
Введение 1 Предназначение 2 Ставка Наполеона 3 В XX веке 4 Реставрация Список литературы Петровский путевой дворец Введение Петро́вский путево́й (подъездно́й) дворе́ц на Тверском тракте (ныне Ленинградский проспект Москвы) — путевой дворец на въезде в Москву со стороны Петербурга; образец русской неоготической архитектуры.
Навуходоносор
Навуходоносор, халдейский царь Вавилонии в 605–562 до н.э.; известен как величайший правитель Нововавилонской империи.
Сташиц, Станислав
Стани́слав Ста́шиц (польск. Stanisław Staszic, 6 ноября 1755, Пила — 20 января 1826, Варшава) — польский философ, учёный, писатель, меценат.
Старов И.Е.
Архитектор. Родился в Москве в семье дьякона. Обучался в школе для детей "духовного чина", затем в гимназии при Московском университете. В 1756 г. переведен в Санкт-Петербург, в Академию художеств; учился у Кокоринова и Валлен-Деламота.